УИН: 56RS0018-01-2021-000186-80
№2а-1587/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 1 марта 2021 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Ермошкиной О.В.,
при секретаре Толкачёвой М.С.,
с участием:
представителя административного истца- Московцевой Т.В.,
представителя административного ответчика - Вяткиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гутарева Андрея Валерьевича к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, ведущему специалисту отдела контроля качества коммунальных услуг и расчетов Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Лахтиковой Ольге Романовне о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Гутарев А.В. обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что 12 октября 2020 года должностным лицом Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области в отношении него как председателя правления товарищества собственников недвижимости «Томилинское» (далее ТСН «Томилинское») внесено предписание N об устранении нарушений лицензионных требований, согласно которому в срок до 1 декабря 2020года необходимо обеспечить соблюдение обязательных требований при содержании общего имущества в многоквартирном доме входящем в состав ТСН «Томилинское», путем выполнения работ по организации (оборудованию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ...; представить в инспекцию документы подтверждающие устранение выявленных нарушений, в том числе сведения: о включении в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для собственников помещений, проживающих в многоквартирном ..., владении на законных основаниях местами накопления твердых коммунальных отходов установленных в соответствии с требованиями п. 26(1) Минимального перечня №290, подпункта «д (2)» пункта 11 Правил №491. Определением Предоставлен срок для устранения нарушений продления до 15 апреля 2021 года.
С данными предписанием не согласен, просит признать его незаконным, поскольку обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В связи с внесением изменений с 1 января 2019 года Федеральным законом № 458-ФЗ в Федеральный закон № от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанности управляющей организации приобретать контейнеры для контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов, производить их ремонт и замену, действующее законодательство не содержит, как и не содержало ранее.
Согласно реестру мест накопления ТКО на территории муниципального образования г. Оренбург для нужд жильцов многоквартирного ..., находящегося в управлении ТСН «Томилинская» созданы соответствующие места накопления ТКО. Площадка ТКО является существенным условием прямых договоров на оказание услуг по обращению с ТКО между потребителями и региональным оператором. Региональный оператор обязуется создавать и содержать контейнерные площадки с указанием мест их нахождения. Управляющая компания не обязана создавать и нести бремя содержания площадок за пределами земельного участка, входящего в состав общего имущества МКД. Создание же таких площадок в пределах земельных участков невозможно в соответствии с требованиями Санитарных правил.
Считает, что приведенные в предписании нормы законодательства об обязанностях управляющей организации касаются общего имущества собственников помещений многоквартирного дома под управлением ТСН «Томилинское», которые исполняются в полном объеме.
Собственники помещений многоквартирного дома несут расходы, оплачивая коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и включение контейнерных площадок, контейнеров для твердых коммунальных отходов в состав общего имущества многоквартирного дома, а также возложение на собственников дополнительных расходов по их содержанию приведет к увеличению размера платы за содержание жилья, в том числе двойной оплате в части услуг по содержанию контейнеров. Без волеизъявления собственников помещений многоквартирного дома, выраженное путем проведения общего собрания, такое увеличение размера платы за содержание жилья и включение в состав имущества контейнерных площадок и контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов для сбора твердых коммунальных отходов невозможно.
Кроме того указал, что при проведении внеплановой документарной проверки должностным лицом Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области допущены нарушение процедуры ее проведения, а именно, в нарушение статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предписание внесено в адрес должностного лица, а не юридического лица, в отношении которого проводилась проверка, что делает невозможным обжалование его в порядке главы 24 АПК РФ.
Просит признать незаконным и неподлежащим исполнению предписание Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области N от ... об устранении выявленных нарушений.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечен ведущий специалист отдела контроля качества коммунальных услуг и расчетов государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Лахтикова О.Р., в качестве заинтересованного лица – администрация г.Оренбурга, ТСН «Томилинское».
Административный истец, административный ответчик - ведущий специалист отдела контроля качества коммунальных услуг и расчетов государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Лахтикова О.Р., заинтересованное лицо – представитель администрации г.Оренбурга, представитель ТСН «Томилинское» в судебное заседание не явились, извещались по правилам главы 9 Кодекса административного судопроизводства РФ. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявивших лиц, в порядке статьей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В судебном заседании представитель административного истца- адвокат Московцева Т.В., действующая на основании ордера N от 5 февраля 2021года поддержала заявленные административные исковые требования по доводам, изложенным в иске и в дополнении к нему, просила иск удовлетворить.
Административный ответчик – представитель Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Вяткина Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, ссылалась на законность внесенного предписания.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденным Указом Губернатора Оренбургской области от 15 февраля 2010 года № 25-ук, в число основных задач Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области включено лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (пункт 8), а к основным функциям инспекции отнесено осуществление лицензионного контроля (подпункт «а» пункта 9).
Судом установлено, что ТСН «Томилинское» расположенное по адресу ... N является добровольным объединением собственников недвижимости, созданным ими для совместного использования имущества, находящегося в их общей собственности и (или) в общем пользовании, является некоммерческой организацией, объединяющей собственников объектов недвижимости, расположенной в многоквартирном доме.
Согласно выписки ЕГРЮЛ от 30 сентября 2020 года № ЮЭN председателем правления ТСН «Томилинское» является Гутарев А.В.
В период с 5 октября 2020 года по 12 октября 2020 года на основании требования прокуратуры Оренбургской области от 10 августа 2020 года N и распоряжения и.о. заместителя начальника Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области в рамках регионального государственного жилищного надзора, с целью проверки фактов нарушения обязательных требований, указанных в требовании прокуратуры Оренбургской области от 22 сентября 2020 года N проведена внеплановая документарная проверка в отношении ТСН «Томилинское».
В ходе проверки по результатам рассмотрения, анализа документов и материалов имеющихся в распоряжении инспекции, а также информации, размещенной на сайтах в сети Интернет установлено, что сведения о наличии мест накопления ТКО для жителей, проживающих в многоквартирном ... в реестре мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования «город Оренбург» созданных или владельцем которых является данное Товарищество отсутствуют. В графе реестра мест (площадок) накопления ТКО сведения о собственнике места (накопления) ТКО указана администрация г. Оренбурга. Выявлены нарушения требований в части не организации (не оборудования) места (площадки) накопления ТКО, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирном ....
Исследовав указанные обстоятельства, Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области пришла к выводу о нарушении ТСН «Томилинская» лицензионных требований, предусмотренных подпункта «б» пункта 3 Положения №1110, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ в части не организации (оборудования) места (площадок) накопления ТКО, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирном доме, находящемся в управлении Товарищества.
Указанные обстоятельства нашли отражение в акте проверки №А-1280 от 12 октября 2020года.
Председателю правления ТСН «Томилинская» Гутареву А.В., выдано предписание N от 12 октября 2020 года с требованием в срок до 1 декабря 2020 обеспечить соблюдение обязательных требований при содержании общего имущества в многоквартирном доме, входящем в состав ТСН «Томилинское», путем выполнения работ по организации (оборудованию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для собственников помещений, проживающих в многоквартирном ...; представить в инспекцию документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений в том числе, сведения о: включении в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов площадок, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для собственников помещений, проживающих в многоквартирном ..., владении на законных основаниях местами (площадками) накопления твердых коммунальных отходов, установленных в соответствии с требованиями пункта 26(1) Минимального перечня № 290, подпункта «д (2)» пункта 11 Правил № 491.
Копия акта проверки от 12 октября 2020 года N и предписание N от 12 октября 2020 года направлено в адрес председателя правления ТСН «Томилинское» Гутареву А.В. 12 октября 2020 года, что подтверждается списком почтовых отправлений от 23 октября 2020 года, отчетом об отслеживании почтовых отправлений с почтовым идентификатором N.
Определением Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 21 декабря 2020 года продлен срок исполнения предписания N от 12 октября 2020 года до 15 апреля 2021года.
Не согласившись с указанным предписанием N от 12 октября 2020 года административный истец в установленные статьей 219 Кодекса административного судопроизводства РФ сроки обратился в суд настоящим административным иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области N от 12 октября 2020 года соответствует требованиям закона и не нарушает прав административного истца по следующим основаниям.
Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в статье 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В силу пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В части 1.1 указанной статьи предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).
На основании пункта 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу пункта 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила № 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Из подпункта "ж" пункта 2 Правил № 491 следует, что в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с подпунктом «д (2)» пункта 11 Правил № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года №416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила №416), управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из Минимального перечня.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290 (далее – Перечень № 290), периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме.
В пункте 26 (1) Минимального перечня (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года №232) установлено, что работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов предполагают организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок; организацию сбора отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.
В силу пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года №170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, среди прочего, установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Организация и содержание контейнерных площадок для мусора являются составной частью работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 13.4 указанного Закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018года №1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 3 Постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра»).
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 11 Постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра»).
Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года №641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).
Согласно пунктам 13, 13.1 Правил №1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз; орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в письме от 3 апреля 2019года №11696-АО/06 указано, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, а если такой объект входит в общедомовое имущество, указанная обязанность лежит на собственниках помещений многоквартирных домов или лицах, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Системный анализ приведенных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления в тех случаях, когда такие места накопления не входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, для многоквартирных домов, находящихся в их управлении.
В ходе проверки установлено, что сведения о наличии мест накопления твердых коммунальных отходов для жителей, проживающих в многоквартирном доме, находящегося под управлением ТСН «Томилинское», в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «город Оренбург», созданных или владельцем которых является ТСН «Томилинское», отсутствуют.
В графе реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов «Сведения о собственнике места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов» указана администрация г.Оренбурга и его территориальные органы (администрации Северного и Южного округов г.Оренбурга). Указанный реестр размещен в открытом доступе в сети Интернет на сайте www.orenburg.ru в разделе «Твердые коммунальные отходы».
Исходя из требований пункта 13.1 постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 года №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра»), сведений о принятии ТСН «Томилинское» мер для согласования размещения (создания) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в границах сформированных земельных участков под многоквартирными домами, также как и вне границах таких земельных участков, материалы дела не содержат.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно информации, представленной Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга, письменных заявок о согласовании мест (площадок) твердых коммунальных отходов и включении в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «город Оренбург» в отношении данного многоквартирного дома в адрес Управления не поступало.
Вместе с тем, ТСН «Томилинское», осуществляя функции управления многоквартирным домом, в силу подпункта «д (2)» пункта 11 Правил № 491, пункта 26(1) Минимального перечня № 290, пункта 3.7.1 Правил № 170, обязано отвечать за надлежащее содержание общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома, следовательно, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов лежит на ТСН «Томилинское».
Утверждение истца о возложении на собственников многоквартирного жилого дома дополнительных расходов по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов судом отклоняется.
Коммунальные услуги предоставляются потребителям с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, дано понятие "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных этими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В этом же пункте установлено, что к коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11 октября 2019 года № 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО" разъяснено, что под "организацией мест накопления" понимается создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
Ссылка истца о возложении обязанностей по содержанию и обращению с твердыми коммунальными отходами на регионального оператора судом признана неосновательной, поскольку в силу пункта 13 Правил № 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз и не свидетельствует о прекращении обязанности управляющей организации по созданию и содержанию мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Отсутствие необходимого расстояния между контейнерными площадками и жилыми домами не освобождает управляющую организацию от возложенной на нее обязанности по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Данное обстоятельство не может являться основанием для освобождения управляющей организации от возложенной на нее законом обязанности по установке и содержанию контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, учитывая, что ее неисполнение повлечет нарушение прав и законных интересов собственников помещений многоквартирных домов, которые производят оплату, в том числе услуг по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов.
Кроме того, действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора твердых коммунальных объектов, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов за границами земельного участка под многоквартирным домом.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля за конкретным видом деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 10 от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Статьей 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрен перечень грубых нарушений, которые могут повлечь признание результатов проверки недействительными.
Учитывая изложенное, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что порядок проведения проверки, установленный статьями 11,14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» должностным лицом не нарушен.
Утверждение административного истца о том, что предписание выдано должностному лицу председателю ТСН «Томилинское», а не юридическому лицу, в отношении которого проведена проверка, не свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания.
Согласно статье 149 Жилищного кодекса РФ, председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.
Председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества.
Данные положения также указаны в пунктах 9.9, 9.10 Устава ТСН «Томилинское».
Учитывая, что председатель правления ТСН «Томилинское» Гутарев А.В. имеет право действовать от имени ТСН «Томилиснкое» без доверенности, суд приходит к выводу, что Гутарев А.В. является должностным лицом, которому может быть вынесено предписание по результату проведенной проверки.
Кроме того, действующим законодательством не запрещено право на вынесение предписания должностным лицом Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, как юридическому лицу, так и должностному лицу, на которого возложена обязанность по руководству текущей деятельностью юридического лица.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Гутарева Андрея Валерьевича к государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, ведущему специалисту отдела контроля качества коммунальных услуг и расчетов государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Лахтиковой Ольге Романовне о признании незаконным предписания N от 12 октября 2020 года, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись О.В.Ермошкина
Решение в окончательной форме принято: 5 апреля 2021 года
Судья: подпись О.В.Ермошкина
Оригинал подшит в дело №2а- 1587/2021
находящегося в производстве
Ленинского районного суда г. Оренбурга