64RS0022-01-2021-000653-13
Дело № 2а-318/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2021 года г. Маркс
Марксовский городской суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Мурго М.П.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства
административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области (далее – межрайонная ИФНС № 7 по Саратовской области) к Потапову А.А. о взыскании задолженности по налогам и сборам,
установил:
межрайонная ИФНС № 7 по Саратовской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Потапову А.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогу, а также пени. В обоснование исковых требований указывает, что административный ответчик является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налога. Административным истцом на основании налогового законодательства Потапову А.А. был начислен налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 46 рублей, за 2017 год в размере 50 рублей, земельный налог за 2016 год в размере 112 рублей. Объектами налогообложения являются: жилой дом, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок, кадастровый №, по адресу: <адрес>. Кроме того, в собственности ответчика имеется транспортное средство: автомобиль марки ГАЗ 3110, государственный регистрационный знак №. Административным истцом, на основании Закона Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» административному ответчику был начислен транспортный налог за 2016 год в размере 1120 рублей за указанное зарегистрированное за ним транспортное средство, согласно расчету и налоговой ставке в соответствующем налоговом периоде. В установленный законом срок ответчик не в полном объеме исполнил обязанность по уплате налогов, указанных в направленных в его адрес налоговых уведомлениях № 5976950 от 04 июля 2017 года, № 17905159 от 14 июля 2018 года, в связи с чем, образовалась задолженность. За несвоевременную оплату налоговых платежей, Потапову А.А. были начислены пени, в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Согласно ст.ст. 69-70 НК РФ налоговым органом посредством почтовой связи было направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 8795 по состоянию на 06 февраля 2018 года и № 10888 по состоянию на 31 января 2019 года. Налогоплательщиком обязанность по уплате налоговых платежей в установленные сроки в полном объеме не исполнена. Вынесенный 02 сентября 2020 года мировым судьей судебного участка № 3 Марксовского района Саратовской области судебный приказ о взыскании с Потапова А.А. задолженности по налоговым платежам, был отменен по заявлению ответчика определением от 07 сентября 2020 года. Ссылаясь на изложенные выше обстоятельства, административный истец просит суд взыскать с административного ответчика задолженность в размере 1 350,87 рублей, из которых:96 рублей – задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017 годы, 1,53 рубль - пени по налогу на имущество физических лиц, 112 рублей – задолженность по земельному налогу за 2016 год, 1,94 рубль – пени по земельному налогу, 1 120 рублей – задолженность по транспортному налогу, 19,40 рублей – пени по транспортному налогу.
В соответствии со ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если:
1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;
2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;
3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей;
4) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом исполнена обязанность по извещению административного ответчика о наличии спора в суде, созданы условия реализации возможности представления возражений на административный иск.
Копия определения о принятии административного искового заявления к производству, подготовке и рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства направлена в адрес административного ответчика и согласно почтового уведомления получена адресатом 24 марта 2021 года.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте его рассмотрения с применением правил упрощенного (письменного) производства, отсутствия возражений, письменных объяснений административного ответчика в установленные определением Марксовского городского суда Саратовской области от 09 марта 2021 года сроки, не признавая явку сторон обязательной, данное дело рассматривается судом по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола (ч. 4 ст. 292 КАС РФ).
Суд, исследовав доказательства в письменной форме, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статья 57 Конституции РФ, ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) устанавливают, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
В соответствии с ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу ст. 401 ч. 1 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ч. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
На основании ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что Потапов А.А. с 01 февраля 2007 является собственником жилого дома (1/4 доля в праве), с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 23-24).
Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ч. 3 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В соответствие со ст. ст. 390 и 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Из материалов дела следует, что Потапов А.А. с 01 февраля 2007 является собственником земельного участка (1/4 доля в праве), с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> (л.д.21-22).
Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории Саратовской области порядок установления и введения в действие транспортного налога, определение ставок налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу установлены Законом Саратовской области от 25.11.2002 г. № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога».
Как следует из материалов дела, Потапов А.А. с 13 октября 2009 года является собственником транспортного средства: автомобиля марки ГАЗ 3110, государственный регистрационный знак №, что подтверждается учетными данными (л.д. 20, 25-26).
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения согласно ч. 1 ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, установлено, что административный ответчик является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов, следовательно, обязан уплачивать данные налоги в установленный законом срок.
В соответствии с ч. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортного средства в порядке и в сроки установленные законами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (ч. 2 ст. 409 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Административным истцом в адрес Потапова А.А. было направлено налоговое уведомление № 5976950 от 04 июля 2017 года на уплату налоговых платежей в срок не позднее 01 декабря 2017 года (л.д. 18), что подтверждается представленным реестром на отправку почтовой корреспонденции (л.д. 19).
Поскольку в указный срок, начисленные суммы налога не были оплачены, административным истцом в адрес Потапова А.А. были направлены требования об уплате налога № 8795 по состоянию на 06 февраля 2018 года с указанием срока уплаты до 03 апреля 2018 года (л.д. 12), № 10888 по состоянию на 31 января 2019 года с указанием срока уплаты до 26 марта 2019 года (л.д. 15),что подтверждается реестрами отправки корреспонденции (л.д. 14, 17).
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Марксовского района Саратовской области от 7 сентября 2020 года судебный приказ № 2а-3156/2020 от 02 сентября 2020 года о взыскании недоимки по налогам и сборам был отменен по заявлению Потапова А.А. (л.д. 11). 05 марта 2021 года административный истец обратился в Марксовский городской суд Саратовской области с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке административного судопроизводства.
В силу ч. 3 ст. 48 НК РФ в порядке искового производства требования о взыскании налога, пени за счет имущества физического лица могут быть предъявлены налоговым органом не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, в рамках настоящего дела, названный шестимесячный срок с момента вынесения судом определения об отмене судебного приказа и до дня обращения в суд с исковым заявлением налоговым органом не пропущен.
С учетом вышеизложенного, суд полагает, что налоговым органом соблюдены как порядок и срок взыскания недоимки по указанным выше налогам, так и срок обращения в суд с исковым заявлением.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 года № 381-О-П).
На момент рассмотрения административного дела судом требования законодательства РФ о налогах и сборах ответчиком в полном объеме не исполнены, налог на имущество физических лиц, земельный и транспортный налог не оплачены в полном объеме. В связи с установленными обстоятельствами, суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца и взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу в размере 1120 рублей, по налогу на имущество физических лиц в размере 96 рублей, по земельному налогу в размере 112 рублей.
В соответствии с п 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога).
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, Определении от 8 февраля 2007 года № 381-О-П, по смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
В соответствии с представленным истцом расчетом пени (л.д.13, 16), пеня за несвоевременное внесение административным ответчиком налоговых платежей по уплате налога на имущество физических лиц составляет – 1,53 рубль, по уплате транспортного налога – 19,40 рублей, по уплате земельного налога – 1,94 рубль. Суд соглашается с представленным расчетом и приходит к выводу, что с Потапова А.А. пользу административного истца подлежат взысканию пени по налогам в указанном размере.
Всего с ответчика подлежит взысканию сумма в размере 1 350,87 рублей.
В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Принимая во внимание положения ст. 333.19 НК РФ, устанавливающей размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина с зачислением в доход федерального бюджета в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, 292-294 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Потапова А.А., проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области задолженность в размере 1 350,87 рублей, из которых:96 рублей – задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017 годы, 1,53 рубль - пени по налогу на имущество физических лиц, 112 рублей – задолженность по земельному налогу за 2016 год, 1,94 рубль – пени по земельному налогу, 1 120 рублей – задолженность по транспортному налогу, 19,40 рублей – пени по транспортному налогу.
Взыскать с Потапова А.А. государственную пошлину в размере 400 рублей, зачислив в доход бюджета Марксовского муниципального района Саратовской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи апелляционной жалобы через Марксовский городской суд Саратовской области.
Судья М.П. Мурго