Решение по делу № 2-2561/2021 от 17.06.2021

2-2561/2021

УИД 55RS0004-01-2021-003201-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Омска

в составе председательствующего судьи Селиверстовой Ю.А.

при секретаре Шевченко Г.М.

с участием в подготовке и организации судебного разбирательства помощника судьи Теодозова С.Л.,

рассмотрев 22 июля 2021 года в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску Шевченко Татьяны Николаевны к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Омска, БУЗОО «Шербакульская ЦРБ» о включении периодов работы в стаж на соответствующих видах работ, назначении страховой пенсии по старости,

установил:

Истец Шевченко Т.Н. обратилась в суд с названным иском к ответчикам, в тексте которого с учетом его уточнения и в судебном заседании просила о включении в ее стаж на соответствующих видах работ по осуществлению лечебной деятельности периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 14.06.2006 по 28.06.2006, с 05.03.2007 по 31.03.2007, с 19.01.2009 по 25.04.2009, с 13.01.2014 по 08.02.2014, с 12.01.2015 по 16.01.2015 - в календарном исчислении; с 14.09.1998 по 14.10.1998, с 21.04.2002 по 11.05.2002 – в льготном исчислении из расчета один календарный год работы за один год и три месяца стажа (работа в сельской местности), в льготном исчислении один год работы за один год и три месяца страхового стажа период ее работы врачом Шербакульского районного территориального медицинского объединения с 01.11.1999 по 29.11.2000, который не указан в ее выписке из индивидуального лицевого счета в качестве льготного периода работы, а также просила назначить страховую пенсию по старости досрочно в связи с наличием у нее стажа на соответствующих видах работ не менее 30 лет (включая отпуск по уходу за ребенком с 14.04.1994 по 10.02.1997), указав, что вышеуказанные периоды направления ее на курсы повышения квалификации предоставлялись ей в виде дополнительных отпусков с сохранением ей как работнику средней заработной платы и на основании изданных работодателями в соответствующие периоды приказов об ее направлении на данные курсы. Исключение составляет период с 21.04.2002 по 11.05.2002, в отношении которого ее прежний работодатель ответчик БУЗОО «Шербакульская ЦРБ» не предоставил ей копию приказа о направлении ее на данные курсы с сохранением среднего заработка, пояснив, что данный приказ утерян. Иных доказательств направления ее на курсы повышения квалификации с сохранением ей среднего заработка у нее не имеется. Из выданного ей удостоверения о прохождении данных курсов факт направления ее на эти курсы со стороны работодателя не усматривается. При этом данный период ее прежним работодателем отмечен кодом без указания льготы лечебной деятельности и без оплаты повышенных страховых взносов, как и период ее работы с 01.11.1999 по 29.11.2000 врачом Шербакульского районного территориального медицинского объединения, которое не поименовано в списке медицинских учреждений, работа в которых засчитывается в льготную выслугу лет. Решением комиссии по реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Октябрьском административном округе города Омска при обращении ее в указанное учреждение в назначении досрочной страховой пенсии по выслуге лет отказано.

Представитель ГУ - УПФ РФ в Октябрьском административном округе города Омска в судебном заседании при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела участия не принимал, представил в материалы дела возражение против иска, указав на отсутствие предусмотренных действующими нормативными правовыми актами оснований для включения истцу указанных периодов в стаж на соответствующих видах работ по осуществлению лечебной деятельности, а также на недостаток стажа на соответствующих видах работ для назначения пенсии. Указал, что со стороны органа пенсионного обеспечения в стаж лечебной деятельности истца включены все периоды, указанные в качестве таковой деятельности, в индивидуальном лицевом счете истца, отражающим в полном объеме в соответствии с федеральным законодательством ее пенсионные права. Ссылался на то, что прежний работодатель истца не проставил при направлении сведения в органы пенсионного обеспечения в отношении трудовой деятельности истца соответствующие коды льготы и не уплатил повышенные страховые взносы за периоды работы истца с 21.04.2002 по 11.05.2002, с 01.11.1999 по 29.11.2000, в связи с чем данные периоды не подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ без подтверждения данных периодов в индивидуальном лицевом счете истца соответствующими кодами льготы и уплатой страховых взносов со стороны БУЗОО «Шербакульская ЦРБ».

Представитель ответчика БУЗОО «Шербакульская ЦРБ» в судебном заседании при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела участия не принимал, представил в материалы дела заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела и установлено судом, 12.03.2018 истец Шевченко Т.Н. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, представив необходимые документы.

Решением ответчика от 04.07.2018 № 152607/1 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого стажа продолжительностью 30 лет на соответствующих видах работ по осуществлению лечебной деятельности. При этом истцу продолжительность данного стажа была определена в размере 22 лет 00 месяцев 18 дней (с льготным исчислением периодов работы истца в сельской местности из расчета один календарный год работы за один год три месяца стажа лечебной деятельности) с исключением из него, в том числе вышеперечисленных спорных периодов трудовой деятельности истца, а также отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, которые учтены в общем страховом стаже истца (л.д. 29-30).

Истец, не согласившись с исключением данных спорных периодов из ее стажа лечебной деятельности, предъявила данный иск с учетом его уточнения.

В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон о страховых пенсиях) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно частям 3, 4 той же статьи, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положения статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не препятствуют оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17.10.2003 г. № 70 утвердило разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.11.2003 № 5280), в соответствии с которыми расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», также признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 01.01.2002, по нормам ранее действовавшего законодательства.

До 01.10.1993 действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397.

Согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию на выслугу лет, утвержденному названным постановлением Совета Министров СССР, работа в должности врача, зубного врача, техника, фельдшера, помощника врача, акушерки, массажиста, лаборанта и медицинской сестры - все независимо от наименования должности; дезинфекционные инструкторы в больничных учреждениях всех типов и наименований включались в стаж работы по специальности до 01.10.1993.

В выслугу, дающую право на досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком профессий, должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 (включая врачей и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачей и средний медицинский персонал, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью), периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066, в которых поименованы врачи – специалисты в ограниченном данными Списком и Правилами перечне лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений.

Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, предусмотрено льготное исчисление стажа врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) - один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.

В соответствии с пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 11 п. 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы при том, что для назначения страховой пенсии по старости достаточно иметь продолжительность стажа лечебной деятельности только в сельской местности не менее 25 лет календарного стажа работы только в сельской местности.

Согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ является трудовая книжка, которая, согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555, является основным документом, подтверждающим период работы.

Согласно записям в трудовой книжке истца, в период с 17.08.1992 по 30.06.1993 она проходила интернатуру по педиатрии в Шербакульской районной больнице Омской области, затем с 01.07.1993 до 01.03.1998 работала врачом-педиатром Шербакульской ЦРБ Омской области, с 01.03.1998 по 20.04.2004 - врачом – ординатором детского отделения данного лечебного учреждения, при этом с 01.06.1994 по 29.11.2000 Шербакульская ЦРБ была переименована в РТМО - «Районное территориальное медицинское объединение», после чего с 30.11.2000 вновь переименована в Шербакульскую ЦРБ. С 27.09.2004 по 10.01.2009 истец Шевченко Т.Н. работала врачом-педиатром в ДГП № 5 города Омска, после чего с 19.01.2009по настоящее время работает врачом ультразвуковой диагностики в КУЗОО «Клинический противотуберкулезный диспансер» (л.д. 25-28). В указанных записях трудовой книжки истца льготный характер ее трудовой деятельности не раскрывается.

В соответствии с пунктом 17 Правил обращения за пенсией, утвержденных Постановлением Минтруда РФ и Пенсионного Фонда РФ от 27 февраля 2002 года № 17/19пб в том случае, если записи в трудовой книжке не раскрывают льготный характер труда, работа в особых условиях подтверждается на основании уточняющих справок, выдаваемых предприятием.

Из справки, уточняющей условия труда истца в указанный период, выданной Шербакульской центральной районной больницей Омской области, видно, что истец в указанный период времени работала в особых условиях, осуществляя лечебную деятельность в должности врача-педиатра, врача-ординатора, значилась в штате данной районной больницы.

Из выписки индивидуального лицевого счета истца следует, что период ее работы с 01.11.1999 по 29.11.2000 не включен в стаж на соответствующих видах работ, поскольку в отношении данного периода работодателем истца БУЗОО «Шербакульская ЦРБ» не проставлены коды льгот и не уплачены страховые взносы в соответствующем повышенном размере, что послужило основанием для невключения данного периода в стаж истца на соответствующих видах работ.Оценивая требования истца о включении при таких обстоятельствах спорного периода в стаж на соответствующих видах работ, суд отмечает, что Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту - Закон № 27-ФЗ) (в редакции на дату спорных правоотношений) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации о государственном пенсионном обеспечении (в части трудовых пенсий).

В соответствии со статьей 3 Закона № 27-ФЗ целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении.

Как установлено статьей 4 Закона № 27-ФЗ, индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования строится на принципах: единства и федерального характера государственного пенсионного страхования в Российской Федерации; всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учета сведений о застрахованных лицах; доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет; использования сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, исключительно для целей пенсионного обеспечения; соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов в органы Пенсионного фонда Российской Федерации; осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения пенсии согласно пенсионному законодательству Российской Федерации.

На основании статьи 6 Закона № 27-ФЗ на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1), который ведется в течении всей жизни данного лица (пункт 4), при этом внесенные в него сведения систематически уточняются и дополняются в процессе трудовой деятельности застрахованного лица (пункт 3).

В соответствии со статьей 11 Закона № 27-ФЗ плательщики страховых взносов государственного пенсионного страхования представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации в качестве плательщиков указанных страховых взносов сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о трудовом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров (пункт 1). Работодатель представляет ежеквартально о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным работодателем в течение отчетного квартала); 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным работодателем в течение отчетного квартала); 5) периоды деятельности, включаемые в специальный стаж, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выслугой лет, работой на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению; 6) сумму заработка, на который начислялись страховые взносы государственного пенсионного страхования, с разбивкой по месяцам отчетного квартала; 7) сумму начисленных страховых взносов государственного пенсионного страхования с разбивкой по месяцам отчетного квартала; 8) сумму выплат данному лицу, которые учитываются при назначении пенсии, но на которые не начисляются страховые взносы государственного пенсионного страхования, с разбивкой по месяцам отчетного квартала; 9) другие сведения, необходимые для правильного назначения пенсии.

Аналогичные требования к представлению индивидуальных сведений установлены пунктом 27 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.97 № 318. В названной Инструкции определено, что вместе с индивидуальными сведениями в отношении каждого работающего застрахованного лица страхователь к 1 марта года, следующего за расчетным периодом, представляет ведомость об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в которой отражает сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации за расчетный период, а также имеющуюся задолженность по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода.

Таким образом, Закон № 27 –ФЗ, который вступил в силу на территории всей Российской Федерации с 01.01.1997, прямо определяет, что периоды деятельности, включаемые в специальный стаж, определяемый особыми условиями труда, полномочен определить только работодатель застрахованного лица на основании данных о труде этого застрахованного лица, при этом на работодателя застрахованного лица возлагается обязанность уплатить в соответствующем размере страховые взносы на такие периоды деятельности, включаемые в специальный стаж, определяемый особыми условиями труда.

Из материалов дела усматривается, что истец Шевченко Т.Н. была зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 11.12.1997, то есть после вступления в силу Закона № 27-ФЗ, в связи с чем на нее в полном объеме распространяется действие этого Федерального закона, в том числе в вышеуказанной части.

В отзыве ответчика ГУ УПФ РФ в ОАО города Омска указано и это подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета истца, что в спорный период с 01.11.1999 по 29.11.2000 работодателем истца являлось БУЗОО «Шербакульская ЦРБ» (нынешнее наименование». При этом за указанный период деятельности данное БУЗОО не обеспечило внесение в индивидуальный лицевой счет истца сведений о том, что этот период работы истца с 01.11.1999 по 29.11.2000 составляет деятельность, включаемую в специальный стаж, определяемый особыми условиями труда.

В определении о принятии рассматриваемого иска и подготовке дела к судебному разбирательству от 18.06.2021 истцу судом разъяснялась необходимость, в том числе в срок не позднее 07.07.2021 предъявить уточненные исковые требования к ответчику БУЗОО «Шербакульская ЦРБ» о возложении обязанности направить в орган пенсионного обеспечения сведения о кодах, обозначающих лечебную работу истца в период с 01.11.1999 по 29.11.2000.

Копию данного определения суда истец Шевченко Т.Н. получила лично 01.07.2021, но в указанный срок не позднее 07.07.2021 и по дату разрешения данного дела указанные требования о возложении обязанности направить в орган пенсионного обеспечения сведения о кодах, обозначающих лечебную работу истца в период с 01.11.1999 по 29.11.2000 к ответчику БУЗОО «Шербакульская ЦРБ» по своему усмотрению не предъявила.

При таких обстоятельствах, учитывая, что работодателем истца в спорный период в установленном Федеральным законом № 27-ФЗ порядке не был подтвержден факт осуществления истцом лечебной деятельности, подлежащей включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости в досрочном порядке, о нарушении соответствующих прав истцом, вопреки разъяснениям суда, в ходе данного судебного разбирательства заявлено не было, исходя из отсутствия в выписке из индивидуального лицевого счета сведения об осуществлении истцом лечебной деятельности в спорный период с 01.11.1999 по 29.11.2000, суд приходит к выводу о необходимости при таких обстоятельствах оставить данное исковое требование без удовлетворения.

В то же время, суд полагает необходимым разъяснить истцу, что при невыполнении страхователем обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 14 названного Федерального закона, по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованное лицо вправе обратиться с иском в суд о взыскании со страхователя страховых взносов за предшествующий период.

В таких случаях на основании статьи 43 ГПК РФ органы Пенсионного фонда Российской Федерации должны привлекаться судом к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца.

В случае удовлетворения требования истца взысканные суммы подлежат зачислению в Пенсионный фонд Российской Федерации и учитываются на индивидуальном лицевом счете истца в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, истец не лишен возможности предъявить к БУЗОО «Шербакульская ЦРБ» самостоятельный иск о возложении обязанности направить в орган пенсионного обеспечения сведения о кодах, обозначающих лечебную работу истца в период с 01.11.1999 по 29.11.2000, и уплатить в соответствующем размере страховые взносы за данный период специального стажа истца, для восстановления права истца на включение данного периода трудовой деятельности в стаж на соответствующих видах работ в индивидуальном лицевом счете истца по учету его пенсионных прав.

Относительно требований о включении в стаж истца на соответствующих видах работ по осуществлению лечебной деятельности периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации с 14.06.2006 по 28.06.2006, с 05.03.2007 по 31.03.2007, с 19.01.2009 по 25.04.2009, с 13.01.2014 по 08.02.2014, с 12.01.2015 по 16.01.2015 - в календарном исчислении; с 14.09.1998 по 14.10.1998, с 21.04.2002 по 11.05.2002 – в льготном исчислении из расчета один календарный год работы за один год и три месяца стажа (работа в сельской местности) следует отметить, что в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы, включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В силу статей 167, 173, 177, 186, главы 19 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), введенного в действие с 01.02.2002 года, учебные отпуска также предусмотрены в качестве разновидности дополнительных оплачиваемых отпусков с предоставлением на их срок гарантий и компенсаций обучающимся, в том числе в целях повышения квалификации работникам. Это же было предусмотрено и ранее действующей статьей 112 КЗоТ РСФСР.

Из материалов дела видно, что истец в период осуществления ею лечебной деятельности в должности врача-педиатра, врача-ординатора, врача ультразвуковой диагностики направлялась работодателями на курсы повышения квалификации, во время которых ей предоставлялись учебные отпуска с сохранением заработной платы с 14.06.2006 по 28.06.2006, с 05.03.2007 по 31.03.2007, с 19.01.2009 по 25.04.2009, с 13.01.2014 по 08.02.2014, с 12.01.2015 по 16.01.2015 – в период работы в городе Омске; с 14.09.1998 по 14.10.1998 в период работы в сельской местности.

Как установлено пунктом 21 рекомендаций Международной организации труда от 24 июня 1974 года № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках», период оплачиваемого отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других отношений, которые соответствуют национальной практике.

Таким образом, периоды нахождения истца в учебных отпусках на курсах повышения квалификации с 14.06.2006 по 28.06.2006, с 05.03.2007 по 31.03.2007, с 19.01.2009 по 25.04.2009, с 13.01.2014 по 08.02.2014, с 12.01.2015 по 16.01.2015 – в период работы в городе Омске; с 14.09.1998 по 14.10.1998 в период работы в сельской местности (в льготном исчислении) – общей продолжительностью 06 месяцев 28 дней подлежат включению в специальный стаж работы истца.

При этом требования истца о включении в стаж на соответствующих видах работ периода с 21.04.2002 по 11.05.2002 по мотивам прохождения истцом в это время курса повышения квалификации по направлению работодателя с отрывом от работы и с сохранением среднего заработка суд оценивает критически, поскольку данный период не указан как период повышения истцом квалификации по направлению работодателя и с сохранением среднего заработка ни в справке работодателя об особых условиях труда, ни в удостоверении о повышении квалификации, а также не подтвержден приказом работодателя и выпиской из индивидуального лицевого счета (л.д. 99), в которой он значится как период обычной (а не льготной для назначения пенсии) трудовой деятельности.

В нарушение пункта 1 статьи 56 ГПК РФ бесспорных доказательств наличия оснований для включения периода трудовой деятельности истца с 21.04.2002 по 11.05.2002 в стаж на соответствующих видах работ в материалы дела истцом не представлено, из документов, поступивших в материалы дела как от сторон, так и на основании судебных запросов, такие сведения не усматриваются, в связи с чем с учетом приведенной совокупности нормативных предписаний и обстоятельств дела исковые требования в данной части подлежат отклонению, как и доводы стороны истца о необходимости включения в ее стаж лечебной работы отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, который имел место в период с 14.04.1994 по 10.02.1997 продолжительностью 2 года 9 месяцев 27 дней.

При этом суд учитывает, что, как указано выше, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, не содержат запрета на включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет, лишь который имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), что корреспондирует правовой позиции, изложенной в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»". Отпуск по беременности и родам при этом следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам, период нетрудоспособности.

Поскольку отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, который имел место у истца в последующий по отношению к дате 06.10.1992 период - с 14.04.1994 по 10.02.1997, то включению в стаж на соответствующих видах работ данный период трудовой деятельности истца также не подлежит.

Как установлено частью 1 статьи 22 Закона о страховых пенсиях, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку на дату обращения в пенсионный орган стаж на соответствующих видах работ по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения составлял с учетом включенных решением суда периодов работы истца 22 года 07 месяцев 16 дней (22 года 00 месяцев 18 дней +(00-01-08(с льготным исчислением периодов работы истца в сельской местности из расчета один календарный год работы за один год три месяца стажа лечебной деятельности)+00-00-15+00-00-27+00-03-07+00-00-26+00-00-05) итого 00-06-28), при этом после обращения к ответчику с указанным заявлением 12.03.2018 истец по настоящее время, то есть на дату рассмотрения данного дела + 03-04-09 работает в должности врача ультразвуковой диагностики в КУЗОО «Клинический противотуберкулезный диспансер», то стаж истца на соответствующих видах работ составляет (22-07-16+ 03-04-09) = 25 лет 11 месяцев 25 дней, что менее требующихся 30 лет стажа на соответствующих видах работ, и соответственно требования истца с учетом их уточнения о назначении ей страховой пенсии по старости досрочно в данном судебном разбирательстве подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шевченко Татьяны Николаевны удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском административном округе города Омска включить Шевченко Татьяне Николаевне в стаж на соответствующих видах работ по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 14.06.2006 по 28.06.2006, с 05.03.2007 по 31.03.2007, с 19.01.2009 по 25.04.2009, с 13.01.2014 по 08.02.2014, с 12.01.2015 по 16.01.2015 - в календарном исчислении;

периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 14.09.1998 по 14.10.1998 – в льготном исчислении из расчета один календарный год работы за один год и три месяца стажа (работа в сельской местности).

В остальной части исковые требования Шевченко Татьяны Николаевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Октябрьском административном округе города Омска о включении в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов работы, назначении страховой пенсии по старости, а также требования к БУЗОО «Шербакульская ЦРБ» о включении в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов работы, назначении страховой пенсии по старости оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Омска в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме.

Судья Ю.А. Селиверстова

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 28 июля 2021 года.

Судья Ю.А. Селиверстова

2-2561/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шевченко Татьяна Николаевна
Ответчики
ГУ-УПФР в ОАО г. Омска
БУЗОО «Шербакульская ЦРБ»
Суд
Октябрьский районный суд г. Омск
Судья
Селиверстова Юлия Александровна
Дело на сайте суда
octobercourt.oms.sudrf.ru
17.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2021Передача материалов судье
18.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2021Подготовка дела (собеседование)
07.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2021Судебное заседание
28.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее