судья: Тароян Р.В. гр. дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Самара 18 августа 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Акининой О.А.
Судей: Хаировой А.Х., Никоновой О.И.
При секретаре: Дабдиной А.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области на решение Кировского районного суда г. Самара от 02 июня 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в интересах воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 323 городского округа Самара к Администрации городского округа Самара, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детского сада № 323 городского округа Самара о возложении обязанности осуществить финансовое обеспечение на устранение нарушений требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и устранить нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения - отказать.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав объяснение представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области – Гришановой И.И., по доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражение против удовлетворения жалобы представителя муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 323 – Боковой С.М., по доверенности, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (далее Управление Роспотребнадзора по Самарской области) обратилось в интересах воспитанников муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 323 в суд с иском к Администрации городского округа Самара, муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 323 городского округа Самара (далее МБДОУ детский сад № 323) о возложении обязанности осуществить финансовое обеспечение на устранение нарушений требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и устранить нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В обоснование заявленных требований указано, что в ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Самарской области в отношении МБДОУ детский сад № 323 городского округа Самара проведена плановая проверка, в результате которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
МБДОУ детский сад № 323 городского округа Самара выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ в котором поставлен вопрос о приведении образовательного учреждения в надлежащее состояние в части выполнения мероприятий по устранению нарушений требований санитарно - эпидемиологического законодательства, в том числе, для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки оборудовать теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв.м на одного ребенка, в соответствии с требованиями п.3.9, 3.10 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
При проведении внеплановых проверок в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Самарской области установлено, что нарушения не устранены, последнее предписание должно быть исполнено в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Проведенной внеплановой выездной проверкой в ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в детском саду № 323 не выполнено предписание должностного лица Управления Роспотребнадзора по Самарской области, уполномоченного осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор об устранении выявленных нарушений санитарных правил, от ДД.ММ.ГГГГ № не устранены в установленный срок допущенные нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства.
Устройство и содержание дошкольного учреждения должно отвечать санитарно -эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13), утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года №26.
Учредителем МБДОУ детского сада № 323 городского округа Самара является муниципальное образование городской округ Самара, что следует из устава детского сада.
Содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, соблюдение требований законодательства РФ в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения возложено на органы местного самоуправления городских округов.
Функции и полномочия учредителя детского сада осуществляет Администрация городского округа Самара, в том числе финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в соответствии с видами деятельности детского сада, отнесенными его Уставом к основной деятельности, в виде субсидий из бюджета городского округа Самара.
Нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в МБДОУ детский сад № 323 не устранены с ДД.ММ.ГГГГ несмотря на то, что руководство детского сада направляет в адрес учредителя заявки на финансовое обеспечение для исполнения предписания. До настоящего времени денежные средства на выполнение предписания не выделены. Бездействие Администрации городского округа Самара по несвоевременному финансированию МБДОУ детский сад № 323 городского округа Самара может повлечь причинение вреда здоровью несовершеннолетних.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Управление Роспотребнадзора по Самарской области просило суд возложить на Администрацию городского округа Самара обязанность осуществить финансовое обеспечение на устранение нарушений требований п.3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» в МБДОУ детский сад № 323 г.о. Самара, возложить на Администрацию городского округа Самара и МБДОУ детский сад № 323 г.о. Самара обязанность устранить нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в МБДОУ детском саду № 323 г.о. Самара, а именно:
- на территории групп №1,2, 3, 4, 5, 6 оборудовать теневые навесы площадью не менее 1 кв. метра на одного ребенка (п.3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно -эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных, образовательных организаций».
Судом постановлено указанное выше решение.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что проверками, проведенными Управлением Роспотребнадзора по Самарской области в отношении МБДОУ детский сад № 323, выявлены нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, для устранения которых устанавливались определенные в предписаниях сроки.
Предписанием Управления Роспотребнадзора по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ детский сад № 323 предложено устранить недостатки в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, обращение истца в суд с исковым заявлением преждевременно.
МБДОУ детский сад № 323 включено в Титульные списки капитального ремонта МОУ городского округа Самара на ДД.ММ.ГГГГ, детскому саду выделены денежные средства на замену сгораемой отделки и ремонт актового зала. Для выполнения предписания истца необходимы большие временные и финансовые затраты, которые в настоящее время не могут быть выделены. Финансовое обеспечение детского сада ограничено. Руководством детского сада предприняты меры для получения дополнительных денежных средств для исполнения предписания.
В апелляционной жалобе представитель Управления Роспотребнадзора по Самарской области просит отменить решение суда и принять новое решение, об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что доводы Администрации городского округа Самара о том, что осенью ДД.ММ.ГГГГ будет осуществляться распределение бюджетных средств и спорный пункт предписания будет включен в Титульный список капитального ремонта МОУ городского округа Самара ничем не подтверждены.
Нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в МБДОУ детский сад № 323 носят длительный характер. Ремонтные работы в детском саду не ведутся, в связи с чем, не будут устранены выявленные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Исследовав доказательства по делу, выслушав объяснения лиц, участвующих в заседании судебной коллегии, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу пп. 5 п. 1 ст. 9 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст. 25 Устава г. о. Самара Администрация г.о. Самара является исполнительно - распорядительным органом г.о. Самара.
Пунктом 3 Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе г.о. Самара» предусмотрено, что в целях своевременного качественного составления проекта бюджета г.о. Самара до 01 июня текущего года отраслевые (функциональные) органы Администрации г.о.Самара предоставляет в Департамент финансов прогнозные показатели, документы и материалы необходимые для составления проекта бюджета городского округа.
Положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Решением Думы городского округа Самара от 27.12.2007 № 516 «Об утверждении Положения «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе городского округа Самара» предусмотрено, что финансирование из средств бюджета городского округа Самара деятельности муниципальных учреждений осуществляется путем финансирования главного распорядителя из средств бюджета, согласно предъявляемым им заявкам.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 ФЗ от 29.12. 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
В силу ст. 28 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с п. 3.9., 3.10. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, СанПиН 2.4.1.3049-13, установленных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв. м.
Допускается устанавливать на прогулочной площадке сборно-разборные навесы, беседки для использования их в жаркое время года. Теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами (или другими строительными материалами, безвредными для здоровья человека) на расстоянии не менее 15 см от земли.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида № 323 городского округа Самара создано муниципальным образованием городским округом Самара для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации в сфере образования (п. 1.3., 1.6. Устава МБДОУ детский сад № 323 г.о. Самара).
Пунктом 1.7. Устава детского сада № 323 предусмотрено, что функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация городского округа Самара (л.д. 31).
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского сада являются, в том числе, и бюджетные поступления в виде субсидий, получаемые от учредителя для выполнения муниципальных заданий и на иные цели (п. 8.6.2. Устава МБДОУ детский сад № 323 г.о. Самара).
Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ при проведении Управлением Роспотребнадзора по Самарской области проверки в отношении МБДОУ детский сад № 323 г.о.Самара выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, вследствие которых детскому саду № 323 выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ о устранении нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-23).
В ДД.ММ.ГГГГ и в ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Самарской области также в отношении детского сада № 323 проведены проверки, в ходе которых выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, которые не устранены.
Из акта проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что внеплановой выездной проверкой, проведенной Управлением Роспотребнадзора по Самарской области в отношении МБДОУ детский сад № 323 г.о. Самара, выявлены факты невыполнения предписания должностного лица Управления Роспотребнадзора по Самарской области, уполномоченного осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, от ДД.ММ.ГГГГ №, в частности: на территории каждой групповой площадки не оборудованы теневые навесы площадью из расчета не менее 1 кв.м на одного ребенка по требованиям п.3.9, 3.10 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», вступившие в силу с 30.07.2013 года (л.д. 7).
Предписанием Управлением Роспотребнадзора по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ детский сад № 323 г.о. Самара установлен срок для устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ
Из материалов дела следует, что Постановлением мирового судьи судебного участка № 10 Кировского судебного района г. Самары Самарской области по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ детский сад № 323 г.о. Самара признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, за неисполнение предписания Управления Роспотребнадзора по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ и назначено наказание в виде штрафа. МБДОУ детский сад № 323 г.о. Самара оплачен штраф.
Судом установлено, что МБДОУ детский сад № 323 г.о. Самара включено в Титульный список капитального ремонта МОУ городского округа Самара на ДД.ММ.ГГГГ, по которому детскому саду выделены денежные средства на ремонт актового зала и замену сгораемой отделки.
Заведующая МБДОУ детский сад № 323 г.о. Самара неоднократно обращалась к руководителю Департамента образования Администрации городского округа Самара с заявками на предоставление денежных средств для устранения имеющихся нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства (л.д. 25, 26, 27, 28, 29).
Принимая во внимание, что МБДОУ детский сад № 323 г.о. Самара является некоммерческой организацией, учрежденной городским округом Самара, для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в детском саду № 323 требуется значительная денежная сумма, Администрация городского округа Самара обеспечивает финансирование детского сада в пределах лимитов бюджетных обязательств, срок устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в детском саду № 323 установлен до ДД.ММ.ГГГГ который на момент обращения истца в суд не наступил, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Самарской области.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрацией городского округа Самара не предоставлено доказательств того, что осенью ДД.ММ.ГГГГ будет осуществляться распределение бюджетных средств и спорный пункт предписания будет включен в Титульный список капитального ремонта МОУ городского округа Самара, нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в МБДОУ детский сад № 323 носят длительный характер, ремонтные работы в детском саду не ведутся, в связи с чем нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ не будут устранены, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку исковые требования заявлены Управлением Роспотребнадзора по Самарской области преждевременно, до наступления срока устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в детском саду № 323.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Кировского районного суда г. Самара от 02 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев.
Председательствующий:
Судьи: