УИД 35RS0028-01-2022-001990-14
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88-8933/2024 |
№ 2-107/2023 |
город Санкт-Петербург | 17 апреля 2024 г. | |
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе: | ||
председательствующего Черлановой Е.С., судей Швецовой М.В., Яроцкой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Шекснинского района Вологодской области к администрации городского поселения поселка Шексна Вологодской области о постановке на учет сети газоснабжения в качестве бесхозяйного имущества,по кассационной жалобе администрации городского поселения поселка Шексна Вологодской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 28 ноября 2023 г., |
заслушав доклад судьи Черлановой Е.С., пояснения прокурора Генеральной прокуратуры РФ - Парфеновой Е.Г., поддержавшей кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установил |
заместитель прокурора Шекснинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения поселок Шексна (далее - администрация поселка) о возложении обязанности поставить на учёт в качестве бесхозяйного имущества сеть газоснабжения к зданию, расположенному по адресу: п. Шексна, ул. Первомайская, д. 6-а, общей протяженностью 90,4 м, осуществить мероприятия по регистрации объекта недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости в качестве бесхозяйного имущества.
Решением Шекснинского районного суда Вологодской области от 28 июня 2023 г. исковые требования удовлетворены.
Определением от 19 сентября 2023 г. судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, исключены из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Кузнецов С.В., Веселова О.А.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 28 ноября 2023 г. решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 28 июня 2023 г. отменено, принято по делу новое решение, которым возложено на администрацию городского поселения поселок Шексна в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу поставить на учёт в качестве бесхозяйного имущества сеть газоснабжения к зданию, расположенному по адресу: п. Шексна, ул. Первомайская, д. 6-а, общей протяженностью 90,4 м; возложено на администрацию городского поселения поселок Шексна обязанность в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия по регистрации объекта недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости в качестве бесхозяйного имущества.
В кассационной жалобе Администрация городского поселения поселка Шексна Вологодской области просит отменить апелляционное определение как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Дело рассмотрено в соответствии с частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии лиц, извещенных надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на территории городского поселения поселок Шексна имеется объект жилищно-коммунального хозяйства, который не имеет собственника - сеть газоснабжения к зданию, расположенному по адресу: Вологодская область, Шекснинский район, п. Шексна, ул. Первомайская, д. 6-а общей протяженностью 90,4 м.
Согласно исполнительно-технической документации «Газификация 50-квартирного жилого дома <адрес> состав наружного газоснабжения входят: подземный полиэтиленовый газопровод низкого давления Ду 63 мм протяженностью 85,60 м, подземный стальной газопровод низкого давления Ду 57 мм протяженностью 3,00 м, надземный стальной газопровод низкого давления Ду 57 мм протяженностью 1,80 м, запорная арматура.
Из акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 4 сентября 2015 г. следует, что заказчиком строительства сети газопотребления указанного дома является ООО «ЖилРегионСтрой», 19 апреля 2013 г. начальником филиала ПУ «Шекснарайгаз» утверждены технические условия № 41 на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом, назначение газопровода - газоснабжение проектируемого 50-ти квартирного жилого дома по ул. Первомайской п. Шексна.
Согласно справке АО «Газпром газораспределение Вологда» от 19 ноября 2015 г. газификация данного жилого дома выполнена.
24 декабря 2015 г. между заказчиком и АО «Газпром газораспределение Вологда» (специализированная организация, осуществляющая работы по эксплуатации сетей газоснабжения на территории Вологодской области) заключен договор на техническое обслуживание газопроводов, сооружений на них и газового оборудования № 15-18/08-000414.
26 января 2016 г. ООО «ЖилРегионСтрой» выдано разрешение на ввод многоквартирного жилого дома в эксплуатацию.
10 марта 2016 г. между ООО «ЖилРегионСтрой» и АО «Газпром газораспределение Вологда» заключен договор подряда № 15-18/19-000007, в соответствии с которым АО «Газпром газораспределение Вологда» обязалось провести работы по присоединению построенного газопровода многоквартирного дома к действующему газопроводу.
Сеть газораспределения введена в эксплуатацию в 2016 году.
По сведениям Северо-Западного Управления Ростехнадзора от 11 октября 2023 г. сеть газораспределения к зданию, расположенному по адресу: п.Шесна, ул.Первомайская, д. 6-а, не является опасным производственным объектом в связи с тем, что в состав объекта входят только газопроводы низкого давления.
С 2 ноября 2019 г. договор № 15-18/08-000414 от 24 декабря 2015 г. на техническое обслуживание газопроводов, сооружений на них и газового оборудования по адресу: <адрес> расторгнут.
Со 2 октября 2019 г. ООО «ЖилРегионСтрой» находится в процессе ликвидации.
Из ответа администрации городского поселения поселок Шексна от 19 мая 2020 г. следует, что объекты газоснабжения многоквартирного жилого дома по ул. Первомайской д. 6-а носят признаки общедомового имущества собственников многоквартирного дома, сети проходят по общедомовой территории, служат источником газоснабжения указанного многоквартирного дома, и администрация поселка не считает необходимым проводить мероприятия по учету в ЕГРН бесхозяйных объектов, с последующим принятием в собственность объектов газификации 50-квартирного жилого дома.
Трубопроводом является сооружение, которое предназначено для транспортирования газообразных и жидких веществ, а также твердого топлива и иных твердых веществ в виде раствора под воздействием разницы давлений в поперечных сечениях трубы. Им является совокупность деталей и сборочных единиц с относящимися к ним элементами - коллекторами, тройниками, переходами, отводами, арматурой и т.п. (пункт 3.26 СП 73.13330.2016, пункт 3.6 РД ОЭ 0586-2004).
Трубопровод относится к линейным объектам, то есть сооружениям. Последние являются недвижимыми вещами (пункт 1 статьи 141.3 Гражданского кодекса Российской Федерации), что определяется их прочной связью с землей, то есть их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 10, 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Представленная в материалы дела документация (акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы) позволяет сделать вывод о том, что указанный прокурором объект газового хозяйства относится к недвижимому имуществу.
Сведения о регистрации прав собственности на спорный объект газоснабжения отсутствуют, в реестр федерального имущества указанный объект не заявлен, в реестре муниципальной собственности указанный объект также не значится.
Оформление муниципальной собственности на данное имущество не осуществлялось и мер по постановке на учет данного бесхозяйного недвижимого имущества в регистрирующем органе подачей соответствующего заявления органами местного самоуправления не принято.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 218, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 4, 5 части 1 статьи 14, пунктом 4.3 части 1 статьи 17, статьями 34, 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пришел к выводу о бездействии администрации поселка, выразившемся в непринятии мер к поставке на учёт в качестве бесхозяйного имущества сети газоснабжения к зданию.
Отклоняя довод апелляционной жалобы о том, что спорная газопроводная сеть носит признаки общедомового имущества собственников многоквартирного дома, суд второй инстанции указал, что в силу пункта 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 5 и 9 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.
Управляющей компанией данного многоквартирного жилого дома является общество с ограниченной ответственностью «Благоустройство» (далее ООО «Благоустройство).
1 января 2022 г. между АО «Газпром газораспределение Вологда» и ООО «Благоустройство» заключен договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме № 17-11/09-013527, и согласно акту об определении границ (приложение № 3 к договору) от 1 января 2022 г. граница раздела эксплуатационной ответственности на газовые сети определяется фланцевым соединением последнего устройства, установленного на газопроводе от места врезки до ввода в жилой дом, а при отсутствии такого отключающего устройства - по наружной стене жилого дома. Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.
Доказательств того, что спорный объект газоснабжения находится на балансе ООО «Благоустройство», не имеется.
При этом собственники помещений многоквартирных домов прав на спорный газопровод не заявили, доказательств наличия решения общего собрания собственников помещений дома о принятии газопровода в состав общего имущества не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов и оснований для отмены судебных актов, предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит.
Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещ (пункт 3).
С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них (пункт 5).
Пунктами 3 и 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло- газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 5 статьи 8 названного закона предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе, водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931, утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок), который в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Пунктом 2 Порядка установлено, что принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).
Согласно пункту 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
В силу ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда, при этом нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, не подтверждают.
Руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 28 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского поселения поселка Шексна Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующийсудьи |