УИД 12RS0003-01-2023-001932-67
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 17 января 2024 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Ермолаева М.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Мосунова Д.О. на постановление № от 29 ноября 2023 года, вынесенное врио начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Марий Эл Главного межрегионального специализированного УФССП, которым администрация городского округа «Город Йошкар-Ола», признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № от 29 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, вынесенного врио начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Марий Эл Главного межрегионального специализированного УФССП, администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» М.Д.О. обратился в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование жалобы указал, что в бюджете городского округа «Город Йошкар-Ола» на 2023 год, утвержденном решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 21 декабря 2022 года № 420-VII «О бюджете городского округа «Город Йошкар-Ола» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, в сумме 118 012,01823 рублей на приобретение квартир для детей-сирот. Обеспечение данной категории граждан в 2023 году решено путем заключения муниципального контрактов на приобретение квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2023 году планируется приобретение порядка 63 квартир для указанной категории граждан в части исполнения решений суда. Между тем, в условном списке не исполненных решений суда администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» С.М.В. занимает 129 место. Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» не может в одностороннем порядке устранить причины неисполнения (несвоевременного исполнения) решений Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл о предоставлении жилья детям-сиротам без дополнительных финансовых средств. Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» ежегодно подготавливает и направляет письма в адрес Министерства образования и науки Республики Марий Эл, Министерства финансов Республики Марий Эл с просьбой о предоставления субвенций из республиканского бюджета на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе на исполнение судебных решений.
Поскольку в судебное заседание стороны, надлежаще извещенные, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено, суд считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, административное дело №, исполнительное производство №, дополнительно представленные материалы, обсудив доводы жалобы, законность и обоснованность постановления, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В силу положений статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года №1 «О судебной системе Российской Федерации», вступившее в законную силу решение суда обязательно для всех без исключения органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, а также всех физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ).
Как следует из материалов дела, 17 июля 2023 года выдан исполнительный лист о возложении обязанности на Администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» предоставить С.М.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормативами жилищного законодательства.
Исполнительное производство № возбуждено 02 августа 2023 года должнику установлен срок добровольного исполнения требований. Требования, содержащиеся в исполнительном документе в срок для добровольного исполнения должником Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» не исполнены.
В отношении Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» 15 августа 2023 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Определением Йошкар-Олинского городского суда РМЭ от 10 октября 2023 года Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» освобождена от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Судом при принятии решения было установлено, что должником предпринимаются все возможные меры для исполнения решения суда, что свидетельствует об отсутствии умысла на неисполнение исполнительного документа.
08 ноября 2023 года должнику Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» судебным приставом-исполнителем вручено постановление о совершении должником обязательных действий от 08 ноября 2023 года, в соответствии с которым Администрация городского округа г. Йошкар-Ола обязана в срок до 21 ноября 2023 года исполнить решение суда, предоставить С.М.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства и предоставить 22 ноября 2023 года в 12 часов 10 минут документы, подтверждающие исполнение решения суда.
Однако, Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола», расположенная по адресу: <адрес>, являясь должником по исполнительному производству №, не исполнила требования судебного пристава-исполнителя, содержащиеся в постановлении о совершении должником обязательных действий от 08 ноября 2023 года, то есть не исполнила содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок до 21 ноября 2023 года, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
22 ноября 2023 года должностным лицом административного органа в отношении должника составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения администрации к административной ответственности.
Однако с принятым постановлением согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение дополнительных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Как следует из таблицы 21 приложения № 13 к Закону Республики Марий Эл от 5 декабря 2022 года № 46-3 «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», бюджету городского округа «Город Йошкар-Ола» выделено в 2023 году 133 441 973 рубля 38 копеек в виде субвенций на мероприятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 16 марта 2023 года № 226-р «О перераспределении бюджетных ассигнований по мероприятиям по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в республиканском бюджете Республики Марий Эл» субвенции бюджетам городских округов и муниципальных районов республики на мероприятия по обеспечению жилыми помещениями лиц указанной категории на 2023 год применительно к городскому округу «Город Йошкар-Ола» были распределены следующим образом: всего 134 230 000 рубля 23 копеек, из них 118 012 018 рубля 23 копеек на исполнение судебных решений (приложение к распоряжению Правительства Республики Марий Эл от 16 марта 2023 года № 226-р).
Приобретение жилых помещений осуществляется администрацией в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Как следует из информации, размещенной на сайте zakupki.gov.ru, 13, 14, 17 марта и 17 апреля 2023 года муниципальное казенное учреждение «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар-Ола» заключило 72 однотипных муниципальных контракта с поставщиками на приобретение квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, цена по каждому контракту составляет 1 801 998 рублей, срок исполнения - до 30 декабря 2023 года. Аукционная документация находится в свободном доступе в сети «Интернет».
25 декабря 2023 года администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» с С.М.В. заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №, согласно которому наймодатель передает Нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности ГО «Город Йошкар-Ола» на основании государственной регистрации права от 21 декабря 2023 года №, состоящее из квартиры (жилого дома) общей площадью 29,9 кв.метров, расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем с правом оформления регистрации по месту жительства.
Учитывая, вышеизложенные обстоятельства, а так же, что у должника на дату предъявления требования о совершении обязательных действий отсутствовало свободное жилье, которое могло быть предоставлено С.М.В. по договору найма, процедура проведения закупки на приобретение квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимает длительный период времени, при этом должником были приняты все зависящие от него меры по исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера и в конечном итоге решение суда исполнено, что свидетельствует об отсутствии в деянии администрации вины и, соответственно, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Марий Эл Главного межрегионального специализированного УФССП от 29 ноября 2023 года подлежат отмене.
Производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи отсутствием состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Марий Эл Главного межрегионального специализированного УФССП № от 29 ноября 2023 года, которым администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» признана виновной по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ермолаева М.Л.