УИД 86RS0001-01-2023-001400-16
Дело № 88-1026/2024
мотивированное определение
изготовлено 17 января 2024 года
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 16 января 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Грудновой А.В., Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1526/2023 по иску Югорского межрайонного прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, действующего в интересах Богатыревой Ольги Васильевны, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации,
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В., объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Тепловой М.Н., полагавшей, что судебные акты не подлежит отмене, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Югорский межрайонный прокурор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, действующий в интересах Богатыревой О.В., обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о взыскании в пользу Богатыревой О.В. расходов на приобретение технического средства реабилитации в размере 12 947 руб.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Богатырева О.В. является инвалидом по общему заболеванию. Индивидуальной программой реабилитации от 30 июля 2019 года предусмотрен перечень технических средств реабилитации, в который включен протез голени модульный бессрочно. Для изготовления средства реабилитации Богатырева О.В. обратилась в общество с ограниченной ответственностью «Реабилитационно-оздоровительный центр «Жемчужина Югры» и приобрела за свой счет протез голени стоимостью 160 551 руб. 29 июля 2022 года Богатырева О.В. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре за компенсацией расходов в связи с приобретением протеза голени. На основании приказов ответчика №1479-ТС от 01 сентября 2022 года и № 2195-ТС от 13 декабря 2022 года оплата расходов на приобретение технических средств реабилитации произведена частично в размере 147 604 руб., что является нарушением прав инвалида.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 сентября 2023 года, исковые требования исполняющего обязанности Югорского межрайонного прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, действующего в интересах Богатыревой О.В., удовлетворены. С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в пользу Богатыревой О.В. взыскана компенсация за приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации в сумме 12 947 руб.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ставит вопрос об отмене решения Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 мая 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 сентября 2023 года, как незаконных, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В кассационной жалобе указывает на то, что размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации. В нарушение требований закона суды не учли, что при наличии двух заключенных государственных контрактов № 144 и № 147 от 17 августа 2023 года на изготовление идентичного технического средства реабилитации за счет средств федерального бюджета, обеспечение гражданина осуществляется по наименьшей цене, поскольку это соответствует требованиям об эффективности и обоснованности расходования бюджетных средств. При этом протез, идентичный приобретенному Богатыревой О.В., по контракту № 144 не изготавливался и не оплачивался, то есть обязательства не исполнялись сторонами договора. При этом по контракту № 147 протез фактически изготавливался и оплачивался, что также подтверждено актом. Исходя из изложенного, считает, что стоимость технического средства реабилитации – протез голени модульного ПН3-89М-1 (тип 5) верно возмещена истцу в размере 147 604 руб. по цене, указанной в контракте № 147, поскольку по данному контракту протез изготавливался, принимался и оплачивался.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения прокурора, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений исходя из доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Богатырева О.В. является инвалидом II группы. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №492.16.86/2019, разработанной Федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре», Богатырева О.В. нуждается в проведении реабилитационных мероприятий с использованием технических средств реабилитации, в том числе протеза голени для купания, протеза голени модульного.
В соответствии с заключенным договором обществом с ограниченной ответственностью «Реабилитационно-оздоровительный центр «Жемчужина Югры» Богатыревой О.В. изготовлен и выдан по спецификации от 28 июля 2022 года протез голени модульный ТУ9396-020-50175420-2009 (шифр ПНЗ-89М-1) стоимостью 160 551 руб. Оплата произведена Богатыревой О.В. за протез голени модульный и чехол на культю голени из полимерного материала в общей сумме 197 431 руб. самостоятельно за счет собственных средств платежным поручением № 5229 от 27 июля 2022 года.
29 июля 2022 года Богатырева О.В. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с заявлением о компенсации расходов за самостоятельно приобретенный протез голени размере 160 551 руб.
На основании приказов ответчика № 1479-ТС от 01 сентября 2022 года и № 2195-ТС от 13 декабря 2022 года возмещение расходов Богатыревой О.В. на приобретение технических средств реабилитации произведено частично на сумму 147 604 руб. Невозмещенная сумма составила 12 947 руб.
Ссылаясь на то, что Богатыревой О.В. ответчиком не произведено полное возмещение расходов на приобретение ею за собственный счет технического средства реабилитации, Югорский межрайонный прокурор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обратился в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Богатыревой О.В. приобретен протез, который по своим техническим характеристикам предусмотрен классификацией технических средств реабилитации и аналогичен протезу голени модульного, закупка которого осуществлялась в рамках государственных контрактов от 17 августа 2021 года № 144 и № 147. Установив, что оба государственных контракта исполнены, ответчиком не представлены доказательства обоснованности определения размера компенсации истцу стоимости самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации в соответствии с государственным контрактом №147, предусматривающим более низкую цену приобретения средства реабилитации, суд первой инстанции пришел к выводу о праве выбора истца стоимости технического средства реабилитации в пределах цены указанной в сведениях государственных контактов № 144 и № 147, находящихся в открытом доступе.
