Судья Михеев Н.С. Дело № 2-87/2024
УИД 35RS0010-01-2023-012871-60
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июля 2024 года № 33-2912/2024
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Образцова О.В.,
судей Вахониной А.М., Белозеровой Л.В.,
при секретаре Рябининой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской <адрес> Баранова И.А. на решение Белозерского районного суда Вологодской области от 05 марта 2024 года по иску Григорьева А.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., судебная коллегия
установила:
решением Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области (далее - ОСФР по Вологодской области) от 17 июля 2023 года №... Григорьеву А.А. отказано в досрочном установлении страховой пенсии старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ) в связи с отсутствием требуемого стажа на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продолжительностью не менее 25 лет.
На дату определения права 04 апреля 2023 года специальный стаж истца составляет 22 года 8 месяцев 21 день, страховой стаж – 41 год 8 месяцев 10 дней.
В специальный стаж по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ не включены периоды работы:
- с 03 сентября 1996 года по 05 ноября 1996 года в качестве водителя пожарной машины ... пожарной части по охране ...;
- с 01 января 1999 года по 31 марта 2000 года, с 01 июля 2000 по 31 декабря 2001 года в качестве водителя пожарной машины ... пожарной части по охране ...,
- с 06 февраля 2018 года по 11 февраля 2018 года курсы повышения квалификации.
Оспаривая правомерность отказа в назначении пенсии, Григорьев А.А. обратился в суд с иском к ОСФР по Вологодской области, в котором просил признать решение ОСФР по Вологодской области от 17 июля 2023 года №... об отказе в установлении пенсии недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его принятия в части исключения оспариваемых периодов из специального стажа, включить спорные периоды в специальный стаж, обязать назначить пенсию с момента возникновения права на нее.
Требования мотивированы тем, что характер и условия труда в спорный период соответствуют характеру и условиям труда водителя (шофера) автомобиля пожарного. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением заработной платы.
Определением суда от 09 января 2024 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление МЧС России по Вологодской области.
Решением Белозерского районного суда Вологодской области от 05 марта 2024 года исковые требования Григорьева А.А. удовлетворены частично.
Решение ОСФР по Вологодской области от 17 июля 2023 года №... об отказе в назначении льготной пенсии, признано незаконным.
На ОСФР по Вологодской области возложена обязанность зачесть Григорьеву А.А. в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периоды его работы в качестве:
- водителя пожарной машины ... пожарной части по охране г... в период с 01 января 1999 года по 31 марта 2000 года, с 01 июля 2000 года по 31 декабря 2001 года;
- период на курсах повышения квалификации с 06 февраля 2018 года по 11 февраля 2018 года
Возложить на ОСФР по Вологодской области обязанность назначить Григорьеву А.А. досрочную пенсию по старости с даты его обращения в пенсионные органы 04 апреля 2023 года.
В удовлетворении исковых требований Григорьева А.А. в остальной части отказано.
С ОСФР по Вологодской области в пользу Григорьева А.А., 27 ноября 1961 года рождения (... взысканы судебные расходы в виде возврата уплаченной государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.
В апелляционной жалобе представитель ОСФР по Вологодской области Баранов И.А. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает на отсутствие документов, подтверждающих полную занятость истца на пожарных автомобилях, в том числе и закрепление за истцом пожарного автомобиля. Включенный судом период на курсах повышения квалификации также не подтвержден документально.
В возражениях на апелляционную жалобу Григорьев А.А., Главное управление МСЧ России по Вологодской области просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы возражений на неё, полагает решение суда в обжалуемой части законным и обоснованным.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из части 3 и части 4 статьи 30 названного Федерального закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Согласно подпункту «л» пункта 1 указанного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года № 437 (далее - Список № 437), в котором предусмотрена, в том числе, должность водителя (шофера) автомобиля (пожарного) (код профессии - 11442).
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года № 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года № 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 5 февраля 2009 года № 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе апеллянт приводит довод на отсутствие документов, подтверждающих полную занятость истца на пожарных автомобилях, в том числе и закрепление за истцом пожарного автомобиля, а включенный судом период на курсах повышения квалификации также не подтвержден документально.
В силу статьи 327.1, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Так, разрешая требования по существу, суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, установив, что в периоды с 01 января 1999 года по 31 марта 2000 года, с 01 июля 2000 года по 31 декабря 2001 года истец работал водителем пожарной машины ... пожарной части по охране ..., пришел к выводу о том, что указанный период подлежит зачету в специальный стаж истца, поскольку нашел подтверждение факт работы Григорьева А.А. в должности и в учреждении, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.
Оснований не согласиться таким с выводом суда не имеется, поскольку он подробно и обстоятельно мотивирован, должным образом отражен в обжалуемом судебном акте, постановлен в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основан на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суд дал оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно записям в трудовой книжке, Григорьев А.А. 16 ноября 1995 года принят на работу в ПЧ... по охране ... на должность пожарного, 03 сентября 1996 года переведен на должность водителя пожарной машины, 01 января 2002 года Государственная противопожарная служба МВД РФ преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС РФ, 01 января 2004 года 7 отряд ГПС по охране ... реорганизован в управление по делам ГО и ЧС ....
Приказом по ОПО 7 ... №... от 06 ноября 1996 года за водителем ПЧ-... Григорьевым А.А. закреплена пожарная а/машина ... (л.д. 38).
Из уточняющей справки Главного управления МЧС России по Вологодской области от 03 июля 2023 года следует, что Григорьев А.А. с 03 сентября 1996 года (приказ от 30 августа 1996 года №...) по 31 декабря 2008 года (приказ от 02 декабря 2008 года №...) работал водителем пожарной машины ... пожарной части по охране ... Управления государственной противопожарной службы УВД по Вологодской области.
С 20 февраля 1995 года ... профессиональная пожарная часть по охране г... Управления государственной противопожарной службы УВД по Вологодской области переименована в ... пожарную часть по охране г... Управления государственной противопожарной службы УВД по Вологодской области.
С 01 января 2002 года Государственная противопожарная служба МВД РФ преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС РФ.
Григорьев А.А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 24 октября 2000 года.
В соответствии с пояснениями представителя Главного управления МЧС России по Вологодской области в отзыве на иск, водители пожарной машины Управления государственной противопожарной службы УВД Вологодской области в оспариваемые периоды в своей деятельности руководствовались Боевым уставом пожарной охраны, утвержденным Приказом МВД РФ от 5 июля 1995 года №257, согласно пункту 74 которого водитель пожарного автомобиля является участником тушения пожара, выполняет обязанности, установленные пунктом 85 Устава. Водитель - сотрудник (работник) пожарной охраны, имеющий специальную подготовку и соответствующий допуск на право управления автомобилем.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, представленные в материалы дела письменные доказательства, подтверждающие льготный характер работы истца, отвечают требованиям относимости и допустимости.
При таких обстоятельствах непредставление работодателем сведений о льготных условиях труда Григорьева А.А. в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» не может служить препятствием для реализации истцом пенсионных прав.
Правильно установив обстоятельства дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в спорный период истец осуществлял трудовую деятельность в должности и в учреждении, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 № 437.
Других доводов по изложенным выше периодам работы истца апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая требования о зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода курсов повышения квалификации с 06 февраля 2018 года по 11 февраля 2018 года, суд обоснованно пришел к выводу об их удовлетворении.
Согласно статье 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Как следует из представленной в материалы дела копии приказа о направлении работника в командировку от 06 февраля 2018 года, Григорьев А.А. водитель автомобиля (пожарного) ... пожарно-спасательной части по охране г... направлен в <адрес> с 06 февраля 2018 года по 11 февраля 2018 года для проведения учебно-методических сборов с личным составом подчиненных подразделений ( л.д. 49).
Поскольку в эти периоды за истцом сохранялось рабочее место, производились выплата заработной платы и отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, а периоды трудовой деятельности истца, предшествующие времени нахождения его на курсах повышения квалификации, а также периоды непосредственно после нахождения истца на курсах повышения квалификации, ответчик включил в специальный страховой стаж, суд правомерно зачел курсы повышения квалификации в специальный стаж Григорьева А.А.
Поскольку на 04 апреля 2023 года специальный стаж истца пенсионным органов исчислен в размере 22 лет 8 месяцев 21 дня, суд первой инстанции включил 2 года 9 месяцев 8 дней, общий специальный стаж составил более 25 лет, суд обоснованно назначил Григорьеву А.А. страховую пенсию по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения, так как они не опровергают выводов суда, а повторяют позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, исследованную и получившую правильную оценку в судебном акте.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белозерского районного суда Вологодской области от 05 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области Баранова И.А. - без удовлетворения
Председательствующий О.В. Образцов
Судьи: А.М. Вахонина
Л.В. Белозерова
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 24 июля 2024 года.