Решение по делу № 2-634/2022 (2-10855/2021;) от 16.11.2021

Дело № 2-634/2022

35RS0010-01-2021-017432-22

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда « 12 » января 2022 г.

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

судьи Пестеревой А.Н.,

при секретаре Влагасове В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Милюковой О. Н. к Администрации города Вологды о признании кадастровых работ недействительными и обязании совершения определенных действий,

установил:

Милюкова О.Н. (далее- истец) обратилась в суд с иском к Администрации города Вологды (далее- ответчик) о признании кадастровых работ недействительными и обязании согласовать предоставление земельного участка, мотивируя требования тем, что что состоит на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно. С этой целью Милюкова О.Н. обратилась в Департамент градостроительства Администрации города Вологды с заявлением о предварительном согласовании схемы предоставления земельного участка, однако, распоряжением начальника Департамента градостроительства Администрации города Вологды 13 января 2021 года отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес>, так как местоположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения на кадастровом плане территории, частично совладает с местоположением земельных участков, образуемых в соответствии с решением Земельной комиссии при Администрации города Вологды от 13 ноября 2020 года, на основании которого принято постановление Администрации города Вологды от 15 декабря 2020 года№ 1810 «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастром плате территории (далее – Постановление № 1810). Не согласившись с указанным отказом, истец обратилась в прокуратуру г. Вологды, в результате проведенной проверки был принесен протест, Администрацией города Вологды принято постановление № 230 «Об отмене постановления от 15.12.2020 № 1810», направлен запрос о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми , расположенных по адресу: <адрес>. Согласно уведомлению о приостановлении государственного кадастрового учета указанные участки имеют статус «учтенные». Ссылаясь на нарушение своих прав Администрацией города Вологды на приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно, истец, с учетом уточнения требований просила суд:

-снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми , расположенные по адресу: <адрес>, имеющие статус «учтенные» и поставленные на государственный кадастровый учет в 2021 году.

-обязать Департамент градостроительства Администрации города Вологды в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовать предоставление земельного участка по <адрес> в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства с каталогом координат:

Обозначение характерных точек границ Координаты
Х Y

        В судебное заседание Милюкова О.Н. не явилась, извещена надлежаще. Ранее поясняла, что неоднократно обращалась в Департамент градостроительства Администрации города Вологды с заявлением о предварительном согласовании схемы предоставления земельного участка, однако, ей было отказано. В настоящее время обратилась в суд, поскольку постановка на кадастровый учет двух указанных в иске участков нарушает ее права на предоставление истребуемого участка в собственность, поскольку относится к льготной категории граждан, что подтверждается удостоверением многодетной семьи.

        Представитель истца по доверенности Добричева О.Н. в судебное заседание представила уточненные исковые требования, которые поддержала по доводам иска и дополнений к нему. Кроме того, пояснила, что в настоящее время у истца отсутствуют другие способы защиты нарушенного права.

        Представитель ответчика Администрации города Вологды по доверенности Рунге Г.Э. представила отзыв на иск, в котором указала доводы, согласно которым Администрация города Вологды не возражает снять с кадастрового учета два указанных в иске участка, поскольку у них отсутствуют правообладатели, но возражает по второму требованию, поскольку согласование схемы расположения земельного участка носит заявительный характер, определен порядок такого согласования и суд не должен подменять собой полномочия органа, уполномоченного на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством.

        Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Иванова С.В., ранее привлеченная истцом в качестве ответчика и по ходатайству представителя истца переведенная протокольным определением в число третьих лиц, по уточненным исковым требованиям не возражала. По ранее заявленным исковым требованиям о признании кадастровых работ недействительными представила отзыв.

        Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, в судебное заседание не явились, извещен надлежащим образом, представили отзыв на иск.

    Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив представленные по нему доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены положения, определяющие порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утверждения такой схемы решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, а также устанавливающие основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

На основании указанных положений схема расположения земельного участка является документом, необходимым для образования земельного участка.

В силу положения пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Как следует из материалов дела, распоряжением начальника Департамента градостроительства Администрации города Вологды от 24.04.2018 истец поставлена на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования «Город Вологда» Вологодской области.

С целью реализации своего права на получение земельного участка в собственность бесплатно Милюкова О.Н. 02.10.2020 обратилась в МКУ «Градостроительный центр города Вологды» для подготовки схемы расположения земельного участка с заявлением о выполнении кадастровых работ по объекту: земельный участок 1500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

08.12.2020 Милюкова О.Н. представила в Департамент градостроительства Администрации города Вологды заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства.

Вместе с тем, распоряжением начальника Департамента градостроительства Администрации города Вологды 13 января 2021 года отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес>, так как местоположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения на кадастровом плане территории, частично совладает с местоположением земельных участков, образуемых в соответствии с решением Земельной комиссии при Администрации города Вологды от 13 ноября 2020 года, на основании которого принято постановление Администрации города Вологды от 15 декабря 2020 года № 1810 «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастром плате территории» (далее – Постановление № 1810).

Не согласившись с указанным отказом, истец обратилась в прокуратуру г. Вологды, в результате проведенной проверки был принесен протест, Администрацией города Вологды принято постановление № 230 «Об отмене постановления от 15.12.2020 № 1810 «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастром плате территории», которое являлось правовым основанием для принятия распоряжения начальника Департамента градостроительства Администрации города Вологды 13 января 2021 года в соответствии с п. 2 ч. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.

Ранее 02.12.2020 в адрес МКУ «ГСЦ г. Вологды» поступило обращение от Департамента градостроительства Администрации города Вологды на подготовку схем расположения земельных участков в данном квартале. Указанные работы были выполнены 03.12.2020.

17.12.2020 в адрес МКУ «ГСЦ г. Вологды» поступило обращение отДепартамента градостроительства Администрации города Вологды о необходимости подготовки межевых планов согласно схемы расположения земельных участков, утвержденной постановлением Администрации города Вологды от 15.12.2020 № 1810. Кадастровым инженером Ивановой С.В. подготовлены два межевых плана по образованию земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>. Данные межевыепланы были направлены в орган кадастрового учета. Управлением Росреестра по Вологодской области по результатам проверкиуказанных межевых планов на соответствие нормам действующего законодательства Российской Федерации были приняты решения о постановке на государственный кадастровый учет двух земельных участков.

Администрацией города Вологды в связи с исполнением предписания прокуратуры г. Вологды и принесением протеста, направлен запрос о снятии с кадастрового учета указанных земельных участков с кадастровыми , расположенных по адресу: <адрес>

Согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Росреестра по Вологодской области о приостановлении государственного кадастрового учета от 05.04.2021 , земельные участки с кадастровыми номерами имеют статус «Учтенные», неявляются преобразуемыми и не подлежат снятию с государственного кадастрового учета.

Из отзыва Администрации города Вологды следует, что наличие указанных сформированных земельных участков влечет невозможность реализации процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка, в соответствии с требованиями закона. Рассмотрение вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории согласно характерным точкам, указанным в исковом заявлении истца возможно лишь после снятия земельных участков с кадастровыми номерами с кадастрового учета.

Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее- Закон о регистрации) единственным доказательством существования зарегистрированного права является государственная регистрация права в ЕГРН.

Исчерпывающий перечень оснований для снятия земельного участка с государственного кадастрового учета установлен Законом о регистрации:

-раздела земельного участка (ч. 3 ст. 41 Закона о регистрации);

-право бессрочного пользования или аренды переоформлено на сервитут (ч. 3.2 ст. 70 Закона о регистрации);

-в течении 5 лет не осуществлена государственная регистрация прав (ч. 2 ст. 44 Закона о регистрации)

-государственная регистрация прекращения обременения (ч. 2 ст. 44 Закона о регистрации);

-земельный участок снимается с учета, учтенный до 1.03.2018года, в случае, если сведения о правообладателях отсутствуют в ЕГРН (ч. 3 ст. 70 Закона о регистрации).

Согласно ст. 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или спариваемых прав и законных интересов.

В свою очередь, в силу п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются, в том числе, вступившие в силу судебные акты.

При установленных по делу обстоятельствах, исходя из анализа представленных суду доказательств, суд полагает возможным заявленные требования в части снятия земельных участков с кадастрового учета удовлетворить, поскольку с истца отсутствует иной способ защиты и реализации права на получение земельного участка.

Разрешая требования в части обязания совершения ответчиком определенных действий, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 6 указанного Закона, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

На момент возникновения спорных правоотношений действовал Административный регламент предоставления государственной услуги по предварительному согласованию предоставления земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, а также земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы Вологодской области, утвержденный Приказ Департамента имущественных отношений Вологодской области от 29.04.2016 N 34-н (далее – Регламент). Полномочиями по предоставлению данной государственной услуги наделен Департамент градостроительства Администрации города Вологды.

Согласно п. 2.6.1.Регламента в целях получения государственной услуги заявитель представляет (направляет), в том числе, заявление по форме согласно соответствующему приложению к административному регламенту.

Срок предоставления государственной услуги составляет не более 30 календарных дней со дня поступления в Департамент заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (далее - заявление) и прилагаемых к нему документов, в том числе направление (вручение) результата государственной услуги (пункт 2.4.1 Административного регламента).

Суду представлены обращения истца в уполномоченный орган за предоставлением государственной услуги, на каждое обращение ей дан ответ, принято решение. Кроме того, Милюкова О.Н. воспользовалась своим правом на оспаривание распоряжения, признание бездействия незаконным и возложение обязанности, обращалась в Вологодский городской суд с административными исками к Администрации города Вологды, по результатам рассмотрения исковых заявлений по делам №№2а-1508/2021 и 2а-1507/2021 были приняты решения об отказе в исковых требованиях, нарушений прав истца не установлено, решения вступили в законную силу.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводом отзыва ответчика Администрации города Вологды о том, что согласование схемы расположения земельного участка носит заявительный характер, определен порядок такого согласования, и суд не должен подменять собой полномочия органа, уполномоченного на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии сдействующим законодательством.

На основании изложенного, суд полагает заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

    Исковые требования Милюковой О. Н. – удовлетворить частично.

Снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми , расположенные по адресу: <адрес>, имеющие статус «учтенные» и поставленные на государственный кадастровый учет в 2021 году.

В удовлетворении исковых требований Милюковой О. Н. в большей объеме – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                           А.Н. Пестерева

Мотивированное решение изготовлено 19.01.2022

2-634/2022 (2-10855/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Милюкова Ольга Николаевна
Ответчики
Администрация города Вологды
Другие
Иванова Светлана Владимировна
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области
Суд
Вологодский городской суд Вологодской области
Судья
Пестерева Александра Николаевна
Дело на сайте суда
vologodskygor.vld.sudrf.ru
16.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2021Передача материалов судье
22.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.12.2021Предварительное судебное заседание
12.01.2022Судебное заседание
12.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее