КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Бурханова Ю.О. дело № 33-3514/2017 А-178г
20 марта 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Полынцева С.Н.,
судей Корниенко А.Н., Мирончика И.С.,
при секретаре судебного заседания Привалихине Д.В.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Полынцева С.Н.,
гражданское дело по иску прокурора к Шаповалову ФИО10, Федеральному казенному учреждению «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю» о признании маломерного судна не прошедшим первичного технического освидетельствования и запрете эксплуатации маломерного судна,
по апелляционной жалобе ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю»,
на решение Норильского городского суда Красноярского края от 09 декабря 2016 года, которым постановлено:
«Исковые требования Норильского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать маломерное судно «Обь-М», имеющее заводской №, изготовленное в 1979 году, с максимальной мощностью двигателя 40 л.с, принадлежащее на праве собственности Шаповалову ФИО11 и зарегистрированное в реестре маломерных судов за регистрационным номером №, не прошедшим <дата> первичного технического освидетельствования, позволяющего собственнику использовать маломерное судно по назначению.
Признать составленный и подписанный государственным инспектором Дудинского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» акт технического освидетельствования маломерного судна от <дата> о годности к плаванию маломерного судна «Обь-М», имеющего заводской №, изготовленного в 1979 году, с максимальной мощностью двигателя 40 л.с, принадлежащего на праве собственности Шаповалову ФИО13 и зарегистрированного в реестре маломерных судов за регистрационным номером №, недействительным.
Запретить Шаповалову ФИО14 эксплуатировать маломерное судно «Обь-М», имеющее заводской №, изготовленное в 1979 году, с максимальной мощностью двигателя 40 л.с, зарегистрированное в реестре маломерных судов за регистрационным номеров №, в том числе, передавать его другим лицам для эксплуатации, до фактического проведения технического освидетельствования маломерного судна на годность к плаванию.
Взыскать с Федерального казенного учреждению «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю» и Шаповалова ФИО15 государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме по 150 (сто пятьдесят) рублей с каждого».
Выслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ппрокурор обратился в суд с иском к Шаповалову А.А., ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» о признании маломерного судна не прошедшим первичного технического освидетельствования, признании недействительным акта первичного технического освидетельствования и запрете эксплуатации маломерного судна.
Требования мотивированы тем, что при проведении прокурорской проверки исполнения законодательства при освидетельствовании маломерных судов на предмет пригодности их к плаванию установлено, что без фактического проведения первичного технического освидетельствования, без использования специально предусмотренного для этих целей оборудования и инструментов, Дудинским инспекторским участком ФИО2 ГИМС принимаются решения о годности к плаванию маломерных судов.
Так, <дата> в Дудинский инспекторский участок Центра ГИМС МЧС России по Красноярскому краю с заявлением о регистрации маломерного судна «Обь-М», с максимальной мощностью двигателя 40 л.с., обратился Шаповалов А.А. На основании представленных документов государственным инспектором по маломерным судам без фактического проведения первичного технического освидетельствования, без использования специально предусмотренного для этих целей оборудования и инструментов, был составлен и подписан акт первичного технического освидетельствования маломерного судна, согласно которого оно признано годным к плаванию, что позволяет Шаповалову А.А. использовать судно по назначению. Эксплуатация такого маломерного судна создает потенциальную опасность судоходству, угрозу жизни и здоровью судоводителя, его пассажиров, других лиц, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности, а следовательно, нарушает интересы неопределенного круга лиц.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права и неправильной оценкой обстоятельств, имеющих значение для дела.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся, участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, выслушав прокурора Гайдук О.В., согласившуюся с решением, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 35, частями 9 и 10 статьи 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На каждом маломерном судне должен находиться судовой билет, который удостоверяет право собственности на судно, а также годность судна к плаванию.
На основании пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года №835, государственная инспекция по маломерным судам в установленном порядке осуществляет государственный надзор за маломерными судами, в том числе, классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.
Порядок проведения технического надзора за маломерными судами регулируется Правилами технического надзора за маломерными судами (далее Правила технического надзора), утвержденными Приказом МЧС России № 501 от 29 июня 2005 года; предоставление государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, осуществляется в соответствии с Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее Административный регламент), утвержденным Приказом МЧС России от 18 октября 2012 года № 608 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с п. 1.2 Правил технического надзора технический надзор за маломерными судами осуществляется должностными лицами Управления ГИМС МЧС России, территориальных органов ГИМС в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, а также соответствующих подразделений и организаций МЧС России, в порядке, определяемом МЧС России.
Согласно пункту 2.2 Правил технический надзор за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в том числе, проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров. По результатам первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров осуществляется классификация маломерных судов.
Согласно пункту 2.3 Правил технического надзора первичное техническое освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна. При первичном техническом освидетельствовании проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием. Результаты освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию. Указанные в акте первичного технического освидетельствования условия и нормы вносятся в судовой билет маломерного судна, в котором специальным штампом делается отметка о техническом освидетельствовании, заверяемая подписью должностного лица, проводившего освидетельствование, и выдается технический талон на годность к плаванию установленного образца.
Пунктом 2.6 Правил технического надзора предусмотрено, что техническое освидетельствование маломерного судна проводится, как правило, на плаву. Государственный инспектор по маломерным судам вправе потребовать в необходимых случаях от судовладельца создания дополнительных условий при освидетельствовании - создание крена, дифферента или подъема судна на берег.
Оценка технического состояния маломерного судна устанавливается отдельно по корпусу и надстройкам; устройствам, оборудованию и снабжению; противопожарной защите; механической установке электрооборудованию (пункт 2.7).
Согласно пункту 2.30 Административного регламента пункт освидетельствования маломерного судна должен иметь оборудование и мерительные инструменты, необходимые для проведения освидетельствования маломерного судна.
Из пунктов 3.16 и 3.17 Административного регламента следует, что грузоподъемность маломерного судна определяется опытным путем. Допустимое количество людей на борту маломерного судна определяется расчетным путем. Расчет максимально допустимой мощности подвесных моторов и (или) стационарных двигателей, минимальной высоты надворного борта, определение высоты волны и удаление от берега или убежища, при которых маломерное судно может безопасно осуществлять плавание, производится на основании данных, полученных при испытании мореходных качеств маломерного судна.
В соответствии с приказом МЧС России от 09.08.2005 № 618 «Об утверждении типовых норм обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» для осуществления технического надзора за маломерными судами используются: кренометр; дифферентометр; динамометр (ПДУ 0,1-2); динамометр (ПДУ 2-20); тахометр; газоанализатор типа Инфракар.
Таким образом, в отношении маломерных судов при прохождении технического освидетельствования проводятся испытания их технического состояния с использованием специально предусмотренного для этих целей оборудования и инструментов, результаты которых отражаются в акте технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию.
При этом, в силу пункта 3 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 29 июня 2005 года № 502, пользование маломерными судами разрешается только после прохождения технического освидетельствования (осмотра), с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными средствами и другим оборудованием.
Выдача судового билета, в силу пункта 15 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденных Приказом МЧС России от 29 июня 2005 года № 500, удостоверяет право плавания под государственным флагом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции <дата> на основании заявления Шаповалова А.А. о регистрации маломерного судна и лодочного мотора государственным инспектором по маломерным судам Дудинского инспекторского отделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» был составлен акт первичного технического освидетельствования маломерного судна, в соответствии с которым принадлежащее Шаповалову А.А. маломерное судно «Обь-М» является годным к плаванию. Указанное судно было зарегистрировано в реестре маломерных судов за регистрационным номером № с выдачей Шаповалову А.А. судового билета с указанием в нем условий и норм первичного технического освидетельствования.
Вышеуказанные обстоятельства ответчиками не оспариваются.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции верно исходил из того, что при вынесении положительного заключения о годности к плаванию маломерного судна, государственным инспектором ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю», в нарушение п.п. 2.3, 2.7 Правил технического надзора за маломерными судами, не была выполнена обязанность по проведению первичного технического освидетельствования с использованием специальных технических средств и оборудования, т.е. фактически годность маломерного судна к плаванию в соответствии с техническими требованиями установлена не была. Эксплуатация такого маломерного судна создает потенциальную опасность судоходству, угрозу жизни и здоровья судоводителя, его пассажирам и другим лицам, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности и нарушает интересы неопределенного круга лиц. Управление маломерным судном, не прошедшим технического освидетельствования (осмотра), в силу п.8 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России №502 от 29 июня 2005 года, запрещено.
При таких обстоятельствах суд, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора.
Ссылка в жалобе на то, что принадлежащее Шаповалову А.А судно имеет сертификат соответствия, в связи с чем, эксплуатация такого маломерного судна не создает потенциальную опасность судоходству, угрозу жизни и здоровья судоводителя, его пассажирам и другим лицам, является несостоятельной, поскольку, как указано ранее, для признания судна годным к плаванию и безопасным при его эксплуатации необходимо провести первичное техническое освидетельствование с использованием специальных средств.
Иные доводы жалобы также нельзя признать состоятельными, поскольку они строятся на ошибочном толковании норм материального права. Все эти доводы были предметом судебного разбирательства, и им дана надлежащая оценка.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в части взыскания с ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» и Шаповалова А.А. государственной пошлины в доход местного бюджета.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, казенные учреждения, редакции средств массовой информации.
Указанные льготы по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава являются специальной нормой для всех случаев, когда государственный орган, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлены в зависимость от категории рассматриваемого спора.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю», как осуществляющий (реализующий) полномочия федеральных органов исполнительной власти на территории субъектов Российской Федерации, в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, как в качестве истца, так и в качестве ответчика.
Также судебная коллегия не находит оснований для взыскания государственной пошлины и с Шаповалова А.А., поскольку в его действиях нарушения права неопределенного круга лиц при рассмотрении дела не установлено.
При указанных обстоятельствах основания для взыскания государственной пошлины с ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» и Шаповалова А.А. в доход местного бюджета у суда отсутствовали, в связи с чем решение в указанной части нельзя признать законным и обоснованным, а указанный вывод суда подлежит исключению из решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Исключить из решения Норильского городского суда Красноярского края от 09 декабря 2016 года вывод суда о взыскании с Федерального казенного учреждению «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю» и Шаповалова ФИО16 государственной пошлины в доход местного бюджета в сумме по 150 (сто пятьдесят) рублей с каждого.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья Полынцев С.Н.
Судьи Корниенко А.Н.
Мирончик И.С.