Дело № 2-1486/2023
91RS0003-01-2021-0073-26
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2023 года г. Симферополь
Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Петровой Ю.В.
с участием помощника – ФИО4
прокурора - ФИО5
представителя третьего лица - ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в <адрес> Республики Крым гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Крым, обратившегося в интересах Республики Крым в лице Министерства транспорта Республики Крым к Муниципальному казенному учреждению Департамент городского хозяйства Администрации <адрес>, третьи лица – Администрация <адрес>, Управление Федерального Казначейства по Республике Крым, Общество с Ограниченной Ответственностью « Доринвест-Крым», генеральный директор ООО «Доринвест-Крым» ФИО1 о взыскании средств межбюджетного трансферта,
у с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> обратился с иском в Центральный районный суд <адрес> в интересах в интересах Республики Крым в лице Министерства транспорта Республики Крым к Муниципальному казенному учреждению Департамент городского хозяйства Администрации <адрес>, третьи лица – Администрация <адрес>, Управление Федерального Казначейства по Республике Крым, о взыскании средств межбюджетного трансферта в размере 311 103, 60 рублей, расходованных не по целевому назначению.
Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело было принято к производству Железнодорожного районного суда <адрес>.
Определением Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ указанное гражданское дело направлено на рассмотрение в Железнодорожный районный суд <адрес> после отмены определения о направлении дела на рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Исковое заявление мотивировано тем, что Прокуратурой <адрес> во исполнение поручения прокуратуры Республики Крым рассмотрена информация Управления Федерального казначейства по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ №. Постановлением администрацией <адрес> от 08,04.2019 № утвержден перечень объектов, подлежащих ремонту за счет средств дорожного фонда муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Перечень 2000).
Согласно пп. 3.20 п. 3 Перечня № определено, что выполнение работ по объекту «Ремонт дорог местного значения муниципального образования городской округ Симферополя, <адрес>» осуществляется исключительно за счет средств межбюджетных трансфертов.
С целью реализации мероприятий, освоения бюджетных средств, предоставленных Соглашением №, между Департаментом и ООО «Доринвест-Крым» ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт предметом которого является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в рамках реализации программы «Безопасные качественные автомобильные дороги Республики Крым» на 2019 год в соответствии с Техническим заданием и Проектно-сметной документацией.
В локальный сметный расчет № (локальная смета), являющийся составной частью сметной документации и указанного контракта, по объекту ремонта «<адрес>» не включен такой вид работ, как «Монтаж искусственной дорожной неровности».
Вместе с тем, указанный вид работ принят Департаментом в рамках Контракта и оплачен за счет средств иного межбюджетного трансферта, предоставленного администрации <адрес> по Соглашению № (акт о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 311 103,60 руб.), что подтверждается позицией 3 раздела 2 «Реквизиты документа-основания» заявки на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ № и платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, принятые и оплаченные Департаментом работы по монтажу искусственной дорожной неровности на сумму 311 103,60 руб., осуществлённые за счет средств межбюджетного трансферта, привели к нецелевому расходованию бюджетных средств, предоставленных муниципальному образованию городской округ Симферополь Соглашением №.
Факт нецелевого расходования бюджетных средств на сумму 311 103,60 руб., допущенный Департаментом, подтверждается постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №, которым Департамент признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Ко АП РФ, оставленным без изменения решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Кроме того, выявленные УФК по РК нарушения послужили основанием для внесения ДД.ММ.ГГГГ в Департамент представления №, в п. 1 которого предусмотрена необходимость возврата средств иного межбюджетного трансферта, выделенного из федерального бюджета, в доход бюджета Республики Крым на счета Министерства транспорта Республики Крым с последующим перечислением средств в доход федерального бюджета в размере 311 103,60 руб. На основании изложенного, прокурор просил суд иск удовлетворить.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Доринвест-Крым».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен генеральный директор ООО «Доринвест-Крым» - ФИО2.
В судебном заседании прокурор ФИО5 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил суд их удовлетворить.
Представитель третьего лица – ООО «Доринвест» ФИО6 просил суд в удовлетворении иска – отказать.
Ответчик и иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьего лица.
Исследовав материалы дела, заслушав прокурора, представителя третьего лица, суд пришел к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты (пункт 4 статьи 219 БК РФ).
Статья 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующая бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, устанавливает, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 7 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации наряду с применением бюджетных мер принуждения применяются меры ответственности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статья статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу пункта 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Судом установлено, что между Федеральным дорожным агентством и Советом министров Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ заключено Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение из федерального бюджета бюджету Республики Крым №.
Предметом указанного соглашения являлось предоставление из, федерального бюджета в 2019-2021 годах бюджету Республики Крым иного; межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, направленных на достижение результатов федерального проекта «Дорожная сеть» в рамках реализаций национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
На основании постановления Совета министров Республики Крым от 28.02.2019г. № «О вопросах предоставления и распределения в 2019-2021 годах иных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации регионального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» утвержден Порядок предоставления и распределения в 2019 - 2021 годах иных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации регионального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2018 «О бюджете Республики Крым на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на 2019 год в общей сумме 690 млн руб. распределено между муниципальными образованиями, в том числе городским округом Симферополь.
Для достижения результатов указанного регионального проекта между Министерством транспорта Республики Крым и администрацией <адрес> 12.04.2019г. заключено соглашение № о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначении в целях софинансирования расходных обязательств Республики Крым, возникающих при реализации обеспечивающих достижение результатов федерального проекта « Дорожная сеть» в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (далее - Соглашение №).
Общий объем межбюджетного трансферта составил 388 576 610 руб., в том числе: 310 861 288 руб. - средства федерального бюджета, 77 715 322 руб. - средства бюджета Республики Крым.
Согласно п. 6.1.1. раздела VI Соглашения № уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с Министерством транспорта Республики Крым, на которые со стороны муниципалитета возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) настоящего соглашения и предоставление отчетности, является Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства администрации <адрес> (далее - Департамент).
Согласно п. 1.2 Соглашения № иной межбюджетный трансферт предоставляется в целях достижения результатов регионального проекта по муниципалитету в соответствии с перечнем объектов, подлежащих ремонту за счет средств дорожного фонда муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденного постановлением.
Постановлением администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень объектов, подлежащих ремонту за счет средств дорожного фонда муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Перечень №).
Согласно пп. 3.20 п. 3 Перечня № определено, что выполнение работ по объекту «Ремонт дорог местного значения муниципального образования городской округ Симферополя, <адрес>» осуществляется исключительно за счет средств межбюджетных трансфертов.
С целью реализации мероприятий, освоения бюджетных средств, предоставленных Соглашением №, между Департаментом и ООО «Доринвест-Крым» ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт предметом которого является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в рамках реализации программы «Безопасные качественные автомобильные дороги Республики Крым» на 2019 год в соответствии с Техническим заданием и Проектно-сметной документацией.
В локальный сметный расчет № (локальная смета), являющийся составной частью сметной документации и указанного контракта, по объекту ремонта «<адрес>» не включен такой вид работ, как «Монтаж искусственной дорожной неровности».
Вместе с тем, указанный вид работ принят Департаментом в рамках Контракта и оплачен за счет средств иного межбюджетного трансферта, предоставленного администрации <адрес> по Соглашению № (акт о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 311 103,60 руб.), что подтверждается позицией 3 раздела 2 «Реквизиты документа-основания» заявки на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ № и платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №.
При этом согласно ч. 3 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», классификация работ по ремонту автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждена Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, абз. 4 п. 5 раздела III «Классификация работ по ремонту автомобильных дорог» которой определен исчерпывающий перечень работ, проводимый при выполнении ремонта автомобильных дорог.
Так, приведенный раздел не содержит такой вид работ, как «Монтаж искусственной дорожной неровности».
Данный вид работ содержится в пп. 11 п. 10 раздела IV «Классификация работ по содержанию автомобильных дорог» указанной Классификации.
Таким образом, принятые и оплаченные Департаментом работы по монтажу искусственной дорожной неровности на сумму 311 103,60 руб., осуществлённые за счет средств межбюджетного трансферта, привели к нецелевому расходованию бюджетных средств, предоставленных муниципальному образованию городской округ Симферополь Соглашением №.
Факт нецелевого расходования бюджетных средств на сумму 311 103,60 руб., допущенный Департаментом, подтверждается постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №, которым Департамент признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Ко АП РФ, юридическому лицу назначено наказание в виде в виде административного штрафа в размере 15555,18 рублей.
Решением судьи Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № постановление заместителя руководителя - главного бухгалтера Управления Федерального казначейства по Республике ФИО3 Александровны от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении юридического лица Муниципального казенного учреждения Департамент городского хозяйства Администрации <адрес> Республики Крым оставлено без изменения.
Кроме того, выявленные УФК по РК нарушения послужили основанием для внесения ДД.ММ.ГГГГ в Департамент представления №, в п. 1 которого предусмотрена необходимость возврата средств иного межбюджетного трансферта, выделенного из федерального бюджета, в доход бюджета Республики Крым на счета Министерства транспорта Республики Крым с последующим перечислением средств в доход федерального бюджета в размере 311 103,60 руб.
Представление в указанной части Департаментом не исполнено, в связи с чем постановлением УФК по РК от ДД.ММ.ГГГГ № начальник Департамента привлечен к административной ответственности по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей, который оплачен в полном объеме.
Суд считает, что в ходе рассмотрения настоящего дела были установлены правовые основания для удовлетворения исковых требований прокурора <адрес>, в связи с чем с ответчика Муниципального казенного учреждения Департамент городского хозяйства Администрации <адрес> в пользу Министерства транспорта Республики Крым подлежат взысканию средства межбюджетного трансферта в размере 311 103,60 руб., расходованных не по целевому назначению.
С ответчика Муниципального казенного учреждения Департамент городского хозяйства Администрации <адрес> в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 6311 рублей.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.152,194-199, 233 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора г. Симферополя Республики Крым, обратившегося в интересах Министерства транспорта Республики Крым – удовлетворить.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения Департамент городского хозяйства Администрации г. Симферополя в пользу Министерства транспорта Республики Крым средства межбюджетного трансферта в размере 311 103,60 рублей, расходованных не по целевому назначению.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения Департамент городского хозяйства Администрации г. Симферополя в доход местного бюджета госпошлину в размере 6311 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Железнодорожного районного суда
г. Симферополя Ю.В.Петрова