Решение по делу № 2-862/2022 (2-6611/2021;) от 16.12.2021

копия

УИД 03RS0005-01-2021-014684-19

дело № 2-862/2022 (2-6611/2021)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 марта 2022 года                       город Уфа

Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Шаймиева А.Х.,

при помощнике Заремба Н.Н.,

с участием представителя истца Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Уфы в лице Филиала Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Уфы по Октябрьскому району Янбирдина Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Уфы в лице Филиала Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Уфы по Октябрьскому району к Нютину ФИО5 о взыскании пособия по безработице,

установил:

    Государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Уфы в лице Филиала Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Уфы по Октябрьскому району (далее – ГКУ ЦЗН г. Уфы в лице Филиала ГКУ ЦЗН г. Уфы по Октябрьскому району) обратилось в суд с иском Нютину С.Г. о взыскании пособия по безработице.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился в Филиал ГКУ ЦЗН г. Уфы по Октябрьскому району в целях содействия в поиске работы.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик был зарегистрирован в Филиале в качестве безработного. При регистрации (признании) гражданина в качестве безработного ему назначаются выплаты в виде пособия по безработице.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки документов ответчика было обнаружено и установлено, что ответчик осуществляет трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями СМЭВ из ПФР.

За период нахождения ответчика на учете в Филиале в статусе безработного ему было выплачено пособий на сумму 161748,51 рублей, в том числе неправомерно полученных 137978,01 рублей.

Также истец указывает, что ответчик незаконно был зарегистрирован в качестве безработного и неправомерно получал пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, истец просит суд взыскать с ответчика в свою пользу неосновательное обогащение в размере 137978,01 рублей.

Представитель истца ГКУ ЦЗН г. Уфы в лице Филиала ГКУ ЦЗН г. Уфы по Октябрьскому району Янбирдин Р.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.

На судебное заседание ответчик Нютин С.Г. не явился, извещался надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил, суд не располагает сведениями об уважительности не явки на судебное заседание, заявлений и ходатайств не поступало.

Суд учитывает, что закон создает равные условия для лиц, обладающих правом обращения в суд, обязав суд извещать этих лиц о времени и месте рассмотрения дела.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, отложение судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Суд принял исчерпывающие меры к извещению, обеспечив сторонам возможность явиться в суд и защитить свои права.

При таком положении считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика на основании ст. 167 ГПК РФ.

Суд выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, дав им оценку, считает, что требования истца подлежат удовлетворению.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения).

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о занятости населения безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 15 Закона о занятости населения деятельность государственной службы занятости населения в числе прочего направлена на осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

По смыслу положений статьи 3, 28 Закона о занятости населения пособие по безработице является мерой социальной поддержки лиц, признанных безработными, которые по объективным, не зависящим от них обстоятельствам, лишены средств существования из-за отсутствия возможности трудиться и получать за свою работу вознаграждение, необходимое для поддержания своей жизнедеятельности.

На основании части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился в Филиал ГКУ ЦЗН г. Уфы по Октябрьскому району в целях содействия в поиске работы.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик был зарегистрирован в Филиале в качестве безработного согласно приказа Филиала ГКУ ЦЗН г. Уфы по Октябрьскому району от ДД.ММ.ГГГГ . При регистрации (признании) гражданина в качестве безработного ему назначаются выплаты в виде пособия по безработице, установлена продолжительность периода выплаты пособия по безработице 12 месяцев.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки документов ответчика было обнаружено и установлено, что ответчик осуществляет трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями СМЭВ из ПФР.

За период нахождения ответчика на учете в Филиале в статусе безработного ему было выплачено пособий на сумму 161748,51 рублей, в том числе неправомерно полученных 137978,01 рублей.

Приказом Филиала ГКУ ЦЗН г. Уфы по Октябрьскому району от ДД.ММ.ГГГГ Нютин С.Г. снят с регистрационного учета в качестве безработного в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.

Также истец указывает, что ответчик незаконно был зарегистрирован в качестве безработного и неправомерно получал пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из пункта 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Временные правила), следует, что регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Временных правил постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.

Согласно пункту 4 Временных правил центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным, в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации. Для целей настоящих Временных правил указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).

Срок подготовки и направления сведений, указанных в пунктах 4 и 4 (1) настоящих Временных правил, по запросу центра занятости населения не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления такого запроса (пункт 5 Временных правил)

Пункт 11 Временных правил указывает на то, что решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице.

В случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке (пункт 19 Временных правил).

Частью 7 статьи 16.2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» устанавливается обязанность участников ИАС «Работа в России» обеспечивать полноту, достоверность и актуальность информации, подлежащей размещению в системе.

Постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего.

При постановке на регистрационный учет граждане могут предъявить в том числе следующие документы: а) трудовая книжка или документ, ее заменяющий, а также трудовые договоры и служебные контракты; б) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; в) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); г) документы, подтверждающие прекращение гражданами трудовой или иной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке; д) документы, подтверждающие отнесение граждан к категории испытывающих трудности в поиске подходящей работы, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (пункт 4).

В случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем, а также признания гражданина занятым ему прекращается выплачиваться пособие по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного (статья 2, пункт 2 статьи 35 Закона ).

Учитывая вышеизложенные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, исходя из того, что Нютин С.Г. был обоснованно поставлен на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы на основании поданного им посредством электронной почты заявления и прикрепленных электронных образов документов с начислением пособия по безработице, а также, учитывая, что Нютин С.Г., кроме этого, осуществлял трудовую деятельность, что исключало возможность получения им пособия по безработице, истцом при установлении данного факта было правомерно предложено Нютину С.Г. возвратить выплаченное пособие по безработице.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абзац 2 пункта 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Поскольку Нютин С.Г. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ был трудоустроен, что подтверждается копией трудовой книжки, то суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований и взыскании с ответчика в пользу истца неосновательного обогащения в размере 137978,01 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Исходя из вышеуказанной нормы, поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3959,56 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ суд:

решил:

Исковые требования Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Уфы в лице Филиала Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Уфы по Октябрьскому району к Нютину ФИО6 о взыскании пособия по безработице – удовлетворить.

Взыскать c Нютина ФИО7 в пользу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Уфы в лице Филиала Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Уфы по Октябрьскому району неосновательное обогащение в размере 137 978,01 (сто тридцать семь тысяч девятьсот семьдесят восемь руб. 01 коп.) рублей.

Взыскать c Нютина ФИО8 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3 959,56 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца с момента составления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.

    

Судья подпись                           А.Х. Шаймиев

2-862/2022 (2-6611/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
ГКУ Центр занятости населения г. уфы
Ответчики
Нютин Сергей Георгиевич
Суд
Октябрьский районный суд г. Уфы
Судья
Шаймиев Азамат Хамитович
Дело на странице суда
oktiabrsky.bkr.sudrf.ru
16.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.12.2021Передача материалов судье
16.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2022Судебное заседание
10.03.2022Судебное заседание
10.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее