Дело № 2-374/2024
УИД № 29RS0003-01-2024-000610-35
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 октября 2024 года село Яренск
Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Мининой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Витковым К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного казенного учреждения Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» к наследственному имуществу Фокина Н. В. о взыскании задолженности по соглашению о предоставлении субсидии,
установил:
Государственное казенное учреждение Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» (далее – ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения») обратилось в суд с иском к наследственному имуществу Фокина Н.В. о взыскании задолженности по соглашению о предоставлении субсидии.
В обоснование требований указано, что 10 марта 2023 года между истцом и Фокиным Н.В. в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ, Порядка предоставления субсидий на финансовое обеспечение возмещения затрат работодателей на частичную оплату труда при организации общественных работ для граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, включая безработных граждан, утвержденным постановлением правительства Архангельской области от 8 октября 2013 года № 466-пп, было заключено соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат работодателей на частичную оплату труда при организации общественных работ для граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения Архангельской области в целях поиска подходящей работы, включая безработных граждан, № 10-2023-007821.
По условиям соглашения (п.4.3) получатель принял на себя обязательства, в том числе предоставить Учреждению в срок до 30 календарных дней со дня завершения общественных работ, но не позднее 15 января 2024 года документы, установленные пунктом 4.3.6 Соглашения: вести обособленный аналитический учет операций, осуществляемых за счет субсидии; обеспечить достижение значений результатов предоставления субсидии и соблюдение сроков их достижения, устанавливаемых в соответствии с пунктом 4.1.4 Соглашения; предоставить Учреждению не позднее 5 рабочего дня, следующего за отчетным 2023 годом:
отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
отчет о достижении значений результатов предоставления субсидии, показателей результативности;
перечень документов, предусмотренных подпунктом 4.3.6.3.1 пункта 4.3 Соглашения и подтверждающих трудоустройство граждан на общественные работы.
21 марта 2023 года по условиям соглашения на расчетный счет Фокина Н.В. была перечислена субсидия в размере 249 212 рублей 70 копеек.
Однако вышеуказанная информация в установленный в соглашении срок истцу представлена не была. Согласно сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей деятельность Фокина Н.В. в качестве индивидуального предпринимателя прекращена в связи со смертью.
Ссылаясь на положения ст. 38 Бюджетного кодекса РФ, п. 5.1 Соглашения просят взыскать за счет наследственного имущества Фокина Н.В. задолженность по соглашению в виде субсидии в размере 249 212 рубле 70 копеек.
В судебном заседании представитель истца - ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» Федорова Е.Л., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала. Пояснила, что размер суммы субсидии был определен на основании представленного Фокиным Н.В. расчета затрат на оплату труда десяти граждан, планируемых к трудоустройству на общественные работы в 2023 году. В период работы ИП Фокина до августа 2023 года им было трудоустроено восемь человек. Вместе с тем, в связи с непредоставлением Фокиным Н.В. в установленный срок отчетов о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, отчета о достижении значений результатов предоставления субсидии, показателей результативности и другой предусмотренной соглашением информации, определить размер использованных получателем денежных средств исключительно на оплату расходов, обозначенных при их предоставлении, невозможно.
Соответчики - супруга Фокина Н.В. - Фокина Н.А., его дети Биневская И.Н., Фокин Е.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Фокина Н.А. и Биневская И.Н. в направленных отзывах ссылались на смерть Фокина Н.В. как на обстоятельство, делающее невозможным подписание отчета о расходовании субсидии электронной подписью предпринимателя, а также на предоставление такого отчета после смерти Фокина Н.В. в письменном виде. Кроме того, указали, что не приняли наследства после смерти Фокина Н.В., поскольку обратились к нотариусу с заявлениями об отказе от наследства.
Представитель третьего лица - администрации МО « Урдомское» Якимов С.И. в судебное заседание не явился, в судебном заседании 25 сентября 2024 года полагал, что супруга Фокина Н.В.- Фокина Н.А., его дети - Биневская И.Н. и Фокин Е.Н. фактически приняли наследство, в связи с чем они должны нести ответственность по долгам наследодателя.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в судебном заседании, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Вместе с тем, в силу пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 статьи 78 Кодекса.
Таким образом, субсидии из бюджетов выдаются в установленных случаях, порядке и сроки, а также на определенных условиях. Поскольку денежные средства, выделяемые в виде субсидии из бюджета публичного образования, имеют целевое назначение, они должны использоваться получателем исключительно на оплату расходов, обозначенных при их предоставлении.
Основаниями для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии является нецелевое использование субсидии либо ее неиспользование в установленные сроки. При определении наличия оснований для ее возврата учитываются в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
По правилам подпунктов 2 и 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Порядок предоставления субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат работодателей на частичную оплату труда при организации общественных работ для граждан, зарегистрированных в органах занятости в целях поиска подходящей работы, включая безработных, утвержден Постановлением Правительства Архангельской области от 08.10.2013 № 466-пп.
Целью предоставления такой субсидии является, в том числе, реализация регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Содействие занятости», входящего в состав национального проекта «Демография». Субсидии предоставляются на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Архангельской области, в рамках подпрограммы № 1 государственной программы (далее - дополнительные мероприятия).
Центр занятости населения заключает соглашения с работодателями с использованием системы "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации (п.22).
В соответствии с п. 24.1 Положения, для получения субсидии в целях возмещения затрат на частичную оплату труда при организации общественных работ работодатель в сроки, установленные соглашением, но не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания текущего финансового года представляет в обособленное подразделение центра занятости населения следующие документы:
1) список граждан, трудоустроенных на общественные работы, с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии), даты рождения, подписанный руководителем работодателя;
2) согласие гражданина, участвующего в общественных работах, на обработку персональных данных по форме согласно приложению к настоящему Порядку;
3) копию приказа (распоряжения) о приеме на работу гражданина;
4) копию срочного трудового договора с гражданином;
5) копии расчетных и платежных ведомостей о выплаченной заработной плате и (или) платежных поручений, подтверждающих понесенные работодателем затраты по оплате труда граждан, с приложением банковского реестра в случае перечисления двум и более гражданам;
6) копии расчетных и платежных ведомостей и (или) платежных поручений, подтверждающих понесенные работодателем расходы на уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей, осуществляемых в связи с выплатой заработной платы;
7) табель учета рабочего времени гражданина за каждый месяц, в котором произведены затраты работодателя.
В соответствии с п. 26 Положения, работодатель в течение 30 календарных дней со дня завершения общественных работ, но не позднее 15 января года, следующего за отчетным, представляет в центр занятости населения следующие отчеты:
1) отчет об использовании субсидии;
2) отчет о достижении показателей результата использования субсидии.
Формы представления отчетности определяются соглашением.
Для подтверждения целевого использования субсидии работодатель с отчетом об использовании субсидии, указанным в подпункте 1 пункта 26 настоящего Порядка, представляет в обособленное подразделение центра занятости населения документы, указанные в пункте 24.1 настоящего Порядка.
п.29 Положения определено, что показателями результата предоставления субсидии являются:
1) численность трудоустроенных на общественные работы граждан, в том числе:
зарегистрированных в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
признанных в установленном порядке безработными;
2) доля занятых граждан в общей численности участников дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Архангельской области.
В соответствии с п. 30 Положения, ответственность за нецелевое использование субсидии несет работодатель.
Центром занятости населения осуществляется проверка соблюдения работодателем условий соглашения (п.31).
В случае выявления центром занятости населения нарушения работодателями условий соглашения и (или) выявления министерством нарушения порядка и условий предоставления субсидии, в том числе в части достижения результатов ее предоставления, соответствующий объем субсидии подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 календарных дней со дня предъявления центром занятости населения и (или) министерством соответствующего требования.
При невозврате средств субсидии в сроки, установленные абзацем четвертым пункта 31 настоящего Порядка, министерство в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, установленного абзацем четвертым пункта 31 настоящего Порядка, обращается в суд с исковым заявлением о взыскании средств субсидии, а также пени за просрочку их возврата.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что Фокин Н.В. с 06 мая 2004 года был зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, основной вид деятельности - производство хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения.
На основании заявления о предоставлении субсидии от 09 февраля 2023 года (л.д. 13-14), расчета затрат на оплату труда граждан, планируемых к трудоустройству на общественные работы в 2023 году (л.д.15) по соглашению № №__ от 10 марта 2023 года индивидуальный предприниматель Фокин Н.В. в целях финансового обеспечения затрат, связанных с оплатой труда при организации общественных работ для граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения Архангельской области в целях поиска подходящей работы, включая безработных граждан, получил от ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» субсидию в размере 249 212 рублей 70 копеек.
По условиям соглашения (п.4.3) получатель принял на себя обязательства, в том числе предоставить Учреждению в срок до 30 календарных дней со дня завершения общественных работ, но не позднее 15 января 2024 года документы, установленные пунктом 4.3.6 Соглашения: вести обособленный аналитический учет операций, осуществляемых за счет субсидии; обеспечить достижение значений результатов предоставления субсидии и соблюдение сроков их достижения, устанавливаемых в соответствии с пунктом 4.1.4 Соглашения; предоставить Учреждению не позднее 5 рабочего дня, следующего за отчетным 2023 годом: отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия; отчет о достижении значений результатов предоставления субсидии, показателей результативности; перечень документов, предусмотренных подпунктом 4.3.6.3.1 пункта 4.3 Соглашения и подтверждающих трудоустройство граждан на общественные работы.
21 марта 2023 года по условиям соглашения на расчетный счет Фокина Н.В. была перечислена субсидия в размере 249 212 рублей 70 копеек.
24 августа 2023 года Фокин Н.В. умер.
26 августа 2023 года индивидуальный предприниматель Фокин Н.В. прекратил деятельность в связи со смертью.
Истец ссылается на непредоставление Фокиным Н.В. указанной информации в установленный в соглашении срок. Из пояснений представителя истца следует, что до момента смерти Фокин Н.В. исполнял условия соглашения - трудоустроил восемь из десяти предусмотренных соглашением граждан, нёс расходы по оплате их труда. Вместе с тем, в связи с непредоставлением Фокиным Н.В. требуемых документов определить размер израсходованных им в соответствии с целями соглашения денежных средств невозможно.
Сторона ответчика ссылается на то, непредоставление отчетности связано со смертью Фокина Н.В. Ранее установленного срока отчетность не могла быть представлена, а после смерти Фокина Н.В. лиц, обладающих полномочиями по предоставлению вышеуказанных сведений, истцу в надлежащей форме и от имени Фокина Н.В. не имелось.
Кроме того, ответчики Биневская И.Н. и Фокина Н.А. ссылались на данные предоставленного истцу бухгалтером Прокопенко Н.В. отчета о затратах ИП Фокина Н.В. на оплату труда граждан, трудоустроенных на общественные работы в 2023 году, превышающих размер полученной субсидии.
Разрешая спор, суд исходит из следующего.
В силу положений ст.ст. 23, 24 ГК РФ утрата гражданином государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя лишает его права осуществлять предпринимательскую деятельность, но не освобождает от обязанности отвечать по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное (п.1 ст.1110 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании ст.1111 Гражданского кодека Российской Федерации (далее – ГК РФ) наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 Гражданского кодекса РФ).
Статьей 1113 ГК РФ установлено, что наследство открывается со смертью гражданина.
Как следует из положений ст. 1141 ГК РФ, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления (ст. 1142 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323).
Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
В силу п. 2 ст.401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника (п. 1 ст. 407, п. 1 ст. 418 ГК РФ).
Закон не устанавливает критериев отнесения обязательства к числу обязательств, неразрывно связанных с личностью должника.
Переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, не допускается (ст. 383 ГК РФ). По смыслу этой нормы данные права связаны с личностными отношениями, существующими между сторонами обязательства.
Фокин Н.В. умер _____.__г. Обязанности, предусмотренные вышеуказанным соглашением с истцом, могли быть исполнены в случае осуществления предпринимательской деятельности и только при непосредственном участии Фокина Н.В., предпринимательская деятельность которого прекратилась в связи с его смертью.
Согласно разъяснениям пункта 28 постановления Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», имущественные требования и обязанности, неразрывно связанные с личностью гражданина (взыскателя или должника), в силу статей 383 и 418 ГК РФ прекращаются на будущее время в связи со смертью этого гражданина либо в связи с объявлением его умершим.
Суд приходит к выводу о том, что исполнение обязательств по соглашению № 10-2023-007821 от 10 марта 2023 года, заключенному Фокиным Н.В. с истцом, о предоставлении документов, установленных пунктом 4.3.6 Соглашения: ведении обособленного аналитического учета операций, осуществляемых за счет субсидии; обеспечении достижений значений результатов предоставления субсидии и соблюдении сроков их достижения, устанавливаемых в соответствии с пунктом 4.1.4 Соглашения; предоставлении Учреждению не позднее 5 рабочего дня, следующего за отчетным 2023 годом: отчета о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия; отчета о достижении значений результатов предоставления субсидии, показателей результативности, а также перечня документов, предусмотренных подпунктом 4.3.6.3.1 пункта 4.3 Соглашения и подтверждающих трудоустройство граждан на общественные работы в установленные в соглашении сроки, связанных с личностью Фокина Н.В., прекратилось в связи с его смертью 24 августа 2023 года, поскольку эти обязательства не могли быть исполнены без личного участия получателя субсидии.
Оценив изложенное в совокупности, суд считает, что исковые требования государственного казенного учреждения Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» к наследственному имуществу Фокина Н.В. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований государственного казенного учреждения Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» к наследственному имуществу Фокина Н. В. о взыскании задолженности по соглашению о предоставлении субсидии отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Вилегодский районный суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2024 года.
Председательствующий Н.В. Минина