Гражданское дело № 2-1011-2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Заиграево 05 октября 2018 года
Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующей судьи Трофимовой В.В.,
при секретаре Амбаеве А.Г.,
с участием заместителя прокурора района А.А.А.,
представителя ответчика Администрации МО «Заиграевский район» Д.Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Заиграевского района РБ в интересах Ринчиновой Н.В. к Администрации МО «Заиграевский район» об установлении факта утраты попечения родителей, обязании орган опеки и попечительства поставить на учет детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заиграевского района Республики Бурятия обратился в суд с иском, мотивируя тем, что по результатам обращения Ринчиновой Н.В. проведена проверка, которой установлено, что родителями Ринчиновой Н.В. являются Р.Р.Р. и В.В.В. Мать Р.Р.Р. решением <данные изъяты> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец В.В.В. записан со слов матери. Ринчинова Н.В. в 7-летнем возрасте осталась без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась воспитанницей ГОУ «<данные изъяты>». После окончания учебного заведения проживала на <адрес>, своего жилья никогда не имела, органами опеки и попечительства на учет для получения жилья поставлена не была. После выпуска из интерната проживала у разных людей. В ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в <адрес> в постановке на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении отказано. Состоит на учете в МО СП «<данные изъяты>» в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, но жилье или земельный участок не выделены. Проживает в <адрес> у знакомых, своего жилья не имеет, является инвалидом детства с диагнозом <данные изъяты>. Таким образом, Ринчинова в возрасте до 18 лет утратила попечение родителей, данный факт может быть установлен только в судебном порядке, что влечет возможность установления дополнительных гарантий по обеспечению жильем. Ринчинова собственного жилья не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является, в силу ст. 8 закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Ринчиновой принимались меры по обращению для постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получен отказ в виуе достижения 23 – летнего возраста. Вследствие ненадлежащего исполнения органом опеки и попечительства АМО «Заиграевский район» обязанностей по защите интересов несовершеннолетней, проживавшей на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ), Ринчинова Н.В. своевременно на учет не поставлена. Просит суд установить факт утраты Ринчиновой Н.В. попечения родителй в возрасте до 18 лет, обязать орган опеки и попечительства администрации МО «Заиграевский район» поставить Ринчинову Н.В. на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании заместитель прокурора района А.А.А. иск поддержала по указанным в нем основаниям, указывая, что Ринчинова по состоянию здоровья не могла самостоятельно обратиться для постановки на учет, т.е. причины являются уважительными. Вследствие бездействия уполномоченных лиц Ринчинова не включена в список лиц, оставшихся без попечения родителей, своевременно не поставлена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жильем.
Ринчинова Н.В., надлежаще уведомленная, в судебное заседание не явилась. В предварительном судебном заседании пояснила, что проживает в <адрес> у частного лица, присматривает за домом и приусадебным хозяйством, домашними животными, имеет регистрацию в <адрес>. Периодически навещает лиц, разрешившим ей регистрацию в их доме, помогает им по хозяйству.
Представитель администрации МО «Заиграевский район» Д.Д.Д. иск не признала, пояснив суду, что законом не предусмотрена возможность постановки на учет лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, по достижении 23 –летнего возраста.
Представитель Министерства социальной защиты населения РБ К.К.К. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства.
В письменном отзыве просил в иске отказать, указывая, что постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется до 23-летнего возраста. Правовой статус, оставшегося без попечения родителей гражданина, сам по себе не подразумевает права на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. Возраст 23 года является предельным, в связи с чем Ринчинову Н.В. невозможно поставить на учет. Ринчинова ни по достижении 18-летия, ни до достижении 23-лет, в компетентные органы не обращалась, не знание прав не является уважительной причиной пропуска срока обращения в компетентные органы. Кроме того, указывает на пропуск срока исковой давности за обращением в суд.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ истец в суде обязан доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований.
В соответствии с ч.1 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно ст.265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 СК РФ), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими и т.п.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч.9).
В силу ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01 января 2013).
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Бурятия от 22.12.2012 № 3102-IV «Об учете и формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Республике Бурятия, и о внесении изменений в Закона Республики Бурятия «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Бурятия» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированного жилого помещения, органом, осуществляющим полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству. Постановка на учет осуществляется органом опеки и попечительства по месту жительства указанной категории лиц.
Из представленной суду записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ Отдела ЗАГС <адрес> Управления ЗАГС РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ринчинова Н.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в сведениях об отце указан «В.В.В.» на основании заявления матери от ДД.ММ.ГГГГ, в сведениях о матери указано «Р.Р.Р.».
Решением *** суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Р.Р.Р. лишена родительских прав в отношении дочери Н.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и дочери Б.Б.Б., ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справке ГОУ «<данные изъяты>» Ринчинова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являлась воспитанницей учреждения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в <данные изъяты> находилась на полном государственном обеспечении, о чем свидетельствует справка <данные изъяты>
Кроме того, судом установлено, что по сведениям МО СП «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ Риничнова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. после окончания <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес> без регистрации по месту жительства.
Из справки Республиканского БТИ от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Ринчинова Н.В. по данным БТИ <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ не являлась собственником жилого помещения на территории <адрес> РБ.С момента начала приватизации ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ ею не использовано право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилых помещений, расположенных на территории <адрес> РБ.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ МУ «Комитет по управлению имуществом и земельных отношений» администрации МО «<адрес>» на обращение Ринчиновой Н.В. о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно последней дано разъяснение об обращении с заявлением и предоставлением необходимых документов.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «Заиграевский район» отказано в постановке на учет в качестве лица, оставшегося без попечения родителе в возрасте до 18 лет, также разъяснено, что по достижении 23 лет она утратила право на дополнительные гарантии по социальной защите.
ДД.ММ.ГГГГ обращение Ринчиновой Н.В. о предоставлении земельного участка переадресовано в МОСП «<данные изъяты>», дополнительно сообщено, что последняя с ДД.ММ.ГГГГ года состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении за №.
Согласно информации Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ Ринчинова Н.В. состояла в очереди на льготное предоставление земельного участка за №.
Суду также на обозрение представлена публикация в республиканской газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ о судьбе Ринчиновой Н.В.
Из сообщения администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ринчинова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированная в <адрес>, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления МО СП «<данные изъяты>» №, запись в книге учета №, очередь 7. Жилого помещения, земельного участка на территории поселения не имеет.
Согласно сообщения органа опеки и попечительства АМО «Заиграевский район» от ДД.ММ.ГГГГ информация о постановке Ринчиновой Н.В. на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений, отсутствует.
Ринчинова Н.В. не состояла и не состоит на обозначенном выше учете, с заявлением о постановке на учет не обращалась, на момент утраты родительского попечения не пользовалась жилым помещением по договору социального найма в качестве члена семьи нанимателя, не получала и не пользуется жилым помещением по договору социального найма в МОГП «<адрес>».
По данным ЕГРН за Ринчиновой Н.В. не значатся права на объекты недвижимости.
Кроме того, установлено, что Ринчинова Н.В. является <данные изъяты>
Оценив доказательства в их совокупности суд приходит к выводу, что в судебном заседании установлен факт утраты попечения родителей Ринчиновой Н.В. в возрасте до 18 лет, т.к. мать в ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, сведения об отце внесены в актовую запись о рождении на основании заявления матери, до ДД.ММ.ГГГГ включительно Ринчинова находилась в государственных учреждениях на полном государственном обеспечении (в том числе в специализированных), следовательно, приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, в связи с чем она имеет право претендовать на предоставление для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории <адрес>, т.к. окончила спецшколу на территории района в ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, по мнению суда, до достижения 23 – летнего возраста Ринчинова Н.В. по объективным причинам не могла самостоятельно обратиться в компетентные органы с заявлением для постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения – по состоянию здоровья <данные изъяты>. Хотя факт обращения имел место быть в ДД.ММ.ГГГГ, однако было отказано в постановке на учет в связи с достижением 23 лет.
При этом, ни администрацией детского учреждения, ни органами опеки и попечительства района своевременно мер по реализации прав ребенка предпринято не было. Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, суд находит обоснованным доводы прокурора, что в результате бездействия уполномоченного органа администрации МО «Заиграевский район» защита прав и законных интересов на тот момент несовершеннолетней Ринчиновой не осуществлена и последняя не поставлена на соответствующий учет.
При указанных обстоятельствах, вопреки доводам представителя третьего лица, представителя ответчика, суд признает, что Ринчинова по уважительным причинам до достижения 23 лет не обратилась за осуществлением своих жилищных прав в силу состояния здоровья. По этим же причинам суд находит несостоятельными доводы третьего лица о пропуске срока исковой давности за защитой нарушенного права.
По приведенным обстоятельствам исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
То обстоятельство, что имеются сведения о постановке Ринчиновой Н.В. на учет в МО СП «<данные изъяты>» в качестве нуждающееся в улучшении жилищных условий в ДД.ММ.ГГГГ году, основанием для отказа в иске не являются.
На основании изложенного и руководствуясь ст.103, ст.ст. 196-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Заиграевского района РБ в интересах Ринчиновой Н.В. к Администрации МО «Заиграевский район» об установлении факта утраты попечения родителей, обязании орган опеки и попечительства поставить на учет детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений – удовлетворить.
Установить факт утраты Ринчиновой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженкой <адрес>, попечения родителей в возрасте до 18 лет.
Обязать орган опеки и попечительства администрации МО «Заиграевский район» поставить Ринчинову Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженку <адрес>, на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Заиграевский районный суд Республики Бурятия.
Решение в окончательной форме изготовлено 10.10.2018 года.
Судья подпись В.В. Трофимова
Копия верна. Судья В.В. Трофимова