Судья Гордиенко О.А. Дело № 33а-4583/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июня 2018 года г. Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А.
судей Агина В.В., Юсуповой Л.А-В.
при секретаре Журавской Т.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Умеровой Заремы Яшаровны к Администрации города Симферополя Республики Крым, Симферопольскому городскому совету Республики Крым, заинтересованное лицо - Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя о признании незаконным и отмене решения, по апелляционной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 01 марта 2018 года, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Умерова З.Я. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить пункт 14 решения 58 сессии Симферопольского городского совета V созыва от 31 марта 2010 года №951 в части установления годичного срока на разработку и согласование проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,0817 га, расположенного по адресу: <адрес> и предоставления его на утверждение в Симферопольский городской совет, мотивируя тем, что на момент принятия оспариваемого решения земельное законодательство не содержало в себе нормы, дающей право органу местного самоуправления устанавливать какие-либо сроки, ограничивающие временными рамками право заинтересованного лица на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка для последующего получения земельного участка в собственность.
Решением Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 01 марта 2018 года административное исковое заявление удовлетворено. Признан незаконным пункт 14 решения 58-й сессии Симферопольского городского совета V созыва от 31 марта 2010 года №951 в части установления срока на разработку и согласование проекта землеустройства по отводу земельного участка, предоставленного УмеровойЗ.Я. для строительства и обслуживания жилого дома, площадью 0,0817 га, расположенного по адресу: <адрес>, и предоставления его на утверждение в Симферопольский городской совет.
Не согласившись с указанным решением, Администрация города Симферополя Республики Крым обратилась с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что нормы земельного законодательства Украины не содержали в себе положений определяющих запрет органам местного самоуправления устанавливать сроки для разработки проектов землеустройства по отводу земельных участков. Полагают, что у истицы было достаточно времени для принятия мер по разработке и утверждению проекта землеустройства по отводу земельного участка. Доказательств того, что Умеровой З.Я. чинились препятствия по оформлению необходимых документов в отношении земельного участка, в том числе и со стороны органов местного самоуправления не представлено. Каких-либо объективных оснований, причин по которым истицей не был выполнен и согласован проект землеустройства также не представлено. Кроме того указывают, что о наличии оспариваемого решения органа местного самоуправления административному истцу было достоверно известно в марте 2017 года, так ка истица обращалась в Железнодорожный районный суд г. Симферополя с исковым заявлением о признании незаконным и отмене пункта 14 решения 58 сессии Симферопольского городского совета V созыва от 31 марта 2010 года №951, которое было оставлено без рассмотрения, в связи с чем истцом пропущен срок на обращение в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель Администрации города Симферополя Республики Крым Клеев И.С. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Умерова З.Я., ее представитель Борисов Д.О. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители Симферопольского городского совета Республики Крым, Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Симферопольского городского совета от 31 марта 2010 года №951 Умеровой З.Я. дано разрешение на выполнение проекта по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома по адресу: <адрес> ориентировочной площадью 0,0817 га.
Пунктом 14 указанного решения было установлено, что юридическим и физическим лицам – предпринимателям, гражданам, которым в пунктах 1.2, 1.3 пункта 1 и в пункте 6 данного решения разрешено выполнение проектов землеустройства: в течение 1 года с момента принятия данного решения разработать и согласовать проект землеустройства по отводу земельного участка и представить его в городской совет на утверждение.
21 сентября 2017 года истица обратилась в Администрацию города Симферополя Республики Крым с заявлением об отмене пункта 14 решения Симферопольского городского совета от 31 марта 2010 года №951, в части установления годичного срока действия решения.
На указанное заявление, 18 октября 2017 года истице дан ответ №20967/40/05-06, согласно которому, основания для отмены указанного решения в части установления сроков на разработку проекта землеустройства не усматривается.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что момент принятия Симферопольским городским советом решения от 31 марта 2010 года №951 о предоставлении административному истцу разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка срок действия такого разрешения не был ограничен нормами украинскогозаконодательства.
С указанными выводами судебная коллегия не может согласится исходя из следующего.
