дело № 33-1309/2023
№ 2-1743/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 февраля 2023 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Самохиной Л.М., судей Данилевского Р.А., Зудерман Е.П., при секретаре Лихтиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Орска, действующего в защиту интересов Казарина Владимира Владимировича, Казариной Юлии Константиновны, Казариной Марии Владимировны, Казариной Дарьи Владимировны, Казарина Леонида Владимировича, к «Администрации города Орска» о возложении обязанности благоустроить территорию объектами инженерной инфраструктуры,
по апелляционной жалобе «Администрации города Орска» на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 8 ноября 2022 года,
заслушав доклад судьи Самохиной Л.М.,
объяснения представителя истца – прокурора Хариной А.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы,
установила:
прокурор Октябрьского района г. Орска Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Октябрьского района г. Орска Оренбургской области рассмотрено обращение Казарина В.В. и установлено, что имеются факты нарушения законодательства при предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям.
Постановлением «Администрации (адрес)» от (дата) №-п Казарину В.В., Казариной Ю.К., Казариной М.В., Казариной Д.В., Казарину Л.В. из специального фонда земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, с целью формирования земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов предоставлен в долевую собственность по 1/5 доли каждому, земельный участок с кадастровым номером 56:43:0401005:10 площадью 815 кв.м. с местоположением: (адрес), в восточной части кадастрового квартала 56:43:0401005.
Земельный участок предоставлен в соответствии с требованиями закона Оренбургской области от 22 сентября 2011 года № 413/90-V-ОЗ «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей".
До настоящего времени земельный участок не обеспечен необходимой инфраструктурой. Постановлением (адрес) от (дата) №-пп в целях реализации указанного права граждан утверждён план мероприятий («дорожная карта») по инфраструктурному обустройству земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства на территории Оренбургской области, гражданам льготной категории, государственная собственность на которые не разграничена. Срок реализации мероприятий ограничен 2024 годом.
Проведение кадастровых работ и постановка на государственный кадастровый учёт земельных участков, планируемых для предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, не входит в перечень мероприятий плана, осуществляется за счет собственных средств, проектирование и строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктур к указанным земельным участкам осуществляется на условиях софинансирования с органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области.
Разработанный Правительством Оренбургской области план мероприятий («дорожная карта») по инфраструктурному обустройству земельных участков предусматривает первоначально проведение кадастровых работ, оформление документов землепользования, строительство объектов инженерной инфраструктуры, а затем только предоставление земельных участков льготным категориям граждан. Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по организации на территории городского округа обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
В настоящее время в рамках подпрограммы «Комплексное освоение и развитие территории в сетях жилищного строительства» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области» по объекту «Строительство сетей водоснабжения и водоотведения, внутриплощадочных сетей электроснабжения в новом микрорайоне индивидуальной жилой застройки в п. Джанаталап г. Орска» в 2019 году подрядной организацией ООО «Экспресс Проект» разработана проектно-сметная документация. Получено отрицательное заключение Государственной экспертизы Оренбургской области «Проектная документация результатов инженерных изысканий».
В связи с отсутствием проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу, работы по монтажу систем газоснабжения, водоснабжения и электроснабжения для собственников земельных участков, представленных многодетным семьям, в том числе к земельному участку с кадастровым номером 56:43:0401005:10, не производились.
«Администрацией (адрес)» не предпринято конкретных мер для обеспечения инженерной инфраструктурой предоставленного ранее земельного участка с кадастровым номером № многодетной семье, площадью 815 кв.м., с местоположением: (адрес), земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала №.
Просил обязать «Администрацию города Орска» благоустроить территорию кадастрового квартала № в районе земельного участка № объектами инженерной инфраструктуры (газораспределительной системой, системам водоснабжения), обеспечивающими для собственников указанного земельного участка возможность технологического присоединения объекта индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического оснащения.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Оренбургской области, Комитет по управлению имуществом администрации города Орска, Управление жилищно-коммунального дорожного хозяйства и транспорта администрации города Орска, Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал города Орска», Акционерное общество «Газпром газораспределение Оренбург»
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 8 ноября 2022 года исковые требования прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области удовлетворены.
