Решение по делу № 2-3627/2023 от 11.05.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2023 года ....

Иркутский районный суд .... в составе председательствующего судьи Столповской Д.И., при секретаре ФИО8,

с участием представителя ответчиков ФИО9, ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО6 (третьего лица ФИО15) – ФИО10,

представителя третьего лица Администрации Ушаковского муниципального образования - ФИО13,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (УИД ) по иску Федерального агентства лесного хозяйства к ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО1, ФИО6, ФИО2 об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Иркутский районный суд .... с исковым заявлением к ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО1, ФИО6, в обоснование заявленных исковых требований указав, что ответчик ФИО3, является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 819 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ...., земли населенных пунктов, регистрация права собственности осуществлена **/**/****. Ответчик ФИО4, является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 818 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ...., земли населенных пунктов, регистрация права собственности осуществлена **/**/****. Ответчик ФИО1, является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 805 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ...., земли населенных пунктов, регистрация права собственности осуществлена **/**/****. Ответчик ФИО5 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 846 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ...., земли населенных пунктов, регистрация права собственности осуществлена **/**/****; кадастровый , площадью 819 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ...., земли населенных пунктов, регистрация права собственности осуществлена **/**/****. Ответчик ФИО11, является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 819 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ...., земли населенных пунктов, регистрация права собственности осуществлена **/**/**** (далее по тексту - спорные участки).

**/**/**** вступил в действие Федеральный закон № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее Федеральный закон № 280-ФЗ).

Статьей 5 Федерального закона № 280-ФЗ внесены изменения в ст. 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ согласно которой предусмотрено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Вместе с тем в соответствии с Поручением Правительства Иркутской области РФ от 6 июля 2017 года № ДК-П13-182пр в рамках контроля за реализацией вступившего в законную силу 11 августа 2017 года Федерального закона № 280-ФЗ Рослесхозу совместно с МВД Россией, Генеральной прокуратурой РФ поручено организовать проведение сплошной проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с государственным лесным реестром к лесным, а в соответствии со сведениями ЕГРН к землям иных категорий на территории Иркутской области.

В рамках деятельности указанной рабочей группы было поручение филиалу ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» осуществить графическое совмещение материалов лесоустройства со спорными земельными участками.

По результатам указанного совмещения выявлено, что границ земельных участков, принадлежащих ответчику пересекаются с землями лесного фонда.

Федеральное агентство лесного хозяйства считает, что спорные земельные участки в части пересечения с землями лесного фонда незаконно находятся в собственности ответчика, в связи с чем, истец просит:

Истребовать в пользу истца из незаконного владения ответчика ФИО3 земельный участок кадастровый , площадью 818,73 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ...., входящего в состав земельного участка Иркутского лесничества, Хомутовского участкового лесничества, Пригородной дачи квартал , выдел имеющего следующий каталог координат поворотных точек:

№ точки

X

Y

1

Истребовать из незаконного владения ответчика ФИО4 земельный участок кадастровый , площадью 817,82 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ...., входящего в состав земельного участка Иркутского лесничества, Хомутовского участкового лесничества, Пригородной дачи квартал , выдел имеющего следующий каталог координат поворотных точек:

№ точки

X

Y

1

Истребовать из незаконного владения ответчика ФИО1 земельный участок кадастровый , площадью 804,55 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ...., входящего в состав земельного участка Иркутского лесничества, Хомутовского участкового лесничества, Пригородной дачи квартал , выдела имеющего следующий каталог координат поворотных точек:

№ точки

X

Y

1

Истребовать из незаконного владения ответчика ФИО5 земельные участки:

кадастровый , площадью 845,56 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ...., входящего в состав земельного участка Иркутского лесничества, Хомутовского участкового лесничества, Пригородной дачи квартал , выдела имеющего следующий каталог координат поворотных точек:

№ точки

X

Y

1

Кадастровый , площадью 818,53 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ...., входящего в состав земельного участка Иркутского лесничества, Хомутовского участкового лесничества, Пригородной дачи квартал , выдел имеющего следующий каталог координат поворотных точек:

№ точки

X

Y

1

Истребовать из незаконного владения ответчика ФИО6 земельный участок кадастровый , площадью 818,90 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ...., входящего в состав земельного участка Иркутского лесничества, Хомутовского участкового лесничества, Пригородной дачи квартал , выдел , квартал , выдел имеющего следующий каталог координат поворотных точек:

№ точки

X

Y

1

Указать, что вынесенное решение суда, после его вступления в законную силу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении земельных участков с кадастровым номером:38 к землям лесного фонда.

Определением Иркутского районного суда .... от **/**/**** к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Ушаковского муниципального образования.

Определением Иркутского районного суда .... от **/**/**** к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФИО2

Определением Иркутского районного суда .... от **/**/**** к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО15, ПАО «Сбербанк России».

В судебное заседание представитель истца не явился, извещен судом о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

Ответчики ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО1, ФИО6, ФИО2 в судебное заседание не явились, извещен судом о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания надлежащим образом.

Представитель ответчиков ФИО9, ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО6 (третьего лица ФИО15) - ФИО12, действующая в судебном заседании на основании доверенности, исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения, представив в материалы дела письменные возражения.

Представитель третьего лица администрации Ушаковского муниципального образования ФИО13, действующая в судебном заседании на основании доверенности, исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения, представив в материалы дела письменный отзыв.

Представители третьих лиц Министерства лесного комплекса ...., Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ...., Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ...., ПАО «Сбербанк», третье лицо ФИО15 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, принимая во внимание надлежащее извещение лиц, участвующих в деле о рассмотрении дела, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Нормами гражданского процессуального законодательства, в частности ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В силу п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Из ст.ст. 301 - 304 Гражданского кодекса РФ вытекает, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (ст. 101 Земельного кодекса РФ).

Исходя из ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Согласно ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в собственности Российской Федерации. Органами местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в муниципальной собственности.

На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что ФИО6 является собственником земельного участка с кадастровым номером, , площадью 819 кв.м., местоположение: Российская Федерация, ...., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. **/**/**** в отношении указанного земельного участка было зарегистрировано право собственности ФИО6 и обременение в виде ипотеки в силу закона в пользу ФИО15

ФИО5 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 819 кв.м., местоположение: Российская Федерация, ...., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. **/**/**** в отношении указанного земельного участка было зарегистрировано право собственности ФИО5 и обременение в виде ипотеки в силу закона в пользу ФИО15 Кроме того, ФИО5 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 846 кв.м., местоположение: Российская Федерация, ...., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок имеет обременение в пользу ФИО15

ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 805 кв.м., местоположение: Российская Федерация, ...., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. **/**/**** в отношении указанного земельного участка было зарегистрировано право собственности ФИО1 и обременение в виде ипотеки в силу закона в пользу ФИО15

ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером площадью 818 кв.м., местоположение: Российская Федерация, ...., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым площадью 819 кв.м., местоположение: Российская Федерация, ...., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. **/**/**** в отношении указанного земельного участка было зарегистрировано право собственности ФИО3 и обременение в виде ипотеки в силу закона в пользу ПАО «Сбербанк России».

На момент рассмотрения спора по существу ФИО4 собственником земельных участков, заявленных к истребованию, не является.

Как следует из истребованных судом выписок из ЕГРН, реестровых дел, спорные земельные участки образованы из земельных участков с кадастровыми номерами . При этом указанные земельные участки образованы из земельного участка с кадастровым номером .

Из представленной в материалы дела выписок из ЕГРН следует, что земельный участок с кадастровым номером имел площадь 52215 кв.м., местоположение: ...., категория земель не установлена, вид разрешенного использования: для организации крестьянских хозяйств.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика ФИО12 возражая против удовлетворения заявленных исковых требований, указал, что спорные земельные участки не являются землями лесного фонда и с 1991 года спорные земельные участки принадлежали муниципалитету – Ушаковскому Совету народных депутатов.

В подтверждение заявленных доводов, стороной ответчика в материалы дела представлены: решения президиума .... совета депутатов от **/**/**** П-, от **/**/**** П-, из которых следует, что земли у колхозов, совхозов, из государственного лесного фонда изъяты и переданы в ведение сельских поселений Совета народных депутатов в соответствии с приложением .

По ходатайству стороны ответчика, определением Иркутского районного суда .... от .... года, по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ИП «ФИО14».

Согласно заключения эксперта ФИО14 следует, что земельные участки с кадастровыми номерами в ходили в состав земель, переданных в ведение Ушаковского в ведение Ушаковского Совета народных депутатов в соответствии с Постановлением Президиума Совета народных депутатов .... от **/**/**** п- и от **/**/**** П-. Кроме того экспертом установлены, что спорные земельные участки полностью расположены в границах земель лесного фонда по данным лесоустройства Иркутского лесничества Хомутовского участкового лесничества, Пригородной дачи, кварталы 125, 127 и границей лесничества Иркутского лесничества, установленной приказом Рослесхоза от **/**/**** «Об установлении границ Иркутского лесничества в ....».Оценивая заключение эксперта, суд полагает возможным использовать его в качестве доказательства по делу. Указанная экспертиза проведена в соответствии с требованиями ст. 79 ГПК РФ. Она соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, дана в письменной форме, содержит подробное описание проведенного исследования, анализ имеющихся данных, результаты исследования. Обстоятельств, свидетельствующих о неясности или неполноте заключения эксперта, его неправильности или необоснованности или наличии противоречий в заключении эксперта, являющихся основанием для проведения дополнительной или повторной экспертизы, не установлено. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ, в связи с чем, у суда отсутствуют основания ему не доверять. Заключение эксперта сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.С учетом проведенного экспертного исследования, суд приходит к выводу, что доводы стороны ответчика о том, что спорные земельные участки выбыли из земель лесного фонда в 1991 году на основании решений президиума .... совета депутатов от **/**/**** П-, от **/**/**** П-, нашли свое подтверждение. Доказательств того, что решения президиума .... совета депутатов от **/**/**** П-, от **/**/**** П- были оспорены, признаны незаконными, суду не представлено. Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде, установлено, что ответчики являются собственниками земельных участков ранее изъятых из земель лесного фонда. В настоящее время земельные участки имеют категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Право собственности ответчика на земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке и никем не оспорено. Следует отметить, в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке, из которого были образованы спорные земельные участки с кадастровым номером были внесены 15 декабря 2014 года с изначальным присвоением вида разрешенного использования: для ведения крестьянских хозяйств. 11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель». Принятие данного закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра. Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7). Кроме того, в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости. Данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (статья 5 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ). Тем самым федеральный законодатель установил приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и исключил возможность произвольного изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств в соответствии с данными государственного лесного реестра. Такое толкование Федеральному закону от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ дано Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 21 сентября 2017 года № 1795-О, в котором указано на необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов при разрешении дел об изъятии у добросовестных собственников земельных участков, относящихся согласно данным государственного лесного реестра к землям лесного фонда. Толкование положений действующего законодательства, исходя из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, при котором допускается возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 № 1795-О, приведет к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности. Как указано выше и следует из материалов дела, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, спорные земельные участки находятся на землях сельскохозяйственного назначения. В ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» указаны земельные участки, на которые положения части 3 настоящей статьи не распространяются. Спорные земельные участки к земельным участкам, поименованным в части 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», не относятся. При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права и их разъяснений, а также установленных фактических обстоятельств дела, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения ответчика. Установленный названным Федеральным законом приоритет записей в Едином государственном реестре недвижимости, определяющий категорию земельных участков, и которому придана обратная сила, исключает в данном случае возможность удовлетворения виндикационного иска. Ответчик в силу закона признаются надлежащим и добросовестным правообладателем спорных земельных участков, которые не подлежат возврату в лесной фонд путем их истребования из чужого незаконного владения. В нарушение положений ст.ст. 56-57 ГПК РФ истцом в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих незаконность постановки земельных участков с кадастровыми номерами , государственный кадастровый учет. При этом суд учитывает, что истцом не представлено доказательств, что спорные земельные участки выбыли в иную категорию земель с нарушением действующего порядка. Следует также отметить, что согласно представленной выписки из ПЗЗ Ушаковского муниципального образования земельные участки с кадастровыми номерами расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами – ЖЗ-1. Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что обстоятельства, явившиеся основанием обращения с соответствующими исковыми требованиями, не нашли своего подтверждения в порядке, установленном ст. 56 ГПК РФ. Суд также полагает возможным согласиться с заявлениями ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям, исходя из следующего. Как следует из положений ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами. Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление. Тем же постановлением разъяснено, что срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 4). При обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление (пункт 5). По смыслу статьи 201 ГК РФ переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.

