Дело №
УИД: 01RS0№-25
Резолютивная часть решения оглашена 16.12.2021
Решение в окончательной форме изготовлено 21.12.2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2021 года а. Тахтамукай
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи Горюновой М.С.,
при секретаре Наш И.К.,
с участием представителя ответчика ФИО1 по доверенности ФИО2, представителя администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по первоначальному иску Департамента лесного хозяйства по ЮФО к ФИО1, администрации МО «<адрес>» о признании договора аренды земельного участка недействительным и встречному иску ФИО1 к Департаменту лесного хозяйства по ЮФО о признании добросовестным приобретателем земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства по ЮФО обратился в суд с иском к ФИО1, администрации МО «<адрес>» о признании недействительным договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № с кадастровым номером 01:05:0300001:165 (площадью 1296 кв.м.), почтовый адрес ориентира: <адрес>, б/н в силу ничтожности, об исключении из ЕГРН запись о земельном участке с кадастровым номером 01:05:0300001:165 (площадью 1296 кв.м.), почтовый адрес ориентира: <адрес>, б/н.
В обоснование истец указал, что решением Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-2/2019 удовлетворено административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства к Совету народных депутатов муниципального образования «Тахтамукайское сельское поселение» о признании недействующим в части решения Совета народных депутатов муниципального образования «Тахтамукайское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ 39-03 «Об утверждении генерального плана муниципального образования Тахтамукайское сельское поселение».
Признано недействующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Совета народных депутатов муниципального образования «Тахтамукайское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении генерального плана муниципального образования «Тахтамукайское сельское поселение» в части включения в границы населенного пункта <адрес> муниципального образования «Тахтамукайское сельское поселение» следующих лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: <адрес>, Тахтамукайское участковое лесничество, Красногвардейское лесничество Республики Адыгея: квартал 39 части выдел 2-5, 7-8, И, 13.
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-АПА19-7 решение Верховного Суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации муниципального образования «<адрес>» без удовлетворения.
Таким образом, вступившим в законную силу решением суда установлен факт неправомерного включения в границы населенного пункта <адрес> муниципального образования «Тахтамукайское сельское поселение» лесных участков Тахтамукайского участкового лесничества Красногвардейского лесничества Республики Адыгея в части выдел 2- 5, 7-8, 11, 13 квартал 39.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией Теучежского отдела Управления лесами Республики Адыгея проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером: 01:05:0300001:165 (площадью 1296кв.м.)
Результаты проведенных осмотров отражены в акте б/н от ДД.ММ.ГГГГ натурного обследования лесного участка, включенного в границы земельного участка с категорией земли населенных пунктов, на предмет фактического использования.
Акт натурного обследования лесного участка, включенного в границы земельного участка с категорией земли населенных пунктов, на предмет фактического использования является документом, который уточняет материалы лесоустройства и составляется при техническом обследовании участка лесного массива.
Составляют Акт уполномоченные должностные лица территориального органа Федерального агентства лесного хозяйства в составе РФ по поручению руководителя (приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка подготовки и утверждения акта натурного технического обследования участка лесного фонда»),
В соответствии с указанным актом комиссией установлено следующее:
спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда в границах части выдела 2 квартала 39 Тахтамукайского участкового лесничества Красногвардейского лесничества Республики Адыгея:
лесной участок Тахтамукайского участкового лесничества Красногвардейского лесничества, включенный в границы спорного земельного участка, относится к лесным землям (квартал 39, выдел 2), в том числе покрытым лесом;
спорный земельный участок полностью расположен на землях лесного фонда;
на спорном земельном участке (в лесном насаждения в границах части выдела 2 квартала 39 Тахтамукайского участкового лесничества Красногвардейского лесничества Республики Адыгея) присутствуют деревья, указанные в таксационном описании, породы: ясеня в количестве 22 шт., дуба – 70 шт.
- строения, дороги и временные постройки на спорном земельном участке отсутствуют.
Уполномоченной организацией (ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект») подготовлено заключение № б/н от ДД.ММ.ГГГГ в отношении спорного земельного участка.
Согласно заключению ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» спорный земельный участок полностью сформирован из состава земель лесного фонда в части выдела 2 квартала 39 Тахтамукайского участкового лесничества Красногвардейского лесничества Республики Адыгея.
Таким образом, спорный земельный участок сформирован из состава земель лесного фонда, которые в соответствии с решением Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № по делу №а-2/2019 были неправомерно включены в границы населенного пункта <адрес> муниципального образования «Тахтамукайское сельское поселение».
Российская Федерация в силу п. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) является собственником (правообладателем) земельного участка с кадастровым номером 01:00:000000:29 (категория земель: земли лесного фонда; вид разрешенного использования: лесные земли, для размещения лесопарков). Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Адрес: <адрес>, р-н Теучежский, <адрес>, Теучежское лесничество, Тахтамукайское лесничество.
Право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда (леса) с кадастровым номером 01:00:000000:29 также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 01-АА № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - свидетельство о регистрации права).
Согласно таксационному описанию Тахтамукайского участкового лесничества Красногвардейского лесничества лесной участок в части выдела 2 квартала 39, включенный в границы земельного участка с кадастровым номером 01:00:000000:29, относится к лесным землям, в том числе покрытым лесом.
Согласно информации о лесном участке с кадастровым номером 01:00:000000:29 от ДД.ММ.ГГГГ выдел 2 квартала 39 Тахтамукайского участкового лесничества, в границах которых полностью расположен спорный земельный участок, включен в Красногвардейское лесничество Республики Адыгея.
Информации о лесном участке с кадастровым номером 01:00:000000:29 от ДД.ММ.ГГГГ подписана заместителем начальником подразделения «Красногвардейское лесничество», имеет печать и содержит сведения о выделах и кварталах, относящихся к землям лесного фонда, которые имеют целевое назначение «защитные леса», категория защитности: «леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов - лесопарковые зоны».
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорным земельным участком на праве аренды владеет ФИО1. Право аренды на спорный земельный участок зарегистрировано за ответчиком ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, возникло на основании Соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ. Права предыдущего правообладателя возникли на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между администрацией МО «<адрес>» и ФИО4
Уполномоченным органом решение о переводе части спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли иных категорий не принималось.
Запрет на совершение любых сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда был установлен ст. 80 Основ лесного законодательств Российской Федерации, а также ст.ст. 12, 19 ЛК РФ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако ответчик владеет и пользуется частью земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, относящегося к лесному фонду.
На момент государственной регистрации ответчиком прав на спорный земельный участок в ЕГРН уже имелась запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 01:00:000000:29 (категория земель - земли лесного фонда), в границах которого полностью располагаются спорные земельные участки.
Части выдела 2 квартала 39 Тахтамукайского участкового лесничества Красногвардейского лесничества Республики Адыгея в порядке, установленном федеральным законодательством, в земли иных категорий не переводились.
Таким образом, спорный земельный участок, в момент его постановки на кадастровый учет был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда.
Наличие в ЕГРН записи о правах ответчика на спорный земельный участок нарушает права истца на государственную регистрацию права собственности на данный земельный участок.
Согласно свидетельству о регистрации права серии 01-АА №, спорный земельный участок переданы в собственность Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
В то же время ответчик зарегистрировал свое право на спорный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, применительно к содержанию ст. 10 ГК РФ, действуя с необходимой заботливостью и осмотрительностью, перед проведением межевания и регистрацией своего права на земельный участок, ответчик должен был убедиться, что при этом не нарушает права и законные интересы третьих лиц, в данном случае - Российской Федерации.
Истец просил признать недействительным договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № с кадастровым номером 01:05:0300001:165 (площадью 1296 кв.м.), почтовый адрес ориентира: <адрес>, б/н в силу ничтожности, исключить из ЕГРН запись о земельном участке с кадастровым номером 01:05:0300001:165 (площадью 1296 кв.м.), почтовый адрес ориентира: <адрес>, б/н.
ФИО1 в лице представителя ФИО2 обратилась в суд со встречным исковым заявлением к Департаменту лесного хозяйства по ЮФО о признании добросовестным приобретателем земельного участка с кадастровым номером 01:05:0300001:165, площадью 1296 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, б/н, в обоснование заявления указав, что ответчик владеет на праве аренды земельным участком с кадастровым номером 01:05:0300001:165 на основании соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ. Участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, сведения об участке имеет статус «актуальные». Участок с кадастровым номером 01:00:0000000:29 по адресу: Р-ка Адыгея, р-н Теучежский, <адрес>, Теучежское лесничество, Тахтамукайское лесничество, находится в собственности Российской Федерации. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Департамент лесного хозяйства по ЮФО не является стороной договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного межу администрацией <адрес> и ФИО1, в данном случае, признание договора недействительным и применение последствий недействительности сделки не приведет к удовлетворению какого-либо материально-правового интереса истца и само по себе не повлечет возврат имущества в федеральную собственность. С учетом изложенного, признание договора аренды недействительным не может быть признано надлежащим способом защиты права в рассматриваемом случае. Участок был предоставлен в аренду администрацией муниципального образования «<адрес>» на возмездных основаниях. В договоре аренды установлена ежегодная арендная плата, арендатор оплачивает арендную плату за пользование участком, что не оспаривается администрацией. Участок перешел ФИО4 (наследодатель для ФИО1) на основании соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды с ФИО5, то есть ранее договор аренды был заключен с ФИО5, полномочия которого явствовали из представленного договора аренды. При приобретении в аренду участка на основании соглашения о передаче прав администрация имела право распоряжения участком, поскольку на тот момент план границ не был оспорен, а решение Совета народных депутатов муниципального образования «Тахтамукайское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № о включении в границы населенного пункта лесных участков признано недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по делу№а-2/2019, а не со дня утверждения плана границ. Арендатор не знал и не мог знать, что участок передан неправомерно. Постановление о предоставлении участка в аренду (Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ) истцом не оспаривается и незаконным не признано, что могло бы подтверждать выбытие участка помимо воли истца. В ЕГРН отсутствовала и отсутствует на сегодняшний день информация о том, что участок относится к землям лесного фонда и что входит в участок, принадлежащий РФ. Из сведений ЕГРН на участок с кадастровым номером 01:05:03:00001:165 не следует, что он является частью с земельного участка с кадастровым номером 01:00:000000:29 (категория земель -земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства). Границы лесного фонда на момент передачи в аренду не были установлены (границы установлены в 2019 году), соответственно на момент передачи в аренду участок не являлся участком лесного фонда и не выбывал из владения истца помимо его воли, поскольку администрация имела право распоряжения. Участок не состоял под арестом, не был обременен правами третьих лиц. Регистрирующим органом при проведении правовой экспертизы не были установлены основания для отказа в регистрации права аренды на спорный земельный участок, приобретателем исполнены обязательства по оплате земельного участка. Поскольку информации о наличии в момент приобретения земельного участка судебных споров, запретов на реализацию или совершение сделок со спорным имуществом, об отнесении участка к границам лесного фонда в регистрирующем органе не имелось, участок передан в отсутствие каких-либо оснований полагать, что администрация <адрес> не имеет права передавать в аренду земельный участок. Истец указывает, что на момент предоставления участка было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, однако на спорный участок с кадастровым номером 01:05:03:00001:165 зарегистрированное право собственности РФ отсутствовало. ФИО1 как наследник умершего ФИО4 (арендатора) приняла его добросовестность (правопреемство) и является добросовестным приобретателем. При таких обстоятельствах ФИО1 может быть в судебном порядке признана добросовестным приобретателем земельного участка.
Представитель истца Департамента лесного хозяйства по ЮФО, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явился, о причинах неявки суд не известил, просил рассмотрел дело в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила в первоначальном иске отказать, а встречные исковые требования удовлетворить по основаниям в нем изложенным.
Представитель ответчика администрация МО «<адрес>» в судебном заседании просил в первоначальном иске отказать.
Третье лицо Управление лесами Республики Адыгея, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явилось, о причинах неявки суд не известило.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республики Адыгея, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явилось, о причинах неявки суд не известило, ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, решением Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-2_2019 удовлетворено административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства к Совету народных депутатов муниципального образования «Тахтамукайское сельское поселение» о признании недействующим в части решения Совета народных депутатов муниципального образования «Тахтамукайское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ 39-03 «Об утверждении генерального плана муниципального образования Тахтамукайское сельское поселение».
Признано недействующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Совета народных депутатов муниципального образования «Тахтамукайское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении генерального плана муниципального образования «Тахтамукайское сельское поселение» в части включения в границы населенного пункта <адрес> муниципального образования «Тахтамукайское сельское поселение» следующих лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: <адрес>, Тахтамукайское участковое лесничество, Красногвардейское лесничество Республики Адыгея: квартал 39 части выдел 2-5, 7-8, И, 13.
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-АПА19-7 решение Верховного Суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации муниципального образования «<адрес>» без удовлетворения.
Таким образом, вступившим в законную силу решением суда установлен факт неправомерного включения в границы населенного пункта <адрес> муниципального образования «Тахтамукайское сельское поселение» лесных участков Тахтамукайского участкового лесничества Красногвардейского лесничества Республики Адыгея в части выдел 2- 5, 7-8, 11, 13 квартал 39.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией Теучежского отдела Управления лесами Республики Адыгея проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером: 01:05:0300001:165 (площадью 1296 кв.м.)
Согласно выписке из ЕГРН в отношении указанного земельного участка зарегистрировано право аренды в пользу ФИО1 на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.
Результаты проведенных осмотров земельных участков отражены в акте от ДД.ММ.ГГГГ натурного обследования лесного участка, включенного в границы земельного участка с категорией земли населенных пунктов, на предмет фактического использования.
Акт натурного обследования лесного участка, включенного в границы земельного участка с категорией земли населенных пунктов, на предмет фактического использования является документом, который уточняет материалы лесоустройства и составляется при техническом обследовании участка лесного массива.
Составляют Акт уполномоченные должностные лица территориального органа Федерального агентства лесного хозяйства в составе РФ по поручению руководителя (приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка подготовки и утверждения акта натурного технического обследования участка лесного фонда»),
В соответствии с указанным актом комиссией установлено следующее:
спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда в границах части выдела 2 квартала 39 Тахтамукайского участкового лесничества Красногвардейского лесничества Республики Адыгея:
лесной участок Тахтамукайского участкового лесничества Красногвардейского лесничества, включенный в границы спорного земельного участка, относится к лесным землям (квартал 39, выдел 2), в том числе покрытым лесом;
спорный земельный участок полностью расположен на землях лесного фонда;
на спорном земельном участке (в лесном насаждения в границах части выдела 2 квартала 39 Тахтамукайского участкового лесничества Красногвардейского лесничества Республики Адыгея) присутствуют деревья, указанные в таксационном описании, породы: ясеня в количестве 22 шт., дуба – 70 шт.
- строения, дороги и временные постройки на спорном земельном участке отсутствуют.
Уполномоченной организацией (ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект») подготовлено заключение № б/н от ДД.ММ.ГГГГ в отношении спорного земельного участка.
Согласно заключению ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» спорный земельный участок полностью сформирован из состава земель лесного фонда в части выдела 2 квартала 39 Тахтамукайского участкового лесничества Красногвардейского лесничества Республики Адыгея.
Таким образом, спорный земельный участок сформирован из состава земель лесного фонда, которые в соответствии с решением Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № по делу №а-2/2019 были неправомерно включены в границы населенного пункта <адрес> муниципального образования «Тахтамукайское сельское поселение».
Форма заключения ФГБУ «Рослесинфорг» утверждена приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации работы по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке» (вместе с «Регламентом работы центрального аппарата Рослесхоза и территориальных органов Рослесхоза по организации осуществления от имени Российской Федерации защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке в случае выявления фактов пересечения (наложения) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда»), содержит сведения об исполнителе с указанием его должности, место для подписи и указание на расшифровку подписи (Ф.И.О.). Подписывается заключение директором филиала ФГБУ «Рослесинфорг» и удостоверяется печатью.
В соответствии с положениями Устава ФГБУ «Рослесинфорг» (далее - Учреждение) основными целями и предметом Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Рослесхоза в области лесных отношений (п. 3.1. Устава, размещенного в открытом источнике, официальном сайте Учреждения https://roslesinforiJ.rii/).
Одним из основных видов деятельности (работ, услуг), осуществляемых Учреждением за счет средств субсидий федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, в рамках государственного задания является, обеспечение установления границ лесничеств (лесопарков) (п. 3.2.3. Устава Учреждения).
Применение ФГБУ «Рослесинфорг» картометрического метода допустимо в соответствии с действующим законодательством, а само заключение носит экспертный характер.
Российская Федерация в силу п. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) является собственником (правообладателем) земельного участка с кадастровым номером 01:00:000000:29 (категория земель: земли лесного фонда; вид разрешенного использования: лесные земли, для размещения лесопарков). Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Адрес: <адрес>, р-н Теучежский, <адрес>, Теучежское лесничество, Тахтамукайское лесничество.
Право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда (леса) с кадастровым номером 01:00:000000:29 также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 01-АА № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - свидетельство о регистрации права).
Согласно п. 3 ст. 6 JIK РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Исходя из содержания ст. 8 JIK РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со ст.ст. 67, 68.1, 92 ЛK РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в п. 3 ст. 23 ЛК РФ. При проведении таких видов лесоустройства, как проектирование лесничеств и лесопарков, лесных участков осуществляется определение местоположения, границ, площади и иных характеристик лесничеств и отдельных лесных участков.
Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
При проведении лесоустройства определяется местоположение границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (ст. 68 JIK РФ), в том числе на местности специальными лесоустроительными знаками, а также проводится таксация лесов для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (ст. 69.1 ЛK РФ).
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств, лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих лесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий и т.д.
Таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (п. 1 ст. 69.1 JIK РФ).
Аналогичная норма содержалась и в редакции J1K РФ, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ (пл. 5 п. 1 ст. 68 ЛК РФ).
Лесные насаждения как однородные участки леса отличаются друг от друга по ряду признаков, имеющих лесоводственное значение. По этим признакам составляется качественная и количественная характеристика участков леса при их таксации. Таксация леса производится при инвентаризации (учете) лесного фонда во время лесоустройства. Таксационное описание всех участков леса служит основанием для составления плана ведения лесного хозяйства.
Таксационное описание - это своего рода ведомость, составляемая на лесной квартал, содержащая детальную характеристику каждого таксационного выдела и намечаемые в нем хозяйственные мероприятия, а также обобщенную характеристику особенностей лесных насаждений и других категорий земель лесного квартала в целом, и является подтверждением использования данного земельного участка (определенной территории) для ведения лесного хозяйства.
Согласно таксационному описанию Тахтамукайского участкового лесничества Красногвардейского лесничества лесной участок в части выдела 2 квартала 39, включенный в границы земельного участка с кадастровым номером 01:00:000000:29, относится к лесным землям, в том числе покрытым лесом.
Согласно информации о лесном участке с кадастровым номером 01:00:000000:29 от ДД.ММ.ГГГГ выдел 2 квартала 39 Тахтамукайского участкового лесничества, в границах которых полностью расположен спорный земельный участок, включен в Красногвардейское лесничество Республики Адыгея.
Информации о лесном участке с кадастровым номером 01:00:000000:29 от ДД.ММ.ГГГГ подписана заместителем начальником подразделения «Красногвардейское лесничество», имеет печать и содержит сведения о выделах и кварталах, относящихся к землям лесного фонда, которые имеют целевое назначение «защитные леса», категория защитности: «леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов - лесопарковые зоны».
На основании сг. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с п. 1 ст. 111 ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
В соответствии с п. 4 ст. 12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Изменение целевого назначения лесных участков, на которых расположены защитные леса, запрещается (п. 7 ст. 111 ЛК РФ).
Перевод земель из одной категории в другую имеет законодательно закрепленную процедуру и производится Правительством Российской Федерации в отношении земель, находящихся в федеральной собственности согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», ст. 8 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Вместе с тем, решение о переводе части спорного земельного участка из земель лесного фонда в земли иных категорий не принималось.
Запрет на совершение любых сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда был установлен ст. 80 Основ лесного законодательств Российской Федерации, а также ст.ст. 12, 19 ЛК РФ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ЛК РФ (в действующей редакции) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Однако, как следует из вышеприведенных фактических обстоятельств, ответчик владеет и пользуется частью земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, относящегося к лесному фонду.
На момент государственной регистрации ответчиком прав на спорный земельный участок, в ЕГРН уже имелась запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 01:00:000000:29 (категория земель - земли лесного фонда), в границах которого полностью располагаются спорные земельные участки.
Части выдела 2 квартала 39 Тахтамукайского участкового лесничества Красногвардейского лесничества Республики Адыгея в порядке, установленном федеральным законодательством, в земли иных категорий не переводились.
Таким образом, спорный земельный участок, в момент его постановки на кадастровый учет был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда.
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Наличие в ЕГРН записи о правах ответчика на спорный земельный участок нарушает права истца на государственную регистрацию права собственности на данный земельный участок.
Статья 10 ГК РФ устанавливает принцип добросовестного осуществления гражданских прав.
Как указано выше, согласно свидетельству о регистрации права серии 01-АА №, спорный земельный участок переданы в собственность Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, применительно к содержанию ст. 10 ГК РФ, действуя с необходимой заботливостью и осмотрительностью, перед проведением межевания и регистрацией своего права на земельный участок, ответчик должен был убедиться, что при этом не нарушает права и законные интересы третьих лиц, в данном случае - Российской Федерации.
Право определения оснований заявленных требований и способа защиты своего права в суде принадлежит истцу.
На основании п.п. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление №) разъяснено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.
Оспаривание права по существу означает оспаривание оснований его возникновения, то есть при разрешении такого рода споров подлежат установлению наличие оснований возникновения права собственности и их действительность, отсутствие порочности основания регистрации права.
Сама запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права собственности на спорное имущество в отсутствие основании фактического возникновения такого права не порождает у заявителя прав на недвижимое имущество и не является доказательством принадлежности ему спорного объекта. Запись о государственной регистрации права в ЕГРП носит правоудостоверяющий, а не правоустанавливающий характер.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли: сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.
В пункте 2 данной статьи установлено, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно приказу № «Об утверждении Положения о Департаменте лесного хозяйства по Южному федеральному округу» (утв. ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов и экологии, Федеральным агентством лесного хозяйства) Департамент лесного хозяйства в Южной федеральном округе осуществляет защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
С учетом изложенных выше обстоятельств, законных оснований для заключения договора аренды земельного участка у администрации МО «<адрес>» не имелось.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц. она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
Статья 168 Гражданского кодекса РФ определяет, что за исключением случаев, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
На основании изложенного, суд считает необходимым первоначальное исковое заявление удовлетворить в полном объеме, признать недействительным договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № с кадастровым номером 01:05:0300001:165 (площадью 1296 кв.м.), почтовый адрес ориентира: <адрес>, б/н, в силу ничтожности и исключить из ЕГРН запись о земельном участке с кадастровым номером 01:05:0300001:165 (площадью 1296 кв.м.), почтовый адрес ориентира: <адрес>, б/н. Поскольку ответчиками по первоначальному иску не представлены доказательства об уплате арендной платы за пользование спорным земельным участком, последствие недействительности сделки в виде возврата всего полученного по ней судом не применяется.
Разрешая встречные исковые требования о признании ФИО1 добросовестным приобретателем спорного земельного участка, суд исходит из следующего.
Требование о признании добросовестным приобретателем согласно ч.1 ст.302 ГК РФ может быть заявлено при разрешении первоначального требования об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Однако истцом в качестве способа защиты своего права избрано оспаривание самой сделки по аренде спорного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
Право ФИО1 на спорный земельный участок возникло на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ. т.е. права аренды перешли к ней в силу правопреемства.
В этой связи, судом не усматривается оснований для удовлетворения встречного иска ФИО1 о признании ее добросовестным приобретателем спорного имущества.
В судебном заседании представителем ответчика ФИО1 по доверенности ФИО2 заявлено ходатайство о пропуске первоначальным истцом срока исковой давности, в обоснование указано, что участок поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ, право аренды зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Границы муниципального образования Тахтамукайское сельское поселение утверждены ДД.ММ.ГГГГ. В силу закона содержащиеся в ЕГРН сведения являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен Федеральным законом) и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам любых лиц. Осуществляя полномочия в отношении лесных участков, истец имел возможность получить сведения о земельном участке, расположенном на той же территории. Российская Федерация в лице Департамента лесного хозяйства по ЮФО о предполагаемом истцом незаконном отнесении части земельного участка лесного фонда к иной категории земель, и, соответственно, выбытии из федеральной собственности, то есть о нарушении государственных интересов, должна была узнать не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в момент постановки на кадастровый учет. Истец же обратился в суд по истечении срока исковой давности как с момента постановки на кадастровый учет участка, так и с момента внесения в ЕГРН записи о регистрации договора аренды (ДД.ММ.ГГГГ). Доказательств принятия предусмотренных законом мер в целях возврата земельного участка истцом не представлено. Риски, связанные с ненадлежащим осуществлением контроля за использованием имущества, в том числе государственного и муниципального имущества, возлагаются на соответствующее публично-правовое образование.
В рамках настоящего гражданского дела истцом заявлено требование о признании недействительным договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст.168 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 196 Гражданского Кодекса РФ (далее-ГК РФ) общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 указанного Кодекса. При этом, согласно ст. 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу ст.168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с ч. 1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения.
Как следует из материалов дела, истец узнал о нарушении своего права ДД.ММ.ГГГГ при осмотре земельного участка с кадастровым номером: 01:05:0300001:165 (площадью 1296кв.м.) комиссией Теучежского отдела Управления лесами Республики Адыгея.
С настоящим иском истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах срока исковой давности с момента, когда ему стало известно о нарушении права, в связи с чем, заявление ответчика о пропуске срока исковой давности удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента лесного хозяйства по ЮФО к ФИО1, администрации МО «<адрес>» о признании договора аренды земельного участка недействительным удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № с кадастровым номером 01:05:0300001:165 (площадью 1296 кв.м.), почтовый адрес ориентира: <адрес>, б/н, применить последствия недействительности сделки в виде аннулирования в ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 01:05:0300001:165, а также прав аренды на него.
В удовлетворении встречного искового заявления ФИО1 к Департаменту лесного хозяйства по ЮФО о признании добросовестным приобретателем земельного участка с кадастровым номером 01:05:0300001:165 отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Судья М.С. Горюнова