На «Администрацию города Орска» возложена обязанность благоустроить территорию кадастрового квартала № в районе земельного участка № объектами инженерной инфраструктуры (газораспределительной системой, системам водоснабжения), обеспечивающими для собственников указанного земельного участка возможность технологического присоединения объекта индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического оснащения
В апелляционной жалобе «Администрация города Орска», ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить, принять новое решение, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
В письменных возражениях истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции кроме представителя истца, другие участвующие в деле лица не явились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что постановлением «Администрации города Орска» от 14 февраля 2022 года № 320-п Казарину В.В., Казариной Ю.К., Казариной М.В., Казариной Д.В., Казарину Л.В. из специального фонда земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, с целью формирования земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов предоставлен в долевую собственность по 1/5 доли каждому, земельный участок с кадастровым номером 56:43:0401005:10 площадью 815 кв.м. с местоположением: (адрес), в восточной части кадастрового квартала 56:43:0401005.
Земельный участок предоставлен в соответствии с требованиями закона (адрес) от (дата) №-V-ОЗ «О бесплатном предоставлении на территории (адрес) земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей".
Земельный участок предоставлен семье ФИО11 без обеспечения доступа к газоснабжению и водоснабжению.
Из письменного ответа на запрос прокурора от (дата) следует, что земельный участок предоставлен ФИО11 без обеспечения доступа к газоснабжению и водоснабжению.
По сообщению АО «Газпром газораспределение Оренбург» от (дата), технологическое присоединение объектов капитального строительства (236 индивидуальных жилых домов для многодетных семей в (адрес)) возможно только после строительства распределительного газопровода вдоль улиц жилой застройки к конечным потребителям газа.
По сообщению ООО «Водоканал (адрес)», стоимость работ по водоснабжению проектируемых индивидуальных жилых домов (в количестве 236) для многодетных семей в (адрес) составит 18,1 млн. руб.
Сведений о строительстве распределительного газопровода вдоль улиц жилой застройки к конечным потребителям газа, выполнению работ по водоснабжению в (адрес) не представлено.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями статьи 38 Конституции Российской Федерации, статьёй 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, статьёй 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 2, 4 закона Оренбургской области от 22 сентября 2011 года № 413/90-V-03 "О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей", постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 1 марта 2012 года № 389-О-О, постановлением Правительства Оренбургской области от 4 июля 2019 № 491, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что обязанность приведения земельного участка в состояние пригодное для целей ведения индивидуального жилищного строительства, с целью бесплатного предоставления гражданам для улучшения жилищных условий, лежит именно на органе местного самоуправления.
С таким выводам суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается, поскольку он основан на неверном толковании норм права, подлежащих применению в возникших правоотношениях.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрено до июля 2012 года Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Подпунктами 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
На территории Оренбургской области правоотношения по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Оренбургской области, гражданам, имеющим трех и более детей, регулируются законом Оренбургской области от 22 сентября 2011 года № 413/90-V-ОЗ «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей».
Положениями части 2 статьи 4 вышеназванного закона Оренбургской области от 22 сентября 2011 года № 413/90-V-ОЗ предусмотрено, что органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Оренбургской области создаются специальные фонды земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан. В фонд включаются земельные участки по мере их формирования и постановки на государственный кадастровый учет органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков, в установленном законодательством порядке.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью первой настоящей статьи, на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Между тем, в системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
В определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О Конституционный Суд Российской Федерации выявил смысл положений пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Оспоренные положения относят часть вопросов в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также отдельные вопросы в сфере дорожной деятельности к перечню вопросов местного значения с возложением на них соответствующих расходов, в том числе применительно к земельным участкам, предоставленным гражданам на основании актов, вынесенных органами государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках осуществления ими полномочий по предоставлению мер социальной поддержки.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена на органы местного самоуправления положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При отсутствии же на территории городского округа земельных участков, отвечающих критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства, не исключается возможность предоставления органами местного самоуправления на основе взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в собственность гражданам бесплатно иных находящихся в муниципальной собственности земельных участков, на которых создание объектов необходимой инфраструктуры должно в таких случаях обеспечиваться органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке исполнения полномочий, установленных подпунктами 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Если же имеет место согласие органов местного самоуправления на принятие в муниципальную собственность из собственности субъекта Российской Федерации земельного участка для целей последующей передачи в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (либо в иных подобных случаях государственной поддержки семей, имеющих детей), то оно влечет за собой - при отсутствии иных договоренностей между органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования и органами государственной власти субъекта Российской Федерации - обязанность муниципального образования по обеспечению соответствующего земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, поскольку параметры такого земельного участка и цели его использования известны на момент его принятия в муниципальную собственность.
Использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к сетям инженерно-технического обеспечения, и соответственно, возможность реализации многодетными гражданами меры социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальным образованием обязанности по созданию необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзаце третьем пункта 1 и пункте 3 его статьи 86, а также статьях 129 и 135 (Постановление от 17 июня 2004 года № 12-П; определения от 12 апреля 2005 года № 142-О, от 13 июня 2006 года № 194-О, от 2 ноября 2006 года № 540-О и от 10 октября 2013 года № 1591-О).
Это касается решения вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры социальной поддержки семей, имеющих детей, в случаях, установленных субъектом Российской Федерации.
В апелляционной жалобе «Администрация города Орска» ссылается на то, что к вопросам местного значения относится организация снабжения, а не строительство объектов инженерной инфраструктуры.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что решение суда должно соответствовать конституционному принципу исполнимости судебного решения (постановления от 15 января 2002 года № 1-П, от 14 мая 2003 года № 8-П, от 14 июля 2005 года № 8-П, от 12 июля 2007 года № 10-П, от 14 мая 2012 года № 11-П, от 10 марта 2016 года № 7-П, от 9 июля 2020 года № 34-П).
Учитывая, что «Администрация города Орска» при предоставлении в качестве меры социальной поддержки земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, не обеспечила данные земельные участки коммунальной инфраструктурой, необходимой для цели использования таких земельных участков, а также наличие у администрации города соответствующих полномочий, судебная коллегия приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности обеспечить спорные земельные участки заявленным объектом инженерной инфраструктуры, что в более полной мере позволит обеспечить эффективность защиты нарушенных прав лиц, в интересах которых обращается прокурор.
В суде апелляционной инстанции АО «Газпром газораспределение Оренбург» подтвердило, что схема газоснабжения и газификации кадастрового квартала, в котором расположен предоставленный семье Казариных земельный участок отсутствует, что указывает на то, что он не газифицирован. В связи с этим доводы ответчика о том, что Казарины должны обратиться с заявлением на составление технических условий, в том числе, схемы газоснабжения и газификации всего кадастрового квартала, несостоятельны.
Поскольку в соответствии с положениями подпунктов 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обеспечение земельных участков, предназначенных в качестве меры социальной поддержки для предоставления многодетным семьям, имеющим трех и более детей, объектами коммунальной (инженерной) инфраструктуры (газораспределительной системой и системой электроснабжения) должно быть осуществлено за счет средств субъекта Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ответчик не соглашается с тем, что, по сути, на «Администрацию города Орска» возложена обязанность финансирования тех действий, которые указаны в решении суда первой инстанции.
Судебная коллегия в связи с изложенными доводами полагает необходимым обжалуемое решение суда изменить, дополнив абзац второй резолютивной части указанием на совершение действий за счёт средств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области.
Иные доводы жалобы об отсутствии у «Администрации города Орска» обязанности совершать действия, изложенные судом, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
При рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебного акта, не допущено.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из содержащихся в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. При этом, считает необходимым указать на то, что указанные в решении действия подлежат совершению за счёт средств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 8 ноября 2022 года изменить, дополнив абзац второй резолютивной части указанием на совершение действий за счёт средств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Самохина Л.М.
Судьи Данилевский Р.А.
Зудерман Е.П.
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 февраля 2023 года.