УИД 38RS0031-01-2020-003412-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2020 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Столповской Д.И., при секретаре Ду-Цзин-Хуа А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ 2а-2477/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №12 по Иркутской области (далее по тексту Межрайонная ИФНС России №12 по Иркутской области) обратилась в Иркутский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением к ФИО1, в котором просит: взыскать с административного ответчика задолженность по обязательным платежам в размере 4 858,98 руб., в том числе: 1 864,00 руб. - недоимка по земельному налогу с физических лиц (ОКТМО 25612163) за 2015 год; 11,18 руб. - пени, начисленные на сумму недоимки по земельному налогу с физических лиц (ОКТМО 25612163) за 2015 год за период с **/**/**** по **/**/****; 2 966,00 руб. - недоимка по налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 25612163) за 2015 год; 17,80 руб. - пени, начисленные на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 25612163) за 2015 год за период с **/**/**** по **/**/****.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административный ответчик ФИО3 имеет (имел) в собственности объекты, подлежащие налогообложению, и является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.
В соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В соответствии со ст. 65 Земельного Кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Физические лица, пользующиеся земельными участками, должны уплачивать земельный налог.
Согласно п. 1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налоговым периодом признается календарный год. Налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
На основании п. 6.1 Решения Думы Марковского муниципального образования от 13.11.2014 № 30-157/Дгп "Об утверждении Положения о земельном налоге на территории Марковского муниципального образования на 2015 год" в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства установлена ставка - 0,3 процента.
Земельный налог рассчитан по формуле:
кадастровая стоимость*доля в праве*налоговая ставка*факт. время владения (мес.).
~~~
776 628 * 4/5 * 0,3% * 12/12= 1 864,00 рублей.
Всего по ОКТМО 2561216**/**/**** год: 1 864,00 рублей.
Согласно ст. ст. 400, 401 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности объекты: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение сооружение, помещение.
В соответствии со ст. ст. 404, 405, 408, 409 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом признается календарный год. Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Согласно п. 2 Решения Думы Марковского муниципального образования от 13.11.2014 № 30-158/Дгп "Об установлении и введении в действие налога на имущество физических лиц на территории Марковского муниципального образования на 2015 год" для объектов налогообложения, суммарная инвентаризационная стоимость которых, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), свыше 500 000 руб. до 1 000 000 руб., установлена ставка - 0,4 процента.
Налог на имущество физических лиц рассчитан по формуле:
инвентаризационная стоимость с учетом коэффициента-дефлятора*доля в праве*налоговая ставка*факт, срок владения (мес.).
Жилой дом, кадастровый № * 4/5 * 0,4% * 12/12 = 2 966,00 рублей.
Всего по ОКТМО 25612163 за 2015 год: 2 966,00 рублей.
Налоговым органом в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление от **/**/**** №, штриховой идентификатор ~~~, которое является неотъемлемой частью настоящего заявления. По сроку уплаты **/**/****, указанном в налоговом уведомлении земельный налог, налог на имущество физических лиц за 2015 год ФИО1 не уплачен.
В соответствии со ст. 75 НК РФ на суммы неуплаченных (несвоевременно уплаченных) налогов начисляются пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем периоде.
В соответствии с и. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов является основанием для направления должнику требования об уплате налога.
Так, в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ налоговым органом налогоплательщику по месту его регистрации, направлено требование об уплате налога и пени от **/**/**** №, идентификатор почтового отправления ~~~, срок исполнения требования - **/**/****.
В нарушение ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 23 НК РФ по состоянию на настоящую дату подачи заявления за административным ответчиком числится задолженность по требованию об уплате налога и пени от **/**/**** № в размере 4 858,98 руб.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 12 по Иркутской области не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно указаниям в административном исковом заявлении административный истец просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания, возражений относительной заявленных административных исковых требований не поступало.
С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся представителя административного истца и административного ответчика.
Исследовав письменные доказательства по делу, и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 44 НК РФ).
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ст. 75 НК РФ).
В соответствии с п.п. 3-5 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 26.1 НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В соответствии со ст. 65 Земельного Кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Физические лица, пользующиеся земельными участками, должны уплачивать земельный налог.
Согласно ст. ст. 400, 401 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности объекты: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение сооружение, помещение.
В силу ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пени и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
Пункт 2 части 1 статьи 32 НК РФ обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ), является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что ФИО1 является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц в связи с нахождением в его собственности:
~~~
~~~
В адрес налогоплательщика налоговым органом направлено налоговое уведомление заказным письмом от **/**/**** № со сроком уплаты **/**/****, факт направления налогового уведомления в адрес налогоплательщика подтверждается списком почтовых направлений № от **/**/****, номер идентификатора ~~~.
Несмотря на установленные сроки исполнения обязанности по уплате налога, налогоплательщик обязанность по уплате налога не исполнил, в связи с чем, налоговым органом произведено начисление пени и в адрес налогоплательщика направлено требование от **/**/**** № со сроком уплаты до **/**/****, факт направления налогового уведомления в адрес налогоплательщика подтверждается списком почтовых направлений № от **/**/****, номер идентификатора ~~~.
Из материалов административного дела № следует, что **/**/**** в адрес мирового судьи судебного участка №64 Иркутского района Иркутской области поступило заявление Межрайонной ИФНС России №12 по Иркутской области о взыскании с ФИО1 налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений: налог в размере 2966 руб., пени в размере 17,80 руб.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: налог в размере 1864 руб., пеня в размере 11,18 руб., транспортный налог с физических лиц: налог в размере 1414 руб., пеня в размере 8,48 руб.
**/**/**** вынесен судебный приказ о взыскании с должника ФИО1 налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений: налог в размере 2966 руб., пени в размере 17,80 руб.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: налог в размере 1864 руб., пеня в размере 11,18 руб., транспортный налог с физических лиц: налог в размере 1414 руб., пеня в размере 8,48 руб.
Определением мирового судьи от **/**/**** в связи с поступившими возражениями должника судебный приказ был отменен.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Поскольку общая сумма задолженности по транспортному налогу и пени по требованию № по состоянию на **/**/**** превышала 3 000 руб., то подлежит применению шестимесячный срок, установленный абз.1 п.2 ст.48 НК РФ для обращения в суд, который с учетом установленного в требовании срока исполнения – до **/**/**** истекал **/**/****.
Исследованными материалами административного дела № подтверждено, что заявление о выдаче судебного приказа предъявлено налоговым органом **/**/****, то есть с пропуском установленного законом срока. Суд не может принять во внимание дату **/**/**** указанную административным истцом в заявлении в качестве даты обращения с заявлением к мировому судье.
Согласно части 3 статьи 123.3 КАС РФ к заявлению о вынесении судебного приказа прилагаются документы, свидетельствующие о направлении должнику копий заявления о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документов заказным письмом с уведомлением о вручении, либо документы, подтверждающие передачу должнику указанных копий заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом. К заявлению также прилагается копия требования об уплате платежа в добровольном порядке.
Как следует из представленного списка внутренних почтовых отправлений, копия заявления о вынесении судебного приказа направлена МИФНС России №12 по Иркутской области в адрес должника ФИО1 **/**/****, что также свидетельствует о пропуске срока административным истцом и невозможности обращения к мировому судье с указанным заявлением ранее установленного срока.
При подаче настоящего административного искового заявления налоговый орган ходатайства о восстановлении пропущенного срока не заявлял, доказательств уважительности причин его пропуска не представил.
Положения абз.2 ч. 3 ст. 48 НК РФ, устанавливающие возможность подачи налоговым органом требования о взыскании налога в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, применению не подлежат, поскольку на дату обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган уже пропустил установленный законом срок на принудительное взыскание суммы задолженности.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
С учетом установленных обстоятельств, несмотря на безусловную значимость взыскания в бюджет неуплаченных налогоплательщиком самостоятельно налогов и пени (статья 57 Конституции Российской Федерации), суд полагает необходимым в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России № 12 по Иркутской области о взыскании с административного ответчика ФИО1 задолженности по обязательным платежам в размере 4858,98 руб., в том числе: 1864,00 руб. - недоимка по земельному налогу с физических лиц (ОКТМО 25612163) за 2015 год; 11,18 руб. - пени, начисленные на сумму недоимки по земельному налогу с физических лиц (ОКТМО 25612163) за 2015 год за период с **/**/**** по **/**/****; 2966,00 руб. - недоимка по налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 25612163) за 2015 год; 17,80 руб. - пени, начисленные на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 25612163) за 2015 год за период с **/**/**** по **/**/****, отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам в размере 4858,98 руб., в том числе: 1864,00 руб. - недоимка по земельному налогу с физических лиц (ОКТМО 25612163) за 2015 год; 11,18 руб. - пени, начисленные на сумму недоимки по земельному налогу с физических лиц (ОКТМО 25612163) за 2015 год за период с **/**/**** по **/**/****; 2966,00 руб. - недоимка по налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 25612163) за 2015 год; 17,80 руб. - пени, начисленные на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц (ОКТМО 25612163) за 2015 год за период с **/**/**** по **/**/**** – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято судом **/**/****.
Судья: Д.И. Столповская