В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 6).

В силу положений статей 124 и 125 ГК РФ субъектами государственной собственности являются публично-правовые образования, от имени которых выступают соответствующие органы.

С настоящим истцом Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд **/**/****.

Оснований полагать, что срок исковой давности по заявленным исковым требованиям не пропущен, поскольку пересечение спорных земельных участков с землями лесного фонда было выявлено в 2022 году и в этом же году создана рабочая группа по защите имущественных прав и интересов Российской Федерации, где Федеральному агентству лесного хозяйства было поручено осуществить такую защиту, обратившись в суд с иском, у суда не имеется.

Ответчики при рассмотрении настоящего дела представили доказательства, что органы государственной власти, в том числе представляющие интересы Российской Федерации, должны были знать о предполагаемом нарушении своего права еще в 2014 году, когда первоначальный земельный участок был поставлен на кадастровый учет.

В силу п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из указанной нормы следует, что субъектом материально-правовых отношений, основанных на праве собственности, является публично-правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти.

Истцом по делу выступает орган исполнительной власти, на который возложены обязанности по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в судебном порядке, и, который для надлежащего осуществления этих обязанностей имеет возможность в пределах срока исковой давности получить соответствующие сведения о фактическом использовании земельных участков, их правообладателях, постановке на государственный кадастровый учет.

Таким образом, истец по делу должен был знать об обстоятельствах выбытия земельных участков, являющихся предметом спора, из государственной собственности до подготовки заключений о их пересечении с землями лесного фонда.

В 1991 году земельный участок был изъят из земель лесного фонда и в 2014 году первоначальный земельный участок был поставлены на государственный кадастровый учет, произошла регистрация права собственности, при этом сведения об этом имеют открытый характер.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о пропуске истцом трехлетнего срока исковой давности по заявленным исковым требованиям. Пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства к ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО1, ФИО6, ФИО2 об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения – отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд .... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Д.И. Столповская

В окончательной форме решение суда принято **/**/****.

2-3627/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчики
Ярмух Владимир Михайлович
Стекачев Виктор Юрьевич
Круглов Руслан Сергеевич
Казанец-Гостевская Ольга Александровна
Попова Любовь Васильевна
Борхонов Дмитрий Георгиевич
Другие
Министерство лесного комплекса Иркутской области
ПАО Сбербанк
Урсу Дмитрий Владимирович
Администрация Ушаковского муниципального образования
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
Суд
Иркутский районный суд Иркутской области
Судья
Столповская Д.И.
Дело на странице суда
irkutsky.irk.sudrf.ru
11.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2023Передача материалов судье
16.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2023Подготовка дела (собеседование)
02.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.07.2023Предварительное судебное заседание
26.07.2023Предварительное судебное заседание
21.08.2023Предварительное судебное заседание
01.09.2023Предварительное судебное заседание
10.10.2023Судебное заседание
29.11.2023Производство по делу возобновлено
21.12.2023Судебное заседание
15.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
04.03.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
14.03.2024Судебное заседание
29.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
11.10.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
31.10.2024Судебное заседание
13.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
21.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее