Материал № 13-139/2024 Председательствующий – судья Шелаков М.М.
УИД 32RS0007-01-2016-000416-08
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-2364/2024
город Брянск 01 августа 2024 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Михалевой О.М.
при секретаре Смольняковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал по апелляционному представлению врио природоохранного прокурора Брянской природоохранной прокуратуры Брянской области Астаховой Т.Н. на определение Дубровского районного суда Брянской области от 15 мая 2024 года об отсрочке исполнения решения Дубровского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Дубровского района Брянской области, обществу с ограниченной ответственностью «Рем-Сервис» о понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Михалевой О.М., суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Решением Дубровского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Дубровского района Брянской области о понуждении к совершению действий удовлетворены. Суд постановил: возложить на администрацию Дубровского района Брянской области обязанность в пределах полномочий, предоставленных статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ООО «Рем-Сервис» как арендатора земельного участка, принять комплекс мер по ликвидации, рекультивации в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», несанкционированной свалки отходов производства и потребления площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>; запретить ООО «Рем-Сервис» осуществлять транспортировку и размещение отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес> и осуществлять сбор, транспортировку и размещение отходов производства и потребления в отсутствие лицензии на указанную деятельность.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации Дубровского района Брянской области – без удовлетворения.
Определением Дубровского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ администрации Дубровского района Брянской области предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Дубровского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ администрации Дубровского района Брянской области предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Дубровского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ администрации Дубровского района Брянской области предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Дубровского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ администрации Дубровского района Брянской области предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Дубровского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ администрации Дубровского района Брянской области предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Дубровского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ администрации Дубровского района Брянской области предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Дубровского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ администрации Дубровского района Брянской области предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Дубровского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ администрации Дубровского района Брянской области предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени вступившее в законную силу судебное постановление в полном объеме не исполнено.
Администрация Дубровского района Брянской области обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Дубровского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, указав, что администрацией района принимаются меры, необходимые для надлежащего исполнения судебного постановления. Так, эксплуатация земельного участка в качестве несанкционированной свалки прекращена, проезд на указанную территорию перекрыт путем установки шлагбаума и железобетонных блоков; по периметру установлены информационные таблички о недопустимости выброса мусора; в Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области направлена дорожная карта по рекультивации настоящего земельного участка и ликвидации на нем несанкционированной свалки; земельный участок включен в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее – НВОС); разработана проектно-сметная документация по рекультивации земельного участка и ликвидации на нем несанкционированной свалки; получено положительное заключение по результатам государственной экологической экспертизы по проектно-сметной документации «Рекультивация земельного участка с кадастровым номером № и ликвидация на нем несанкционированной свалки ТБО» (в рамках муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Дубровского района Брянской области и ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет», получено заключение о достоверности определения сметной стоимости проектной документации «Рекультивация земельного участка с кадастровым номером № и ликвидация на нем несанкционированной свалки ТБО», как основополагающего документа для непосредственного утверждения всего проекта рекультивации и ликвидации, равно как и его фактической реализации в рамках региональной программы «Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области на 2019-2027 годы», утвержденной постановлением Правительства Брянской области от 13 марта 2018 года №, что, в свою очередь, позволило заявителю подать соответствующую заявку на финансирование проекта рекультивации.
В ответ на заявку администрации дано разъяснение, что принятие решения о реализации мероприятий в рамках федерального проекта «Генеральная уборка» возможно после проведения мероприятий по полной инвентаризации объектов НВОС и осуществления оценки их воздействия на здоровье граждан и продолжительность их жизни. При этом, формирование перечня объектов НВОС, подлежащих ликвидации в первоочередном порядке, планируется завершить Минприроды России совместно с Роспотребнадзором и Росприроднадзором в изначально заявленный срок до ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время с заявленным его продлением до ДД.ММ.ГГГГ.
Заявитель указывает, что приступить к мероприятиям по рекультивации земельного участка самостоятельно без соответствующего софинансирования из бюджета Брянской области невозможно, поскольку общая сметная стоимость в текущем уровне цен на 3 квартал ДД.ММ.ГГГГ без НДС составляет 45 536 460 рублей.
Получение софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации региональных проектов по ликвидации несанкционированных свалок из бюджета Брянской области, предполагает одновременное предоставление и распределение соответствующих субсидий из федерального бюджета, которые предоставляются субъектам Российской Федерации, природоохранные проекты которых прошли отбор.
Оформление администрацией района соответствующей заявки на предоставление финансовых средств в бюджет Дубровского муниципального района из бюджета Брянской области не предполагает незамедлительное получение таких средств, а лишь является основанием для оформления Департаментом в Минприроды России соответствующей заявки на получение финансовых средств в части расходных обязательств из федерального бюджета непосредственно бюджетом Брянской области.
Как следует из письма Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №, направление соответствующей заявки в Минприроды России планируется департаментом не ранее ДД.ММ.ГГГГ, без уточнения конкретных дат, и наименования месяца соответственно.
Учитывая уточненные сроки формирования Минприроды России, Роспотребнадзором и Росприроднадзором перечня объектов НВОС (до ДД.ММ.ГГГГ), а также тот факт, что рекультивация несанкционированной свалки в Дубровском районе Брянской области согласно плану реализации региональной программы «Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области на 2019-2027 года» включена на ДД.ММ.ГГГГ без указания конкретных сроков начала соответствующих мероприятий, а также то, что администрацией в местном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена денежная сумма, заявленная к софинансированию, в размере 1 170 000 рублей, исполнить решение Дубровского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ ранее, чем до ДД.ММ.ГГГГ, не представляется возможным.
Определением Дубровского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ заявление администрации Дубровского района Брянской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Дубровского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено, заявителю представлена отсрочка исполнения судебного акта до ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционном представлении врио природоохранного прокурора Брянской природоохранной прокуратуры Брянской области Астахова Т.Н. просит отменить указанное определение суда как незаконное и необоснованное, нарушающее законные права и интересы граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В возражениях на апелляционное представление глава администрации Дубровского района Брянской области полагал определение Дубровского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В соответствии со статьей 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представление прокурора судом апелляционной инстанцией рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Исследовав поступившие в суд апелляционной инстанции материалы, обсудив доводы представления прокурора, суд приходит к следующему.
Решением Дубровского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Брянского природоохранного прокурора Брянской области к администрации Дубровского района Брянской области, ООО «Рем-Сервис» о понуждении к совершению действий удовлетворены. Суд постановил: возложить на администрацию Дубровского района Брянской области обязанность в пределах полномочий, предоставленных статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ООО «Рем-Сервис» как арендатора земельного участка, принять комплекс мер по ликвидации, рекультивации в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», несанкционированной свалки отходов производства и потребления площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>; запретить ООО «Рем-Сервис» осуществлять транспортировку и размещение отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес> и осуществлять сбор, транспортировку и размещение отходов производства и потребления в отсутствие лицензии на указанную деятельность.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации Дубровского района Брянской области – без удовлетворения.
Обращаясь в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда на срок до ДД.ММ.ГГГГ, заявитель ссылался на отсутствие финансирования, а также на то, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ планируется завершить формирование перечня объектов, подлежащих ликвидации в рамках федерального проекта «Генеральная уборка».
Удовлетворяя заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции указал на необходимость соблюдения процедуры, направленной на реализацию мероприятий по рекультивации свалки в Дубровском районе Брянской области в рамках федерального проекта «Генеральная уборка».
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Данное право предполагает в качестве неотъемлемого элемента обязательность исполнения судебных решений.
В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
В каждом случае рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства невозможности или крайней затруднительности его исполнения. При этом предоставление отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда является исключительной мерой, которая должна применяться судом только при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда.
Из приведенных норм закона следует, что отсрочка (рассрочка) исполнения судебного решения означает изменение порядка и способа исполнения судебного решения и представляет собой отложение исполнения судебного решения и перенос его на более поздний срок по сравнению с тем, который был определен в решении суда или установлен законом (для добровольного исполнения решения).
При этом обязанность доказать наличие оснований для предоставления отсрочки лежит на должнике.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 104-О от 18 апреля 2006 года, основания для отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Таким образом, заявитель, обращаясь в суд с требованием о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, обязан обосновать требование, представить доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения, а также возможности в результате предоставления отсрочки исполнить судебное постановление. Суд, рассматривая вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения судебного решения, изменении способов и порядка его исполнения, должен учитывать интересы не только должника, но и взыскателя.
Суд первой инстанции, рассматривая по существу заявление администрации о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта и удовлетворяя его, не учел право взыскателя на исполнение вступившего в законную силу решения суда в разумные сроки и, при отсутствии доказательств возможности реального исполнения решения в заявленный срок, сделал неправильный вывод о необходимости предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Судом не принято во внимание, что с момента вынесения судебного решения прошло более семи лет, администрации Дубровского района Брянской области неоднократно (на основании определений районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) предоставлялась отсрочка исполнения решения Дубровского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени судебное постановление не исполнено.
При этом, отсутствие необходимого финансирования не может являться безусловным основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда и не освобождает должника от обязанности по исполнению судебного постановления.
Ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено бесспорных, убедительных доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, затрудняющих своевременное исполнение судебного акта, которые могли бы являться основанием для предоставления отсрочки его исполнения, равно как и не представлено доказательств возможности исполнения судебного постановления в результате предоставленной отсрочки с учетом неоднократного удовлетворения судом аналогичных заявлений администрации Дубровского района Брянской области.
При изложенных обстоятельствах, предоставление отсрочки исполнения решения суда будет являться инструментом затягивания его реального исполнения, что противоречит общим целям правосудия.
С учетом изложенного, определение Дубровского районного суда Брянской области от 15 мая 2024 года не может быть признано законным и обоснованным, вследствие чего подлежит отмене.
Отменяя определение суда, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает необходимым разрешить вопрос по существу и в удовлетворении заявленных требований отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Дубровского районного суда Брянской области от 15 мая 2024 года отменить.
Заявление администрации Дубровского района Брянской области об отсрочке исполнения решения Дубровского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Дубровского района Брянской области, обществу с ограниченной ответственностью «Рем-Сервис» о понуждении к совершению действий оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Судья О.М. Михалева
Апелляционное определение изготовлено 02 августа 2024 года