Решение по делу № 33-141/2023 (33-3884/2022;) от 05.12.2022

    Судья – Калганова С.В.                                                                       № 2-2813/2022

                                                                                          (суд первой инстанции)

                                                                                                          № 33-141/2023

    (суд апелляционной инстанции)

        АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        12 января 2023 года                                                                          г. Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего    судьи Григоровой Ж.В.

судей Донсковой М.А. и Козуб Е.В.

при секретаре судебного заседания Дубравской А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сырицы С. Е. к Отделению фонда Пенсионного и Социального страхования в Российской Федерации по <адрес>, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – ФКУ Управление Черноморского флота», филиал ФКУ Управление Черноморского флота» - 91 Финансово-экономическая служба, о признании права на перерасчет пенсии, об обязанности совершить определённые действия, по апелляционной жалобе Отделения фонда Пенсионного и Социального страхования в Российской Федерации по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 27 сентября 2022 года.

Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Донсковой М.А., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда

установила:

Сырица С.Е. обратился в суд с иском к ответчику ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по <адрес>, в котором просил суд признать за истцом право на перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости с применением расчета балов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом его работы в войсковых частях Черноморского флота РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Украины, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> с даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> произвести перерасчет страховой пенсии по старости с исчислением размера пенсии с учетом, как поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) за периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковых частях Черноморского Флота Российской Федерации и обязать произвести выплату денежной суммы в объеме пенсионных выплат с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований Сырица С.Е. ссылается на то, что является гражданином Российской Федерации, в период с 2002 г. по ДД.ММ.ГГГГ он выполнял работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в организациях и войсковой части Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных в <адрес>.

С января 2018 года истцу назначена страховая пенсия по старости. При этом в расчет страховой пенсии при определении величины ИПК не засчитаны периоды работы на должностях гражданского персонала в войсковых частях ЧФ ВС РФ, что повлияло на размер получаемой пенсии.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ иск удовлетворен, судом постановлено:

- признать за Сырицой С.Е., право на перерасчет размера страховой пенсии по старости с применением расчета балов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом ее работы в войсковых частях Черноморского флота РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Украины, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> с даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

- обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> произвести перерасчет страховой пенсии по старости Сырицы С.Е., с исчислением размера пенсии с учетом, как поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) Сырица С.Е. за периоды его работы до ДД.ММ.ГГГГ в войсковых частях Черноморского Флота Российской Федерации и обязать произвести выплату Сырице С.Е. денежной суммы в объеме пенсионных выплат с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости.

Не согласившись с указанным решением, Отделением фонда Пенсионного и Социального страхования в Российской Федерации по <адрес> подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда.

В обоснование поданной апелляционной жалобы указано, что суд первой инстанции не принял доводы пенсионного органа о том, что с ДД.ММ.ГГГГ трудовой вклад пенсионера определяется суммой страховых взносов, поступивших на его индивидуальный лицевой счет в системе обязательного пенсионного страхования для формирования индивидуального пенсионного коэффициента. Сырица С.Е. осуществлял трудовую деятельность в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> на должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцировавшихся в Крыму и городе Севастополе на основании Соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины. В период с 2002 по 2014 год страхователи (работодатели) в лице командования войсковых частей (финансового органа) руководствовались вышеуказанным межгосударственным соглашением, в соответствии с которым взносы на социальное страхование предприятия, учреждения и организации Черноморского флота Российской Федерации должны были производить в Пенсионный орган Украины. В указанный период не существовало механизма постановки на учет в ПФ РФ войсковых частей, дислоцированных в Крыму и Севастополе, что исключало возможность перечисления страхователем (работодателем) страховых взносов в Пенсионный фонд России. Денежные средства на уплату взносов на всех работников войсковых частей выделялись и уплачивались в ПФ Украины. С учетом Определения Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О-П, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> органов пенсионного обеспечения засчитаны в страховой стаж истца, при этом, индивидуальный пенсионный коэффициент, применяемый при исчислении пенсии за данные периоды равен нулю и не может повлиять на размер пенсии. Право на перерасчет получаемой пенсии возникнет у истца в бесспорном порядке после предоставления соответствующих сведений в системе персонифицированного учета, по указанным выше периодам. Судом не было учтено, что Пенсионный орган не располагает сведениями о размере взносов, которые подлежали к уплате страхователями за периоды работы истца после ДД.ММ.ГГГГ, документы в пенсионный орган не предоставлялись, и такие сведения должны быть предоставлены работодателем (страхователем). Так же апеллянт не согласен с установленной судом даты перерасчета пенсии истцу, поскольку в соответствии с п.2 ч.1 ст.23 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», перерасчет размера пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Поскольку истец с соответствующим заявлением о перерасчете обратился ДД.ММ.ГГГГ, проведение такого перерасчета возможно с ДД.ММ.ГГГГ в силу требований действующего законодательства, а не с ДД.ММ.ГГГГ, как указано судом.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> фонда Пенсионного и Социального страхования в Российской Федерации по <адрес>.

