РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Махачкала 16 июня 2023 года
Кировский районный суд г.Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Шихгереева Х.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Магомедовым А.М.,
рассмотрев в судебном заседании от 16 июня 2023 года
с участием
Гаджиева М.М. и Эминовой Э.В. – представителей ФИО3
ФИО11- представителя Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>»
гражданское дело № по иску ФИО3 к Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>», третьим лицам – нотариусу ФИО9 и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД о (об):
-установлении факта принятия ею наследства, открывшегося после смерти ФИО2, имевшей место ДД.ММ.ГГГГ,
-включении земельного участка площадью 0,06 га, расположенного по адресу: РД, <адрес>, МКР №, 5-линия, участок №, в наследственную массу, открывшуюся после смерти ФИО2, имевшей место ДД.ММ.ГГГГ,
-признании за ней в порядке наследования права собственности на земельный участок площадью 0,06 га, расположенный по адресу: РД, <адрес>, МКР №, 5-линия, участок №,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» (далее- Администрация <адрес>), третьим лицам – нотариусу ФИО9 (далее- нотариус)и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД (далее- КУправлен ие Росреестра по РД) о (об):
-установлении факта принятия ею наследства, открывшегося после смерти ФИО2, имевшей место ДД.ММ.ГГГГ,
-включении земельного участка площадью 0,06 га, расположенного по адресу: РД, <адрес>, МКР №, 5-линия, участок №, в наследственную массу, открывшуюся после смерти ФИО2, имевшей место ДД.ММ.ГГГГ,
-признании за ней в порядке наследования права собственности на земельный участок площадью 0,06 га, расположенный по адресу: РД, <адрес>, МКР №, 5-линия, участок №.
В обоснование своих требований она указала, что является супругой ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ее муж ФИО2 при своей жизни владел, пользовался и распоряжался земельным участком площадью 0. 06 га по адресу: <адрес>, МКР №. 5-ая линия, участок №, выделенным ему постановлением Администрации поселка Ленинкент <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № под индивидуальное жилищное строительство, она в пределах установленных законом 6-месяцев после смерти мужа обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство на земельный участок, оставшийся после смерти мужа, нотариус ФИО9 уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ отказала ей в выдаче свидетельства со ссылкой на то, что наследодатель при своей жизни не зарегистрировал свое право собственности на земельный участок, в связи с чем без решения суда данный земельный участок не может быть включен в наследственную массу, она входит в число наследников ФИО2, остальные наследники первой очереди отказались от наследства в ее пользу.
Гаджиев М.М. и Эминова Э.В. – представители ФИО3 в судебном заседании поддержали заявленные требования, просили удовлетворить требования ФИО3. по основаниям, указанным в иске.
ФИО4 А.И.- представитель Администрации <адрес> в судебном заседании требования ФИО3 не признал, просил отказал в удовлетворении требований истицы по тем основаниям, что ФИО2 при своей жизни не предпринимал действия, направленные на реализацию своего права на приобретение участка в собственность, поэтому, участок не приобрел статус наследственного имущества, в связи с чем он не может быть передан в собственность его наследников.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив доводы иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Свои требования истец обосновывает на том, что ее муж ФИО2, которому земельный участок был предоставлен решением органа местной власти под индивидуальное жилищное строительство, имел право зарегистрировать свое право собственности на земельный участок, однако, он ДД.ММ.ГГГГ скончался, не успев сделать этого, после его смерти она как наследник первой очереди приняла наследство, поэтому, это право ее мужа и его право собственности на земельный участок в порядке наследования перешло к ней как к наследнику первой очереди.
Судом проверены эти доводы истца.
Из исследованного в судебном заседании решен ия Администрации поселка Ленинкент <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении земельных участков под индивидуальное строительство» следует, что на основании решения жилищно-бытовой комиссии ФИО2 отведен земельный участок площадью 0.06 га для строительства индивидуального жилого дома.
Данное решение не содержит в себе конкретных данных о месте расположении земельного участка, предоставленного ФИО2
Однако, этот недостаток устранен заверенной Администрацией поселка Ленинкент <адрес> отметкой на оборотной стороне решения о том, что данный участок расположен по адресу поселка Ленинкент: 3 МКР, 5-ая линия, участок №, а также справкой Администрации поселка Ленинкент <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой на основании решения поселка Ленинкент <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 выделен земельный участок по адресу: <адрес>: 3 МКР, 5-ая линия, участок №
В данных решении и справке не указан вид права, на котором ФИО2 предоставлен земельный участок.
Однако, это обстоятельство не исключает возможность установления вида права на котором предоставлялись земельные участки под индивидуальное жилищное строительство.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилищные правоотношения на территории Республики Дагестан регулировались ЗК РСФСР 1991 года и Законом ДССР «О земле» от 1991 года.
Статьей 27 Закона ДССР «О земле» от 1991 года было предусмотрено, что земельные участки плод индивидуальное жилищное строительство на территории Республики Дагестан предоставлялись только на праве пожизненного наследуемого владения, предоставление земельных участков под указанные цели данным законом на другом виде права не предусматривалось.
С ДД.ММ.ГГГГ введена в действие часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации, нормы которой раскрыли содержание понятия «пожизненное наследуемого владения земельным участком».
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (статья 265 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 266 ГК РФ гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству.
Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству.
Из совокупности приведенных норм права вытекает, что решением Администрации поселка Ленинкент <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении земельных участков под индивидуальное строительство» ФИО2 земельный участок площадью 0.06 га для строительства индивидуального жилого дома предоставлялся на праве пожизненного владения, который переходит к наследникам также на праве пожизненного наследуемого владения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО2 до введения в действие Земельного кодекса РФ и Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на праве пожизненного наследуемого владения был предоставлен земельный участок под индивидуальное жилищное строительство.
Земельным кодексом Российской Федерации, который введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ, не предусмотрено предоставление земель на праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 21 ЗК РФ в редакции, действовавшей в редакции до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулировалось право пожизненного наследуемого владения земельным участком. Названным законом данная статья ЗК РФ признана утратившей силу.
Пунктом 1 статьи 3 названного Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, не ограничивается (пункт 3 статьи 3 Закона).
В соответствии с пунктом 9.1 той же статьи Федерального закона, если земельный участок предоставлен гражданину до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве пожизненного наследуемого владения, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В силу приведенных норм закона ФИО2 имел право оформить право собственности на названный земельный участок, предоставленный ему на праве пожизненного наследуемого владения.
В судебном заседании установлено, что ФИО2, которому на праве пожизненного наследуемого владения принадлежал земельный участок № площадью 600 кв.м. на 5-й линии МКР № поселка Ленинкент <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ скончался.
Пунктом 2 статьи 218 ГК РФ предусмотрено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (статья 1112 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил этого Кодекса не следует иное.
Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения садоводства индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзац первый и третий) статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность) (пункт 82 названного постановления Пленума Верховного Суда РД).
Из приведенных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Дагестан следует, что обращение наследодателя в уполномоченный орган для реализации предусмотренного пунктом 9.1 Федерального статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права зарегистрировать право собственности на участок, предоставленный наследодателю под индивидуальное жилищное строительство, является условием для признания судом за наследниками в порядке наследования права собственности на земельный участок только в том случае, если земельный участок был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Из приведенных норм права и разъяснений не следует, что в том случае, если земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения, обращение наследодателя в уполномоченный орган для реализации предусмотренного пунктом 9.1 Федерального статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права зарегистрировать право собственности на участок, предоставленный наследодателю под индивидуальное жилищное строительство, не является условием признания судом за наследниками права собственности, поскольку в силу положений статей 265-267 ГК РФ для перехода к наследникам права пожизненного наследуемого владения земельным участком и последующего оформления этого права на право собственности не требуется выражение воли муниципального образования, в собственности которого находится сам земельный участок.
В силу приведенных норм к наследнику ФИО2 первой очереди ФИО3 перешло право пожизненного наследуемого владения земельным участком, соответственно, к ней перешло и предусмотренное пунктом 9.1 статьи 3 названного выше Федерального закона право на переоформление права пожизненного наследуемого владения земельным участком на право собственности на него.
Поэтому, непризнание Администрацией <адрес> требований ФИО12 не препятствует включению названного земельного участка в состав наследственной массы, оставшейся после смерти ФИО2, а также признанию права собственности на участок за ФИО3
Обстоятельства, свидетельствующие о принятии или непринятии наследниками наследственного имущества, в том числе и земельного участка, не являются обстоятельствами, имеющими значение для лиц, не относящихся к числу наследников.
Администрация <адрес> не входит в число наследников ФИО2
Поэтому, она не может оспаривать доводы ФИО3 о принятии ею наследства после смерти своего мужа.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что ФИО3 в течение 6 месяцев после смерти мужа обратилась к нотариусу, как это предусмотрено статьями 1153 и 1154 ГК РФ, с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, на что ей дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что не представляется возможным выдать свидетельство о праве на наследство в связи с тем, что права ФИО2- наследодателя на земельный участок не оформлены.
Наследники ФИО2 первой очереди, привлеченные к участию в деле, не отрицают, что ФИО3 приняла наследство после смерти своего мужа, сами они не претендуют на участок, поскольку они не приняли наследство.
Поэтому, требования ФИО3 об установлении факта принятия наследства, включении земельного участка в наследственную массу и признании за ней права собственности на земельный участок подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 и 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 к Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>», третьим лицам – нотариусу ФИО9 и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД удовлетворить.
Установить факт принятия ФИО3 наследства, открывшегося после смерти ее мужа ФИО2, имевшей место ДД.ММ.ГГГГ.
Включить земельный участок площадью 0,06 га, расположенный по адресу: РД, <адрес>, МКР №, 5-линия, участок №, в наследственную массу, открывшуюся после смерти ФИО2, имевшей место ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ФИО3 в порядке наследования после смерти своего мужа –Гайдарова ФИО2 право собственности на земельный участок площадью 0,06 га, расположенный по адресу: РД, <адрес>, МКР №, 5-линия, участок №.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Х.И. Шихгереев.