Дело № 2-272/2021
22RS0066-01-2020-003174-76
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«23» марта 2021 года город Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Барсуковой Н.Н.
при секретаре Сазыкиной А.С.
с участием ст. помощника прокурора Боровковой Е.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Барнаула Алтайского края в интересах Левашова Д.В. к Министерству здравоохранения Алтайского края, КГБУЗ «Городская поликлиника №10, г. Барнаул» о взыскании денежной суммы и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Барнаула Алтайского края обратился в Железнодорожный районный суд г. Барнаула с исковым заявлением в интересах Левашова Д.В. к Министерству здравоохранения Алтайского края, КГБУЗ «Городская поликлиника №, г. Барнаул», в котором просил признать незаконным бездействие ответчиков по необеспечению истца лекарственным препаратом «<данные изъяты> и взыскать затраченные на его приобретение денежные средства в размере 2 300 руб. 20 коп., а также компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Левашов Д.В. является <данные изъяты>, наблюдается в КГБУЗ «Городская поликлиника №10, г. Барнаул» с <данные изъяты>
18.02.2020 врачом КГБУЗ «Городская поликлиника №10, г. Барнаул» истцу выписан льготный рецепт на лекарственный препарат <данные изъяты> однако при обращении в ГКУАП «Аптеки Алтая» рецепт не был обслужен по причине отсутствия лекарственного препарата.
В связи с отсутствием лекарственного препарата Левашов Д.В. 11.03.2020 самостоятельно приобрел <данные изъяты> на сумму 1 527 руб. 20 коп. и 31.03.2020 на сумму 773 руб., всего на сумму 2 300 руб. 20 коп.
По информации Министерства здравоохранения Алтайского края от 31.03.2020 на момент выписки Левашов Д.В. льготного рецепта документы на обеспечение указанным препаратом в Министерство не поступали, заявка на закуп препарата сделана КГБУЗ «Городская поликлиника №10, г. Барнаул» 10.03.2020.
Левашов Д.В. длительное время не был обеспечен лекарственным препаратом, в связи с чем, вынужден был приобрести его за собственные средства.
В результате нарушения законных прав истца на льготное обеспечение лекарственными средствами, он испытал психологическую нагрузку, моральные и нравственные переживания по поводу неисполнения законодательства, был вынужден приобретать за счет собственных средств, чем ему причинен моральный вред.
В процессе рассмотрения дела исковые требования уточнены, прокурор просил признать незаконным бездействие ответчиков по необеспечению истца лекарственным препаратом и взыскать с Министерства здравоохранения расходы по его приобретению и компенсацию морального вреда (л.д. 98-99).
В судебном заседании старший помощник прокурора Боровкова Е.П., истец Левашов Д.В поддержали уточненные исковые требования.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края ФИО5 против удовлетворения исковых требований возражал.
Представители ответчика КГБУЗ «Городская поликлиника №10, г. Барнаул» и третьего лица АКГУП «Аптеки Алтая» в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав пояснения сторон и их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичной обоснованности исковых требований сторон по следующим основаниям.
По делу установлено, что Левашов Д.В. является <данные изъяты>, <данные изъяты>, включен в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (л.д. 44, 90).
18.02.2020 врачом КГБУЗ «Городская поликлиника №10, г. Барнаул» истцу выписан льготный рецепт на <данные изъяты>
21.02.2020 Левашов Д.В. обратился в аптеку №240 АКГУП «Аптеки Алтая» с льготным рецептом на получение указанного выше лекарственного средства, рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание по причине отсутствия препарата в аптеке и на льготном складе. Указанные обстоятельства подтверждены ответами АКГУП «Аптеки Алтая» прокурору Ленинского района г. Барнаула от 24.03.2020 и в Железнодорожный районный суд г. Барнаула от 10.12.2020 (л.д.50-51,82-83).
11.03.2020 КГБУЗ «Городская поликлиника №10, г. Барнаул» направило в Министерство здравоохранения ходатайство об обеспечении истца <данные изъяты>
Согласно данным программы «ГБ Облачный сервер» ходатайство от 11.03.2020 одобрено Министерством здравоохранения 11.03.2020, лекарственный препарат <данные изъяты> отпущен Левашов Д.В. только 15.05.2020 (л.д. 84-87).
Из представленных истцом платежных документов следует, что 11.03.2020 и 31.03.2020 им за счет собственных денежных средств приобретено лекарственное средство <данные изъяты> на общую сумму 2 300 руб. 20 коп. (л.д.37-42).
Установленные судом фактические обстоятельства дела подтверждены вышеназванными доказательствами и ответчиками не оспариваются.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Порядок).
Процедура получения инвалидами лекарственных препаратов установлена пунктами 2.1 - 2.8 Порядка.
В силу пункта 6 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.07.2017 №403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи обслуживается в течение 10 рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
Поскольку Левашов Д.В. обратился за получением лекарственного препарата 21.02.2020, следовательно, должен был быть им обеспечен не позднее 10.03.2020.
Таким образом, установлен факт бездействия ответчиков по необеспечению истца лекарственным препаратом в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ.
В обоснование возражений относительно заявленных истцом требований Министерство здравоохранения указывало на отсутствие ходатайства лечебного учреждения об обеспечении истца лекарственным препаратом <данные изъяты>
Вместе с тем, суд полагает, что данное обстоятельство не влечет необоснованности исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан»).
В соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной Постановлением Правительства Алтайского края от 31.12.2019 N 545, действовавшей с 01.01.2020 по 29.03.2020 установлены, в частности, перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно; перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно; перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования (раздел I «Общие положения»).
Разделом III предусмотрено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные категории граждан имеют право на обеспечение лекарственными препаратами (в соответствии с разделом V Программы);
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение в том числе, предоставления в установленном порядке бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (раздел V Программы).
В соответствии с пунктами 2.1.1 и 2.1.7 положения о Министерстве здравоохранения Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 02.12.2016 №151, именно Министерство осуществляет льготное лекарственное обеспечение граждан в соответствии с действующим законодательством и является уполномоченным органом, осуществляющим финансирование мероприятий по оказанию отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы лекарственными препаратами.
Таким образом, несвоевременное направление КГБУЗ «Городская поликлиника №10, г. Барнаул» ходатайства об обеспечении Левашов Д.В. лекарственным препаратом <данные изъяты> освобождает Министерство от ответственности по возмещению причиненных истцу убытков, поскольку несоблюдение лечебным учреждением порядка оформления медицинских документов о нуждаемости страдающего социально значимым заболеванием гражданина в бесплатном обеспечении лекарственным препаратом по жизненным показаниям и ненадлежащий контроль за оформлением этих документов со стороны уполномоченного органа исполнительной власти не может лишать гражданина гарантированного ему государством права на получение лекарственного препарата бесплатно (пункт 3 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020).
Данный подход согласуется с подходом, отраженным в Постановлении ЕСПЧ от 08.10.2019 «Дело «Федулов (Fedulov) против Российской Федерации» (жалоба N 53068/08).
С учетом изложенного в соответствии с положениями статей 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации с Министерства здравоохранения с пользу Левашов Д.В. подлежат взысканию денежные средства, потраченные им на приобретение лекарственного препарата <данные изъяты> в размере 2 300 руб. 20 коп.
В рамках настоящего дела судом установлено, что в результате неправомерного бездействия Министерства здравоохранения истец был лишен возможности использовать предоставленное ему законом право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниями.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.
При рассмотрении спора истец ссылался на названную совокупность юридически значимых обстоятельств: наличие права на бесплатное обеспечение лекарственными средствами; неполучение в установленный законом срок необходимого ему по жизненным показаниям лекарственного препарата, указанного в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе; наличие в связи с этим нравственных страданий, обусловленных переживаниями по поводу своей жизни и здоровья. При этом вина и противоправные действия, имевшие место со стороны ответчика, выразившиеся в неисполнении возложенной на него обязанности по своевременному обеспечению граждан (в данном случае истца) в установленном порядке лекарственными препаратами установлена в ходе судебного разбирательства.
В обоснование заявленных требований о компенсации морального вреда истец ссылался на то, что он испытывает нравственные страдания обусловленные переживаниями по поводу своего здоровья, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственного препарата, назначенного врачом и необходимого ему по жизненным показаниям
В результате неправомерного бездействия ответчиков Левашов Д.В. лишен возможности использовать предоставленное ему законом право на обеспечение лекарственными препаратами, необходимыми ему по жизненным показаниям из-за чего испытывал нравственные страдания, обусловленные переживаниями о своем здоровье, возможных отрицательных последствиях из-за несвоевременного принятия лекарственного препарата, назначенного врачом и необходимого ему по жизненным показаниям.
В соответствии с положениями статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», учитывая, что вследствие ненадлежащего исполнения обязанности Министерства здравоохранения Алтайского края по организации обеспечения лекарственными препаратами, здоровье истца было поставлено в опасность, суд приходит к выводу о причинении Левашов Д.В. нравственных страданий и наличии оснований для компенсации морального вреда за счет ответчика.
Определяя размер подлежащей взысканию компенсации морального вреда, суд руководствуется разъяснениями пункта 8 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, полагает справедливым и соразмерным установить размер компенсации морального вреда в сумме 3 000 руб.
Судом установлено и из материалов дела следует, что отсутствие обеспечения указанными лекарствами является следствием ненадлежащего исполнения обязанности Министерства здравоохранения по организации обеспечения лекарственными препаратами, в связи с чем жизнь и здоровье истца были поставлены в опасность. Отсутствие своевременного гарантированного обеспечения лекарствами не могло не причинять истцу нравственные страдания.
Поскольку обязанность по обеспечению истца лекарственными препаратами возложена на Министерство здравоохранения, суд признавая незаконным бездействие КГБУЗ «Городская поликлиника №10, г. Барнаул» не находит оснований для привлечения ее к материальной ответственности по рассматриваемому спору.
Кроме того, в соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в Алтайском крае создана государственная информационная система льготного лекарственного обеспечения, в соответствии с Регламентом подключения к которой, ее участниками являются Министерство здравоохранения Алтайского края (владелец информационной системы), АКГУП «Аптеки Алтая» (оператор информационной системы) и медицинские и фармацевтические организации (пользователи информационной системы).
Как установлено в ходе судебного разбирательства при обращении истца в АКГУП «Аптеки Алтая» 21.02.2020 сведения о необходимости обеспечения его лекарственным препаратом были отражены в информационной системе «ГБ Облачный сервер», владельцем которой и организатором обеспечения ее функционирования является Министерство здравоохранения Алтайского края (л.д.84-87).
Указанные обстоятельства подтверждают виновные действия ответчика по необеспечению истца лекарственным препаратом Омнадрен.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие КГБУЗ «Городская поликлиника №10, г. Барнаул», Министерства здравоохранения Алтайского края по необеспечению Левашов Д.В. лекарственным препаратом.
Взыскать с Министерства здравоохранения Алтайского края в пользу Левашов Д.В. расходы по приобретению лекарственного препарата «Омнадрен» в размере 2 300 руб. 20 коп., компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.
В удовлетворении исковых требований в оставшейся части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула в течение 1 месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н. Барсукова