УИД 66RS0015-01-2023-001961-31
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 31.05.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Кокшарова Е.В.,
судей Хрущевой О.В.,
Ершовой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковым К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Евдокимовой Светланы Владимировны к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №10, Министерству социальной политики Свердловской области о признании права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
по апелляционной жалобе Евдокимовой С.В. на решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 05.02.2024.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения Евдокимовой С.В. и её представителя Розенберг Е.Г., представителей территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №10 -Поповой А.А., Министерства социальной политики Свердловской области - Будкевич Л.А., судебная коллегия
установила:
Евдокимова С.В. обратилась в суд с иском к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №10 (далее - орган социальной политики), Министерству социальной политики Свердловской области о признании права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности по выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование иска указала, что осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности. Полагая, что как работник медицинской организации, подведомственной исполнительному органу государственной власти Свердловской области, расположенной в сельском населенном пункте, имеет право на предоставление льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с положениями п.1 ст.21 Закона Свердловской области от 21.11.2012 №91-ОЗ «Об охране здоровья граждан в Свердловской области», Евдокимова С.В. неоднократно обращалась в орган социальной политики с соответствующими заявлениями, однако получала необоснованный отказ в предоставлении мер социальной поддержки, по мотиву осуществления трудовой деятельности в федеральных государственных учреждениях. Ссылаясь на то, что отказ органа социальной политики является неправомерным, не соответствующим требованиям действующего законодательства, Евдокимова С.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 05.02.2024 иск Евдокимовой С.В. оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Евдокимовой С.В. подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
На апелляционную жалобу от органа социальной политики поступили письменные возражения, согласно которым решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Третье лицо ФБУЗ «Медико-санитарная часть №32 Федерального медико-биологического агентства», в представленных письменных пояснениях, оставило разрешение апелляционной жалобы на усмотрение суда.
В суд апелляционной инстанции явились Евдокимова С.В. и её представитель Розенберг Е.Г., настаивавшие на доводах апелляционной жалобы, представители территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №10 - Попова А.А., Министерства социальной политики Свердловской области - Будкевич Л.А., указавшие на законность и обоснованность решения суда.
Третьи лица ФБУЗ «Медико-санитарная часть №32 Федерального медико-биологического агентства», ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №32 Федерального медико-биологического агентства», ГАУЗ СО «Малышевская городская больница», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции посредством заблаговременного (19.04.2024) размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет», направления извещений на адреса электронной почты, заказного письма с уведомлением о вручении, явку своих представителей, наделенных в установленном порядке полномочиями, в судебное заседание не обеспечили.
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Евдокимова С.В. осуществляла трудовую деятельность с 18.12.1991 по 01.04.1996 в качестве помощника санитарного врача санэпидстанции в Медико-санитарной части №13 (с 01.12.1994 МУЗ «Городская больница №4 р.п. Малышева»), 01.04.1996 по 18.08.2002 в качестве помощника санитарного врача по гигиене питания в Центре государственного-эпидемиологического надзора №2 Медико-санитарной части №32 Министерства здравоохранения Российской Федерации, 19.08.2002 по настоящее время в качестве помощника санитарного врача в ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №32 Федерального медико-биологического агентства».
С 27.05.2022 Евдокимова С.В. является получателем досрочной страховой пенсии по старости, на основании п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обстоятельства проживания истца, осуществления ею трудовой деятельности в сельской местности, сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
На протяжении 2022 года Евдокимова С.В. неоднократно обращалась в орган социальной политики с заявлениями о выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг бессрочно.
Решением органа социальной политики от 06.07.2022 Евдокимовой С.В. отказано в выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по мотиву её не отнесения к категории лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки (осуществляла трудовую деятельность в государственном учреждении здравоохранения, которое находится в введении Министерства здравоохранения Российской Федерации, входящего в систему федеральных органов исполнительной власти).
Аналогичные мотивы отказа в отнесении Евдокимовой С.В. к категории лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки приведены в ответах от 11.08.2022 №3123, 13.12.2022 №07-1216/10039, на её обращения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что Евдокимова С.В. не имеет права на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных п.1 ст.21 Закона Свердловской области от 21.11.2012 №91-ОЗ «Об охране здоровья граждан в Свердловской области», поскольку учреждения, в которых истец осуществляла свою трудовую деятельность (за исключением периода работы с 01.12.1994 по 01.04.1996 в МУЗ «Городская больница р.п. Малышева») не являлись ни обособленными структурными подразделениями медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу государственной власти Свердловской области, ни медицинским организациям муниципальной системы здравоохранения. Истцом не выработан необходимый стаж медицинской деятельности в сельской местности продолжительностью не менее 10 лет.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку изложенные в решении суда выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в деле.
В соответствии со ст.12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1, действовавших до 01.01.2012 к государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан.
К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.
В государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.06.1993 №5487-1 (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством (часть 2 статьи 63).
Пунктами 13, 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статьи 12 и 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены ряд изменений.
В частности, ч.1 ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан изложена в новой редакции, согласно которой, к государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан.
Часть 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно в нее была введена часть четвертая, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (введена Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ).
В связи со вступлением в силу с 01.01.2012 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратили силу.
В соответствии с ч.3 ст.29 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государственную систему здравоохранения составляют федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы; исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 1 настоящей части); подведомственные федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.
В ч.2 ст.72 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В целях реализации ч.2 ст.72 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительством Российской Федерации было принято постановление от 30.12.2014 №1607 «О ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях».
На территории Свердловской области установлены дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области, и медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения Свердловской области, за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта, которые перечислены в ч. 1 ст. 21 Закона Свердловской области от 21.11.2012 №91-ОЗ «Об охране здоровья граждан в Свердловской области».
Статьей 21 Закона Свердловской области от 21.11.2012 №91-ОЗ «Об охране здоровья граждан в Свердловской области» предусмотрено, что медицинским и фармацевтическим работникам медицинских организаций и фармацевтических организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области, медицинских организаций и фармацевтических организаций муниципальной системы здравоохранения, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, а также медицинским и фармацевтическим работникам, осуществляющим работу в обособленных структурных подразделениях медицинских организаций и фармацевтических организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области, медицинских организаций и фармацевтических организаций муниципальной системы здравоохранения, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 100 процентов:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения;
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме исходя из минимального размера такого взноса, установленного Правительством Свердловской области;
платы за коммунальные услуги в части платы за электрическую энергию, тепловую энергию, газ, предоставленный для отопления жилого помещения, твердое топливо при наличии печного отопления в домах, не имеющих центрального отопления (в том числе на оплату транспортных услуг для доставки этого топлива), за обращение с твердыми коммунальными отходами;
платы за коммунальные услуги в части платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, - в случаях, когда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации плата за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, включена в плату за коммунальные услуги.
Мера социальной поддержки, предусмотренная в части первой настоящего пункта, распространяется на медицинских и фармацевтических работников медицинских организаций и фармацевтических организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области, медицинских организаций и фармацевтических организаций муниципальной системы здравоохранения, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, на медицинских и фармацевтических работников, осуществлявших работу в обособленных структурных подразделениях медицинских организаций и фармацевтических организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области, медицинских организаций и фармацевтических организаций муниципальной системы здравоохранения, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, получающих страховую пенсию по старости и (или) достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретших в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили, проживающих на территории Свердловской области и имеющих стаж работы по специальности не менее десяти лет в расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах медицинских организациях и фармацевтических организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области, обособленных структурных подразделениях медицинских организаций и фармацевтических организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области, областных государственных образовательных организациях, обособленных структурных подразделениях областных государственных образовательных организаций, медицинских организациях и фармацевтических организациях муниципальной системы здравоохранения, обособленных структурных подразделениях медицинских организаций и фармацевтических организаций муниципальной системы здравоохранения, муниципальных образовательных организациях и (или) в обособленных структурных подразделениях муниципальных образовательных организаций.
Порядок предоставления на территории Свердловской области меры социальной поддержки, указанной в части первой пункта 1 настоящей статьи, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области.
Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 №690-ПП «О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа» (далее - постановление Правительства Свердловской области от 26.06.2012 №690-ПП, Порядок) установлен механизм назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядок исчисления и перерасчета размера компенсации расходов, а также случаи и порядок прекращения выплаты компенсации расходов отдельным категориям граждан, проживающих на территории Свердловской области, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Свердловской области от 21.11.2012 №91-ОЗ «Об охране здоровья граждан в Свердловской области», устанавливающем меру социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для отдельных категорий граждан установлен.
Из правильно установленных судом обстоятельств следует, что Евдокимова С.В. претендуя на получение справки, удостоверяющей право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как лицо, приобретшее в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости, должна соответствовать и другим критериям, позволяющим отнести её к категории лиц, перечисленных в п.п.1 п.5 указанного выше Порядка, в частности иметь стаж работы по специальности в сельском населенном пункте не менее 10 лет в медицинских организациях подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области, медицинских организаций и фармацевтических организаций муниципальной системы здравоохранения Свердловской области, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах в должности, поименованной соответствующей номенклатурой утвержденной Министерством здравоохранения Свердловской области.
Исходя из системного толкования приведенных выше положений, суд, оценив совокупность представленных в материалы дела доказательств, пришел к верному выводу о том, что Евдокимова С.В. не имеет права на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных п.1 ст.21 Закона Свердловской области от 21.11.2012 №91-ОЗ «Об охране здоровья граждан в Свердловской области», поскольку учреждения, в которых истец осуществляла свою трудовую деятельность (за исключением периода работы с 01.12.1994 по 01.04.1996 в МУЗ «Городская больница р.п. Малышева») не являлись ни обособленными структурными подразделениями медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу государственной власти Свердловской области, ни медицинским организациям муниципальной системы здравоохранения. Истцом не выработан необходимый стаж медицинской деятельности в сельской местности продолжительностью не менее 10 лет.
С учетом изложенного, вопреки ошибочным суждениям апеллянта, периоды осуществления Евдокимовой С.В. трудовой деятельности с 18.12.1991 по 30.11.1994 в качестве помощника санитарного врача санэпидстанции в Медико-санитарной части №13, 01.04.1996 по 18.08.2002 в качестве помощника санитарного врача по гигиене питания в Центре государственного-эпидемиологического надзора №2 Медико-санитарной части №32 Министерства здравоохранения Российской Федерации, 19.08.2002 по настоящее время в качестве помощника санитарного врача в ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №32 Федерального медико-биологического агентства» не подлежат принятию во внимание при определении её права на получение мер социальной поддержки, предоставляемых медицинским работникам в связи с проживанием в сельской местности.
Положения ч.1 ст. 21 Закона Свердловской области от 21.11.2012 №91-ОЗ «Об охране здоровья граждан в Свердловской области» в качестве необходимых условий для предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг для лиц, вышедших на пенсию, к категории которых относится истец, предусматривают проживание на территории Свердловской области и наличие стажа работы по специальности не менее десяти лет в расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах медицинских организациях и их структурных подразделениях, подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области, медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения Свердловской области.
Поскольку продолжительность осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения Свердловской области, составила менее десяти лет, то Евдокимова С.В. не может быть отнесена к субъекту, на которого распространяется действие ч.1 ст. 21 Закона Свердловской области от 21.11.2012 №91-ОЗ, в связи с чем она не имеет права на получение меры социальной поддержки по указанному основанию.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, не опровергают выводов суда, которые являлись предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Каких-либо доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием к отмене решения явиться не может.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 05.02.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Евдокимовой С.В. – без удовлетворения.
Председательствующий: Е.В. Кокшаров
Судья: О.В. Хрущева
Судья: Т.Е. Ершова