Дело №2а-321/2022
УИД: 21RS0016-01-2022-000083-28
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 февраля 2022 года п. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Елёхина С.В.,
при секретаре судебного заседания Лаврентьевой Е.Н.,
с участием помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской РеспубликиИльиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального казенного учреждения Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии к Щеглову Николаю Васильевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес> Чувашской АССР, освобождаемому из мест лишения свободы, об установлении административного надзора,
у с т а н о в и л:
Начальник Федерального казенного учреждения Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии (далее ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии) обратился в суд с административным исковым заявлением к Щеглову Н.В., в котором просит установить в отношении последнего административный надзор на срок 8 (восемь) летс административными ограничениями в виде: обязательной явки поднадзорного лица 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания в организациях общественного питания, осуществляющих продажу алкогольной продукции и имеющих зал обслуживания посетителей. В обоснование заявленного требования административным истцом указано, что освобождаемый из мест лишения свободы Щеглов Н.В. в период нахождения под административным надзором совершил преступление, за которое был осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, в связи с чем, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» за административным ответчиком должен быть установлен административный надзор с возложением на него указанного административного ограничения.
Администрация ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии своего представителя в суд не направила, обратилась к суду с просьбой о рассмотрении дела без их участия.
Административный ответчик Щеглов Н.В.о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, желания участвовать в судебном заседании не изьявил, каких-либо возражений не представил.
Учитывая, что представитель административного истца и административный ответчик о времени и месте заседания суда извещены надлежащим образом, представили письменные заявления о рассмотрении без их участия, руководствуясь ч. 4 ст. 272 КАС РФ, суд рассмотрел дело без их участия.
Изучив представленные материалы, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежим удовлетворению с установлением Щеглову Н.В. административного надзора сроком на 8 лет, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Исходя из положений ст. 3 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст.231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ.
Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:
1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 настоящей статьи);
2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного п.«л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «з» ч. 2 ст. 117, ч. 4 ст. 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), ст.ст. 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317,357, 360 и 361 УК РФ;
4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 настоящей статьи).
Решением Советского районного суда <адрес> от 22 марта 2018 года в отношении Щеглова Н.В., в действиях которого установлен особо опасный рецидив преступления, установлен административный надзор на срок 8 лет с административным ограничением в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания 2 (два) раза в месяц для регистрации.
Решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 19 марта 2019 года Щеглову Н.В. дополненоадминистративное ограничение в виде обязательной явки до 4 (четырёх) раз в месяц в орган внутренних дел для регистрации по месту его жительства или пребывания; запретом пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков в розлив.
Однако в дальнейшем Щеглов Н.В. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 158 УК РФ, за что был осужден мировым судьей судебного участка №1 г. Алатырь Чувашской Республики от 19 октября 2021 года к лишению свободы на срок 8 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Конец срока отбывания наказания Щегловым Н.В.истекает 17 июня 2022 года.
Таким образом, Щеглов Н.В. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы и имеющим непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, то есть относится к числу лиц, в отношении которых в силу п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ должен быть установлен административный надзор.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи совершением которого назначается административный надзор.
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора.
Согласно разъяснений, содержащихся п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (п.3 ч.1 ст.9 Закона).
Вместе с тем, как следует из положений ч.ч.1 и 2 ст.3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
С учетом этого, административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в ч.ч.2 и 2.1 ст.3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным. При этом, по смыслу п.п.2 и 3 ч.1 ст.5 Закона, заявление об установлении административного надзора в отношении указанного выше лица может быть подано в пределах срока погашения судимости.
Как следует из материалов дела, после отбытия наказания по приговору мирового судьи судебного участка № <адрес> Чувашской Республики от 19 октября 2021 года у Щеглова Н.В. сохраняется неснятая и непогашенная судимость по приговору Алатырского районного суда Чувашской Республики от 22 декабря 2015 года, которым он осужден по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ к 2 годам 10 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии особого режима без штрафа и без ограничения свободы, в действиях Щеглова Н.В. был установлен особо опасный рецидив. Наличие данной судимости также является основанием для установления в отношении Щеглова Н.В. административного надзора.
В соответствии с положениями ст. 15 УК РФ преступление, предусмотренное п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ относится к категории тяжких преступлений, судимость по которой погашается в соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в действовавшей на том момент редакции) по истечении восьмилет после отбытия наказания.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 158 УК РФ относится к категории преступлений небольшой тяжести, судимость по которой погашается в соответствии с п. «в» ч. 3 ст. 86 УК РФ по истечении трех лет после отбытия наказания.
Учитывая вышеизложенное, в отношении Щеглова Н.В. имеются два основания для установления административного надзора, при этом срок административного надзора в связи с наличием судимостей по приговору от 22 декабря 2015 года более длительный, чем по приговору от 19 октября 2021 года, поскольку судимость по приговору от 22 декабря 2015 года за совершение тяжкого преступленияпогашается по истечении восьмилет после отбытия наказания, т.е. 26 июля 2026года.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в деле доказательства, с учетом изложенных выше положений Федерального закона об административном надзоре, суд приходит к выводу о наличии оснований для установления административного надзора в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Щеглова Н.В., имеющего непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при особо опасном рецидиве на срок 8 (восемь) лет, исчисляемый со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту его жительства, за вычетом срока, истекшего после отбытия.
В соответствии со ст. 273 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить в отношении поднадзорного лица одно или несколько административных ограничений, предусмотренные ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ.
Решая вопрос об установлении Щеглову Н.В. конкретных административных ограничений, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 273 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и конкретные административные ограничения. При этом суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом (ч. 8 ст. 272 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (п.1 ч.2 ст.4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Из представленных материалов, личного дела осуждённого усматривается, что осужденный Щеглов Н.В. отбывает срок уголовного наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии с ДД.ММ.ГГГГ. За период отбывания наказания поощрений и взысканий не имеет. Требования режима отбывания наказания и правила внутреннего распорядка дня соблюдает. Отбывает наказание в обычных условиях отбывания наказания. Состоит на профилактическом учете по категории №, как лицо, склонное к совершению суицида и членовредительству. Нигде не трудоустроен, с заявлением на трудоустройство не обращался. К мероприятиям по благоустройству территории относится положительно, проявляет разумную инициативу. Из индивидуально-профилактических бесед для себя старается делать правильные и должные выводы. В общественной жизни учреждения принимает участие, состоит в кружке художественной самодеятельности. Мероприятия воспитательного характера, общие собрания осужденных посещает под контролем сотрудников администрации. Дружеские отношения поддерживает с осужденными, характеризующимися как с положительной стороны, так и отрицательной направленности. В среде осужденных уживчив. С представителями администрацииведет себя вежливо и тактично. Связь с родными и близкими не поддерживает, социально полезные связи утеряны. Иска не имеет. В зале судебного заседания вину в совершенном преступлении признал.
Согласно психологической характеристике требуется строгий контроль поведения.
Руководствуясь целями и задачами Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ, принимая во внимание обстоятельства совершения преступлений, имеющиеся сведения, характеризующие административного ответчика, его поведение как до совершения преступления, так и в период отбывания наказания, суд считает необходимым установить в отношении Щеглова Н.В.административный надзор на срок 8 (восемь) лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с возложением административных ограничений в виде: обязательной явки 2 (два) раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания в организациях общественного питания, осуществляющих продажу алкогольной продукции и имеющих зал обслуживания посетителей, поскольку совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения.
Указанные административные ограничения согласуются с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно защищаемым целям, ради которых они вводятся.
При этом суд считает необходимым отметить, что в силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ в течение срока административного надзора с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений на основании заявления органа внутренних дел суд может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
В то же время, согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
Таким образом, при выполнении установленных законом условий Щеглов Н.В. вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводств Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии к Щеглову Николаю Васильевичу, освобождаемому из мест лишения свободы, об установлении административного надзора удовлетворить полностью.
Установить в отношении Щеглова Николая Васильевича административный надзор на срок 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Алатырского районного суда Чувашской Республики от 22 декабря 2015 года.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В период административного надзора установить Щеглову Николаю Васильевичу административные ограничения в виде:
- обязательной явки 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрета пребывания в организациях общественного питания, осуществляющих продажу алкогольной продукции и имеющих зал обслуживания посетителей.
Разъяснить Щеглову Н.В., что несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, и невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 19.24 КоАП РФ.
Предупредить Щеглова Н.В., что в случае неприбытия без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия судом решения через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение составлено 04 февраля 2022 года.
Председательствующий: судья С.В. Елёхин