Судья Протасова Е.М. дело № 33а-763
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 15 мая 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В.,
судей: Братухина В.В. и Салиховой Э.И.
при секретаре Демаковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Кремнёва В.Г. – Чепайкиной Е.А. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 февраля 2018 года, по которому постановлено:
отказать в удовлетворении административного искового заявления Кремнёва В.Г. к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании незаконными и отмене отказов в согласовании проведения публичного мероприятия в полном объеме.
Заслушав доклад председательствующего судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Попова Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кремнёв В.Г. подал в суд административный иск к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании незаконными и отмене решений администрации от 29 декабря 2017 года № 030-31/84у, от 17 января 2018 года № 010-31/1у, от 24 января 2018 года № 010-31/2у/Зу/4у/5у/6у/7у/12у/14у/17у/18у/19у/21у/22у/24у/25у об отказе в согласовании митинга, запланированного Кремнёвым В.Г. на 28 января
2018 года. В обоснование административного иска были приведены следующие доводы и обстоятельства. Кремнёвым В.Г. 15 января 2018 года подано уведомление о проведении 28 января 2018 года с 14 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. публичного мероприятия в формах шествия и митинга по адресу: шествие по маршруту от пл. Оболенского-Ноготкова по пр. Ленина до ул. Комсомольская, от ул. Комсомольская до бул. Чавайна, от бул. Чавайна до пл. Никонова, где планировалось проведение митинга предельной численностью участников до 500 человек. Цель публичного мероприятия - «Забастовка избирателей». Уведомление было подано 15 января 2018 года. Ранее Кремнёвым В.Г. было подано предварительное уведомление от 29 декабря 2017 года. В адрес Кремнёва В.Г. от администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» поступили ответы от 29 декабря 2017 года, от 17 января 2018 года. Согласно письму от 29 декабря 2017 года предварительное уведомление о проведении публичного мероприятия в форме шествия, переходящего в митинг, было признано не соответствующим ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, но без указания на конкретные недостатки. Согласно письму от 17 января 2018 года уведомление от 15 января 2018 года было признано ненадлежащим в части проведения публичного мероприятия в форме шествия, было предложено устранить указанный недостаток. 19 января 2018 года Кремнёвым В.Г. подано несколько уточненных уведомлений, в которых форма публичного мероприятия со смешанной формой «шествие, переходящее в митинг» была заменена на митинг, проведение которого предлагалось по одному из адресов, указанных во вторичных уточненных уведомлениях от 19 января 2018 года. В каждом из вторичных уточненных уведомлений была сделана ссылка на то, что эти уведомления направляются в ответ на письмо административного ответчика от 17 января 2018 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Чепайкина Е.А., действующая в интересах Кремнёва В.Г. по доверенности от 5 февраля 2018 года, просит решение суда отменить, как вынесенное с неправильным определением существенных для административного дела обстоятельств, при их недоказанности, с выводами суда, не соответствующими фактическим обстоятельствам административного дела. В апелляционной жалобе излагаются обстоятельства административного дела, приводится позиция, избранная заявителем жалобы при рассмотрении административного дела в суде первой инстанции. В апелляционной жалобе указывается, что уведомление от 29 декабря 2017 года носило ознакомительный характер и было подано с целью исключить неожиданное занятие заявленных площадок г. Йошкар-Олы, соответственно, на него не распространяется действие Федерального закона от 19 июля 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В апелляционной жалобе выражается несогласие с выводом суда относительно пропуска срока на обращение в суд по отдельным требованиям, отмечается, что судом не дана оценка факту направления уведомлений, как в адрес администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», так и в адрес Министерства внутренней политики, развития местного самоуправления и юстиции Республики Марий Эл.
В отзыве администрация ГО «Город Йошкар-Ола» в лице представителя Капустиной Т.В. выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы Кремнёв В.Г., его представитель Чепайкина Е.А., извещенные судебными повестками, не явились. От Кремнёва В.Г. поступило письменное ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие и в отсутствие представителя Чепайкиной Е.А.
Согласно ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав объяснения представителя администрации ГО «Город Йошкар-Ола» Капустиной Т.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к убеждению, что оснований к отмене или изменению постановленного по административному делу решения не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Исследовав и оценив представленные доказательства полно и всесторонне, верно установив правоотношения сторон и распределив бремя доказывания, проанализировав применимое в настоящем административном деле законодательство, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административный иск не подлежит удовлетворению. В решении указаны определенные судом обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения административного дела, сделаны ссылки на нормы материального и процессуального права, которыми руководствовался суд при вынесении решения. Судебная коллегия отклоняет апелляционную жалобу и отмечает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч. 2 ст. 176 КАС РФ суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Судом первой инстанции установлено, что 29 декабря 2017 года Кремнёвым В.Г. в администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» направлено уведомление, поименованное предварительным, о проведении 28 января 2018 года с 14 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. публичного мероприятия, цель публичного мероприятия – «Забастовка избирателей». Маршрут и место проведения публичного мероприятия запланировано от пл. Оболенского-Ноготкова по пр. Ленина до ул. Комсомольская, от ул. Комсомольская до бул. Чавайна, от бул. Чавайна до пл. Никонова с митингом по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Никонова.
Письмом от 29 декабря 2017 года № 010-31/84у за подписью заместителя мэра г. Йошкар-Олы Кремнёву В.Г. со ссылкой на ч.ч. 1, 3 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» сообщено, что уведомление не соответствует требованиям названного Федерального закона, это исключает возможность согласовать проведение публичного мероприятия.
15 января 2018 года Кремнёвым В.Г., как организатором публичного мероприятия, подано в администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» уведомление о проведении публичного мероприятия в форме шествия и митинга 28 января 2018 года. В уведомлении указан маршрут и место проведения публичного мероприятия от пл. Оболенского-Ноготкова по
пр. Ленина до ул. Комсомольская, от ул. Комсомольская до бул. Чавайна,
от бул. Чавайна до пл. Никонова с митингом по адресу: г. Йошкар-Ола,
пл. Никонова.
Письмом от 17 января 2018 года № 010-31/1у за подписью заместителя мэра г. Йошкар-Олы Кремнёву В.Г. сообщено о том, что поскольку на пл. Никонова и пл. Оболенского-Ноготкова расположены государственные учреждения, в соответствии со ст. 2 Закона Республики Марий Эл от 1 октября 2004 года № 36-З уведомление о проведении публичного мероприятия необходимо направлять в Правительство Республики Марий Эл или уполномоченный им государственный орган. Также было указано, что публичное мероприятие в форме шествия, заявленное в уведомлении от 15 января 2018 года, не соответствует понятию «шествие», определенному в ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
22 января 2018 года в администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» от Кремнёва В.Г. поступили уведомления, поименованные как уточненные и датированные 19 января 2018 года, о проведении 28 января 2018 года с 14 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. митинга в г. Йошкар-Оле в следующих местах (всего 15): площадка перед центральным входом во Дворец культуры им. 30-летия Победы; Центральный парк культуры и отдыха; площадка у Мемориала жертвам радиационных катастроф; Центральный парк культуры и отдыха, площадка перед Мемориалам жертвам локальных воин; Центральный парк культуры и отдыха, летняя сцена; Центральный парк культуры и отдыха, площадка концертного зала; Центральный парк культуры и отдыха, площадка перед памятником В.И. Ленину; Итальянский парк между Воскресенской набережной, площадью Республики и строящимся административным зданием; Парк Победы по ул. Машиностроителей; Сквер им. Наты Бабушкиной; Аллея здоровья, рядом с остановкой «Аллея здоровья» и магазином «Зеленый мир»; Парк с Мемориалом – памятником жертвам политических репрессий; Сквер им. Ю.М. Свирина; Сквер им. А.С. Пушкина, у памятника Пушкину; Площадь Победы; площадка напротив Дворца культуры им. В.И. Ленина.
Письмом администрации от 24 января 2018 года № 010-31/2у/Зу/4у/5у/6у/7у/12у/14у/17у/18у/19у/21у/22у/24у/25у за подписью заместителя мэра г. Йошкар-Олы Кремнёву В.Г. сообщено о том, что в нарушение ст. 7 Федерального закона от 19 июля 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомления поступили в администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» 22 января 2018 года, то есть за пять дней до дня проведения публичного мероприятия.
В соответствии со ст. 31 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантировано право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий установлены Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – названный Федеральный закон).
Согласно п.п. 1, 2 ч. 4 ст. 5 названного Федерального закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 настоящего Федерального закона, не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 названного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу ч. 1 ст. 7 названного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона).
Обеспечение в Республике Марий Эл условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований урегулировано Законом Республики Марий Эл от 1 октября 2004 года № 36-З «О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Республики Марий Эл» (далее - Закон Республики Марий Эл от 1 октября 2004 года № 36-З)
Статьей 2 Закона Республики Марий Эл от 1 октября 2004 года № 36-З предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в Правительство Республики Марий Эл либо уполномоченный им орган исполнительной власти Республики Марий Эл (далее - орган исполнительной власти) или в администрацию соответствующего муниципального образования в срок не ранее 15 дней и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1). В случае определения в уведомлении местом проведения публичного мероприятия территории, непосредственно прилегающей к месту расположения органа (органов) государственной власти, государственных предприятий, учреждений, организаций, уведомление направляется в Правительство Республики Марий Эл или уполномоченный им орган исполнительной власти (ч. 2). В случае определения в уведомлении местом проведения публичного мероприятия территории муниципального образования, за исключением перечисленной в части второй настоящей статьи, уведомление направляется в администрацию муниципального образования (ч. 3).
Пунктом 2 ч. 1 ст. 12 названного Федерального закона предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
С учетом приведенного правового регулирования письмо от 29 декабря 2017 года № 010-31/84у соответствовало положениям ч.ч. 1, 3 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Письмо от 17 января 2018 года № 010-31/1у соответствовало положениям ст. 2 Закона Республики Марий Эл от 1 октября 2004 года № 36-З «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия», содержало на них ссылку и разъяснения, куда заявителю следует обратиться с соблюдением действующего законодательства.
Письмо администрации от 24 января 2018 года № 010-31/2у/Зу/4у/5у/6у/7у/12у/14у/17у/18у/19у/21у/22у/24у/25у, которым Кремнёву В.Г. было сообщено о пропуске срока на подачу уведомления, содержало ссылку на ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Все письменные ответы на обращения Кремнёва В.Г. были даны в установленный срок компетентным органом местного самоуправления, являлись мотивированными, были основаны на положениях действующего законодательства, а потому права и законные интересы административного истца не нарушили. Исходя из их содержания, следует, что письма администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» не являлись отказом в проведении публичного мероприятия.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о пропуске Кремнёвым В.Г. срока на обращение в суд по отдельным административным требованиям.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Частью 4 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов и обстоятельств административного дела следует, что письмо администрации ГО «Город Йошкар-Ола» от 29 декабря 2017 года № 010-31/84у получено лично Кремнёвым В.Г. 29 декабря 2017 года, письмо от 17 января 2018 года № 010-31/1у получено им 17 января 2018 года.
В суд административное исковое заявление подано Кремнёвым В.Г. посредством почтовой связи 5 февраля 2018 года, то есть с нарушением установленного срока. Основания для восстановления пропущенного срока по данным требованиям, каждое из которых имеет самостоятельный предмет публично-правового спора, отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о том, что уведомление от 29 декабря 2017 года носило ознакомительный характер и было подано с целью исключить неожиданное занятие заявленных площадок г. Йошкар-Олы, соответственно, на него не распространяется действие Федерального закона от 19 июля 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», являются ошибочными, поскольку эти доводы не основаны на положениях названного Федерального закона.
Доводы жалобы о том, что судом не дана оценка факту направления уведомлений как в адрес администрации ГО «Город Йошкар-Ола», так и в адрес Министерства внутренней политики, развития местного самоуправления и юстиции Республики Марий Эл, не могут повлечь отмену постановленного по настоящему административному делу решения, так как эти обстоятельства не являются существенными, значимыми для правильного рассмотрения и разрешения возникшего публично-правового спора.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о существенном нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, сводится к повторному изложению стороной административного истца своей позиции по административному делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции полностью исследовал и установил все существенные для настоящего административного дела обстоятельства, выводы суда соответствуют этим обстоятельствам и основаны на применимом законодательстве, являются мотивированными, подтверждаются представленными доказательствами.
Судебная коллегия считает, что с учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и справедливым и как таковое должно быть оставлено без изменения, апелляционная жалоба, доводы которой не основаны на нормах материального права и обстоятельствах административного дела, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чепайкиной Е.А. в интересах Кремнёва В.Г. – без удовлетворения.
Председательствующий Г.В. Попов
Судьи В.В. Братухин
Э.И. Салихова