Решение по делу № 33-1306/2024 от 10.04.2024

Судья Коршунов Н.А. № 33-1306/2024

№ 2-104/2023

67RS0003-01-2022-003075-97

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 мая 2024 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Дмитриевой Г.И.,

судей Филенковой С.В., Шнытко С.М.,

при секретаре (помощнике судьи) Макриденкове Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Смоленской области на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 25 апреля 2023 г.

Заслушав доклад судьи Дмитриевой Г.И., объяснения представителя Правительства Смоленской области - Лавриненковой М.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя СОГБУ «Смоленскавтодор» - Ярмак С.И., представителя прокуратуры Промышленного района г. Смоленска – Серенковой Ю.В., возражавших по существу апелляционной жалобы,

установила:

Заместитель прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах Огурцова Н.Н., Муллина С.И., уточнив требования, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Дормостстрой» (далее – МУП «Дормостстрой», после переименования с 01.01.2023 – Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Дормостстрой», далее - СОГБУ «Дормостстрой», после завершения реорганизации с 16.06.2023 - Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Смоленскавтодор», далее - СОГБУ «Смоленскавтодор», Учреждение), Администрации г. Смоленска, Администрации Смоленской области, о взыскании недополученной заработной платы за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 в пользу Огурцова Н.Н. в размере 715311,08 руб., в пользу Муллина С.И - 265607,28 руб., начисляемой в соответствии с положениями отраслевого тарифного соглашения, с возложением обязанности по финансированию ее выплаты на Администрацию г. Смоленска, Администрацию Смоленской области, компенсации морального вреда по 50 000 руб. каждому, в обоснование заявленных требований указав, что Огурцов Н.Н. работает в названном учреждении с 01.01.2017 в должности заместителя директора - главного инженера, заработная плата ему установлена в виде оклада в размере 46255,08 руб.; Муллин С.И. - с 01.01.2017 в должности водителя камаза, с заработной платой (оклада) в размере 16178 руб. Между тем, на федеральном уровне социального партнерства заключено Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы между Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Федеральным дорожным агентством, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, 14.01.2020 размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. Оно регулирует социально-трудовые отношения, устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организации дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.

В соответствии с Уставом МБУ «Дормостстрой» и утвержденными муниципальными заданиями предприятие приняло на себя обязанность обеспечить выполнение работ по ремонту и содержанию улично-дорожной сети г. Смоленска. В процессе своей деятельности МБУ «Дормостстрой не отказывалось от присоединения к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству РФ на 2020-2022 годы, соответственно автоматически присоединилось к указанному Отраслевому соглашению.

Постановлением Администрации г. Смоленска от 01.11.2018 № 2893-адм утверждено Положение об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала МБУ «Дормостстрой», которое разработано в соответствии с ТК РФ, постановлением Администрации г. Смоленска от 05.11.2008 № 1821-фдм «О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений г. Смоленска», Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы.

Применяемое при регулировании системы оплаты труда в МБУ «Дормостстрой» Отраслевое соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ не соответствует виду экономической деятельности Учреждения – «дорожное хозяйство»;

нормы Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы при регулировании системы оплаты труда в Учреждении не применяются, в связи с чем, в нарушение ст.ст. 21, 129, 45 ТК РФ, Отраслевого соглашения расчет заработной платы работникам МБУ «Дормостстрой» в 2020-2022 годах, произведен неправильно и перед работниками за указанный период имеется задолженность по заработной плате.

Огурцов Н.Н., Муллин С.И. в судебное заседание не явились, помощник прокурора Промышленного района г. Смоленска Поваренкова С.С. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика СОГБУ «Дормостстрой» Ярмак С.И. заявленные требования не признала, сославшись на то, что Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы не распространяется на Учреждение.

Представитель ответчика Администрации г. Смоленска Власенкова К.О. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что Администрация г. Смоленска не может нести субсидиарную ответственность, полагала необходимым применение межтарифного коэффициента между соседними разрядами в размере 0,2, как предусмотрено п. 3.3. Соглашения.

Представитель ответчика Администрации Смоленской области Флиманков Ю.Л. в судебном заседании, не признавая заявленные требования, заявил о пропуске срока исковой давности и указал, что Администрация не является надлежащим ответчиком, поскольку обязательства СОГБУ «Дормостстрой» перед истцами возникли в период 2021-2022 гг., когда учреждение находилось в ведении Администрации г. Смоленска.

Привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», ОСФР по Смоленской области и Управление дорожного хозяйства и строительства Администрации г. Смоленска своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.

Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 25.04.2023 исковые требования удовлетворены частично. С СОГБУ «Дормостстрой» взыскано:

в пользу Огурцова Н.Н. недополученная работником за период с 01.04.2021 по 30.09.2022 заработная плата, исчисленная без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 681503,62 руб., компенсация морального вреда в размере 5000 руб.;

в пользу Муллина С.И. - недополученная работником за период с 01.04.2021 по 30.09.2022 заработная плата, исчисленная без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 254928,50 руб., компенсация морального вреда в размере 5000 руб.

В случае отсутствия у СОГБУ «Дормостстрой» самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств, привлечь Администрацию Смоленской области к субсидиарной ответственности по исполнению настоящего решения суда, обязав Администрацию Смоленской области выделить СОГБУ «Дормостстрой» соответствующие денежные средства. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Администрация Смоленской области ставила вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность, указав, что Отраслевое соглашение не распространяется на работников СОГБУ «Дормостстрой»; субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения является дополнительной к ответственности основного должника и наступает только по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, субсидиарная ответственность публичных собственников имущества бюджетных учреждений существенно ограничена, поэтому суд необоснованно привлек Администрацию Смоленской области к субсидиарной ответственности по исполнению решения суда; не обоснован судом механизм расчета недополученной истцами заработной платы.

Апелляционным определением коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 5.10.2023 решение суда от 25.04.2023 г. в части привлечения Администрации Смоленской области к субсидиарной ответственности по исполнению решения суда и возложении обязанности выделить СОГБУ «Дормостстрой» соответствующие денежные средства в случае отсутствия у СОГБУ «Дормостстрой» самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств отменено.

В этой части принято новое решение об отказе в удовлетворении укаханных требований.

Изменено решение суда в части взысканных сумм недополученной заработной платы, с СОГБУ «Дормостсрой» в пользу Огурцова Н.Н. взыскана заработная плата за период с 1 апреля 2021 г. по 30 сентября 2022 г., исчисленная без учета необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 172 486,03 руб., в пользу Муллина С.И. недополученная заработная плата за период с 1 апреля 2021 г. по 30 сентября 2022 г., исчисленная без учета необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 222 023,20 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации Смоленской области - без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.03.2024 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 5.10.2023 года отменено в части изменения решения Промышленного районного суда г.Смоленска от 25.04.2023 г. о взыскании со СОГБУ «Дормостсрой» в пользу Огурцова Н.Н., Муллина С.И. сумм недополученной заработной платы. Дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Смоленский областной суд.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда первой инстанции в части размера взысканной недополученной заработной платы истцов, исходя из доводов апелляционной жалобы, поступивших возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Положения действующего трудового законодательства относят трудовые отношения к отношениям возмездного характера, основанным на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя (ст. 15 ТК РФ).

Трудовые отношения согласно абз. 1 ст. 16 ТК РФ возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Условия о размере и порядке выплаты заработной платы устанавливаются соглашением сторон трудового договора и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а именно, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 56 ТК РФ).

Анализ данных законоположений свидетельствует о том, что регулирование вопросов оплаты труда может выходить из плоскости правоотношений, возникающих между работником и конкретным работодателем, попадая в сферу нормативной деятельности объединений работников и работодателей, уполномоченных на подписание соглашений на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы состоят в трудовых отношениях с Учреждением.

Так, Муллин С.И. на основании трудового договора от 01.01.2017 № 60 принят в МБУ «Дормостстрой» на должность водителя КАМАЗ/Участок механизации, с часовой тарифной ставкой 90,02 руб., дополнительным соглашением от 01.10.2020 к трудовому договору ему с 01.10.2020 установлен оклад в соответствии со штатным расписанием в размере 16 178 руб.

Огурцов Н.Н. на основании трудового договора от 01.01.2017 № 1 принят в МБУ «Дормостстрой» на должность заместителя директора - главного инженера, с окладом 45270 руб., дополнительным соглашением от 01.10.2020 Огурцову Н.Н. с 01.10.2020 установлен оклад в соответствии со штатным расписанием в размере 46225,08 руб.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы обращали внимание на то, что работодателем при начислении заработной платы не применялось Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г.; настаивали на необходимости применения данного Отраслевого соглашения, полагая, что положения такового распространяются на работников бюджетного учреждения, осуществляющего свою деятельность в сфере дорожного хозяйства муниципального образования г.Смоленск.

В соответствии с Уставом МБУ «Дормостстрой», утвержденного постановлением Главы г. Смоленска 02.12.2016, Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Смоленска, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, а также благоустройства.

По своему типу Учреждение является муниципальным бюджетным учреждением (п. 1.4 Устава).

По сведениям ЕГРЮЛ, основным видом деятельности указан код 42.11 – Строительство автомобильных дорог и автомагистралей.

В силу положений ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 15.04.2022) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Таким образом, МБУ «Дормостстрой» относится к Учреждению, осуществляющему деятельность по организации дорожного хозяйства.

Положением об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ «Дормостстрой», утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от 01.11.2018 №2893-адм., предусмотрено, что система оплаты труда работников учреждения, включающая в себя размеры должностных окладов, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением.

Пунктом 1.6 Положения определено, что оплата труда работников Учреждения осуществляется на основе должностных окладов, рассчитанных в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы. Размеры должностных окладов работников устанавливаются согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

Работникам учреждения могут устанавливаться выплаты компенсационного и стимулирующего характера (п.1.7).

11.12.2019 было подписано, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (рег. № 17/20-22) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, утвержденное Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Росавтодором, Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» 11.12.2019.

Настоящее Отраслевое соглашение заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства.

Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.

Разрешая спор, суд первой инстанции проверил доводы сторон, исследовал представленные доказательства и обоснованно признал, что положения этого Отраслевого соглашения распространяются на работников Учреждения, осуществляющего свою деятельность в сфере дорожного хозяйства муниципального образования г. Смоленск. При заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне допускается возможность их распространения на всех работодателей соответствующей отрасли по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда. Такое правило предусмотрено в целях унификации условий труда работников отрасли, установления единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях. Механизм распространения действия отраслевого соглашения основан на принципе добровольности, о чем свидетельствует законодательно предусмотренная возможность отказа того или иного работодателя от присоединения к нему.

Так, Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).

В силу ч. 3 ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абз. 2 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

В соответствии с ч.1 ст. 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (ч. 4 ст. 45 ТК РФ).

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (ч. 8 ст. 45 ТК РФ).

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (ч. 1 ст. 48 ТК РФ).

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет (ч. 2 ст. 48 ТК РФ).

Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства.

Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (ч. 3 ст. 48 ТК РФ).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации (ч. 5 ст. 48 ТК РФ).

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (ч. 6 ст. 48 ТК РФ).

Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (ч. 7 ст. 48 ТК РФ).

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (ч. 8 ст. 48 ТК РФ).

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (ч. 9 ст. 48 ТК РФ).

Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 3 ст. 129 ТК РФ).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).

Частью 5 ст. 135 ТК РФ предусмотрено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Тарифные системы оплаты труда - это системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий (ч. 1 ст. 143 ТК РФ).

Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты (ч. 2 ст. 143 ТК РФ).

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда (ч. 9 ст. 143 ТК РФ).

Из изложенного следует, что определенные трудовым договором условия оплаты труда работника не могут носить произвольный характер. Эти условия должны отвечать действующей у работодателя системе оплаты труда, которая устанавливается с учетом положений коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом трудовые договоры не могут содержать условий, в том числе по оплате труда, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также по сравнению с соглашениями, заключаемыми полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства.

Следовательно, если в соглашение, заключенное полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства, включены обязательства сторон по вопросам оплаты труда, в том числе по установлению размеров минимальных тарифных ставок, и это соглашение распространяется на данного работодателя, то условия такого соглашения подлежат применению работодателем при установлении работнику заработной платы. При этом условия оплаты труда работника, предусмотренные в трудовом договоре, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями оплаты труда, определенными в названном соглашении.

Таким соглашением является 11.12.2019 подписанное, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрированное (peг. № 17/20-22) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, утвержденное Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Росавтодором, Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» 11.12.2019.

Сторонами Соглашения являются:

работники учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства (далее - организации) в лице их представителя - Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» (далее - Профсоюз) в соответствии с Уставом Профсоюза; работодатели в лице их представителей:

Федеральное дорожное агентство (представитель федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий дорожного хозяйства, подведомственных агентству);

Союз работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» (представитель работодателей - организаций, входящих в состав Союза работодателей «АСПОР», и уполномочивших «АСПОР» заключить Соглашение от их имени);

Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» (представитель работодателей, уполномочивших «РАДОР» на заключение Соглашения от их имени).

Настоящее Соглашение вступает в силу с 01.01.2020 и действует по 31.12.2022 включительно (п.п.1.2, 1.3 Отраслевого соглашения).

Оценивая положения данного Отраслевого соглашения, суд пришел к выводу об отнесении его к категории отраслевого, заключенного на федеральном уровне социального партнерства при непосредственном участии Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», выступающего со стороны работодателей.

Российская Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» образована в мае 1993 года и является некоммерческой профессиональной организацией, объединяющей на добровольных началах органы управления автомобильными дорогами общего пользования 82 субъектов Российской Федерации.

Согласно Устава Ассоциации «РАДОР» членами Ассоциации «могут быть только признающие настоящий Устав территориальные органы управления автомобильными дорогами, которым официально передано право ответственности за автомобильные дороги общего пользования на территории республики, входящей в состав Российской Федерации, края, области или автономной области (округа), а также другие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства и разделяющие положения настоящего Устава».

Прием в члены осуществляется на основе заявления, в котором вступающий указывает свое желание вступить в Ассоциацию, вид членства и обязательство выполнять его Устав. Действительными членами Ассоциации являются юридические лица территориальных органов управления автомобильными дорогами. Члены, обладающие правом совещательного голоса (ассоциированные члены), представляют прочие государственные местные и федеральные структуры, негосударственные и коммерческие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства. Они могут посещать собрания, участвовать в работе органов управления и комиссиях Ассоциации, но не обладают правом голоса.

Решением Совета Директоров Ассоциации «РАДОР» (протокол № 39 от 05.06.2019) Управление дорожного хозяйства и строительства г. Смоленска принято в ассоциированные члены Ассоциации «РАДОР».

Будучи надлежащим образом проинформированным о разработке проекта и заключении Отраслевого соглашения, Управление дорожного хозяйства и строительства г. Смоленска не вносило предложений по проекту Соглашения и не уполномочивало Ассоциацию «РАДОР» участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение от его имени.

Судом установлено также, что письмом Минтруда России от 11.03.2020 № 14-4/10/В-1851 «О присоединении к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы» работодателям дорожного хозяйства, не участвовавшим в заключении соглашения, сообщено о принятии Соглашения и предложено присоединиться к нему.

Дополнительно сообщено, что Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020, регистрационный № 17/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rosmintrud.ru).

Обращено внимание работодателей на положения статьи 48 ТК РФ и указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ч. 9 ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.

06.04.2021 Управлением дорожного хозяйства и строительства администрации г. Смоленска в адрес МБУ «Дормостстрой» направлено письмо, в котором в срок до 08.04.2021 предложено предоставить плановую потребность фонда оплаты труда на 2021 год в соответствии с Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы и отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы в касающейся части.

МБУ «Дормостстрой» 08.04.2021 направило соответствующую информацию, в частности, что плановая потребность фонда оплаты труда на 2021 года, рассчитанная в соответствии с Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы в части касающейся Учреждения и Положением об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, рабочих МБУ «Дормостстрой», утвержденным постановлением администрации г. Смоленска от 01.11.2018 № 2893-адм, Положением об оплате труда руководителей, главных бухгалтеров муниципальных бюджетных учреждений г. Смоленска «Дормостстрой», «СпецАвто», утвержденным Постановлением администрации г. Смоленска от 01.11.2018 № 2981-адм, составляет 108086 189 руб. 28 коп., в том числе ФОТ работников учреждения – 83 015 506 руб. 36 коп., взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников учреждения – 25 070 682 руб. 92 коп.

При таком положении, суд правомерно признал, что Администрация г.Смоленска, как и работодатель, надлежаще информированы о принятии Отраслевого соглашения и поскольку ими не направлен мотивированный отказ от присоединения к нему в установленном законом порядке в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, это Отраслевое соглашение распространяется на ответчиков и является для них обязательным, однако его условия работодателем не исполнялись.

Данный вывод достаточно обоснован в решении, подтвержден материалами дела и согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 13.03.2023 № 32-КГПР22-9-К1, от 22.05.2023 № 32-КГПР23-4-К1.

В решении суда первой инстанции приведен подробный алгоритм начисления заработной платы истцов исходя из занимаемой ими должности, а также из межтарифного коэффициента, определенного Соглашением.

Суд первой инстанции с учетом заявленных прокурором требований при определении размера задолженности по заработной плате, подлежащей взысканию в пользу истцов, исходил из минимального разряда, предусмотренного для их должностей, а именно по 14 и 5 разряду ЕТКС, условий Отраслевого соглашения, предусматривающего тарифную сетку (приложение №1) по оплате труда работников, согласно которому тарифный коэффициент по 14 разряду составляет 4,91, а по 5 разряду - 1,94. При этом, суд первой инстанции учел, что из представленных работодателем документов не представляется возможным достоверно установить, к какому разряду относится трудовая функция истцов в прошедший период, что работодатель на момент разрешения спора не предпринял мер по установлению размеров минимальных ставок, а также тарифных коэффициентов, в связи с чем пришел к выводу об определении заработной платы истцов из расчета минимального разряда, предусмотренного для их должностей, применительно к Соглашению (Приложение № 1).

В решении суда приведен весь алгоритм расчета задолженности по заработной плате истцов.

МБУ «Доромострой» представило суду расчет недополученного заработка истцов, арифметическую корректность которого сторона не оспаривали. При этом, судом проверен перечень составных частей начислений, что также подтверждается приказами работодателя и дополнительными соглашениями к условиям Трудового договора истцов, заключенного между истцами и работодателем.

На основе приведенного в решении суда подробного расчета работодателя о задолженности истцам по заработной плате применительно к рассматриваемому Соглашению, судом взыскана оспариваемая в апелляционной жалобе сумма задолженности, с чем апелляционная инстанция и соглашается, поскольку данный расчет, не только мотивирован со ссылкой на нормы материального права, анализ условий оплаты труда применительно к Соглашению, но и не оспаривался в суде первой инстанции сторонами истца и ответчика.

С учетом изложенного, решение суда в части размера взысканной задолженности по заработной плате отмене или изменению не подлежит.

В остальной части решение суда первой инстанции вступило в законную силу, с учетом приведенных решений судов апелляционной и кассационной инстанций.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 25 апреля 2023 г. в части размера взыскания недополученной заработной платы с СОГБУ «Смоленскавтодор» в пользу Огурцова Николая Николаевича, Муллина Сергея Ивановича оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Смоленской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

В окончательной форме определение изготовлено 21.05.2024.

Судья Коршунов Н.А. № 33-1306/2024

№ 2-104/2023

67RS0003-01-2022-003075-97

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 мая 2024 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Дмитриевой Г.И.,

судей Филенковой С.В., Шнытко С.М.,

при секретаре (помощнике судьи) Макриденкове Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Смоленской области на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 25 апреля 2023 г.

Заслушав доклад судьи Дмитриевой Г.И., объяснения представителя Правительства Смоленской области - Лавриненковой М.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя СОГБУ «Смоленскавтодор» - Ярмак С.И., представителя прокуратуры Промышленного района г. Смоленска – Серенковой Ю.В., возражавших по существу апелляционной жалобы,

установила:

Заместитель прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах Огурцова Н.Н., Муллина С.И., уточнив требования, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Дормостстрой» (далее – МУП «Дормостстрой», после переименования с 01.01.2023 – Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Дормостстрой», далее - СОГБУ «Дормостстрой», после завершения реорганизации с 16.06.2023 - Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Смоленскавтодор», далее - СОГБУ «Смоленскавтодор», Учреждение), Администрации г. Смоленска, Администрации Смоленской области, о взыскании недополученной заработной платы за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 в пользу Огурцова Н.Н. в размере 715311,08 руб., в пользу Муллина С.И - 265607,28 руб., начисляемой в соответствии с положениями отраслевого тарифного соглашения, с возложением обязанности по финансированию ее выплаты на Администрацию г. Смоленска, Администрацию Смоленской области, компенсации морального вреда по 50 000 руб. каждому, в обоснование заявленных требований указав, что Огурцов Н.Н. работает в названном учреждении с 01.01.2017 в должности заместителя директора - главного инженера, заработная плата ему установлена в виде оклада в размере 46255,08 руб.; Муллин С.И. - с 01.01.2017 в должности водителя камаза, с заработной платой (оклада) в размере 16178 руб. Между тем, на федеральном уровне социального партнерства заключено Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы между Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Федеральным дорожным агентством, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, 14.01.2020 размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. Оно регулирует социально-трудовые отношения, устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организации дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.

В соответствии с Уставом МБУ «Дормостстрой» и утвержденными муниципальными заданиями предприятие приняло на себя обязанность обеспечить выполнение работ по ремонту и содержанию улично-дорожной сети г. Смоленска. В процессе своей деятельности МБУ «Дормостстрой не отказывалось от присоединения к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству РФ на 2020-2022 годы, соответственно автоматически присоединилось к указанному Отраслевому соглашению.

Постановлением Администрации г. Смоленска от 01.11.2018 № 2893-адм утверждено Положение об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала МБУ «Дормостстрой», которое разработано в соответствии с ТК РФ, постановлением Администрации г. Смоленска от 05.11.2008 № 1821-фдм «О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений г. Смоленска», Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы.

Применяемое при регулировании системы оплаты труда в МБУ «Дормостстрой» Отраслевое соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ не соответствует виду экономической деятельности Учреждения – «дорожное хозяйство»;

нормы Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы при регулировании системы оплаты труда в Учреждении не применяются, в связи с чем, в нарушение ст.ст. 21, 129, 45 ТК РФ, Отраслевого соглашения расчет заработной платы работникам МБУ «Дормостстрой» в 2020-2022 годах, произведен неправильно и перед работниками за указанный период имеется задолженность по заработной плате.

Огурцов Н.Н., Муллин С.И. в судебное заседание не явились, помощник прокурора Промышленного района г. Смоленска Поваренкова С.С. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика СОГБУ «Дормостстрой» Ярмак С.И. заявленные требования не признала, сославшись на то, что Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы не распространяется на Учреждение.

Представитель ответчика Администрации г. Смоленска Власенкова К.О. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что Администрация г. Смоленска не может нести субсидиарную ответственность, полагала необходимым применение межтарифного коэффициента между соседними разрядами в размере 0,2, как предусмотрено п. 3.3. Соглашения.

Представитель ответчика Администрации Смоленской области Флиманков Ю.Л. в судебном заседании, не признавая заявленные требования, заявил о пропуске срока исковой давности и указал, что Администрация не является надлежащим ответчиком, поскольку обязательства СОГБУ «Дормостстрой» перед истцами возникли в период 2021-2022 гг., когда учреждение находилось в ведении Администрации г. Смоленска.

Привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», ОСФР по Смоленской области и Управление дорожного хозяйства и строительства Администрации г. Смоленска своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.

Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 25.04.2023 исковые требования удовлетворены частично. С СОГБУ «Дормостстрой» взыскано:

в пользу Огурцова Н.Н. недополученная работником за период с 01.04.2021 по 30.09.2022 заработная плата, исчисленная без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 681503,62 руб., компенсация морального вреда в размере 5000 руб.;

в пользу Муллина С.И. - недополученная работником за период с 01.04.2021 по 30.09.2022 заработная плата, исчисленная без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 254928,50 руб., компенсация морального вреда в размере 5000 руб.