Полагая, что на дату обращения Богатыревой О.В. к ответчику с заявлением о выплате ей компенсации, имел место завершенный исполнением государственный контракт № 144 от 17 августа 2021 года, выполненный на 99,9%, которым стоимость одной единицы протеза голени (тип № 5) определена в размере 160 551 руб., суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии у истца права на получение компенсации в размере стоимости самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации в размере 160 551 руб. за вычетом ранее полученной суммы в размере 147 604 руб. и взыскал с ответчика в пользу Богатыревой О.В невыплаченную часть стоимости приобретенного последней средства технической реабилитации в размере 12 947 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, отклонив доводы апелляционной жалобы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре.
Судебная коллегия не может согласиться с постановленными судами решениями, поскольку они приняты при неправильном применении и толковании норм материального права и с нарушением норм процессуального права.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты и относит определение объема и условий их предоставления отдельным категориям граждан к компетенции законодателя.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрел, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть первая статьи 10), определил понятие индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (часть первая статьи 11), установил право инвалидов на компенсацию в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если он приобрел и (или) оплатил их за собственный счет, предусмотрев порядок определения предельного размера стоимости технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги (часть шестая статьи 11), а также закрепил возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, и иными заинтересованными организациями (часть четырнадцатая статьи 11.1).
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В абзаце втором пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Утвержденные Правительством Российской Федерации постановлением от 07 апреля 2008 года №240 Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, в пункте 15.1 закрепляют, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами (абзац первый).
Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года № 57н, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Абзацами первым и вторым пункта 4 названного порядка, в редакции, действующей на дату обращения Богатыревой О.В. с заявлением о возмещении расходов на приобретение технического средства реабилитации, предусмотрено, что размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет. В последней ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года № 57н. При этом определение уполномоченным органом размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В целях определения размера данной компенсации уполномоченный орган устанавливает аналогичность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации. Размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени закупки технического средства реабилитации, проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на закупку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Возможность получения инвалидами компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере, который превышает стоимость аналогичных средств реабилитации, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации инвалида и предоставляемых уполномоченными органами по результатам осуществляемых ими закупок этих средств, законодательством, регулирующим отношения в сфере обеспечения инвалидов техническими средства реабилитации, не предусмотрена.
Верховный Суд Российской Федерации в апелляционном определении №АПЛ16-256 от 26 июля 2016 года пришел выводу о том, что пункт 4 Порядка выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года № 57н, не противоречит статье 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и не нарушает права инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета. Верховным Судом Российской Федерации указано, что возможность получения инвалидами компенсации в размере, который превышает названную стоимость, из законодательства, регулирующего отношения в области обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, не следует.
Однако суды первой и апелляционной инстанций неправильно истолковали и применили к спорным отношениям нормы материального права, регулирующие отношения по компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, в их взаимосвязи с положениями Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года № 57н, вследствие чего, судами не установлено в соответствии с каким заключенным уполномоченным органом государственным контрактом (№144 или №147) фактически осуществлена закупка однородного технического средства реабилитации, при том, что в силу приведенных норм права последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации, обязательства по которой на дату подачи Богатыревой О.В. заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации фактически исполнены сторонами контракта в полном объеме, принимая во внимание, что размер компенсации не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, фактически закупленного уполномоченным органом в установленном порядке.
В связи с изложенным, обоснованными признаются доводы ответчика о том, что протез, идентичный приобретенному Богатыревой О.В., по контракту № 144 не изготавливался, не поставлялся и не оплачивался, то есть обязательства по контракту в данной части сторонами не исполнялись, при этом по контракту №147 аналогичный протез фактически изготавливался и оплачивался. Указанным доводам ответчика судами надлежащая правовая оценка не дана. Содержание акта №2/147 от 24 сентября 2021 года выполнения работ в пользу граждан в целях их социального обеспечения к счету №2/147 от 24 сентября 2021 года по государственному контракту №147 от 17 августа 2021 года, в соответствии с которым на основании контракта изготовлен и поставлен один протез голени модульный (тип 5) ПН3-89М-1 стоимостью 147 604 руб., а также содержание итогового акта к контракту №144 от 17 августа 2021 года, в соответствии с которым на основании контракта протез голени модульный (тип 5) ПН3-89М-1 стоимостью 160 0551 руб. не изготавливался, не поставлялся и не оплачивался, судами не проанализировано. Указанным документам какая-либо правовая оценка в нарушение положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с точки зрения соблюдения ответчиком положений пункта 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года № 57н, судами не дана. Закупка уполномоченным органом по заключенным контрактам иных средств технической реабилитации инвалидов с иным техническими характеристиками, в связи с чем сторонами контракты признавались исполненными более чем на 99%, юридического значения не имеет, вопреки ошибочному мнению судов.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что состоявшиеся судебные акты нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть приведенное выше и разрешить исковые требования Югорского межрайонного прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, действующего в интересах Богатыревой О.В., к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 сентября 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Председательствующий
Судьи