Дело № 21-1074/2017
РЕШЕНИЕ
08.11.2017г. г. Симферополь
Судья Верховного Cуда Республики Крым Яковлев С.В., рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Фирма Вагант-2» Ягичева Арсена Айдеровича на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 05.09.2017 г. по делу № 12-558/2017 и постановление ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялта, управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым Цицулина М.В., которым директор Общества с ограниченной ответственностью «Фирма Вагант-2» Ягичев Арсен Айдерович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялта, управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым Цицулина М.В. от 14.04.2017г. № 005073/0186 директор Общества с ограниченной ответственностью «Фирма Вагант-2» Ягичев Арсен Айдерович (далее Ягичев А.А.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Ягичев А.А. подал на него жалобу.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 05.09.2017 г. по делу № 12-558/2017 ( судья Синицына О.В.) постановление ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялта, управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым от 14.04.2017 г. № 005073/0186 оставлено без изменений, жалоба Ягичева А.А. оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решение, Ягичев А.А. подал жалобу, в которой просит отменить решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 05.09.2017 г. по делу № 12-558/2017, постановление ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялта, управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым от 14.04.2017 г. № 005073/0186 и прекратить производство по делу.
В судебном заседании, которое состоялось 08.11.2017г., представитель Ягичева А.А. настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, указав, что выводы, изложенные в обжалуемом постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Ягичева А.А., представленные им документы, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ведущий специалист отдела экологического надзора г. Ялта, управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственный инспектор Республики Крым ЦицулинМ.В. 09.09.2016 г. принимал участие в проверке соблюдения требований природоохранного законодательства Обществом с ограниченной ответственностью «Фирма Вагант-2» на земельном участке, расположенном по адресу : <адрес>, промышленная зона, проводимой отделом экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по г.Ялта. В ходе проведения проверки установлено нарушение Обществом с ограниченной ответственностью «Фирма Вагант-2» требований Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», что выразилось в отсутствии утвержденных паспортов отходов I-IV классов опасности, материалов подтверждения класса опасности отходов, инвентаризации отходов, журналов учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, информации о сдаче отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, документов о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I-IV классов опасности, приказов, распоряжений об утверждении мест размещения отходов на территории предприятия, их границ ( площадь, объемы), обустройство, а также о назначении должностных лиц, ответственных за их эксплуатацию.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон №7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон №89-ФЗ) отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использованием отходов признается применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Законом №89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами, распространяющиеся как на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, так и на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы.
Ст.11 Закона №89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно ст.14 Закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
В соответствии со ст.15 Закона №89-ФЗ лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
Ст.19 Закона №89 –ФЗ устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Представитель Ягичева А.А. предоставил доказательства того, что во исполнение указанных положений Закона №89-ФЗ, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, Обществом с ограниченной ответственностью «Фирма Вагант-2» направляется уполномоченному органу отчетность в области обращения с отходами в зависимости от их класса, источника образования, при этом в процессе деятельности общества не осуществляется сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности, осуществляется инвентаризация отходов, ведение журналов учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в процессе деятельности общества образуются отходы I - IV класса опасности.
При изучении материалов дела установлено, что и ведущим специалистом отдела экологического надзора г. Ялта, управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственным инспектором Республики Крым Цицулиным М.В. при составлении 06.04.2017 г. протокола об административном правонарушении №005073, а 14.04.2017 г. – постановления о назначении административного наказания №005073/0186, и судьей Ялтинского городского суда Республики Крым при рассмотрении дела № 12-558/2017 осуществлена фиксация якобы имеющихся нарушений Закона №89-ФЗ при осуществлении Обществом с ограниченной ответственностью «Фирма Вагант-2» предпринимательской деятельности на земельном участке, расположенном по адресу : <адрес>, промышленная зона, без установления конкретных обстоятельств не соблюдения последним норм действующего законодательства, представления доказательств осуществления обществом деятельности с отходами I - IV классов опасности, не предоставления необходимой отчетности, оформление и подача которой является обязанностью последнего в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Отсутствуют такие доказательства и в деле об административном правонарушении №005073, истребованном при рассмотрении жалобы на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 05.09.2017 г. по делу № 12-558/2017 и постановление ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялта, управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым Цицулина М.В. №005073/0186 от 14.04.2016 г.
В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При изложенных выше данных и с учетом приведенных положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ невозможно сделать однозначный вывод о том, что в действиях Ягичева А.А. имеется состав вмененного ему административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялта, управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым Цицулина М.В. №005073/0186 от 14.04.2016 г., решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 05.09.2017 г. по делу № 12-558/2017, в отношении Ягичева А.А. подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление ведущего специалиста отдела экологического надзора г.Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым Цицулина М.В. №005073/0186 от 14.04.2016 г., решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 05.09.2017 г. по делу № 12-558/2017, вынесенные в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Фирма Вагант-2» Ягичева Арсена Айдеровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.
Судья подпись С.В. Яковлев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>