В случае отсутствия у СОГБУ «Дормостстрой» самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств, привлечь Администрацию Смоленской области к субсидиарной ответственности по исполнению настоящего решения суда, обязав Администрацию Смоленской области выделить СОГБУ «Дормостстрой» соответствующие денежные средства. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Администрация Смоленской области ставила вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность, указав, что Отраслевое соглашение не распространяется на работников СОГБУ «Дормостстрой»; субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения является дополнительной к ответственности основного должника и наступает только по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, субсидиарная ответственность публичных собственников имущества бюджетных учреждений существенно ограничена, поэтому суд необоснованно привлек Администрацию Смоленской области к субсидиарной ответственности по исполнению решения суда; не обоснован судом механизм расчета недополученной истцами заработной платы.

Апелляционным определением коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 5.10.2023 решение суда от 25.04.2023 г. в части привлечения Администрации Смоленской области к субсидиарной ответственности по исполнению решения суда и возложении обязанности выделить СОГБУ «Дормостстрой» соответствующие денежные средства в случае отсутствия у СОГБУ «Дормостстрой» самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств отменено.

В этой части принято новое решение об отказе в удовлетворении укаханных требований.

Изменено решение суда в части взысканных сумм недополученной заработной платы, с СОГБУ «Дормостсрой» в пользу Огурцова Н.Н. взыскана заработная плата за период с 1 апреля 2021 г. по 30 сентября 2022 г., исчисленная без учета необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 172 486,03 руб., в пользу Муллина С.И. недополученная заработная плата за период с 1 апреля 2021 г. по 30 сентября 2022 г., исчисленная без учета необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 222 023,20 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации Смоленской области - без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.03.2024 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 5.10.2023 года отменено в части изменения решения Промышленного районного суда г.Смоленска от 25.04.2023 г. о взыскании со СОГБУ «Дормостсрой» в пользу Огурцова Н.Н., Муллина С.И. сумм недополученной заработной платы. Дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Смоленский областной суд.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда первой инстанции в части размера взысканной недополученной заработной платы истцов, исходя из доводов апелляционной жалобы, поступивших возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Положения действующего трудового законодательства относят трудовые отношения к отношениям возмездного характера, основанным на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя (ст. 15 ТК РФ).

Трудовые отношения согласно абз. 1 ст. 16 ТК РФ возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Условия о размере и порядке выплаты заработной платы устанавливаются соглашением сторон трудового договора и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а именно, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 56 ТК РФ).

Анализ данных законоположений свидетельствует о том, что регулирование вопросов оплаты труда может выходить из плоскости правоотношений, возникающих между работником и конкретным работодателем, попадая в сферу нормативной деятельности объединений работников и работодателей, уполномоченных на подписание соглашений на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы состоят в трудовых отношениях с Учреждением.

Так, Муллин С.И. на основании трудового договора от 01.01.2017 № 60 принят в МБУ «Дормостстрой» на должность водителя КАМАЗ/Участок механизации, с часовой тарифной ставкой 90,02 руб., дополнительным соглашением от 01.10.2020 к трудовому договору ему с 01.10.2020 установлен оклад в соответствии со штатным расписанием в размере 16 178 руб.

Огурцов Н.Н. на основании трудового договора от 01.01.2017 № 1 принят в МБУ «Дормостстрой» на должность заместителя директора - главного инженера, с окладом 45270 руб., дополнительным соглашением от 01.10.2020 Огурцову Н.Н. с 01.10.2020 установлен оклад в соответствии со штатным расписанием в размере 46225,08 руб.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы обращали внимание на то, что работодателем при начислении заработной платы не применялось Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г.; настаивали на необходимости применения данного Отраслевого соглашения, полагая, что положения такового распространяются на работников бюджетного учреждения, осуществляющего свою деятельность в сфере дорожного хозяйства муниципального образования г.Смоленск.

В соответствии с Уставом МБУ «Дормостстрой», утвержденного постановлением Главы г. Смоленска 02.12.2016, Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Смоленска, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, а также благоустройства.

По своему типу Учреждение является муниципальным бюджетным учреждением (п. 1.4 Устава).

По сведениям ЕГРЮЛ, основным видом деятельности указан код 42.11 – Строительство автомобильных дорог и автомагистралей.

В силу положений ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 15.04.2022) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Таким образом, МБУ «Дормостстрой» относится к Учреждению, осуществляющему деятельность по организации дорожного хозяйства.

Положением об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ «Дормостстрой», утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от 01.11.2018 №2893-адм., предусмотрено, что система оплаты труда работников учреждения, включающая в себя размеры должностных окладов, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением.

Пунктом 1.6 Положения определено, что оплата труда работников Учреждения осуществляется на основе должностных окладов, рассчитанных в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы. Размеры должностных окладов работников устанавливаются согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

Работникам учреждения могут устанавливаться выплаты компенсационного и стимулирующего характера (п.1.7).

11.12.2019 было подписано, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (рег. № 17/20-22) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, утвержденное Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Росавтодором, Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» 11.12.2019.

Настоящее Отраслевое соглашение заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства.

Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.

Разрешая спор, суд первой инстанции проверил доводы сторон, исследовал представленные доказательства и обоснованно признал, что положения этого Отраслевого соглашения распространяются на работников Учреждения, осуществляющего свою деятельность в сфере дорожного хозяйства муниципального образования г. Смоленск. При заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне допускается возможность их распространения на всех работодателей соответствующей отрасли по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда. Такое правило предусмотрено в целях унификации условий труда работников отрасли, установления единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях. Механизм распространения действия отраслевого соглашения основан на принципе добровольности, о чем свидетельствует законодательно предусмотренная возможность отказа того или иного работодателя от присоединения к нему.

Так, Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).

В силу ч. 3 ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абз. 2 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

В соответствии с ч.1 ст. 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (ч. 4 ст. 45 ТК РФ).

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (ч. 8 ст. 45 ТК РФ).

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (ч. 1 ст. 48 ТК РФ).

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет (ч. 2 ст. 48 ТК РФ).

Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства.

Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (ч. 3 ст. 48 ТК РФ).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации (ч. 5 ст. 48 ТК РФ).

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (ч. 6 ст. 48 ТК РФ).

Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (ч. 7 ст. 48 ТК РФ).

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (ч. 8 ст. 48 ТК РФ).

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (ч. 9 ст. 48 ТК РФ).

Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 3 ст. 129 ТК РФ).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).

Частью 5 ст. 135 ТК РФ предусмотрено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Тарифные системы оплаты труда - это системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий (ч. 1 ст. 143 ТК РФ).

Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты (ч. 2 ст. 143 ТК РФ).

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда (ч. 9 ст. 143 ТК РФ).

Из изложенного следует, что определенные трудовым договором условия оплаты труда работника не могут носить произвольный характер. Эти условия должны отвечать действующей у работодателя системе оплаты труда, которая устанавливается с учетом положений коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом трудовые договоры не могут содержать условий, в том числе по оплате труда, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также по сравнению с соглашениями, заключаемыми полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства.

Следовательно, если в соглашение, заключенное полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства, включены обязательства сторон по вопросам оплаты труда, в том числе по установлению размеров минимальных тарифных ставок, и это соглашение распространяется на данного работодателя, то условия такого соглашения подлежат применению работодателем при установлении работнику заработной платы. При этом условия оплаты труда работника, предусмотренные в трудовом договоре, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями оплаты труда, определенными в названном соглашении.

Таким соглашением является 11.12.2019 подписанное, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрированное (peг. № 17/20-22) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, утвержденное Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Росавтодором, Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» 11.12.2019.

Сторонами Соглашения являются:

работники учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства (далее - организации) в лице их представителя - Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» (далее - Профсоюз) в соответствии с Уставом Профсоюза; работодатели в лице их представителей:

Федеральное дорожное агентство (представитель федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий дорожного хозяйства, подведомственных агентству);

Союз работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» (представитель работодателей - организаций, входящих в состав Союза работодателей «АСПОР», и уполномочивших «АСПОР» заключить Соглашение от их имени);

Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» (представитель работодателей, уполномочивших «РАДОР» на заключение Соглашения от их имени).

Настоящее Соглашение вступает в силу с 01.01.2020 и действует по 31.12.2022 включительно (п.п.1.2, 1.3 Отраслевого соглашения).

Оценивая положения данного Отраслевого соглашения, суд пришел к выводу об отнесении его к категории отраслевого, заключенного на федеральном уровне социального партнерства при непосредственном участии Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», выступающего со стороны работодателей.

Российская Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» образована в мае 1993 года и является некоммерческой профессиональной организацией, объединяющей на добровольных началах органы управления автомобильными дорогами общего пользования 82 субъектов Российской Федерации.

Согласно Устава Ассоциации «РАДОР» членами Ассоциации «могут быть только признающие настоящий Устав территориальные органы управления автомобильными дорогами, которым официально передано право ответственности за автомобильные дороги общего пользования на территории республики, входящей в состав Российской Федерации, края, области или автономной области (округа), а также другие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства и разделяющие положения настоящего Устава».

Прием в члены осуществляется на основе заявления, в котором вступающий указывает свое желание вступить в Ассоциацию, вид членства и обязательство выполнять его Устав. Действительными членами Ассоциации являются юридические лица территориальных органов управления автомобильными дорогами. Члены, обладающие правом совещательного голоса (ассоциированные члены), представляют прочие государственные местные и федеральные структуры, негосударственные и коммерческие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства. Они могут посещать собрания, участвовать в работе органов управления и комиссиях Ассоциации, но не обладают правом голоса.

Решением Совета Директоров Ассоциации «РАДОР» (протокол № 39 от 05.06.2019) Управление дорожного хозяйства и строительства г. Смоленска принято в ассоциированные члены Ассоциации «РАДОР».

Будучи надлежащим образом проинформированным о разработке проекта и заключении Отраслевого соглашения, Управление дорожного хозяйства и строительства г. Смоленска не вносило предложений по проекту Соглашения и не уполномочивало Ассоциацию «РАДОР» участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение от его имени.

Судом установлено также, что письмом Минтруда России от 11.03.2020 № 14-4/10/В-1851 «О присоединении к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы» работодателям дорожного хозяйства, не участвовавшим в заключении соглашения, сообщено о принятии Соглашения и предложено присоединиться к нему.

Дополнительно сообщено, что Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020, регистрационный № 17/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rosmintrud.ru).

Обращено внимание работодателей на положения статьи 48 ТК РФ и указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ч. 9 ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.

06.04.2021 Управлением дорожного хозяйства и строительства администрации г. Смоленска в адрес МБУ «Дормостстрой» направлено письмо, в котором в срок до 08.04.2021 предложено предоставить плановую потребность фонда оплаты труда на 2021 год в соответствии с Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы и отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы в касающейся части.

МБУ «Дормостстрой» 08.04.2021 направило соответствующую информацию, в частности, что плановая потребность фонда оплаты труда на 2021 года, рассчитанная в соответствии с Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы в части касающейся Учреждения и Положением об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, рабочих МБУ «Дормостстрой», утвержденным постановлением администрации г. Смоленска от 01.11.2018 № 2893-адм, Положением об оплате труда руководителей, главных бухгалтеров муниципальных бюджетных учреждений г. Смоленска «Дормостстрой», «СпецАвто», утвержденным Постановлением администрации г. Смоленска от 01.11.2018 № 2981-адм, составляет 108086 189 руб. 28 коп., в том числе ФОТ работников учреждения – 83 015 506 руб. 36 коп., взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников учреждения – 25 070 682 руб. 92 коп.

При таком положении, суд правомерно признал, что Администрация г.Смоленска, как и работодатель, надлежаще информированы о принятии Отраслевого соглашения и поскольку ими не направлен мотивированный отказ от присоединения к нему в установленном законом порядке в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, это Отраслевое соглашение распространяется на ответчиков и является для них обязательным, однако его условия работодателем не исполнялись.

Данный вывод достаточно обоснован в решении, подтвержден материалами дела и согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 13.03.2023 № 32-КГПР22-9-К1, от 22.05.2023 № 32-КГПР23-4-К1.

В решении суда первой инстанции приведен подробный алгоритм начисления заработной платы истцов исходя из занимаемой ими должности, а также из межтарифного коэффициента, определенного Соглашением.

Суд первой инстанции с учетом заявленных прокурором требований при определении размера задолженности по заработной плате, подлежащей взысканию в пользу истцов, исходил из минимального разряда, предусмотренного для их должностей, а именно по 14 и 5 разряду ЕТКС, условий Отраслевого соглашения, предусматривающего тарифную сетку (приложение №1) по оплате труда работников, согласно которому тарифный коэффициент по 14 разряду составляет 4,91, а по 5 разряду - 1,94. При этом, суд первой инстанции учел, что из представленных работодателем документов не представляется возможным достоверно установить, к какому разряду относится трудовая функция истцов в прошедший период, что работодатель на момент разрешения спора не предпринял мер по установлению размеров минимальных ставок, а также тарифных коэффициентов, в связи с чем пришел к выводу об определении заработной платы истцов из расчета минимального разряда, предусмотренного для их должностей, применительно к Соглашению (Приложение № 1).

В решении суда приведен весь алгоритм расчета задолженности по заработной плате истцов.

МБУ «Доромострой» представило суду расчет недополученного заработка истцов, арифметическую корректность которого сторона не оспаривали. При этом, судом проверен перечень составных частей начислений, что также подтверждается приказами работодателя и дополнительными соглашениями к условиям Трудового договора истцов, заключенного между истцами и работодателем.

На основе приведенного в решении суда подробного расчета работодателя о задолженности истцам по заработной плате применительно к рассматриваемому Соглашению, судом взыскана оспариваемая в апелляционной жалобе сумма задолженности, с чем апелляционная инстанция и соглашается, поскольку данный расчет, не только мотивирован со ссылкой на нормы материального права, анализ условий оплаты труда применительно к Соглашению, но и не оспаривался в суде первой инстанции сторонами истца и ответчика.

С учетом изложенного, решение суда в части размера взысканной задолженности по заработной плате отмене или изменению не подлежит.

В остальной части решение суда первой инстанции вступило в законную силу, с учетом приведенных решений судов апелляционной и кассационной инстанций.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 25 апреля 2023 г. в части размера взыскания недополученной заработной платы с СОГБУ «Смоленскавтодор» в пользу Огурцова Николая Николаевича, Муллина Сергея Ивановича оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Смоленской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

В окончательной форме определение изготовлено 21.05.2024.

33-1306/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Огурцов Николай Николаевич
Муллин Сергей Иванович
Земеститель прокурора Промышленного района г. Смоленска
Ответчики
МБУ Дормострой
Администрация Смоленской области
Администрация г.Смоленска
Другие
Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР»
ГУ-СРО ФСС РФ
Управление дорожного хозяйства и строительства Администрации г. Смоленска
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Дмитриева Галина Ивановна
Дело на странице суда
oblsud.sml.sudrf.ru
11.04.2024Передача дела судье
16.05.2024Судебное заседание
21.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2024Передано в экспедицию
16.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее