№а-444/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июля 2021 года г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Фёдоровой Д.М.,
при секретаре Дамдиновой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Город Гусиноозерск» о признании незаконным бездействия, обязании принять меры по устранению выявленных нарушений,
У С Т А Н О В И Л:
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации МО «Город Гусиноозерск» об устранении нарушений требований природоохранного законодательства.
В обоснование административного иска указано, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено непринятие административным ответчиком мер по строительству очистных сооружений в г. Гусиноозерск взамен находящихся в собственности муниципального образования «Город Гусиноозерск». Существующие очистные сооружения г. Гусиноозерск введены в эксплуатацию в 1976 году и предназначены для приема сточных вод, механической и биологической очистки и обеззараживания сточных вод. Строительство очистных сооружений осуществлялось по экспериментальному проекту КТ-56.66, проектная производительность – 25 тыс.куб.м./сутки. При этом фактическая производительность существующих очистных сооружений составляет 15 тыс.куб.м./сутки. Износ зданий и сооружений составляет 80%. В неудовлетворительном состоянии находится канализационная насосная станция, износ оборудования составляет 60%. По информации Администрации МО «<адрес>» сброс сточных вод осуществляется в озере Гусиное, которое является рыбохозяйственным водоемом высшей категории и единственным источником водоснабжения <адрес> с численностью населения около 24 тыс.человек. Степень очистки сточных вод – полная биологическая на аэротенках (стоки недостаточно очищены). В 2017 году в республиканском бюджете предусматривалось финансирование в сумме 12 396 тыс.руб. на выполнение работ по мероприятию «Разработка проектной и рабочей документации на реконструкцию очистных сооружений в <адрес>. Однако до настоящего времени вопрос о разработке проектной и рабочей документации на строительства очистных сооружений не решен. Согласно разработанному ООО «Невская энергетика» и направленному Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия органам местного самоуправления для работы «Отчету о научно-исследовательской работе «Разработка схемы обращения с жидкими коммунальными отходами на территории Республики Бурятия» предусмотрены технические обоснования основных мероприятий по реализации территориальной схемы обращения с жидкими коммунальными отходами в <адрес>. При этом указано на необходимость реконструкции очистных сооружений в <адрес>, поскольку существующие очистные сооружения устарели, оборудование изношено, потребление электроэнергии завышенное. В томе № 1 указанного «Отчета о научно-исследовательской работе «Разработка схемы обращения с жидкими коммунальными отходами на территории Республики Бурятия» указано, что износ основного оборудования составляет 80%; износ зданий и сооружений – 80%, износ металлоконструкций – 80%; износ насосного оборудования – 80%; периметр КОМ не соответствует требованиям «Антитеррор». Непринятие мер по строительству очистных сооружений влечет угрозу загрязнения озера Гусиное, являющимся единственным источником водоснабжения населения г. Гусиноозерск. При этом бюджетные заявки в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия для финансирования из разработки проектной документации и строительства новых очистных сооружений не подавались. В связи с этим у Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия не возникли обязанности по инициированию изменений в республиканский бюджет. В силу Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения (выкупа) объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.10.2014 № 490, проектную документацию строек и объектов, относящихся к муниципальной собственности, муниципальные образования разрабатывают самостоятельно за счет средств местного бюджета. Допускается софинансирование разработки проектных документаций за счет средств республиканского бюджета объектов, мероприятия по строительству, реконструкции, модернизации которых будут реализованы в рамках национального проекта «Экология» (2019-2024 годы), а также объектов, расположенных на территории Селенгинского района, мероприятия по строительству, реконструкции, модернизации которых будут реализованы в рамках федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы». Финансирование мероприятий по строительству очистных сооружений возможно в рамках реализации национального проекта «Экология». Согласно Паспорту национального проекта «Экология», утвержденному Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам в структуре национального проекта предусмотрен федеральный проект «Сохранение озера Байкал». Вышеуказанное свидетельствует о наличии бездействия со стороны административного ответчика, выразившегося в непринятии мер по проектированию такого строительства. Нарушение природоохранного законодательства может повлечь за собой причинение ущерба окружающей среде, в том числе озеру Гусиное, уникальной экологической системе объекта Всемирного наследия Юнеско – озера Байкала. Просит признать незаконным бездействие Администрации МО «Город Гусиноозерск», обязать административного ответчика: в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить документы, предусмотренные Порядком предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.10.2014 № 490, в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия для решения вопрос о финансировании разработки проектной документации на строительство комплекса очистных сооружений г. Гусиноозерск; в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку проектной документации на строительства комплекса очистных сооружений г. Гусиноозерск; в срок в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство комплекса очистных сооружений г. Гусиноозерск.
В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора Федорова А.О. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что согласно представленному ответу Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 16.07.2021 о предоставлении информации по проводимой проверке исполнения законодательства об охране вод при эксплуатации очистных сооружений схема обращения с жидкими коммунальными отходами, разработанная ООО «Невская Энергетика» г. Санкт-Петербург, в адрес глав муниципальных образований Республики Бурятия была направлена Минстроем Республики Бурятия письмом от 24.01.2020 № 06-10-06-и546/21. Из представленных Администрацией МО «Город Гусиноозерск» и ООО «Горводоканал» ответов от 23.04.2021 следует, что строительство очистных сооружений в г. Гусиноозерск требуется строительство новых очистных сооружений; финансирование мероприятий по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации или строительству новых объектов не осуществлялось, не заключалось соглашений по предоставлению субсидий. Таким образом, до настоящего времени административным ответчиком не приняты меры по инициированию вопроса финансирования разработки проектной документации на строительство комплекса очистных сооружений г. Гусиноозерск. Настаивала на рассмотрении административного иска при представленных документах, возражала против отложения дела.
Представитель административного ответчика Администрации МО «Город Гусиноозерск» Козлова Т.В. с административным иском не согласилась, просила об отложении дела, указывая на невозможность участия в настоящем деле другого представителя административного ответчика Размахнина А.Б., который присутствовал при подготовке дела к судебному заседанию.
При подготовке дела к судебному заседанию представитель административного ответчика Администрации МО «Город Гусиноозерск» Размахнин А.Б. признал административный иск в полном объеме.
Судом с учетом мнения лиц, участвующих в деле, отказано в удовлетворении ходатайства об отложении дела в связи с отсутствием к тому предусмотренных статьей 152 КАС РФ оснований. Судом учтено, что в материалы дела представлена переписка ООО «Горводоканал» с Администрацией МО «Город Гусиноозерск» - собственником объектов водоснабжения и водоотведения начиная с 2015 года по настоящее время о необходимости ремонта и строительства очистных сооружений г. Гусиноозерск.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия Дансарунова Ю.Е. требования по административному иску поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица ООО «Горводоканал» Чуватова Л.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
При подготовке дела к судебному заседанию заинтересованного лица ООО «Горводоканал» Малофеева Т.В. требования по административному иску поддержала, просила их удовлетворить.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судом определено о рассмотрении настоящего дела в отсутствие заинтересованного лица ООО «Горводоканал», в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Проверив материалы дела, определив нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, установив права и обязанности лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Административное исковое заявление предъявлено Восточно-Байкальским межрайонным природоохранным прокурором в пределах представленных административным процессуальным законодательством полномочий и направлен на защиту интересов неопределенного круга лиц в целях защиты их здоровья и жизни.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Вместе с тем, применение установленного данной статьей срока при оспаривании бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих практически невозможно, поскольку бездействие - это длящееся правонарушение.
Срок на обращение в суд не пропущен, поскольку бездействия административного ответчика носит длящий характер, противоправное поведение продолжается, права неопределенного круга лиц нарушаются в настоящее время, срок исполнения обязанности по очистке ливневых сточных вод, нормативно не установлен.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 указанной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из содержания правовых норм, содержащейся в ст.ст. 62, 218 КАС РФ, для удовлетворения заявления об оспаривании действия (бездействия) должностного лица необходима совокупность двух обязательных условий, одним из которых является несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а вторым - нарушение прав и свобод заявителя.
При этом ч. 2 ст. 62 КАС РФ установлено, что обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, который принял оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании поступивших ответов от Администрации МО «Город Гусиноозерск» и ООО «Горводоканал» от 23.04.2021 года установлено нарушения административным ответчиком Администрацией МО «Город Гусиноозерск» санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, выразившееся в непринятии мер по строительству очистных сооружений в г. Гусиноозерск.
Озеро Гусиное является рыбохозяйственным водоемом высшей категории и единственным источником водоснабжения г. Гусиноозерск с численностью населения около 24 тыс.человек.
Согласно представленной Восточно-Байкальскому межрайонному природоохранному прокурору информации ООО «Горводоканал» от 23.04.2021 года следует, что строительство очистных сооружений в г. Гусиноозерск не осуществлялось. Финансирование мероприятий по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации или строительству новых объектов не производилось. Существующие очистные сооружения г. Гусиноозерск введены в эксплуатацию в 1976 году и предназначены для приема сточных вод, механической и биологической очистки и обеззараживания сточных вод. Строительство очистных сооружений осуществлялось по экспериментальному проекту КТ-56.66, проектная производительность – 25 тыс.куб.м./сутки. При этом фактическая производительность существующих очистных сооружений составляет 15 тыс.куб.м./сутки. Сточные воды отнесены к категории недостаточно очищенные. Износ зданий и сооружений составляет 80%. В неудовлетворительном состоянии находится канализационная насосная станция, износ оборудования составляет 60%. Требуется строительство новых очистных сооружений.
Также из представленной суду переписки ООО «Горводоканал» в адрес главы Администрации МО «Город Гусиноозерск», а также председателю советов депутатов МО «Город Гусиноозерск», председателю совета депутатов МО «Селенгинский район», главы Администрации МО «Селенгинский район» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что объекты водоснабжения и водоотведения <адрес> находятся в аварийном состоянии, необходимо выполнить работы по замене аварийных внутриквартальных сетей, но и работы по реконструкции центральных водоотводов, Применяемая технология очистки питьевой воды, сточной воды не соответствует введенным новым требованиям Российской Федерации в области охраны окружающей среды и требует незамедлительной модернизации. На водоочистной станции в аварийном состоянии находятся фильтры, предназначенные для очистки питьевой воды, приемный колодец. На станции биологической очистки в аварийном состоянии находятся железобетонные емкости отстойников, аэротенков, контактных резервуаров. Требуется капитальный ремонт трубной и лотковой обвязки с частичной заменой и покрытием их защитным слоем от коррозии, замена металлической конструкции и площадок обслуживания, ремонт насосов, ремонт узла механической очистки. В канализационной насосной станции в аварийном состоянии находятся механические грабли, которые необходимы для удержания крупного мусора. Выполнить работы по модернизации или реконструкции станции очистки питьевой и сточной воды за счет собственных средств в силу концессионного соглашения от 06.06.2019 года № 01.08-010-122/19, заключенного между ООО «Горводоканал» и Администрацией МО «Город Гусиноозерск», невозможно. Необходимо обратить Администрации МО «Город Гусиноозерск» как собственнику объектов водоснабжения и водоотведения возможность вхождения в соответствующие федеральные программы по модернизации и реконструкции сетей водоснабжения, водоочистной станции питьевого снабжения, станции биологической очистки сточных вод, канализационной насосной станции.
Согласно представленной Восточно-Байкальскому межрайонному природоохранному прокурору информации Администрации МО «Город Гусиноозерск» от 23.04.2021 года следует, что финансирование мероприятий в 2017 году в республиканском бюджете предусматривалось финансирование в сумме 12 396 тыс.руб. на выполнение работ по мероприятию «Разработка проектной и рабочей документации на реконструкцию очистных сооружений в г. Гусиноозерск, от которого отказались ввиду отсутствия положительного примера по реконструкции ЕОС и неоднозначного мнения о методах очистки стоков. Проводились многочисленные консультации, выезд в г. Байкальск с целью обмена опыта в сфере строительства очистных сооружений. В адрес Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры и Министерства природных ресурсов Республики Бурятия направлялись письма о рассмотрении возможности финансирования мероприятий по предпроектному обследованию очистных сооружений с разработкой программы их реконструкции. Финансирование мероприятий по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации или строительству новых объектов не осуществлялось. Соглашений по предоставлению субсидий не заключалось.
В соответствии с разработанным ООО «Невская энергетика» и направленным Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия органам местного самоуправления письмом от 24.01.2020 № 06-10-06-и546/21 для работы «Отчету о научно-исследовательской работе «Разработка схемы обращения с жидкими коммунальными отходами на территории Республики Бурятия» предусмотрены технические обоснования основных мероприятий по реализации территориальной схемы обращения с жидкими коммунальными отходами в Республике Бурятия. При этом указано на необходимость реконструкции очистных сооружений в г. Гусиноозерск, поскольку существующие очистные сооружения устарели, оборудование изношено, потребление электроэнергии завышенное. В томе № 1 указанного «Отчета о научно-исследовательской работе «Разработка схемы обращения с жидкими коммунальными отходами на территории Республики Бурятия» указано, что износ основного оборудования составляет 80%; износ зданий и сооружений – 80%, износ металлоконструкций – 80%; износ насосного оборудования – 80%; периметр КОС не соответствует требованиям «Антитеррор».
Административным истцом установлено, что бюджетные заявки в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия для финансирования из разработки проектной документации и строительства новых очистных сооружений не подавались. В связи с этим у Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия не возникли обязанности по инициированию изменений в республиканский бюджет.
