Дело № 2-266/2020
УИД 70RS0015-01-2020-000642-57
Поступило 01.12.2020
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
23 декабря 2020 года с. Кожевниково
Кожевниковский районный суд Томской области в составе председательствующего Иванниковой С.В.,
представителя третьего лица - помощника прокурора Кожевниковского района Томской области Добрыгина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Вороновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области К, Управлению федеральной службы судебных приставов по Томской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Вороновского сельского поселения Кожевниковского района Тоской области обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению федеральной службы судебных приставов России по Томской области (далее - УФССП России по Томской области), судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области К., в котором с учетом уточнений, просит освободить администрацию Вороновского сельского поселения Кожевниковского района Тоской области от исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области К. от 25 марта 2020 года в рамках исполнительного производства № от 21 февраля 2020 года.
В обоснование заявленных требований указано, что 21 февраля 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОВИП УФССП России по Томской области К. возбуждено исполнительное производство от №, на основании исполнительного листа №№ от 02 сентября 2019 года. Администрацией Вороновского сельского поселения частично выполнено судебное решение.
07 ноября 2019 года заключен муниципальный контракт № с ООО «<данные изъяты>» на изготовлении 33 контейнеров для обустройства контейнерных площадок в с. Вороново и с. Осиновка. 05 октября 2020 года заключен муниципальный контракт № с ООО «<данные изъяты>» на приобретение 43 контейнеров для обустройства контейнерных площадок в д. Екимово, д. Еловка, д. Волкодаевка, д. Красный Яр. Потребность по количеству контейнеров на территории Вороновского сельского поселения закрыта. В настоящее время имущественное положение истца не позволяет в установленный срок полностью исполнить решение судебного пристава-исполнителя. В 2020 году бюджет поселения составляет 15605,313 тыс. рублей.
Представитель истца - глава Вороновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области Прокопенко С.Н. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, поддержал уточненные заявленные требования, дело просил рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель третьего лица – помощник прокурора Кожевниковского района Томской области Добрыгин А.А. в судебном заседании считал исковое заявление подлежащим удовлетворению. Указал, что денежная сумма в размере 50000 рублей является значительной, ее выделение из бюджета лишь усугубит финансовое положение поселения. Обратил внимание на то, что должником предпринимались все возможные меры для исполнения решения в срок, установленный судебным приставом. Неисполнение связано, в том числе, с непредвиденными обстоятельствами или по причинам, независящим от должника.
Ответчик - судебный пристав-исполнитель МОСП по ВИП УФССП России по Томской области К., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, об отложении ходатайств не заявила, просила рассмотреть исковое заявление в её отсутствие, представила возражение на исковое заявление об освобождении от взыскания исполнительного сбора.
Управление федеральной службы судебных приставов России по Томской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направило.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организации и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ч.1 ст.1).
В соответствии с ч. 11 ст. 30 указанного Федерального закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Исполнительский сбор, в силу ч. 1 ст. 112 названного Федерального закона, является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно ч. 2 указанной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу ч. 6 ст. 112 ФЗ «Об исполнительском производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 7 указанной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как разъяснено в п.78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу указанной нормы исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
При этом, в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства (Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года №13-П и от 02 апреля 2015 года № 654-О).
Этот вывод согласуется с положениями ч.7 ст.112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и п.1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.
Одновременно с этим в п.75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Судом установлено, что решением Кожевниковского районного суда Томской области от 02 сентября 2019 года на администрацию Вороновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области возложена обязанность в течение 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать на территории Вороновского сельского поселения (с. Вороново, д. Екимово, д. Еловка, с. Осиновка, д. Волкодаевка, д. Красный Яр) Кожевниковского района Томской области накопление (в том числе раздельное накопление) твердых коммунальных отходов, посредством обустройства контейнерных площадок в соответствии с требованиями законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Из материалов дела следует, что 21 февраля 2020 года постановлением пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП России по Томской области К. в отношении Вороновского сельского поселения возбуждено исполнительное производство №.
Определением Кожевниковского районного суда Томской области от 24 января 2020 года администрации Вороновского сельского поселения в предоставлении отсрочки исполнения решения Кожевниковского районного суда отказано.
Согласно ходатайству от 05 февраля 2020 года в адрес начальника Управления финансов администрации Кожевниковского района В., администрация Вороновского сельского поселения просит выделить денежные средства в сумме 2951850 рублей на приобретения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов и обустройство контейнерных площадок.
07 ноября 2019 года заключен муниципальный контракт №№ между администрацией Вороновского сельского поселения и ООО «<данные изъяты>» на изготовление контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов. Срок выполнения указанных работ определен до 30 ноября 2019 года.
Из ответа ООО «<данные изъяты>» от 28 сентября 2020 года следует, что в связи с обнаружением у сотрудников ООО «<данные изъяты>» COVID-19 отсутствует объективная возможность доставить заказчикам продукцию ООО «<данные изъяты>» в регионы Российской Федерации без нарушения сроков контракта. Просят расторгнуть муниципальный контракт № от 25 мая 2020 года по соглашению сторон.
05 октября 2020 года заключен муниципальный контракт № между администрацией Вороновского сельского поселения и ООО «<данные изъяты>» по поставке металлических контейнеров для ТКО. Срок выполнения указанных работ определен с даты заключения контракта по 30 ноября 2020 года.
25 марта 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ВИП УФССП России по Томской области К. вынесено постановление о взыскании с должника – администрации Вороновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей, назначен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 07 мая 2020 года.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП России по Томской области К. от 28 мая 2020 года и от 26 августа 2020 года, срок для исполнения требований исполнительного документа назначен 08 июля 2020 года и 06 октября 2020 года соответственно.
Дав правовую оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу, что в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, названная выше обязанность администрацией исполнена не была, в связи с чем постановлением судебного пристава на администрацию законно был наложен исполнительский сбор в сумме 50000 рублей.
Доводы администрации Вороновского сельского поселения об освобождении от уплаты исполнительного сбора в связи с отсутствием в бюджете сельского поселения необходимых денежных средств на оплату исполнительского сбора, не могут приняты судом во внимание, поскольку как указано выше, само по себе отсутствие финансовой возможности не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Вместе с тем, учитывая, что истец принял все меры для надлежащего исполнения обязательства, при этом частично его исполнил, суд приходит к выводу, что у администрации Вороновского сельского поселения имелись объективные причины, не позволившие исполнить решение суда в установленный срок, и отсутствует виновное противоправное бездействие должника.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования администрации Новопокровского сельского поселения обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации Вороновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области К, Управлению федеральной службы судебных приставов по Томской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить администрацию Вороновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области от исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области от 25 марта 2020 года в рамках исполнительного производства № от 21 февраля 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кожевниковский районный суд в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Иванникова