Решение от 16.06.2021 по делу № 2а-641/2021 от 01.10.2020

        УИД 32RS0027-01-2020-012730-94

        Дело №2а-641(2021)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июня 2021 года                             г. Брянск

Советский районный суд города Брянска в составе

председательствующего судьи                 Степониной С.В.

при секретаре                         Мехедовой Е.С.,

с участием представителя административного истца по доверенности Коротковой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Голушко Капиталины Ивановны к Брянской городской администрации о признании действий незаконными,

У С Т А Н О В И Л :

Голушко К.И. обратилась в суд с административным иском к Брянской городской администрации о признании действий незаконными, ссылаясь на то, что 14.09.2020 года во дворе жилого дома <адрес> неизвестная группа лиц с использованием спецтехники снесла ее металлический гараж. Истцу устно было сообщено, что гараж будет отвезен на <адрес>, о причинах сноса сообщили, что гараж находится на земельном участке без законных оснований и по решению администрации подлежит сносу. О предстоящем сносе гаража истцу известно не было, каких-либо документов (постановлений, распоряжений, уведомлений, решений) о незаконности размещения гаража либо о его сносе истец не получала.

Ссылаясь на то, что согласно свидетельству о праве на наследство по закону от <дата> металлический гараж с погребом, общей площадью застройки 12,1 кв.м. принадлежит Голушко К.И., <дата> зарегистрирован в ЕГРН, о демонтаже и перемещении гаража не была уведомлена надлежащим образом, просила суд:

- признать незаконным требование №21 от 19.08.2020 составленное и подписанное рабочей группой;

- признать незаконным Постановление №2313-п от 07.09.2020 Брянской городской администрации «О демонтаже и перемещении объектов, не являющихся объектами капитального строительства, незаконно размещенных на территории Советского района г. Брянска»;

- признать незаконными бездействие Брянской городской администрации по установлению собственника металлического гаража с погребом, расположенного во дворе жилого дома <адрес>;

- признать незаконными и противоречащими действующему законодательству РФ действия Брянской городской администрации по демонтажу и перемещению, металлического гаража с погребом, расположенного во дворе жилого дома <адрес>, без уведомления об этом собственника гаража, предусмотренных Положением, утвержденным Постановлением Брянской городской администрации от 22.06.2017 №2218-п;

- обязать ответчика восстановить имущество Голушко К.И. – металлический гараж площадью 12,1 кв.м. в прежнем до сноса виде;

- обязать ответчика вернуть Голушко К.И. металлический гараж площадью 12,1 кв.м. в прежнем до сноса виде, равно как и вернуть все имущество, которое находилось в гараже до сноса в надлежащем количестве с учетом его прежнего вида, возложив на истца все расходы по хранению незаконно демонтированного металлического гаража с момента его демонтажа, т.е. с 14.09.2020 по фактическую дату его возврата и расходы связанные с его перемещением и перемещением вещей (из гаража) при их передаче собственнику.

Определением суда от 21.04.2021 требования: обязать ответчика восстановить имущество Голушко К.И. – металлический гараж площадью 12,1 кв.м. в прежнем до сноса виде; обязать ответчика вернуть Голушко К.И. металлический гараж площадью 12,1 кв.м. в прежнем до сноса виде, равно как и вернуть все имущество, которое находилось в гараже до сноса в надлежащем количестве с учетом его прежнего вида, возложив на истца все расходы по хранению незаконно демонтированного металлического гаража с момента его демонтажа, т.е. с 14.09.2020 по фактическую дату его возврата и расходы связанные с его перемещением и перемещением вещей (из гаража) при их передаче собственнику выделены в отдельное производство для рассмотрении их по правилам гражданского судопроизводства.

После неоднократного уточнения административного иска истец просит суд признать незаконными действия Брянской городской администрации по демонтажу и перемещению, металлического гаража с погребом, расположенного во дворе жилого дома <адрес>.

Административный истец Галушко К.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте разбирательства дела уведомлена надлежащим образом, направила для участия своего представителя по доверенности.