В силу Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения (выкупа) объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.10.2014 № 490, проектную документацию строек и объектов, относящихся к муниципальной собственности, муниципальные образования разрабатывают самостоятельно за счет средств местного бюджета. Допускается софинансирование разработки проектных документаций за счет средств республиканского бюджета объектов, мероприятия по строительству, реконструкции, модернизации которых будут реализованы в рамках национального проекта «Экология» (2019-2024 годы), а также объектов, расположенных на территории Селенгинского района, мероприятия по строительству, реконструкции, модернизации которых будут реализованы в рамках федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы». Финансирование мероприятий по строительству очистных сооружений возможно в рамках реализации национального проекта «Экология». Согласно Паспорту национального проекта «Экология», утвержденному Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам в структуре национального проекта предусмотрен федеральный проект «Сохранение озера Байкал».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Согласно ч. 1 ст. 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии с п. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озеру Байкал: химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ.
В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающёй среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В статье 4 Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.
На основании ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу ст. 16 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа в том числе, относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования.
Статьей 210 ГК РФ определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно п. 1.3 и п. 2.1 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.10.2014 № 490, главными распорядителями бюджетных средств выступают исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия, ответственные за распределение объемов финансирования мероприятий государственной программы (подпрограммы), в рамках которых планируется осуществлять бюджетные инвестиции в объекты, в пределах полномочий, определенных в установленной сфере ведения: в части строительства, реконструкции объектов капитального строительства, реализуемых в целях развития общественной инфраструктуры Республики Бурятия (социальная и инженерная инфраструктура), а также в части приобретения не завершенных строительством объектов недвижимого имущества - Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
Таким образом, финансирование мероприятий по строительству очистных сооружений возможно в рамках указанного порядка при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
В силу п. 2.4 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения (выкупа) объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность проектную документацию строек и объектов, относящихся к муниципальной собственности, муниципальные образования разрабатывают самостоятельно за счет средств местного бюджета. Допускается софинансирование разработки проектных документаций за счет средств республиканского бюджета объектов, мероприятия по строительству, реконструкции, модернизации которых будут реализованы в рамках национального проекта «Экология» (2019-2024 годы), а также объектов, расположенных на территории Селенгинского района, мероприятия по строительству, реконструкции, модернизации которых будут реализованы в рамках федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы».
Согласно п. 3.1 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения (выкупа) объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность муниципальные образования представляют государственным заказчикам бюджетные заявки согласно приложению № 3 до 01 апреля текущего года при разработке проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Административном истцом указывается, что бюджетная заявка установленной формой бюджета о финансировании разработки проектной документации строительства очистных сооружений в г. Гусиноозерск не представлена в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия не представлена. В связи с этим у Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия не возникли обязанности по инициированию изменений в республиканский бюджет.
Финансирование мероприятий по строительству очистных сооружений возможно в рамках реализации национального проекта «Экология».
Согласно Паспорту национального проекта «Экология», утвержденному Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам в структуре национального проекта предусмотрен федеральный проект «Сохранение озера Байкал».
Разделом 4.7 Паспорта предусмотрено выполнение в рамках федерального проекта «Сохранение озера Байкал» мероприятий с целью обеспечения охвата государственным экологическим мониторингом (государственным мониторингом окружающей среды) 93% площади Байкальской природной территории, осуществления научно-методического обеспечения реализации мероприятий по сохранению озера Байкал, снижения на 448,9 га общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу к законности и обоснованности требований административного истца о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в непринятии мер по разработке проектной документации и строительству комплекса очистных сооружений в г. Гусиноозерск.
Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие возражений административного ответчика, суд полагает необходимым возложить на Администрацию МО «Город Гусиноозерск» обязанности: в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить документы, предусмотренные Порядком предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.10.2014 № 490, в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия для решения вопроса о финансировании разработки проектной документации на строительство комплекса очистных сооружений г. Гусиноозерск; в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку проектной документации на строительство комплекса очистных сооружений в г. Гусиноозерск; в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство комплекса очистных сооружений в г. Гусиноозерск.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:Административный иск Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Город Гусиноозерск» о признании незаконным бездействия, обязании принять меры по устранению выявленных нарушений удовлетворить.Обязать Администрацию МО «Город Гусиноозерск»:- в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить документы, предусмотренные Порядком предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.10.2014 № 490, в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия для решения вопроса о финансировании разработки проектной документации на строительство комплекса очистных сооружений г. Гусиноозерск; - в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку проектной документации на строительство комплекса очистных сооружений в г. Гусиноозерск: - в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить строительство комплекса очистных сооружений в г. Гусиноозерск.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Д.М. Фёдорова Мотивированное решение изготовлено 27 июля 2021 года. |