Частью 2 статьи 19 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя формируются органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя. До завершения формирования этих органов местное самоуправление на указанных территориях осуществляется органами местного самоуправления, действующими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения (статья 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ, до 1 января 2019 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 г. № 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершений оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (пункт 1 Порядка).
В силу пункта 4 Порядка завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Таким образом, основанием для завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым являются решения соответствующих органов местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, принятые до 21 марта 2014 года.
По смыслу статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ к спорным правоотношениям, возникшим до 18 марта 2014 года, подлежат применению нормы материального права Украины, действующие на момент возникновения данных правоотношений.
Частью 1 статьи 12 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения органом местного самоуправления) было предусмотрено, что к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в отрасли земельных отношений на территории сел, поселков, городов, в частности, относилось распоряжение землями территориальных общин, передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан, и юридических лиц в соответствии с данным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона Украины от 21 мая 1997 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» сельские, поселковые, городские советы являются органами местного самоуправления, которые представляют соответствующие территориальные общины и осуществляют от их имени и в их интересах функции и полномочия местного самоуправления, определенные Конституцией Украины и другими законами.
В силу пункта 34 части 1 статьи 26 Закона Украины от 21 мая 1997 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов относилось, в том числе, - решение вопросов регулирования земельных отношений.
Таким образом, регулирование земельных отношений на подчиненной территории являлось исключительным правом местного совета, и установление срока действия решения о разрешении Умеровой З.Я. разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, не противоречило законодательству, действующему в период его принятия, и было направлено на упорядочение земельных отношений, побуждению административного истца к оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок.
Выводы суда о том, что срок действия разрешения на разработку проекта по отводу земельного участка не был ограничен на основании то, что 10 декабря 2009 года вступил в силу Закон Украины от 05.11.2009 № 1702-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения прав на землю», которым статья 151 ЗК Украины была изложена в новой редакции, и отменены нормы, регулирующие срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка, а также Законом Украины от 29.06.2010 № 2367-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию государственного регулирования в сфере строительства жилья» пункт 3 раздела 2 Заключительных положений Закона Украины от 16 сентября 2008 года № 509 изложен в новой редакции, в соответствии с которой принятые и не исполненные до вступления этим Законом решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на составление проекта отвода земельного участка сохраняют действие на протяжении двух лет со дня вступления в силу этого Закона, а разработанные в соответствии с этими решениями проекты землеустройства по отводу земельных участков рассматриваются в установленном законом порядке. Передача в аренду таких земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности осуществляется без проведения земельных торгов (аукционов), является необоснованным, поскольку указанный в разрешении срок был установлен на основании норм действующих на момент возникновения спорных правоотношений.
Во исполнение оспариваемого пункта решения истицей был изготовлен проект землеустройства по отводу земельного участка было заказано в ООО «Спец-проект» в январе 2011 года.
С заявлениями об отмене или изменении решения или его отдельных пунктов, продления срока его действия, в органы местного самоуправления не обращалась.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным пункта 14 решения 58-й сессии Симферопольского городского совета V созыва от 31 марта 2010 года №951 в части установления срока на разработку и согласование проекта землеустройства по отводу земельного участка, предоставленного УмеровойЗ.Я. для строительства и обслуживания жилого дома, площадью 0,0817 га, расположенного по адресу: <адрес>, и предоставления его на утверждение в Симферопольский городской совет.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены решения суда является нарушение или неправильное применение норм материального права.
В связи с указанным, доводы апелляционной жалобы следует признать обоснованными, являющимися достаточным основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Центрального районного суда г.Симферополя Республики Крым от 01 марта 2018 года, - отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Умеровой Заремы Яшаровны о признании незаконным и отмене пункта 14 решения 58 сессии Симферопольского городского совета V созыва от 31 марта 2010 года №951 в части установления годичного срока на разработку и согласование проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,0817 га, расположенного по адресу: <адрес> и предоставления его на утверждение в Симферопольский городской совет, - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: В.В. Агин
Судья: Л.А-В. Юсупова