Представитель административного ответчика Брянской городской администрации, представители заинтересованных лиц Управления Росреестра по Брянской области, Советской районной администрации города Брянска в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявляли, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. От представителя Управления Росреестра по Брянской области в адрес суда направлено заявление о рассмотрении дела без его участия.

Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель административного истца Короткова С.В., уточненные требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме.

В ходе предшествующих судебных заседаний представитель административного ответчика исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Указал, что право размещения металлического гаража не может быть получено наследником по закону. Земельный участок с кадастровым №..., указанный в свидетельстве о государственной регистрации права, не имеет границ, поэтому определить собственника незаконно размещенного объекта не представилось возможным, в связи с чем уведомление о предстоящем демонтаже гаража не направлялось Галушко К.И., а было размещено на двери гаража, что подтверждается фотографией.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу частей 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска установленного срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска, если он нарушен без уважительных причин или является пресекательным (части 5, 8 статьи 219 КАС РФ).

14.09.2020 года Голушко К.И. узнала о демонтаже гаража, 01.10.2020 года обратилась в суд с настоящим административным иском, в этой связи срок подачи административного искового заявления со дня, с которого административный истец располагал сведениями о совершении административным ответчиком обжалуемых действий, не нарушен.

В соответствии с пунктом 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

Согласно положениям статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 76 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу пункта 2 статьи 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

В материалы дела представлена копия выписки из постановления администрации Советского района г. Брянска №... от <дата>, из которой следует, что Г.В., проживающему <адрес>, выделен земельный участок под временную установку металлического гаража контейнерного типа по согласованию с Управлением архитектуры и градостроительства, выдана бесплатно Брянским управлением социальной защиты населения области мотоколяска СеАЗ-СЗД, №....

Наследником имущества Г.В., умершего <дата>, является жена - Голушко К.И., наследственное имущество состоит из металлического гаража с погребом, общей площадью застройки 12,1 кв.м., кадастровый №..., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону серии №... от <дата>, удостоверенным нотариусом города Брянска Б. (зарегистрировано в реестре за №...).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности серии №... от <дата>, Голушко К.И. является собственником гаража с погребом площадью 12,1 кв.м., расположенного <адрес>.

19.08.2020 года рабочей группой по Советскому району г. Брянска был составлен Акт №21 о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства: металлический гараж, собственник которого не установлен, расположен <адрес>.

На основании вышеуказанного акта, управлением муниципального контроля Брянской городской администрации в составе рабочей группы по Советскому району г. Брянска было составлено требование №21 от 19.08.2020 года о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, срок добровольного демонтажа указан до 29.08.2020 года. Субъект незаконно размещенного объекта не установлен, в требовании ему разъяснено, что в случае неисполнения настоящего требования о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенный объект, не являющийся объектом капитального строительства, будет демонтирован и (или) перемещен в принудительном порядке и перемещен к месту хранения МБУ «ДУ» г. Брянска или его подразделений и взысканы расходы, связанные с мероприятиями по демонтажу и (или) перемещению объекта.

Требование №21 от 19.08.2020 года было размещено на металлическом гараже Голушко К.И., что подтверждается подписями членов рабочей группы на бланке данного требования.

14.09.2020 года специализированная служба электросетевого хозяйства (ИП Т.) в присутствии членов рабочей группы по Советскому району г. Брянска и сотрудников полиции с использованием крана-манипулятора переместила металлический гараж Голушко К.И. на стоянку хранения по <адрес>, о чем составлен Акт о демонтаже и (или) перемещении. В указанном Акте отражено, что внешнее состояние незаконно размещенного объекта на день перемещения имеет следы коррозии, вмятины, трещины. Вскрытие незаконно размещенного объекта производилось, составлена опись имущества. Разборка незаконно размещенного объекта не производилась.

Постановлением Брянской городской администрации от 22.06.2017 года №2218-п утверждены Положение о взаимодействии органов муниципальной власти города Брянска при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов, и Положение о рабочих группах при районных администрациях города Брянска по проведению демонтажа и (или) перемещения незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

Рабочие группы, созданные при районных администрациях города Брянска, по проведению демонтажа и (или) перемещения незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства выявляют в ходе обследования территории города Брянска незаконно размещенные объекты, не являющиеся объектами капитального строительства. В ходе обследования территории города Брянска устанавливается наличие документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства (п.п. 2.1-2.1.2 Положения).

В соответствии с п. 2.1.3 Положения в случае выявления незаконно размещенных объектов или подтверждения информации о незаконном размещении объекта в течение 3 рабочих дней рабочей группой составляется акт о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, который вместе с заверенными копиями документов (обращений, заявлений, иной информации) направляется в течение 3 рабочих дней в отдел муниципального контроля.

В течение 3 рабочих дней со дня составления акта отделом муниципального контроля составляется и вручается собственнику объекта лично под расписку требование о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства (п.п. 2.1.3 Положения).

В соответствии с п.п. 2.1.4 Положения в случае невозможности вручения требования собственнику объекта по причине его уклонения от вручения или иной причине требование направляется ему по почте заказным письмом с уведомлением. Если собственник неправомерно размещенного и (или) эксплуатируемого на территории города Брянска объекта не установлен, на объект в течение 3 рабочих дней с даты составления акта о выявлении незаконно размещенного объекта размещается требование с указанием срока демонтажа и (или) перемещения, о чем уполномоченным лицом Брянской городской администрации делается отметка на бланке требования.

Учет выявленных незаконно размещенных объектов осуществляется отделом муниципального контроля посредством ведения реестра незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Брянска. Реестр ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, размещается на официальном сайте Брянской городской администрации www.bga32.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и публикуется в муниципальной газете «Брянск» по состоянию на десятое число каждого месяца, следующего за отчетным (п.п. 2.2 Положения).

В материалы дела представлен Реестр незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Брянска, опубликованный в муниципальной газете «Брянск» 16.10.2020 года №42д (1093), в котором содержится информация о металлическом гараже, собственник которого не установлен, расположенном <адрес>.

В соответствии с п.п. 3.1. Положения, срок для добровольного демонтажа и (или) перемещения объекта должен составлять не более 10 рабочих дней с даты вручения требования. Если собственник (законный представитель собственника, владелец) не установлен, то демонтаж и (или) перемещение незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, производится по истечении 10 дней с даты размещения на объекте требования о добровольном демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства.

В течение 5 рабочих дней со дня истечения срока для добровольного демонтажа и (или) перемещения указанного в требовании и его неисполнении отдел муниципального контроля подготавливает проект постановления Брянской городской администрации о демонтаже объекта, который в течение 10 рабочих дней подписывается Главой городской администрации (п.п. 3.2 Положения).

Постановлением Брянской городской администрации от 07.09.2020 N 2313-п «О демонтаже и (или) перемещении объектов, не являющихся объектами капитального строительства, незаконно размещенных на территории Советского района города Брянска» утвержден перечень незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, размещенных на территории Советского района города Брянска, подлежащих демонтажу и (или) перемещению.

Пункт №10 Перечня содержит запись: «Незаконно размещенный объект, не являющийся объектом капитального строительства (металлический гараж), расположенный по адресному ориентиру: <адрес>, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. Основание: акт о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства N 21 от 19.08.2020, требование о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства N 21 от 19.08.2020, истечение срока добровольного перемещения - 29.08.2020».

В силу п.п. 3.4. Положения работы по демонтажу и (или) перемещению объекта, в том числе расходы на хранение объекта, оплачиваются за счет средств бюджета города Брянска с последующим возмещением указанных расходов владельцем объекта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Демонтаж и (или) перемещение объекта производится в присутствии членов рабочей группы, а также собственника объекта (уполномоченного представителя собственника объекта). В случае надлежащего уведомления собственника объекта (уполномоченного представителя собственника объекта) о дате и времени демонтажа и (или) перемещения объекта и его неявки, демонтаж и (или) перемещение объекта производится в присутствии членов рабочей группы в его отсутствие. Демонтаж и (или) перемещение объекта оформляется актом о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, и описью находящегося в нем имущества (при его наличии).

