УИД 03RS0003-01-2021-012569-68
№ 2а-10047/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 27 декабря 2021 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Тепловой Л. Д.,
с участием представителя административного истца Хайруллиной Эльвиры Бариевны – Неустроева Л. В. по доверенности,
при участии представителя заинтересованного лица Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - Самтенко М. Г. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Хайруллиной Эльвиры Бариевны к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании отказа № БС-0538/10280-Г от 08.10.2021 незаконным, обязании повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для последующего заключения соглашения о перераспределении границ земельного участка,
установил:
Хайруллина Э. Б. обратилась в суд с административным иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, в обоснование указывая следующее.
Хайруллина Э.Б. являясь собственником земельного участка с кадастровым номером <адрес> расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, имея цель увеличить принадлежащий ей совместно с супругом земельный участок, руководствуясь правами, предусмотренными ст. 39.28 ЗК РФ, обратилась с соответствующим заявлением в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее, административный ответчик) вх. № 18076-Г от 29 июля 2021 года, в котором попросила утвердить схему расположения земельного участка площадью 1940 кв.м. на кадастровом плане территории, в следующих координатах:
Обозначение характерных точек |
X |
Y |
Y |
H1 |
647970,95 |
1343109,51 |
|
Н2 |
648002,47 |
1343079,06 |
|
НЗ |
647976,18 |
1343047,56 |
|
Н4 |
647967,01 |
1343054,24 |
|
Н5 |
647940,30 |
1343073,68 |
|
Н6 |
647969,48 |
1343107,79 |
|
H1 |
647970,95 |
1343109,51 |
Однако ответом БС-0538/10280-Г от 08.10.2021 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ответило заявителю отказом, сославшись на якобы, имеющиеся на образуемом земельном участке объекты недвижимости, на которые заявителем не представлено документов подтверждающих право собственности. Однако доказательств данных доводов административного ответчика заявителю не представлено. Данное действие, по мнению административного ответчика, является ни чем иным как уклонением МЗИО РБ от выполнения своих законных обязанностей по утверждению схемы, что послужило поводом для обращения в суд.
Хайруллина Э. Б. просила суд: Признать отказ БС-0538/10280-Г от 08.10.2021 года административного ответчика незаконным, в качестве устранения нарушенного права обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан повторно рассмотреть заявление Хайруллиной Эльвиры Бариевны с схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для последующего заключения соглашения о перераспределении границ участка в следующих координатах:
ч
Обозначение характерных точек |
X |
Y |
Y |
H1 |
647970,95 |
1343109,51 |
|
Н2 |
648002,47 |
1343079,06 |
|
НЗ |
647976,18 |
1343047,56 |
|
Н4 |
647967,01 |
1343054,24 |
|
Н5 |
647940,30 |
1343073,68 |
|
Н6 |
647969,48 |
1343107,79 |
|
H1 |
647970,95 |
1343109,51 |
Административный истец Хайруллина Э.Б. извещена надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Представитель административного истца Неустроев Л. В. в судебном заседании доводы административного иска поддержал.
Административные ответчики Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, начальник Отдела по Уфимскому району Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Ситдиков Б.И., заинтересованные лица Хайруллин Ильдар Рашитович, Администрация Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, Заместитель министра Гизатуллин Р. Х. – извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» сведения о прохождении дел в суде (назначено к слушаю с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, с учетом особенностей соответствующего судопроизводства) находятся в открытом доступе в сети Интернет.
Изучив и оценив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Вступившим в законную силу Законом Республики Башкортостан от 02 ноября 2020 года № 319-з "О внесении изменений в статью 10.1 Закона Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан", с 01 января 2021 года МЗИО РБ определено в качестве уполномоченного органа управления земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов.
Как следует из материалов дела, Хайруллиной Э.Б. и Хайруллину И.Р. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <адрес>, площадью <адрес> кв.м., категории земель - «земли населенных пунктов», разрешенное использование - «для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома», по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждено выпиской из ЕГРН.
29 июля 2021 г. Хайруллина Э.Б., Хайруллин И.Р. обратились в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее-МЗИО РБ) с просьбой об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для последующего заключения соглашения о перераспределении земельного участка <адрес>, по адресу: <адрес>, <адрес> (Вх. № 18076-Г от 29.07.2021 г.). К данному повторному заявлению прилагались Отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, выраженный в письме от 24 мая 2021 года, а также решение Кировского районного суда города Уфы о признании данного отказа незаконным. Также просили снять с государственного кадастрового учета земельный участок <адрес> прежде арендуемого, так как нахождение данного участка будет мешать постановке на государственный кадастровый учет образуемого земельного участка.
Письмом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан № БС-05-38/10280-Г от 08.10.2021 г. Хайруллиной Э.Б., Хайруллину И.Р. было отказано в рассмотрении вопроса о возможности перераспределения земельного участка с условным кадастровым номером 02:47:13070:ЗУ1, на кадастровом плане территории.
В обоснование было указано, что в результате образования земельного участка, в границах окажется объект недвижимости, на который документов, подтверждающих право собственности заявителя, не представлено. В соответствии с пп. 3 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого незавершенно), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ссылалось на п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации как основания для отказа, при этом были указаны все основания для отказа, и не конкретизировано, какое именно основание из перечисленных послужило основанием для отказа в данном случае, то есть ответ не мотивирован.
Принимая решение об удовлетворении административного иска, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу п. 4 Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе", схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Между тем, основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, установленных частью 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в оспариваемом решении не поименовано. Доводы оспариваемого решения не конкретизированы и не мотивированы.
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; подпунктом 3 пункта 5 названной статьи предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает его, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного кодекса, каждое из которых является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка.
В то же время положениями пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае не соответствия заявления приведенным выше требованиям пункта 1 данной статьи, предъявляемым к информационному наполнению заявления, либо в случае если к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 данной статьи, заявление подлежит возврату уполномоченным органом в десятидневный срок. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Из оспариваемого решения не следует, что заявление не соответствовало требованиям по форме, информационному наполнению заявления либо не были приложены необходимые документы.
Оспариваемый отказ также противоречит имеющейся градостроительной документации.
Согласно информации, представленной Администрацией муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на запрос суда, по данным публичной кадастровой карты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее Росреестр) земельный участок с кадастровым номером <адрес> поставлен на Государственный кадастровый учет 01.08.2003г., вид разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки», сведения о правах «общая совместная собственность № от 06.10.2011».
По данным геоинформационной системы MP Уфимский район РБ на земельном участке установлены красные линии застройки, проект планировки и проект межевания отсутствует. Земельный участок находится в границах третьей зоны горно-санитарной охраны месторождения минеральных вод ГУП Санаторий "Юматово" и в 3,4,5,6 подзонах приаэродромной территории аэродрома Уфа - Приказ Росавиации № 1052-П от 18.08.2020 г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на земельный участок с кадастровым номером <адрес> зарегистрировано право общей совместной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, правообладатель – Хайруллин Ильдар Рашитович, Хайруллина Эльвира Бариевна.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в отношении смежного земельного участка с кадастровым номером <адрес> сведения о зарегистрированных правах отсутствуют, сведения об объектах недвижимости в границах данного земельного участка также отсутствуют.
Из отзыва на административное исковое заявление Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан следует, что основания для отказа, предусмотренные указанными пунктами ЗК РФ, в данном случае Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостане не указаны. Использованное основание для отказа в связи с нахождением на спорной территории объекта, принадлежащего иным лицам, не соответствует требованиям ст. 39.29 ЗК РФ, так как указанный объект принадлежит Хайруллиной Э.Б., ввиду чего заявитель была привлечена к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка по ст. 7.1 КоАП РФ.
Согласно отзыву на административное исковое заявление, Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан просят принять решение в соответствии с законом.
Как следует из ч. 1 ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
На основании п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, установлены ст. 39.28 ЗК РФ.
В силу ч. 2 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Согласно ч. 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Учитывая отсутствие проекта планировки и проекта межевания территории, у уполномоченного органа отсутствовал иной вариант поведения как рассмотрение и утверждение схемы расположения земельного участка в целях перераспределения.
Решением Кировского районного суда города Уфы от 10.06.2021 административный иск Хайруллиной Эльвиры Бариевны к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, начальнику управления земельных отношений Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Аманбаеву А.А. о:
- признании бездействия административного ответчика незаконным,
- признании отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24.05.2021 года незаконным,
- обязании Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан утвердить прилагаемую к обращению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для последующего заключения соглашения о перераспределении границ земельного участка удовлетворен частично. Постановлено признать бездействие административного ответчика незаконным. Признать отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24.05.2021 года незаконным. В остальной части иска - отказано.
Разрешая дело, суд исходит из того, что административным ответчиком в оспариваемых решениях не установлено наличие оснований, предусмотренных частью 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в согласовании схемы и пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.
Суд пришел к выводам о том, что административным ответчиком не представлено доказательств соблюдения требований земельного законодательства, устанавливающего основания для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и об отказе в перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.
Суд полагает необходимым обязать административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░-0538/10280-░ ░░ 08.10.2021 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░. № 19076-░ ░░ 29 ░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░, ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 30.12.2021.
░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 22.12.2008 ░. № 262-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░.