РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2021 года г. Москва
Хорошевский районный суд г. Москвы
в составе председательствующего судьи Асауленко Д.В., при секретаре ...., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1185/2021 (77RS0031-02-2020-003573-85) по иску ООО «Производственное объединение «МаркЛайн» к Шабанову Андрею Александровичу о возмещении убытков,
УСТАНОВИЛ:
Истец ООО «Производственное объединение «МаркЛайн» обратился в суд с иском к ответчику Шабанову А.А. о возмещении убытков. В обоснование заявленных требований указал, что между истцом и ответчиком 07.05.2019 был заключен договор купли-продажи транспортного средства (далее - Договор) марка автомобиля ..., в соответствии с которым истец передал, а ответчик принял и оплатил стоимость транспортное средство. Факт надлежащего исполнения сторонами условий договора подтверждается Актом приема-передачи транспортного средства, подписанного обеими сторонами. С момента передачи ответчику транспортное средства, истец перестал быть его собственником.
В нарушение норм действующего законодательства, а также договоренности сторон, ответчик не исполнил обязанность по осуществлению регистрации транспортного средства в связи со сменой собственника, что повлекло для истца несение убытков по оплате стоимости транспортного налога, а также штрафных санкций.
В связи с изложенным, истец, уточнив заявленные исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил суд взыскать с ответчика в свою пользу убытки в виде доплаты транспортного налога за 2019 в размере сумма, за 2020 в размере сумма, пени в размере сумма; штраф в размере сумма, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере сумма, расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма, а также по оплате услуг представителя в размере сумма (л.д. 69-71).
В судебном заседании представитель истца по доверенности заявленные исковые требования в уточненном варианте поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении, указав что правоустанавливающие документы на автомобиль были переданы ответчику в день подписания договора купи-продажи транспортного средства, препятствий для регистрации смены собственника автомобиля у ответчика отсутствовали, однако его бездействие, направленное на освобождение от уплаты транспортного налога, повлекло для истца несение убытков.
В судебном заседании представитель ответчика заявленные исковые требования не признала по доводам письменных возражений на иск, указав, что договор купли-продажи транспортного средства не содержит условий о том, кто из сторон должен совершить регистрационные действия с проданным автомобилем, следовательно, вина ответчика в несении истцом убытков, отсутствует.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались судом надлежащим образом, об уважительности причин своей неявки суд не уведомили, письменного мнения по иску не представили.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив и исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 12, п. 1 ст. 11 ГК РФ Защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд) в соответствии с их компетенцией.
Согласно ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в числе прочего, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие неосновательного обогащения; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 223 ГК РФ, моментом возникновения права собственности у приобретателя вещи по договору является момент ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 223 ГК РФ).
Государственной регистрации в силу п. 1 ст. 131 ГК РФ подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) п. 1 ст. 130 ГК РФ относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.
В п. 2 ст. 130 ГК РФ установлено, что вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Как следует из пунктов 1, 2 статьи 456 ГК РФ, продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Транспортные средства не отнесены законом к объектам недвижимости, в связи с чем относятся к движимому имуществу.
Следовательно, при отчуждении транспортного средства действует общее правило относительно момента возникновения права собственности у приобретателя - момент передачи транспортного средства.
Как установлено в судебном заседании, что следует из письменных материалов дела, 07 мая 2019 года между ООО «Производственное объединение «МаркЛайн» (Продавец, Истец) и Шабановым Андреем Александровичем (Покупатель, Ответчик) заключен Договор купли-продажи транспортного средства (далее - Договор) марка автомобиля ... (далее – Автомобиль, ТС).
Согласно п. 1.1. Договора, Продавец обязуется передать в собственность Покупателя, а Покупатель обязуется принять и оплатить транспортное средство (Автомобиль). Точные характеристики и комплектация Автомобиля указаны в п. 1.1 и 1.2. Договора.
Согласно п. 2.1.1. Договора. Автомобиль передается по акту приема-передачи, который является неотъемлемой частью Договора.
В соответствии с условиями договора, в частности, п.п. 2.1.2, 2.1.3. Продавец обязался одновременно с Автомобилем передать документы о его принадлежности, ключи зажигания; представить в уполномоченный орган документы, необходимые для снятия автомобиля с регистрационного учета и передать Покупателю документы, подтверждающие сняете Автомобиля с учета в срок до «07» мая 2019 г.
Покупатель, в числе прочего, в соответствии с п. 2.2.3 Договора принял на себя обязательство предоставить в уполномоченный орган документы, необходимые для постановки на учет Автомобиля.
Во исполнение условий Договора, в т.ч. п. 3.2. Договора, 07 мая 2019 года автомобиль Покупателю передан. Денежные средства согласно условиям Договора Продавцом получены. Акт приема-передачи транспортного средства подписан обеими сторонами.
Следовательно, между Продавцом и Покупателем совершены все действия, предусмотренные ст. 454 ГК РФ. Покупатель стал полноправным владельцем Автомобиля, у него возникла обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества.
Из письменных объяснений представителя истца, изложенных в уточненном иске и исследованных судом письменных материалов дела следует, что 25 июня 2020 года в адрес Истца поступило требование МИФНС России № 5 по адрес с требованием доплатить транспортный налог за указанный Автомобиль за весь 2019 год. Сумма налога к доплате за период с мая по декабрь составила сумма Также подлежали уплате пени в размере сумма (л.д. 15-18).
30 июня 2020 года Истец снял автомобиль с регистрационного учета, что отражено в справке от 30.06.2020, выданной адрес ГИБДД №1 и подтверждается ответом на судебный запрос (л.д. 19, 45-46).
06.07.2020 года Истец оплатил указанную сумму налога, пени погашены 16.07.2020 в порядке зачета по решению о зачете ... от 15.07.2020 (л.д. 20).
10.12.2020 МИФНС России № 5 по адрес вынесено решение ... о привлечении ООО «ПО «МаркЛайн» к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым камеральной проверкой выявлена неполная уплата Обществом транспортного налога за 2019 г. в отношении спорного автомобиля ООО «ПО «МаркЛайн» назначен штраф в размере сумма, который был оплачен Истцом 22.01.2021 г. (л.д. 53-58).
Кроме того, 01.03.2021 г. истец оплати транспортный размер за 6 месяцев 2020 г. в сумме сумма (л.д. 73).
Заявляя вышеуказанные исковые требования, Истец полагает, что вышеуказанные расходы по оплате транспортного налога за 2019 и 6 мес. 2020 г., пени и штрафа, являются для ООО «ПО «МаркЛайн» убытками, поскольку понесены истцом по вине Ответчика в результате его уклонения от постановки Автомобиля на учет в уполномоченном органе.
С данными доводами суд не может согласиться, поскольку они основаны на неверном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
Из положений п. 1 ст. 358 НК РФ следует, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следуя положениям ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Следовательно, лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство является плательщиком транспортного налога независимо от фактического владения данным транспортным средством.
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Аналогичные положения также содержатся в п. 4 приказа МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств".
Судом установлено, что Истец, как предыдущий владелец транспортного средства, обязанность по снятию транспортного средства с учета в подразделениях Государственной инспекции к 07.05.2019, как это предусмотрено п. 2.1.3. заключённого между сторонами Договора, а также вышеприведенными положениями законодательства, не исполнил, что повлекло для него негативные последствия в виде уплаты транспортного налога, а также санкций. Данные обстоятельства подтверждены представителем истца в ходе рассмотрения дела по существу.
Как разъяснено в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что для наступления ответственности вследствие причинения вреда необходима совокупность юридических фактов, образующих состав деликтного обязательства. К таким фактам (условиям) относятся: наличие вреда; противоправное поведение причинителя вреда; причинная связь между вредом и противоправным поведением; вина причинителя вреда.
Между тем, вышеуказанная совокупность юридических фактов, образующих состав деликтного обязательства, в данном случае отсутствует, поскольку вина ответчика в причинении убытков истцу в виде оплаты транспортного налога и санкций не установлена ни одним из относимых и допустимых доказательств.
У ответчика отсутствовала объективная возможность осуществить действия по изменению регистрационных данных о новом собственнике на основании совершенной сторонами сделки.
Учитывая, что судом при рассмотрении дела не установлена вина ответчика в нарушении прав истца, следовательно, законных оснований для взыскания с ответчика убытков (упущенной выгоды, процентов за пользование чужими денежными средствами), не имеется.
Таким образом, требования истца подлежат отказу в удовлетворении полностью, поскольку являются незаконными и необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске ООО «Производственное объединение «МаркЛайн» к Шабанову Андрею Александровичу о возмещении убытков отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Хорошевский районный суд г. Москвы.
Судья Д.В. Асауленко
Мотивированное решение составлено 20.08.2021 года
Судья Д.В. Асауленко