Решение по делу № 2-12755/2023 от 19.07.2023

Копия                            дело № 2-12755/2023

                    УИД: 24RS0048-01-2023-008467-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 октября 2023 года                        г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего – судьи Заверуха О.С.,

при секретаре Фелипас С.А.,

с участием представителя процессуального истца - старшего помощника прокурора Альшевской Ю.И.,

представителя ответчика Красноярской таможни - Демидёнок Е.В., доверенность от 09.01.2023г.

представителя ответчика - Сибирской электронной таможни - Вязниковой Т.В., доверенность от 30.12.2022г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора, действующего в интересах Уськина Михаила Олеговича, к Красноярской таможне, Сибирской электронной таможне о взыскании недоплаченных отпускных, компенсации неиспользованного отпуска, компенсации за нарушение срока выплат,

УСТАНОВИЛ:

Красноярский транспортный прокурор, действуя в интересах Уськина М.О., обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Красноярской таможне, Сибирской электронной таможне о взыскании недоплаченных отпускных, компенсации неиспользованного отпуска, компенсации за нарушение срока выплат. Требования мотивированы тем, что по обращению Уськина М.О. Красноярской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения таможенным органом прав сотрудника, в ходе которой установлено, что Уськин М.О. с 01.09.2020г. состоял на государственной гражданской службе в Сибирской электронной таможне в должности старшего государственного таможенного инспектора контроля таможенной стоимости Сибирской электронной таможни, приказом от 22.02.2023г. освобожден от замещаемой должности и уволен со службы по инициативе гражданского служащего. В период службы, приказом Сибирской электронной таможни от 11.08.2022г. Уськину М.О. предоставлен отпуск в количестве 14 календарных дней, выплачены отпускные в размере 20 053,60 руб. При увольнении Уськину М.О. выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск (16.5 календарных дней) в размере 31 249,68 руб. При назначении и выплате отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск не были учтены суммы материального стимулирования. Просит взыскать с ответчиков в пользу Уськина М.О. задолженность по выплате отпускных в размере 7 396,95руб., компенсацию за неиспользованный отпуск – 2 768,77 руб., а также компенсацию за задержку выплат.

Материальный истец - Уськин М.О. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом и своевременно, представил ходатайство, в котором просит о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Процессуальный истец - старший помощник Красноярского транспортного прокурора Альшевская Ю.И. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика - Красноярской таможни Демидёнок Е.В., действующая на основании доверенности от 09.01.2023г., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагая, что материальное стимулирование в силу положений Федерального закона №79-ФЗ в дополнительный перечень выплат не входит, следовательно, при расчете компенсационных выплат не должно учитываться. Указывала также на то, что материальное стимулирование является целевым, выплачивается сверх фонда заработной платы, и является временной выплатой. Контррасчет относительно заявленных требований представлен не был, поскольку истцом расчет произведен верно. Также возражала против взыскания компенсации за задержку выплат.

Представитель ответчика Сибирской электронной таможни Вязникова Т.В., действующая на основании доверенности от 30.12.2022г., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагая, что материальное стимулирование в силу положений Федерального закона №79-ФЗ в дополнительный перечень выплат не входит, следовательно, при расчете компенсационных выплат не должно учитываться. Указывала также на то, что материальное стимулирование является целевым, выплачивается сверх фонда заработной платы, и является временной выплатой. Контррасчет относительно заявленных требований представлен не был, поскольку истцом расчет произведен верно. Также возражала против взыскания компенсации за задержку выплат. Дополнительно суду пояснил, что на основании приказа ФТС от 07.05.2019г. «О создании Сибирской электронной таможни» Красноярская таможня наделена полномочиями по начислению выплат по оплате труда, в связи с чем, на Сибирскую электронную таможню не может быть возложена обязанность произвести выплату спорных сумм.

Суд, с учетом мнения участников процесса и заявления материального истца, полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие материального истца Уськина М.О., извещенного о дате и времени судебного разбирательства, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя процессуального истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе, в сфере трудовых (служебных) отношений.

Судом установлено, что с 01.09.2020г. Уськин М.О. проходил службу в таможенных органах на различных должностях. На основании контракта от 02.11.2020г. Уськин М.О. назначен на должность старшего государственного таможенного инспектора отдела контроля таможенной стоимости Сибирской электронной таможни.

В соответствии с условиями служебного контракта № Уськину М.О. установлено денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (должностного оклада) в размере 5 075 руб. в месяц, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином в размере - руб. в месяц, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в размере от 60 до 60% этого оклада; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере до 15% этого оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и выполняемых задач в размере до двух должностных окладов; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами.

Приказом Сибирской электронной таможни ФТС Сибирского таможенного управления № от 11.08.2022г. Уськину М.О. был предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 2 календарных дня, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью 1 календарный день, дополнительный оплачиваемый отпуск за службу в районах с тяжелыми климатическими условиями продолжительностью 8 календарных дней, за период работы с 01.09.2022г. по 31.08.2023г. ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 3 календарных дня, всего 14 календарных дней с 14.09.2022г. по 27.09.2022г. включительно, ему начислены и выплачены отпускные в размере 32 053,60 руб.

На основании Приказа Сибирской электронной таможни ФТС Сибирского таможенного управления № от 22.02.2023г. Уськин М.О. был уволен с государственной гражданской службы 07.06.2023г. по п. 3 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (по инициативе гражданского служащего).

Также судом установлено, что приказами Сибирского таможенного управления ФТС от 30.08.2021г №, от 08.12.2021г. № , от 15.04.2022г. № было утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Сибирского таможенного управления, в том числе, Сибирской электронной таможни на 2-4 кварталы 2021 года.

Указанными Приказами начальникам таможенных органов Российской Федерации поручено обеспечить распределение бюджетных ассигнований в зависимости от выполнения установленных показателей результативности и направить их на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в виде единовременного поощрения, предусмотренного подпунктом "е" п. 9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного Приказом ФТС России от 30.10.2006 года №1058.

Во исполнение приказов Красноярской таможней изданы приказы о выплате Уськину М.О. сумм материального стимулирования по приказам 14.09.2021г. №, от 20.12.2021г. №, от 22.04.2022г. № в общей сумме 185 770 руб. (59 000 руб. + 60 770 руб. + 66 000 руб.).

Ссылаясь на то, что выплаченные истцу суммы материального стимулирования не учитывались при расчете среднего заработка для оплаты выплат по ежегодному отпуску и компенсации неиспользованного отпуска прокурор в интересах Уськину М.О. обратился в суд с настоящим иском.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).

Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Разрешая спор, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, учитывая, что в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд приходит к выводу, что выплаченное Уськину М.О. в период прохождения истцом государственной гражданской службы в соответствии с приказами Сибирского таможенного управления материальное стимулирование входит в состав денежного довольствия и должно было учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты отпускных и компенсации неиспользованного отпуска, а потому с ответчика Красноярской таможни в пользу истца подлежит взысканию недоплата:

по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 7 396,95 руб. (185 770 руб. (60 770 руб. + 66 000 руб. + 59 000 руб. )/ 12 / 29,3 х 14 дн.);

по оплате компенсации неиспользованного отпуска 2 768,77 руб., (59 000 руб. / 12 / 29,3 х 16,5 дн.).

Доказательств производства выплаты указанной задолженности ответчиком в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ суду представлено не было.

Доводы ответчиков о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем, не подлежит учету при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения Уськина М.О. в ежегодном оплачиваемом отпуске и при расчете компенсации неиспользованного отпуска основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Учитывая изложенное, принимая во внимание положения ст. 236 ТК РФ, приходит к выводу, что истец имеет право на получение процентов (денежной компенсации) за несвоевременную выплату компенсаций.

Так размер компенсации за невыплату в срок суммы отпускных составит 401,82 руб., исходя из расчета:

Задолженность

Период просрочки

Ставка

Доля ставки

Формула

Проценты

с

по

дней

2 768,77

14.09.2022

18.09.2022

5

8,00 %

1/150

2 768,77 * 5 * 1/150 * 8%

7,38 р.

2 768,77

19.09.2022

30.06.2023

285

7,50 %

1/150

2 768,77 * 285 * 1/150 * 7.5%

394,44 р.

Итого:

401,82 руб.

Размер компенсации за невыплату в срок суммы компенсации за неиспользованный отпуск составит 421,16 руб. (7 396,95 руб. х 122 х 1/150 х 7,5%)

Доводы представителей ответчиков о том, что компенсация за задержку выплат начисляется только в случае невыплаты начисленной заработной платы и иных выплат, в данном случае работодатель компенсацию неиспользованного отпуска в размере, заявленном истцом, не начислял, соответственно его вины в невыплате указанных сумм не имеется, не могут быть приняты судом, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, в силу которых, при рассмотрении спора, возникшего в связи с отказом работодателя выплатить работнику проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, в соответствии со статьей 236 ТК РФ суд вправе удовлетворить иск независимо от вины работодателя в задержке выплаты указанных сумм.

При этом, судом учитывается, что на основании Приказа ФТС от 07.05.2019г. №764 «О создании Сибирской электронной таможни» на Красноярскую таможню возложены полномочия по информационно-техническому, материально-техническому, в том числе автотранспортному, обеспечению деятельности Сибирской электронной таможни, содержанию движимого и недвижимого имущества, переданного в безвозмездное пользование Сибирской электронной таможне, обеспечению должностных лиц Сибирской электронной таможни служебными жилыми помещениями, находящимися в оперативном управлении Красноярской таможни, а также на основании заключенного сторонами соглашения полномочиями по начислению и перечислению выплат по оплате труда, иных выплат должностным лицам и обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Принимая во внимание, что Приказом ФТС от 07.05.2019г. №764 на Красноярскую таможню возложены полномочия полномочиями по начислению и перечислению выплат по оплате труда сотрудников Сибирской электронной таможни, требования истца к Сибирской электронной таможне удовлетворению не подлежат.

Таким образом, компенсация неиспользованного отпуска в размере 2 768,77 руб., недоплаченные отпускные в размере 7 396,95 руб. и компенсация за задержку выплат в размере 852,98 руб. подлежит взысканию с Красноярской таможни в пользу Уськина М.О.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Красноярского транспортного прокурора, действующего в интересах Уськина Михаила Олеговича (паспорт: серия ), к Красноярской таможне (ИНН: ), Сибирской электронной таможне (ИНН: ) о взыскании компенсации неиспользованного отпуска, компенсации за нарушение срока выплат - удовлетворить частично.

Взыскать с Красноярской таможни в пользу Уськина Михаила Олеговича недоплаченные отпускные в размере 7 396,95 руб., компенсацию неиспользованного отпуска в размере 2 768,77 руб., компенсацию за задержку выплат в размере 852,98 руб., а всего 11 018,70 руб.

В удовлетворении остальных требований Красноярского транспортного прокурора, действующего в интересах Уськина Михаила Олеговича - отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: О.С.Заверуха

Решение принято в окончательной форме 30 октября 2023 года.

Копия верна.

2-12755/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Красноярский транспортный прокурор
Уськин Михаил Олегович
Ответчики
Красноярская таможня
Суд
Советский районный суд г. Красноярск
Судья
Заверуха Ольга Сергеевна
Дело на странице суда
sovet.krk.sudrf.ru
19.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2023Передача материалов судье
26.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.09.2023Предварительное судебное заседание
23.10.2023Судебное заседание
23.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее