Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 октября 2024 года г. Пучеж Ивановской области
Пучежский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Касаткина А.Л., с участием помощника Пучежского межрайонного прокурора Фролова Р.С., представителя ответчика Администрации Пучежского муниципального района Воронова С.Л., при секретаре Правдиной Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Пучежского межрайонного прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пучежского муниципального района Ивановской области об обязании инициировать в порядке, предусмотренном п.42-52 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 процедуру рассмотрения межведомственной комиссией по оценке и обследованию жилых помещений (многоквартирных домов), муниципального и частного жилищного фонда на территории г.Пучеж Ивановской области вопроса о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, с участием представителей органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно эпидемиологической, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, представителей органов архитектуры, градостроительства в соответствие с п. 7 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Пучежского района Ивановской области обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пучежского муниципального района Ивановской области об обязании в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу инициировать в порядке, предусмотренном п. 42-52 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 процедуру рассмотрения межведомственной комиссией по оценке и обследованию жилых помещений (многоквартирных домов), муниципального и частного жилищного фонда на территории г.Пучеж Ивановской области вопроса о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, с участием представителей органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно эпидемиологической, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, представителей органов архитектуры, градостроительства в соответствие с п. 7 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47.
В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО2, проживающей по адресу: <адрес>, по вопросу оценки технического состояния указанного многоквартирного дома. В соответствии с выводами заключения Межведомственной комиссии от 21.03.2024 года № 1 принято решение, что дальнейшая эксплуатация указанного многоквартирного дома возможна. При этом обследование технического состояния строительных конструкций проводилось без представителей органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологических, экологической и иной безопасности, представителей органов архитектуры, градостроительства, то есть с нарушением процедуры, предусмотренной Постановлением правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47. По мнению истца, администрация Пучежского муниципального района нарушает жилищные права ФИО2 и других жителей <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Пучежского межрайонного прокурора Фролов Р.С. уточненные исковые требования поддержал, суду пояснил, что по сведениям представленным в прокуратуру от Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в г. Кинешма уведомление от 19.03.2024 года для участия в межведомственной комиссии по признанию жилого дома по адресу: <адрес> пригодным (непригодным) для проживания, не поступало. Кроме того представитель Управления Роспотребнадзора по Ивановской области не извещался о заседании данной межведомственной комиссии, представитель Службы государственной жилищной инспекции по Ивановской области не участвовал в заседании комиссии, в связи с чем принятое решение Межведомственной комиссии от 21.03.2024 года № 1 принято с нарушением требований с п. 7 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 и Положения «о межведомственной комиссии по оценке жилых помещений и многоквартирных домов муниципального и частного жилищного фонда на территории Пучежского городского поселения.
Представитель ответчика Воронов С.Л. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление, из которого следует, что администрацией был заключен муниципальный контракт с ООО «АктивПроект» на проведение технического обследования и предоставление соответствующего заключения по многоквартирному жилому дому № по <адрес>. Согласно выводам технического заключения 01917/24-ТО, физический износ здания составляет 57%, техническое состояние оценивается как неудовлетворительное, а так же экспертами даны рекомендации о выполнении необходимых мероприятиях по ремонту жилого дома. В соответствии с обращением жителей <адрес> и полученного технического заключения, указанные документы были направлены в межведомственную комиссию по оценке жилых помещений и многоквартирных домов муниципального и частного жилищного фонда на территории Пучежского городского поселения для принятия соответствующего решения. Для участия в работе Комиссии 19.03.2024 года по средствам электронной почты, указанным на официальных сайтах организаций, были направлены приглашения в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ивановской области в г. Кинешме, Кинешемском, Заволжском, Пучежском и Юрьевецком районах, службу Государственной жилищной инспекции Ивановской области, ППК «Роскадастр» по Ивановской области. Однако представители указанных организаций на Комиссии участие не принимали. 21.03.2024 года Комиссия решила рекомендовать собственникам жилых помещений <адрес> выполнить определенные противоаварийные мероприятия. 29.07.2024 года Администрация обратилась в ООО «АктивПроект» для разъяснения технического заключения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Из ответа ООО «АктивПроек» от 05.08.2024 № 1741 следует, что технически более целесообразным считается выполнение восстановительного ремонта здания, а не его снос с расселением жильцов, в следствие чего, в разделе 9 технического заключения приведены рекомендации как по выполнению срочных противоаварийных мероприятий, так и по полному перечню требуемых работ по восстановлению строительных конструкций здания и приведению их в работоспособное техническое состояние. Не доверять техническому заключению и разъяснениям к нему, предоставленных ООО «АктивПроект», у администрации оснований не имеется.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, оценив представленные сторонами доказательства с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Частью 1 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Частью 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с ч.1 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.4).
На обязательность применения указанного порядка указано в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение, Постановление N 47).
Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания (пункт 1). Действие данного положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2).
Согласно пункту 7 вышеназванного Положения оценка и обследование многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводится на предмет соответствия дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного пунктом 42 настоящего Положения, - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Исходя из пунктов 42, 45, 47, 48 Положения межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Перечень необходимых документов для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным установлен пунктом 45 Положения, где в числе прочих указано заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (подпункт "г").
В силу пункта 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Заключение межведомственной комиссии является основанием для принятия соответствующим органом местного самоуправления решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и многоквартирных муниципальных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции созданной уполномоченным органом местного самоуправления межведомственной комиссии. При этом Положением предусмотрено, что проведение оценки соответствия помещения установленным требованиям производится по инициативе собственника помещения или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Из заключения о техническом состоянии многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, следует, что физический износ здания составляет 57 %, стоимость ремонта здания составляет 38-90% от восстановительной стоимости. Для обеспечения дальнейшей безопасности эксплуатации строительных конструкций и предотвращения риска получения травм жильцами дома, необходимо выполнить противоаварийные мероприятия.
В соответствии с п.6 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч.5 ст.20 ЖК РФ муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования.
Таким образом, организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а неисполнение этих обязанностей создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.
В соответствии с п.10 ст.29 Устава Пучежского муниципального района Ивановской области, принятого Решением Совета Пучежского муниципального района четвертого созыва от 19 июля 2022 года, на администрацию района возлагается исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Пучежского городского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ивановской области, в соответствии с Уставом Пучежского городского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области.
Согласно сведениям, представленным администрацией Пучежского муниципального района Ивановской области, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в собственности Пучежского городского поселения имеется одно жилое помещение.
Администрация Пучежского муниципального района Ивановской области инициировала процедуру рассмотрения межведомственной комиссией по оценке и обследованию жилых помещений (многоквартирных домов), муниципального и частного жилищного фонда на территории г.Пучеж Ивановской области вопроса о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции путем подачи соответствующего заявления с приложением документов, предусмотренных п. 45 вышеуказанного Положения.
Согласно заключению № 1 от 21.03.2024 года межведомственная комиссия для обеспечения дальнейшей безопасной эксплуатации строительных конструкций и предотвращения риска получения травм жильцами многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> приняла решение рекомендовать собственникам жилых помещений выполнить противоаварийные мероприятия.
Оценивая доводы представителя ответчика о том, что решение межведомственной комиссии по спорному многоквартирному жилому дому не требует заседания комиссии с участием контролирующих органов, суд приходит к следующему.
Постановлением главы Пучежского муниципального района № 592-п от 09.12.2019 года утверждено Положение о межведомственной комиссии по оценке жилых помещений и многоквартирных домов муниципального и частного жилого фонда на территории Пучежского городского поселения (далее Положение о межведомственной комиссии).
В соответствии с п.4.4. Положения о межведомственной комиссии заседания межведомственной комиссии проводятся по мере поступления заявлений и считаются правомерными, если на них присутствует более половины всех членов межведомственной комиссии. Положением о межведомственной комиссии утвержден состав межведомственной комиссии (Приложение № 2), куда входят представитель Ивановского филиала ФГУП Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ, представитель Службы государственной жилищной инспекции по Ивановской области, представитель Управления Роспотребнадзора по Ивановской области.
Согласно Заключению межведомственной комиссии № 1 от 21.03.2024 года, на комиссии присутствовало более половины её членов, кроме: представителя Ивановского филиала ФГУП Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ, представителя Службы государственной жилищной инспекции по Ивановской области, представителя Управления Роспотребнадзора по Ивановской области.
В соответствии с п.4.3 Положения о межведомственной комиссии члены Межведомственной комиссии участвуют в заседаниях Межведомственной комиссии лично без права передачи своих полномочий другим лицам. При невозможности присутствия на заседании Межведомственной комиссии члены Межведомственной комиссии обязаны заблаговременно извещать об этом секретаря Межведомственной комиссии. В случае необходимости направлять секретарю Межведомственной комиссии свое мнение по вопросам повестки дня в письменном виде. Однако материалы дела данных сведений не содержат.
Ответчиком не представлены сведения, подтверждающие получение приглашения на заседание комиссии Ивановским филиалом ФГУП Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ, Службой государственной жилищной инспекции по Ивановской области, Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области, ни сведения о невозможности участия в заседании комиссии от представителей данных учреждений. Как следует из показаний в суде представителя ответчика и представленных им доказательств Управление Роспотребнадзора по Ивановской области не извещалось о необходимости явки на заседание межведомственной комиссии 21 марта 2024 года.
Направление приглашения на заседание межведомственной комиссии на адрес электронной почты Ивановского филиала ФГУП Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ, Службы государственной жилищной инспекции по Ивановской области, указанной на сайте учреждений, не свидетельствует о надлежащем извещении всех членов комиссии.
Кроме того, в соответствии с Положением о межведомственной комиссии одним из членов межведомственной комиссии является представитель Управления Роспотребнадзора по Ивановской области.
Согласно материалам дела, приглашение для участия в заседании комиссии было направлено администрацией Пучежского муниципального района Ивановской области 19.03.2024 года руководителю Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в г. Кинешме, Кинешемском, Заволжском, Пучежском и Юрьевецком районах, являющегося территориальным подразделением Управления Роспотребнадзора по Ивановской области.
Более того, из сообщения И.о. начальника территориального отдела следует, что в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в г. Кинешме, Кинешемском, Заволжском, Пучежском и Юрьевецком районах из администрации Пучежского муниципального района Ивановской области уведомление от 19.03.2024 года для участия в межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания по адресу: <адрес> не поступало.
В соответствии с п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся с участием представителей органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека. Указанные уполномоченные органы указаны и в п.1.6 Приложения № 1 и в Приложении № 2 к постановлению администрации Пучежского муниципального района № 592-п от 09.12.2019 г.
Таким образом, Положение не предусматривает возможность проведения оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в отсутствие представителей государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заключение межведомственной комиссии № 1 от 21.03.2024 года по оценке соответствия многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> ул. ФИО66 требованиям установленным в Положении о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принято с нарушением п. 7 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, не соответствует, в связи с чем, требования Пучежского межрайонного прокурора Ивановской области подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Пучежского межрайонного прокурора к администрации Пучежского муниципального района Ивановской области (№) удовлетворить.
Обязать администрацию Пучежского муниципального района Ивановской области в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу инициировать в порядке, предусмотренном п. 42-52 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 процедуру рассмотрения межведомственной комиссией по оценке и обследованию жилых помещений (многоквартирных домов), муниципального и частного жилищного фонда на территории г.Пучеж Ивановской области вопроса о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, с участием представителей органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно эпидемиологической, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, представителей органов архитектуры, градостроительства в соответствие с п. 7 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Л. Касаткин
Мотивированное ращение в окончательной форме изготовлено 24 октября 2024 года.
Судья А.Л. Касаткин