При осуществлении демонтажа и (или) перемещения объекта производится его вскрытие работниками организации, уполномоченной произвести демонтаж и (или) перемещение, в присутствии членов рабочей группы, представителей полиции, собственника объекта (уполномоченного представителя собственника объекта), о чем делается соответствующая отметка в акте о демонтаже и (или) перемещении объекта. В случае надлежащего уведомления собственника объекта (уполномоченного представителя собственника объекта) о дате и времени демонтажа и (или) перемещения объекта и его неявки вскрытие объекта производится в присутствии членов рабочей группы в его отсутствие (п.п. 3.6-3.7 Положения).

В соответствии с п.п. 3.9 Положения в случае отказа владельцем объекта от добровольного возмещения расходов, понесенных в связи с демонтажем и (или) перемещением и хранением объекта, объект подлежит возврату с последующим возмещением указанных расходов в судебном порядке.

Для получения объекта его владелец представляет в Брянскую городскую администрацию письменное заявление, к которому прилагаются следующие документы: 1) документ, удостоверяющий личность (в случае если владельцем объекта является физическое лицо); 2) документ или нотариально заверенная копия документа, подтверждающего полномочия представителя владельца объекта (при обращении с заявлением представителя владельца объекта, в том числе представителя юридического лица); 3) документы или нотариально заверенные копии документов, подтверждающие право собственности или иное вещное право на объект, либо право владения и пользования объектом; 4) согласие собственника объекта (уполномоченного представителя собственника объекта) на обработку персональных данных.

Вместе с тем, законность размещения гаража в 1995 году и право Г.В. как инвалида первой группы на данное имущество никем не оспаривались.

Таким образом, размещение гаража в 1995 году было осуществлено Г.В., имеющим социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (действовавшим на момент выделения земельного участка), при получении необходимого разрешения.

Суд приходит к выводу, что в материалы дела не представлены сведения о том, что прежде чем провести процедуру демонтажа металлического гаража, представители рабочей группы администрации, проводили какие-либо мероприятия по выявлению его владельца. Вместе с тем, только при отсутствии соответствующего результата по поиску собственника, приступить к процедуре, указанной в п.п. 3.1. Положения, было бы правомерно.

Доводы представителя административного ответчика о том, что на публичной кадастровой карте земельный участок под гаражом не отображается в виду отсутствия координат границ, суд отклоняет, поскольку одно только обозрение публичной кадастровой карты является недостаточной мерой по поиску титульного владельца. Кроме того, суд учитывает, что земельный участок выделялся Г.В. постановлением №... от <дата> Администрации Советского района города Брянска, в данном постановлении указан адрес Г.В.: <адрес>, что соответствует адресу административного истца. Соответственно у административного ответчика были необходимые адресные данные для определения собственника гаража и направления соответствующих требований.

Таким образом, действия административного ответчика не соответствуют указанному Положению и нарушают права и законные интересы административного истца.

При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 179, 180 КАС РФ суд,

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                  ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ 16 ░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░ 2021 ░░░░.

2а-641/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Голушко Капиталина Ивановна
Ответчики
Брянская городская администрация
Другие
Аторина Марина Вадимовна
Советская районная администрация города Брянска
Кристалинский Тимур Аркадьевич
Управление Росреестра по Брянской области
Короткова Светлана Владимировна
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Судья
Степонина Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
01.10.2020Регистрация административного искового заявления
01.10.2020Передача материалов судье
01.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2020Судебное заседание
28.01.2021Судебное заседание
09.03.2021Судебное заседание
22.04.2021Судебное заседание
26.05.2021Судебное заседание
16.06.2021Судебное заседание
16.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее