Дело № 2-1767/18
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тамбов 25 сентября 2018 года
Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Коломниковой Л.В.
при секретаре Баженовой А.С..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Андреева Виктора Федоровича и Поповой Татьяны Ивановны к администрации г.Тамбова о признании права собственности на земельные участки,
УСТАНОВИЛ:
Андреев В.Ф. и Попова Т.И.. обратились в суд с иском к Администрации г.Тамбова о признании права собственности на земельных участков под гаражом № ряд № и гаражом № ряд № соответственно в ГСК <данные изъяты> в районе <адрес> с кадастровыми номерами № и № с установлением вида разрешенного использования «Объекты гаражного назначения».
В обоснование иска указали, что являются собственниками указанных выше гаража. Являясь членами кооператива, в границах земельного участка ГСК <данные изъяты> осуществили строительство гаражей. При оформлении права собственности на земельный участок под гаражами возникли трудности в связи с тем, что земельные участки, на которых расположены гаражи, находятся в «части изменения функциональной зоны земельных участков » г. Тамбова, что не подтверждено соответствующими документами.
Истец Андреев В.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске. Истица Попова Т.И. просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика Администрация г.Тамбова в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания извещен надлежащим образом, в связи с чем, с согласия истца, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца.
Представители комитета земельных ресурсов и землепользования администрации г.Тамбова и ГСК «Прожектор», будучи уведомленными по месту регистрации юридического лица о слушании дела, в суд по вызову не явились.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела установлено, что истцы являются собственниками гаражей № ряд № и № ряд № в ГСК <данные изъяты> который пользуется земельным участком в границах кадастрового квартала № на условиях договора аренды.
В силу статьи 9 Конституции Российской Федерации земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
При этом как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
В соответствии с абзацем вторым пункта 11 части 1 статьи 1 и частью 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации специальные нормы земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, в том числе оснований возникновения у граждан и юридических лиц прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, имеют приоритет перед нормами гражданского законодательства.
Действующим законодательством закреплен определенный административный порядок получения земельного участка в собственность из земель государственной или муниципальной собственности, соблюдение которого, является необходимым условием реализации права на получение земельного участка в собственность.
Согласно ст.391 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются в том числе на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
П. 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с ч.2 п.1 ст. 7 Закона Тамбовской области от 5 декабря 2007 г. N 316-З «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут предоставляться в собственность бесплатно гражданам, которым до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки были предоставлены для личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства и индивидуального гаражного строительства без определения вида права пользования этими земельными участками.
Из материалов дела следует, что земельные участки, на который претендуют истцы, являются муниципальной собственность и находятся в границах кадастрового квартала № в составе земельного участка, предоставленного по договору аренды гаражно-строительному кооперативу <данные изъяты> а не под индивидуальное строительство истцам, в связи с чем, истцы не вправе претендовать на получение земельных участков в собственность бесплатно.
Более того, из материалов дела следует, что Постановлениями администрации г.Тамбова № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ истцам предварительно согласовано предоставление в собственность за плату земельных участков под гаражами, расположенных в кадастровом квартале № в зоне малоэтажной индивидуальной, коттеджной застройки Ж4 с условием изменения вида разрешенного использования земельного участка, однако, земельные участки не поставлены на кадастровый учет и их кадастровая стоимость не определена ввиду чего существуют препятствий в предоставлении участком и за плату.
Кроме того, в соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии со ст. 85 ЗК РФ территория населенного пункта подразделяется на территориальные зоны.
Для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков устанавливается градостроительный регламент.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту - ГрК РФ) действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Согласно п. 2 ст. 85 ЗК РФ, ч. 2 ст. 30, ст. 31 ГрК РФ градостроительные регламенты территориальных зон устанавливаются Правилами землепользования и застройки, утверждаемыми представительным органом местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний.
Положения ст. 39.20 ЗК РФ о праве собственников зданий строений, сооружений на приобретение в собственность земельных участков под указанными объектами подлежат применению с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственника осуществлять использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Более того, согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ)
Таким образом, правовой режим образуемого земельного участка совпадает с правовым режимом исходного земельного участка. Исключения из этого правила могут быть установлены федеральными законами.
Как следует из Постановлений № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ для внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа – городского округа – город Тамбов с целью обеспечения условий предоставления земельного участка истцам необходимо обратиться в уполномоченный орган – Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области.
Выполнить в отношении земельного участка работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимость для осуществления государственного кадастрового учета сведений о данном земельном участке. Обратиться в федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Тамбовской области для постановки земельного участка на государственный учет. Обратиться после постановки земельного участка государственный кадастровый учет в администрацию города Тамбова с заявлением о предоставлении земельного участка за плату.
То есть, при обращении к ответчику о предоставлении за плату в собственность земельных участков, расположенных в ГСК, истцам было отказано и рекомендовано обратиться в уполномоченный орган для внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа – город Тамбов с целью обеспечения условия предоставления земельного участка, что подтверждает довод ответчика, изложенный в ходе подготовки по делу, об отсутствии нарушений прав истцов со стороны администрации г.Тамбова.
Так, в силу п.16 ст.11.10 Земельного Кодекса РФ, согласно которого основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Согласно же п.п. 5 п.3 ст.33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки вносятся физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений, соответственно схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не утверждена и не может быть утверждена.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований не имеется, однако, истцы не лишены возможности в установленном законом порядке инициировать процедуру внесения изменений в Правила землепользования и застройки в администрацию г.Тамбова, определить местонахождение земельного участка с соблюдением специальной процедуры, установленной Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" с целью постановки на кадастровый учет.
Отказ Управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области во внесении изменений в генплан муниципального образования не препятствует обращению истца в уполномоченный орган (администрацию г.Тамбова), поскольку в соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений. В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
Из приведенных выше норм следует, что возможность утверждения представительным органом местного самоуправления изменений в Правила землепользования и застройки возможно лишь при последовательном соблюдении предусмотренных законом процедур, которые до настоящего времени истцами инициированы не были.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Андреева В.Ф. и Поповой Т.И.. о признании право собственности на земельные участки с установлением вида разрешенного использования «Объекты гаражного назначения» не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 196-199,233-237 ГПК РФ, суд.
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26.09.2018
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░