Дело № 33-5539/2024
УИД: 47RS0012-01-2023-001027-72
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 16 октября 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Озерова С.А.,
судей Нестеровой М.В., Осиповой Е.А.,
при секретаре Судовской Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-46/2024 по апелляционным жалобам ФИО2 и ФИО1 на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 2 мая 2024 г.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Озерова С.А., объяснения ФИО2, ФИО16, ФИО15, ФИО15, ФИО6, ФИО13, ФИО14, поддержавших доводы жалоб, возражения представителя администрации Лужского муниципального района <адрес> – ФИО7,
установила:
ФИО1 обратился суд с иском к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, Комитету по строительству Ленинградской области, Управлению Росреестра по Ленинградской области о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, соответствующим условиям региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019-2025 годах», признании незаконным отказа администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 20.03.2023 № в предоставлении жилого помещения взамен помещения находящегося в доме, признанном аварийным и подлежащими сносу, об обязании администрации Лужского муниципального района <адрес> предоставить в собственность благоустроенное изолированное жилое помещение – квартиру, взамен изымаемого жилого помещения в соответствии с данной программой, а также об обязании Управления Росреестра по <адрес> внести изменения в характеристики объекта недвижимости с кадастровым №, в части указания назначения объекта: с «жилое» на «многоквартирный дом».
В основание иска указал, что указанный многоквартирный дом с кадастровым №, в котором он проживает с матерью – ФИО11, и где ему на праве собственности принадлежит 11/100 долей в праве общей долевой собственности в виде двух комнат (ранее квартира № 6) в коммунальной квартире № 1, признан аварийным и постановлением администрации от 10.12.2015 включен в адресную программу переселения. На его обращение о переселении в рамках адресной программы, администрация ответила, что данный дом не является многоквартирным и не может быть расселен в рамках соответствующей программы.
ФИО2, действуя также в интересах несовершеннолетнего ФИО16, обратилась суд с иском к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, Комитету по строительству Ленинградской области, Управлению Росреестра по Ленинградской области о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, соответствующим условиям региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019-2025 годах», признании незаконным отказа администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 20.03.2023 № в предоставлении жилого помещения взамен помещения находящегося в доме, признанном аварийным и подлежащими сносу, об обязании администрации Лужского муниципального района Ленинградской области предоставить в собственность благоустроенное изолированное жилое помещение – квартиру, взамен изымаемого жилого помещения в соответствии с данной программой, а также об обязании Управления Росреестра по Ленинградской области внести изменения в характеристики объекта недвижимости с кадастровым №, в части указания назначения объекта: с «жилое» на «многоквартирный дом».
В основание иска указала, что указанный многоквартирный дом с кадастровым №, в котором она проживает с сыном и где занимает по договору социального найма три комнаты (ранее квартира № 7) в коммунальной квартире № 1, из 57/100 долей в праве общей долевой собственности администрации, признан аварийным и постановлением администрации от 10.12.2015 включен в адресную программу переселения. На ее обращение о переселении в рамках адресной программы, администрация ответила, что данный дом не является многоквартирным и не может быть расселен в рамках соответствующей программы.
Определением суда дела по искам ФИО1 и ФИО2 объединены в одно производство.
В суде ФИО2 и представители ФИО1, а также третьи лица – физические лица, занимающие иные помещения жилые помещения в указанном доме, исковые требования поддержали.
Дело рассмотрено отсутствие ответчиков, которые в письменных возражениях, исковые требования не признали.
2 мая 2024 г. Волосовским районным судом Ленинградской области постановлено решение, которым в удовлетворении иска отказано.
ФИО1 и ФИО2 не согласились с законностью, обоснованностью решения суда и подали на него апелляционные жалобы.
В основание жалобы указали доводы аналогичные изложенным в исках, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не представивших доказательства уважительности причин неявки в суд.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит основания для отмены решения суда в части.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание, в установленном Правительством Российской Федерации порядке, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В соответствии с ч. 3 ст. 16 ЖК РФ, квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме.
Согласно ч. 6 ст. 15 ЖК РФ, Многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО1 является собственником 11/100 долей в праве общей долевой собственности на двухэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> фактически занимает две комнаты коммунальной квартиры № 1, расположенной на первом этаже дома, ранее предоставленные по служебному ордеру от 21.06.1990 как квартира № 7.
При этом собственником указанного жилого помещения ФИО1 стал на основании договора передачи жилого помещения в многоквартирном доме в порядке приватизации в собственность от администрации муниципального образования Лужское городское поселение Лужского муниципального района ленинградской области от 18.09.2015
ФИО8, с несовершеннолетним сыном ФИО16, является нанимателем по договору социального найма от 06.05.2015 жилого помещения – трех комнат коммунальной квартиры № 1 расположенной на первом этаже указанного дома, ранее предоставленной по ордеру от 09.02.1983 как квартира № 6 данного дома.
В Едином государственном реестре недвижимости на объект, учтенный в кадастре недвижимости с кадастровым №, двухэтажный, деревянный жилой дом, с назначением жилое, площадью 238,8 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано право общей долевой собственности за: ФИО9 - 11/100 долей, ФИО14 - 13/100 доля в праве, ФИО13 - 9/100 долей, муниципальным образованием Лужским городским поселением - 57/100 долей, ФИО12 - 10/100 долей.
Все жилые помещения первоначально были переданы в собственность граждан на основании договоров передачи жилого помещения в многоквартирном доме в порядке приватизации в собственность граждан муниципального имущества в порядке приватизации в 2014, 2015, 2002 годах.
Заключением межведомственной комиссии № 75 от 04.06.2015, на основании акта обследования помещения, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (степень износа дома 75,3%).
Постановлением администрации Лужского муниципального района Ленинградской области № 3291 от 10.12.2015 указанный жилой дом, как многоквартирный жилой дом включен перечень многоквартирных жилых домов подлежащих расселению согласно региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ленинградской области в 2018-2022 годах, и постановления администрации № 645 от 5 марта 2018 (о внесении изменений в постановление № 3291 от 10.12.2015), данный многоквартирный дом признан авариным и подлежащим сносу.
Платежными документами подтверждается оплата проживающими в данном доме услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, и коммунальных ресурсов, потребляемых за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно техническому паспорту на жилой дом, двухэтажный жилой дом состоит из двух жилых квартир и 15 жилых комнат, с верандой и пристройкой, общим чердачным помещением, коридорами и кухнями на первом и втором этажах, с лестницей, ведущей из коридора первого этажа в коридор второго этажа здания.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 01.04.2019 N 134 "Об утверждении региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019-2025 годах" указанный дом был включен в адресную программу Ленинградской области как многоквартирный жилой дом с планируемой датой окончания переселения 31.08.2025.
Также указанный жилой дом, постановлением Правительства Ленинградской области от 14.07.2023 N 497 "Об утверждении региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019-2025 годах" (в редакции от 20.06.2024) в адресную программу Ленинградской области как многоквартирный жилой дом с планируемой датой окончания переселения 31.12.2024.
На дату разрешения спора в суде первой инстанции и на дату рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, указанный жилой дом как многоквартирный жилой дом, включен в указанную адресную программу Ленинградской области, утвержденную постановлением Правительства Ленинградской области от 14.07.2023 N 497.
Совокупностью доказательств по делу достоверно подтверждается, что спорный жилой дом являлся и является многоквартирным жилым домом, соответствовал и соответствует условиям Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", о включении в программу многоквартирных жилых домов, признанных аварийными в связи с износом в процессе эксплуатации, с 01.01.2012 по 01.01.2017.
Именно в результате действий органа местного самоуправления, права граждан на занимаемые в данном многоквартирном доме жилые помещения, а также права и самого органа местного самоуправления, были зарегистрированы как права общей долевой собственности на жилой дом, а не на находящиеся в многоквартирном доме коммунальные квартиры.
При этом, в период апелляционного обжалования решения суда первой инстанции, орган местного самоуправления заключил соглашение с долевыми собственниками указанного жилого дома о прекращении права общей долевой собственности на жилой дом и возникновения права собственности на жилые помещения (квартиры) от 22.05.2024 и по состоянию на 05.06.2024 в ЕГРН внесены сведения о том, что жилой дом с кадастровыми № является многоквартирным.
На обращение представителя Иванова В.С. и обращение Курушиной И.А. о рассмотрении вопроса о переселении в рамках региональной адресной программы, администрация Лужского муниципального района Ленинградской области направила письма: от 20.03.2023 № и от 20.03.2023 №, с отказом в расселении жилого дома, как не являющегося многоквартирным и который не может быть расселен в рамках адресной региональной программы Правительства Ленинградской области «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019-2025 годах».
Отказывая полностью в удовлетворении заявленных истцами требований, суд первой инстанции признал, что согласно сведениям ЕГРН спорный дом не является многоквартирным домом, не обладает признаками многоквартирного дома и не соответствует условиям региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019-2025 годах».
Данные выводы суда, с учетом вышеизложенного, не соответствуют обстоятельствам дела и являются ошибочными.
В силу ст. 17 ч. 3, ст. 19 ч. 1 и 2, ст. 55 ч. 1 и 3 Конституции РФ и, исходя из общеправового принципа справедливости, защита вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота.
Исходя из совокупности доказательств по делу и с учетом всех фактических обстоятельств дела, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия признает необходимым отменить решение суда в части и признать незаконными отказы администрации Лужского муниципального района Ленинградской области ФИО2 от 20.03.2023 № и ФИО1 от 20.03.2023 №, в расселении являющегося многоквартирным, жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с региональной адресной программой Правительства Ленинградской области «Об утверждении региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019-2025 годах», утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 01.04.2019 № 134.
Основания для отмены решения суда первой инстанции в иной части по делу отсутствуют, исходя из следующих обстоятельств.
Спорный жилой дом уполномоченным органом не исключался и не исключен из региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019-2025 годах», как не соответствующий условиям данной программы, и основания для удовлетворения исков в данной части отсутствуют, поскольку спорный многоквартирный жилой дом являлся и продолжает являться соответствующим условиям данной программы и из нее не исключался.
Также на момент обращения истцов в суд срок завершения программы переселения – 2025 г., еще не наступил, процедура изъятия земельного участка муниципальным органом не начата, нарушения прав истцов в настоящее время не усматривается, исковые требования о предоставлении жилого помещения взамен аварийного заявлены преждевременно и не могли быть удовлетворены судом первой инстанции. Основания предоставления истцам иного жилого помещения взамен изымаемого, в независимости от планируемой даты окончания переселения и срока сноса дома, по делу отсутствуют.
Действия по внесению изменений в характеристики объекта недвижимости с кадастровым №, в части указания назначения объекта: с «жилое» на «многоквартирный дом» на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции сторонами и регистрирующим органом совершены.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене в вышеуказанной части, с принятием по делу нового решения об удовлетворении исков о признании незаконными отказов администрации от 20.03.2023 № и от 20.03.2023 №, как не соответствующих вышеуказанным нормативным правовым актам и нарушающих права, свободы и законные интересы истцов (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом в остальной части правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных доказательств, применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
Доводы жалобы не содержат оснований к отмене или изменению решения в остальной части, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к несогласию с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
В тоже время, судебная коллегия признает действующей обязанность органа местного самоуправления по расселению данного многоквартирного дома как аварийного и подлежащего сносу, как возникшую на основании заключения межведомственной комиссии № 75 от ДД.ММ.ГГГГ, акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ и соответственно постановлений администрации Лужского муниципального района Ленинградской области № 3291 от ДД.ММ.ГГГГ, № 645 от ДД.ММ.ГГГГ (о внесении изменений в постановление № 3291 от ДД.ММ.ГГГГ) и не прекращенную, вне зависимости от даты внесения в ЕГРН надлежащих сведений о спорном доме, как многоквартирном доме, не требующих повторных обследований спорного дома, повторного заключения межведомственной комиссии, повторного включения дома в перечень многоквартирных жилых домов подлежащих расселению согласно региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в установленные программой даты окончания переселения и действующие в отношении данного многоквартирного дома.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Лужского городского суда Ленинградской области от 2 мая 2024 г. отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО20 и ФИО21 о признании незаконными отказов администрации Лужского муниципального района Ленинградской области в расселении жилого дома.
Признать незаконными отказы администрации Лужского муниципального района Ленинградской области ФИО2 от 20.03.2023 № и ФИО1 от 20.03.2023 №, в расселении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с региональной адресной программой Правительства Ленинградской области «Об утверждении региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019-2025 годах», утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 01.04.2019 №.
В остальной части решение Лужского городского суда Ленинградской области от 2 мая 2024 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО2 и ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 28 октября 2024 г.