№ 2-4978/2019
24RS0056-01-2019-004011-66
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Красноярск 25 сентября 2019 года
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шабалиной Н.В.,
при секретаре Серковой М.В.,
с участием представителя ответчика Садовской Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омеленчука ГК к Министерству социальной политики Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки
У С Т А Н О В И Л:
Омеленчук Г.К. обратился в суд с иском к Министерству социальной политики Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки, мотивируя свои требования следующим.
Истец является ветераном Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), что подтверждается удостоверением. Указанное дает право истцу на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем независимо от имущественного положения.
В реализации указанного права Министерством социальной политики Красноярского края было отказано истцу. С отказом истец не согласен, поскольку это нарушает его права на социальную защиту и поддержку.
На основании поданного истцом заявления и приложенных документов Распоряжением администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 16.08.2018 года №1662-р, Омеленчук Г.К. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
По адресу, где проживает истец, зарегистрированы по месту жительства Архипова Т.В. (собственник жилого помещения), Бурин И.В., Крецу Г.В.
При рассмотрении заявления о признании нуждающимся в жилом помещении, указанных выше лиц, членами семьи Омеленчука Г.К. не признали. В собственности жилых помещений истец не имеет, поэтому считает, что был постановлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, законно.
Решением Министерства социальной политики Красноярского края от 07.03.2019 года №156-ОД, полученным истцом по почте 27.03.2019 года, ему было отказано в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в связи с отсутствием права на указанную меру. Министерство включило в состав семьи истца всех зарегистрированных в жилом помещении граждан, учло суммарную площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, и указало, что общая площадь жилого помещения на одного члена семьи превышает 15 кв.м., положенных на человека.
Просит признать незаконным решение Министерства социальной политики Красноярского края об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветерана Великой Отечественной войны, возложить обязанность на Министерство социальной политики Красноярского края устранить в полном объеме допущенные нарушения путем предоставления меры социальной поддержки.
В судебное заседание истец Омеленчук Г.К. не явился, о времени и месте слушания дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Министерства социальной политики Красноярского края Садовская Е.Ю., действующая на основании доверенности от 08.04.2019 года, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела. Суду в обоснование возражений указала, что из представленных документов следует, что истец Омеленчук Г.К. не является нуждающимся в жилом помещении, факт нуждаемости стороной истца не доказан, соответственно у него отсутствует право на получение меры социальной поддержки. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Заслушав представителя ответчика, исследовав представленные суду доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах») инвалидам войны предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу ч.1 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указом Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» п.1 постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ.
В соответствии со ст.4 Закона Красноярского края от 18.02.2010 года № 10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению (письменному заявлению законного представителя), путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается удостоверением серии ВВ № 3066576, выданным Управлением социальной защиты ЗАТО г. Зеленогорска Омеленчук Г.К. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет право на предоставление льгот, установленных ст.14 Федерального закона «О ветеранах».
Как следует из положений п.1 ст.2 Закона Красноярского края от 18.02.2010 года № 10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и относятся к категории ветеранов, указанных в статье 1 настоящего Закона.
Согласно ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Омеленчук Г.К. обратился в Министерство социальной политики Красноярского края с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Согласно протоколу № 1 от 05.03.2019 года заседания комиссии по решению вопросов обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий из числа ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Министерства социальной политики Красноярского края, комиссией было принято решение предложить министерству отказать в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем Омеленчука Г.К., в связи с отсутствием у него такого права.
Приказом № 156-ОД от 07.03.2019 года Министерство социальной политики Красноярского края отказало Омеленчуку Г.К., как ветерану Великой Отечественной войны, в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
С учетом анализа представленных доказательств, суд приходит к выводу о правомерности принятого Министерством социальной политики Красноярского края решения в силу следующего.
Согласно материалам дела, Омеленчук Г.К. в период с 03.05.2012 года состоит на регистрационном учете и проживает по адресу: Красноярский край г. Зеленогорск ул. <адрес>,15-56, в трехкомнатной квартире, общей площадью 59,0 кв.м.
Согласно представленным в материалы дела свидетельству о государственной регистрации права от 26.04.2012, договору купли-продажи от 13.04.2012, выписке из ЕГРПН № КУВИ-001/2018-15789613 жилое помещение –квартира № 56 дома № 15 по ул.<адрес> г. Зеленогорска принадлежит на праве собственности Архиповой Т.В. (внучке истца).
Как следует из выписки из домовой книги по состоянию на 11.12.2018 года, по указанному адресу состоят на регистрационном учете и проживают: собственник квартиры Архипова Т.В., ее сын Бурин И.Д., брат собственника Крецу Г.В. (внук истца), истец Омеленчук Г.К..
В силу части 2 статьи 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Внуку истца Крецу Г.В. принадлежит 1/3 доля в праве собственности на жилое помещение по адресу: г. Зеленогорск ул. <адрес>, 72-29, общей площадью 73,4 кв.м, что подтверждается выпиской из ЕГРПН от 16.10.2018 года.
Решением Совета Депутатов г. Зеленогорска № 5-43р от 30.08.2005 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда на территории г. Зеленогорска", установлена норма площади жилого помещения для постановки на жилищный учет (учетная норма) - в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Поскольку на каждого члена семьи, проживающих в квартире № 56 по ул. <адрес>, д.15 в г. Зеленогорске приходится по 20,87 кв.м. = (73,4 / 3 + 59) /4), что превышает установленную учетную норму, суд приходит к выводу об отсутствии нуждаемости Омеленчука Г.К. в предоставлении жилого помещения в понимании положений статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Иных оснований для признания истца нуждающемся в предоставлении жилых помещений, предусмотренных статьей 51 ЖК РФ, стороной истца не заявлено, материалы дела не содержат.
Доводы Омеленчука Г.К. в исковом заявлении о том, что он не является членом семьи собственника жилого помещения - квартиры № 56 по ул. <адрес>, д.15 в г. Зеленогорске, являются несостоятельными в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Согласно финансово-лицевому счету, истец был вселен в жилое помещение, как дедушка собственника Архиповой Т.В., длительное время проживает в квартире без каких-либо ограничений в пользовании.
Сам по себе факт постановки истца администрацией ЗАТО г. Зеленогорска распоряжением от 16.08.2018 года №1662-р на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не свидетельствует о наличии у него безусловного права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем в рамках Федерального закона «О ветеранах».
Довод истца о наличии у него права на обеспечение жильем независимо от его имущественного положения, в данном случае правового значения не имеет, поскольку в силу приведенных выше норм права мера социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великов Отечественной войны действительно предоставляется независимо от их имущественного положения, но именно тем, кто нуждается в улучшении жилищных условий (п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»; п.1 ст.2 Закона Красноярского края от 18.02.2010 года № 10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»).
Нуждаемость истца в улучшении жилищных условий ни при принятии решения Министерством социальной политики Красноярского края, ни в настоящем судебном заседании подтверждена не была.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что на момент принятия решения Министерством социальной политики Красноярского края, истец не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку являлся членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен площадью жилого помещения более учетной нормы, в силу чего ответчиком правомерно ему было отказано в предоставлении меры социальной поддержки.
Таким образом, суд отказывает Омеленчуку Г.К. в удовлетворении его требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Омеленчуку ГК в удовлетворении исковых требований к Министерству социальной политики Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности по предоставлению меры социальной поддержки, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Красноярска.
Председательствующий подпись Н.В.Шабалина
КОПИЯ ВЕРНА
Судья: Н.В.Шабалина