Дело № 2а-1757/2020
УИД : 18RS0003-01-2020-000636-71
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2020 года г.Ижевск
Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:
председательствующего судьи Биянова К.А.,
при секретаре Килиной Я.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике к Региональной общественной организации «Союз офицеров Удмуртской Республики» – СОУР о признании некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее – Управление, административный истец) обратилось в суд с административным иском к Региональной общественной организации «Союз офицеров Удмуртской Республики» - СОУР (далее – административный ответчик, Организация, СОУР) о признании общественного объединения прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Требования мотивированы тем, что Управление наделено полномочиями по принятию решений о государственной регистрации общественных объединений и осуществлению контроля за их деятельностью.
Административный ответчик как некоммерческая организация была создана по решению граждан Российской Федерации 25.09.1996 г. Решение о государственной регистрации Организации при ее создании было принято Управлением 27.02.1997 г. Сведения об указанной Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Удмуртской Республике 13.01.2003 г. за основным государственным регистрационным номером 1031802480820.
В результате реализации контрольных полномочий Управлением были установлены факты неоднократного неисполнения Организацией требований абзацев четвертого, восьмого части первой, части второй статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
В соответствии с абзацем четвертым части первой статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
Согласно абзацу восьмому части первой статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Форма указанных документов (отчет по форме № ОН0003) утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (ранее формы отчетности утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций»).
Сведения, обязанность по предоставлению которых установлена абзацем восьмым части первой статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ, общественное объединение в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В нарушение абзацев четвертого, восьмого части первой статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ Организацией не представлены в Управление отчетные сведения, предусмотренные указанными нормами, а именно: отчеты по форме № OH0003 за 2016-2018 годы и информация о продолжении деятельности в 2017-2018 годах.
Управлением Организации неоднократно выносились письменные предупреждения (предписания) от 29.01.2018 № 18/03-384, от 21.10.2019 № 18/03-4892 с требованием представить отчетные сведения.
Однако выявленные нарушения Организацией устранены не были.
За невыполнение предписаний Управления об устранении нарушений Организация была привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Управлением также было установлено, что в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) Организации.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В соответствии с частью второй статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ общественные объединения также обязаны информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.
Почтовая корреспонденция, направляемая Управлением по адресу (месту нахождения) Организации, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ (426057, Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул. Свободы, д. 173, оф.904), возвращалась с отметкой Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России»: «отсутствие адресата по указанному адресу» и «возвращается за истечением срока хранения». Документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения об адресе (месте нахождения) Организации, в Управление не поступали.
В силу части второй пункта 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица. Граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Статьей 41 Федерального закона №82-ФЗ установлено, что общественные объединения в случае нарушения законодательства Российской Федерации несут ответственность в соответствии с Федеральным законом №82-ФЗ и другими законами.
В силу части четвертой, части пятой статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц является: неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 29 Федерального закона № 82-ФЗ, непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ.
С учетом изложенного, административный истец просит признать некоммерческую организацию прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель административного истца, представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 10 по Удмуртской Республике, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Представитель административного истца просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель административного ответчика в судебное заседание, извещенный о времени и месте его проведения по месту регистрации юридического лица, не явился, о причинах неявки не сообщил. Судебная корреспонденция, направленная по адресу регистрации административного ответчика возвращена в суд оператором почтовой связи за истечением срока хранения.
В соответствии со ст.ст. 165.1 ГК РФ (часть 4 статьи 2, статья 102, часть 3 статьи 135 КАС РФ), 263 КАС РФ дело рассмотрено без участия представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица.
Исследовав материалы административного дела, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон №82-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона №82-ФЗ под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Общественные объединения могут создаваться, в том числе в организационно-правовой форме общественной организации, под которой понимается основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (п. 1 ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Федерального закона №82-ФЗ).
Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения (ч.ч. 3, 4 ст. 18 Федерального закона №82-ФЗ).
Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (далее - федеральный орган государственной регистрации), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации (ч.ч. 1, 2 ст. 21 Федерального закона №82-ФЗ).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела, административный ответчик СОУР является общественной организацией. Сведения об указанной организации внесены Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Удмуртской Республике в Единый государственный реестр юридических лиц 13.01.2003 г. за основным государственным регистрационным номером 1031802480820, что подтверждается свидетельством о регистрации общественного объединения, выданного Министерством юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике 27.02.1997 г.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Поскольку административный ответчик является общественной организацией, Региональная общественная организация «Союз офицеров Удмуртской Республики» - СОУР должна соблюдать обязанности, предусмотренные ст. 29 Федерального закона №82-ФЗ.
В частности, согласно абз. 2, 4, 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона №82-ФЗ общественное объединение обязано, в том числе:
- соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
- ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
- информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В нарушение указанных требований закона административным ответчиком не представлены в Управление отчетные сведения, а именно отчет по форме № ОН0003, утвержденный приказом Минюста РФ от 29.03.2010 №72, за 2016-2018 годы, а также информация о продолжении деятельности в 2017-2018 годах. По этим фактам нарушения закона Управлением административному ответчику вынесены письменные предупреждения (предписания) от 29.01.2018 №18/03-384, от 21.10.2019 №18/03-4892, которые оставлены организацией без ответа.
За невыполнение предписания Управления об устранении нарушений от 29.01.2018 №18/03-384 Организация была привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, что подтверждается постановлением от 07.06.2018 г. по делу №5-368/2018 об административном правонарушении.
Указанные обстоятельства установлены на основании исследованных в судебном заседании доказательств.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона №82-ФЗ деятельность общественных объединений основывается, в том числе на принципах законности, которым деятельность Региональной общественной организации «Союз офицеров Удмуртской Республики» - СОУР не соответствует.
Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального закона №82-ФЗ).
Общественные объединения, в том числе не обладающие правами юридического лица, в случае нарушения законодательства Российской Федерации несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими законами (ч. 1 ст. 41 Федерального закона №82-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Федерального закона №82-ФЗ неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Исходя из ч. 5 ст. 29 Федерального закона №82-ФЗ, непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
В абзаце 4 пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что дела о признании некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц подлежат рассмотрению районными судами по общим правилам административного судопроизводства (статья 19, раздел III КАС РФ).
Поскольку материалами дела подтверждается, что Региональная общественная организация «Союз офицеров Удмуртской Республики» - СОУР допустила нарушение предусмотренных абз. 2, 4, 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона №82-ФЗ обязанностей, суд приходит к выводу о законности и обоснованности административных исковых требований Управления и находит их подлежащими удовлетворению.
Управление, будучи регистрирующим органом, является надлежащим административным истцом и обладает полномочиями по предъявлению настоящего административного иска в суд.
Реализация административным истцом своих полномочий в отношении организации соответствует охраняемым законом целям, поскольку обусловлена неисполнением административным ответчиком предусмотренных законом обязанностей и привлечением его к регламентированной законом ответственности.
Обращение административного истца в суд с административными исковыми требованиями, основанными на ст. 29 Федерального закона №82-ФЗ, преследует цель получения судебной констатации факта прекращения деятельности общественного объединения в качестве юридического лица с последующим исключением сведений о нем из ЕГРЮЛ. Достижению этой цели способствует сама норма ст. 29 указанного федерального закона, сформулированная таким образом, чтобы признание судом общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица имело конкретный правовой результат, предоставляя органу государственной власти полномочие адресовать суду вместе с указанным требованием и требование об исключении данного объединения из ЕГРЮЛ в связи с прекращением деятельности. При этом каких-либо изъятий (ограничений), закон не содержит.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на основании ч.ч. 4, 5 ст. 29 Федерального закона №82-ФЗ Региональная общественная организация «Союз офицеров Удмуртской Республики» - СОУР подлежит признанию прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу этого, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике к Региональной общественной организации «Союз офицеров Удмуртской Республики» - СОУР о признании некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Признать Региональную общественную организацию «Союз офицеров Удмуртской Республики» - СОУР (ОГРН 1031802480820) прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Региональной общественной организации «Союз офицеров Удмуртской Республики» - СОУР государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 (Шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через районный суд.
Решение изготовлено в совещательной комнате.
Председательствующий судья Биянов К.А.