Дело № 2-3318/2024
УИД: 04RS0018-01-2024-004163-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2024 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Шатаевой Н.А., при секретаре Борисовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 110 «Золушка» комбинированного вида г. Улан-Удэ" об обязании обеспечить создание инвалидам условий доступности услуг,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит обязать муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № «Золушка» комбинированного вида <адрес>" в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить создание инвалидам условий доступности услуг путем размещения на входе в здание 1 и 2 корпусов образовательной организации по адресам: <адрес>, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне вывески с названием организации, графиком работы, плана здания.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требования законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что в нарушение требований закона на входе в здания корпусов № и 2 МБДОУ «Детский сад № «Золушка» комбинированного вида <адрес>» по адресам: <адрес> отсутствуют выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне вывески с названием организации, графиком работы, плана здания, что нарушает требования действующего законодательства и нарушает права и свободы граждан, гарантированных Конституцией РФ, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального значения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.
В судебном заседании представитель истца Шулунова С.М., поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Увеличение срока исполнения требований прокурора оставила на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель МБДОУ «Детский сад № «Золушка» комбинированного вида <адрес>» Малкова А.Н., действующая в силу прав по должности, исковые требования признала, просила предоставить срок исполнения решения на 6 месяцев, поскольку ими получены коммерческие предложения, направлены заявки в Комитет, после поступления денежных средств требования прокурора будут исполнены, срок выполнения работ по установке вывесок ориентировочно составляет две недели. Также просила учесть, что в их дошкольном учреждении отсутствуют дети, законные представители с ограниченными возможностями, в том числе слабовидящие.
Представитель третьего лица МУ "Комитет по образованию Администрации <адрес>" по доверенности Никитина В.П., не оспаривая законность требований прокурора, просила увеличить сроки устранения нарушения на 6 месяцев, поскольку для исполнения требований прокурора предшествует ряд определенных мероприятий, учитывая дефицит бюджета, установление 6 месяцев является реальным и исполнимым сроком.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 Закона N 181-ФЗ организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам:
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации);
- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи согласно ст. 15 Закона N 181-ФЗ устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Частью 3 ст. 79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплено, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно подп. "е" п. 3 Порядка, утвержденного Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ N 1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующего условия доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Кроме того, в соответствии с п. 4 п.п. «а» Приказа Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ N 1309 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 40000), руководители органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно- точечным шрифтом Брайля.
В соответствии с пунктом 7 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок), органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (далее - обследование и паспортизация, Паспорт доступности).
Несоблюдение перечисленных требований действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие. Законные права инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку и создание для них доступной среды проживания не могут зависеть от даты постройки и ввода объектов, используемых под соответствующие учреждения. Изменение конструктивных элементов здания общеобразовательного учреждения представляет собой необходимые действия, обеспечивающие минимальное удовлетворение потребностей инвалидов по зрению в целях их адаптации.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что в нарушение требований закона на входе в здания № и 2 образовательной организации МБДОУ «Детский сад № «Золушка» комбинированного вида <адрес>» по адресам: <адрес>, и <адрес> отсутствуют выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне вывески с названием организации, графиком работы, плана здания.
МБДОУ «Детский сад № «Золушка» комбинированного вида <адрес>» является подведомственным учреждением, в отношении которого Комитет по образованию осуществляет функции и полномочия учредителя от имени Администрации <адрес>, что подтверждается Положением «О Комитете по образованию Администрации <адрес>», утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Комитета по образованию Администрации <адрес> направлено служебное письмо на выделение денежных средств на изготовление вывески с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в размере 153 500 рублей, ответ в настоящее время не получен.
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени МБДОУ «Детский сад № «Золушка» комбинированного вида <адрес>» не обеспечило создание инвалидам условий доступности услуг путем размещения на входе в здания образовательной организации, по вышеуказанным адресам, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне вывески с названием организации, графиком работы, плана здания.
Таким образом, учитывая, что непринятие ответчиком комплекса мер, направленных на обеспечение создание инвалидам условий доступности услуг образовательного учреждения, противоречит требованиям действующего законодательства и приводит к нарушению прав и свобод граждан, суд считает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Отсутствие в бюджете финансовых средств на указанные цели не освобождает ответчика от исполнения требований законодательства, направленных на реализацию конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
Кроме того, при принятии решения, суд исходит из того, что оснований, позволяющих принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, не установлено, данная позиция обеспечивает баланс частных и публичных интересов.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает возможным установить срок для выполнения требований прокурора 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора заместителя <адрес> удовлетворить частично.
Обязать МБДОУ «Детский сад № «Золушка» комбинированного вида <адрес>» обеспечить инвалидам условий доступности услуг путем размещения на входе в здания корпусов образовательной организации № и 2 по адресам: <адрес>, и <адрес> вывески с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля, на контрастном фоне, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия.
Судья: Н.А. Шатаева