В судебном заседании представитель Отделения фонда Пенсионного и Социального страхования в Российской Федерации по <адрес> Лебедев М.С. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.

Истец Сыреца С.Е. в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя Веремчук М.Н., которая в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагала обжалуемое решение законным и обоснованным.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – ФКУ Управление Черноморского флота», филиал ФКУ Управление Черноморского флота» - 91 Финансово-экономическая служба извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Согласно письменному заявлению, филиал ФКУ Управление Черноморского флота» - 91 Финансово-экономическая служба, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Судебная коллегия в соответствии с положениями с. 167 ГПК РФ, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

        В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

        Полномочия суда апелляционной инстанции определены статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

        В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

        Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке приведены в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

        Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330); недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330); несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 330); нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330).

        Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

        Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для            дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 – 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, пояснения участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда приходит к следующему.

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).

В статье 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ определены основные понятия, используемые в этом Федеральном законе, в частности, предусмотрено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 указанного Федерального закона).

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Федеральным законом. К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).

Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ (часть 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Размер страховой пенсии по старости в силу части 1 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г., по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., определяется, в том числе, исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого Федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного Федерального закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включались в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Из приведенного правового регулирования следует, что гражданам Российской Федерации Конституцией Российской Федерации гарантировано право на социальное обеспечение, включающее в себя и право лиц, работающих по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ. Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом на страхователей законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Размер страховой пенсии по старости непосредственно зависит от суммы уплаченных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованного лица страховых взносов, что относится в том числе и к застрахованным лицам, осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации.

28 мая 1997 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины было заключено соглашение о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (прекратило действие 2 апреля 2014 года на основании Федерального закона от 2 апреля 2014 года № 38-ФЗ «О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины). Частью 1 статьи 14 данного соглашения было предусмотрено, что предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации должны были производить налоговые отчисления в соответствии с законодательством Украины.

    Как следует из письменных материалов дела и установлено судом, истец Сырица С.Е. является гражданином Российской Федерации, согласно паспорту, выданному ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по <адрес>.

Из материалов пенсионного (выплатного) дела на имя Сырицы С.Е. усматривается, что последний является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно –исполнительной системы, и из семей» с ДД.ММ.ГГГГ.

Периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.47).

Истец с 2002 г. осуществлял трудовую деятельность на территории иностранного государства - Украины на должностях гражданского персонала в организациях и войсковой части Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных в <адрес>: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на кабельном судне «Сетунь», в/ч в должности врача-хирурга, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на плавучем кране ПК-12050, в/ч в должности матроса второго класса, матроса второго класса МБС-9200. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на гидрографическом судне "Донузлав", в/ч в должности врача-хирурга, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в подразделении управления в/ч в должности врача-специалиста, техника, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на МТВ «Генерал Рябиков» в/ч , в/ч в должности судового врача, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в в/ч в должности начальника медицинской службы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в в/ч в должности начальника пункта врача терапевта, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в в/ч 80165 в должности ведущего врача методиста.

Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке Сырица С.Е., представленными архивными справками, в том числе справками о заработной плате и ответчиком не оспаривается.

    Истец Сырица С.Е. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования РФ.

    Так же из материалов пенсионного дела следует, что истец с 31 января 2018года является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер которой пенсии был определён без учёта страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды его работы, имевшие место с 1 января 2002 г. по 17 марта 2014 г. включительно на территории иностранного государства - Украины, и с 18 марта по 31 декабря 2014 г. на территории г. Севастополя (л.д.116).

Ответчиком 08.07.2022 г. было отказано истцу в перерасчёте размера страховой пенсии по старости с учётом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды работы, имевшие место с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г., так как в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы за указанные периоды работы истца не поступали.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 39 Конституции РФ, Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Соглашением между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, подписанным в г. Киеве 28.05.1997, разъяснениями Конституционного суда Российской Федерации, положениями Трудового кодекса Российской Федерации, установив приведенные обстоятельства, исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства по делу и, имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу том, что невыполнение работодателем истца действий по уплате за него страховых взносов, не может быть поставлено ему в вину и не опровергает факт работы в Вооруженных силах Российской Федерации. Истец являлась застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, была зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, следовательно, ему гарантировано право на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования, в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам его труда. Неуплата страхователем страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации на финансирование страховой пенсии Сырицы С.Е., не может препятствовать реализации им права своевременно и в полном объёме получать страховую пенсию по старости, в связи с чем удовлетворил заявленные истцом требования.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют норам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.

Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в г. Москве 18 марта 2014 г. и ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 г. № 36-ФЗ) с даты его подписания Республика Крым стала считаться принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации были образованы новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).

С 31.01.2018 г. истцу была назначена страховая пенсия по старости, размер которой был определён без учёта страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды его работы, имевшие место с 1 января 2002 г. по 17 марта 2014 г. включительно на территории иностранного государства - Украины, и с 18 марта по 31 декабря 2014 г. на территории г. Севастополя.

Истец Сырица С.Е. обратился в ОПФР по г. Севастополю с заявлением о произведении перерасчета страховой пенсии с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации с 01.01.2002 по 16.03.2014 включительно на территории иностранного государства – Украины и с 17.03.2014 по 31.12.2014 на территории г. Севастополя, включенных в страховой стаж, с даты назначения страховой пенсии по старости в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги, с приложением архивных справок о заработной плате за спорные периоды.

Решением ГУ-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю от 08.07.2022 в произведении перерасчета назначенной страховой пенсии по старости отказано, т.к. с 01.01.2002 в расчет принимаются сведения уплаченных (сумма) страховых взносов, имеющихся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Основания для проведения перерасчета размера пенсии по представленным архивным справкам отсутствуют.

В то же время ответчик указал, что указанные выше периоды работы истца на должностях гражданского персонала в войсковых частях и организациях Черноморского флота, постоянно дислоцированных в г. Севастополе включены в страховой стаж истца, однако, указанные обстоятельства, на размер пенсии истца не повлияли.

Факт работы истца в указанные выше периоды, подтвержден записями в трудовой книжке и архивными справками о заработной плате и сомнений у стороны ответчика не вызывают.

Для лиц, работающих по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, работодателями являются такие учреждения, организации и войсковые части.

Регулирование труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, имеет особенности, установленные статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации.

Частью первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По смыслу части первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании, а особенности в правовом регулировании отношений с их участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. На войсковые части, выступающие в качестве работодателей для указанных лиц, в том числе дислоцированные за пределами границ Российской Федерации войсковые части независимо от места их расположения, возлагается исполнение всех обязанностей работодателя, предусмотренных российским законодательством, включая обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу предписаний Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 22 и 349), Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 235) и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (подпункт 1 пункта 1 статьи 6) российские войсковые части, дислоцированные на территории иностранных государств, фактически будучи работодателями для российских граждан из числа вольнонаемного персонала, обязаны осуществлять обязательное пенсионное страхование и уплачивать страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий этих граждан, причем независимо от того, являются данные войсковые части юридическими лицами либо не являются. Соответственно, Российская Федерация как правовое и социальное государство, принимая решение о дислокации российских войсковых частей на территории иностранных государств, должна создавать и правовой механизм, обеспечивающий постановку данных войсковых частей на учет в налоговых органах и позволяющий им формировать надлежащим образом пенсионные права работающих в них российских граждан из числа вольнонаемного персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (абзацы третий и четвертый пункта 3.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 г. N 188-О-П "По запросу 5-го гарнизонного военного суда о проверке конституционности пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", далее - определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 г. N 188-О-П).

Конституционный Суд Российской Федерации в резолютивной части названного определения указал, что пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 резолютивной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 г. N 188-О-П).

Абзацем первым пункта 2 резолютивной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 г. N 188-О-П федеральному законодателю в целях обеспечения права застрахованных лиц, указанных в пункте 1 резолютивной части данного определения, на пенсию предписано установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе определить источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.

29 декабря 2009 г. Правительством Российской Федерации было издано Постановление N 1097 "Об особенностях постановки на учет в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации отдельных категорий плательщиков страховых взносов" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1097), которым было установлено, что организации, имеющие такие дислоцированные за пределами Российской Федерации обособленные подразделения, как объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - воинские формирования), учитываются в качестве плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении граждан Российской Федерации из числа гражданского персонала воинских формирований в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов) по месту нахождения организаций (абзац второй пункта 1 названного Постановления. Данное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 2017 г. N 65).

Обязанности организаций, связанные с постановкой их на учет в качестве плательщиков страховых взносов, исполняются воинскими формированиями, военными судами, военными прокуратурами и военными следственными органами (абзац второй пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1097).

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1097 постановку на учет организаций в качестве плательщиков страховых взносов необходимо было производить органам контроля за уплатой страховых взносов одновременно с их учетом (регистрацией) в качестве страхователей, осуществляемом в порядке, установленном для учета (регистрации) организаций по месту нахождения их обособленных подразделений.

На федеральные органы исполнительной власти, имеющие воинские формирования, были возложены обязанности по доведению до Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации сведений об организациях, которые подлежат постановке на учет в качестве плательщиков страховых взносов, и воинских формированиях; обеспечению подачи до 30 января 2010 г. воинскими формированиями заявлений о постановке организаций на учет в качестве плательщиков страховых взносов с приложением необходимых документов (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1097).

Исходя из приведенного правового регулирования граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе дислоцированных на территории иностранных государств, обладают статусом работников, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ и, как следствие, имеют право на получение страховой пенсии по старости своевременно и в полном объеме.

Применяя приведенные выше нормы Федерального закона «О страховых взносах», судом первой инстанции учтено, что истец, будучи гражданином Российской Федерации, в период с 01.01.2002 г. по 31 декабря 2014 года добросовестно выполнял работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в войсковых частях и организациях Черноморского флота, постоянно дислоцированных в г. Севастополе, и являлась лицом, на которого распространялось обязательное пенсионное страхование в соответствии с федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В случае надлежащего исполнения работодателями своих обязательств по уплате за истца Сырицу С.Е. страховых взносов на пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд Российской Федерации истец являлся бы получателем страховой пенсии по старости в большем размере, чем ему в настоящее время назначено ответчиком.

Поскольку в соответствии с действующим законодательством, обязанность по уплате страховых взносов возложена на работодателя, право истца, на включение в стаж спорных периодов и получение пенсии соответствующей имеющемуся стажу работы не должно быть нарушено.

Невыполнение органом юридического лица действий по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России, не может быть поставлено в вину истцу, и не опровергает факт работы истца в ВС РФ, а так же не может лишать истца права на получение пенсии в установленном законом размере.

Доводы ответчика о том, что в период с 2002 года по 2014 год работодатели истца не являлись плательщиком страховых взносов в ПФР, так как не существовало механизма постановки на учет в Пенсионном фонде Российской Федерации войсковых частей, дислоцированных в Крыму и в г. Севастополе, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства не могут повлечь ущемление пенсионных прав гражданина, так как в судебном заседании, как суда первой, так и суда апелляционной инстанции, факт работы истца в спорный период времени и получение истцом заработной платы нашли свое подтверждение.

Судебная коллегия исходит из того, что истец является добросовестным участником гражданских правоотношений, и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от невыполнения, либо ненадлежащего выполнения работодателем своих обязанностей, возложенных законом.

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о наличии права у истца на перерасчет размера страховой пенсии по старости с применением расчета балов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом ее работы в войсковых частях Черноморского флота РФ в период с 01.01.2002 г. по 16.03.2014 г. на территории Украины, в период с 17.03.2014 г. по 31.12.2014 г. на территории г. Севастополя, являются обоснованными и, по существу правильными.

Так же судебная коллегия находит подлежащими отклонению доводы апелляционной жалобы ответчика о необоснованности выводов суда о наличии права у истца на перерасчет и об обязании ответчика произвести перерасчет получаемой истцом пенсии по старости с даты ее назначения- с 31.01.2018.

Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 23, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (пункт 2 части 1 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного федерального закона (часть 2 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (часть 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Выплата страховых пенсий в Российской Федерации обеспечивается Пенсионным фондом Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.

Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

        Учитывая, что письменными материалами дела подтвержден факт предоставления истцом при подаче заявления о назначении страховой пенсии по старости всех необходимых документов, а ответчик, при рассмотрении заявления истца о назначении страховой пенсии по старости, без наличии на то установленных законом оснований, при установлении размере пенсии не применил расчет балов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом работы истца в войсковых частях Черноморского флота РФ в период с 01.01.2002 г. по 16.03.2014 г. на территории Украины, в период с 17.03.2014 г. по 31.12.2014 г. на территории г. Севастополя, то есть пенсия в полном объеме истцу не была выплачена фактически по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, судебная коллеги приходит к выводу о правильности выводов суда первой инстанции о наличии у истца права на соответствующий перерасчет с даты назначения ей страховой пенсии по старости- с 10.06.2008, восстановив, таким образом, нарушенные пенсионные права истца, гарантированные, Конституцией Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы ответчика фактически основаны на несогласии ответчика с существом вынесенного решения, повторяют его позицию в суде первой инстанции, также были предметом рассмотрения и отклонены судом, о чем подробно изложено в обжалуемом решении. Выводы суда соответствуют нормам гражданского закона, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, правовые основания для отмены решения, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда

определила:

решение Ленинского районного суда города Севастополя от 27 сентября 2022 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда Пенсионного и Социального страхования в Российской Федерации по г. Севастополю, без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

    Председательствующий:                                             Ж.В. Григорова

           Судьи:                                                                            М.А. Донскова

Е.В. Козуб

33-141/2023 (33-3884/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Сырица Сергей Евгеньевич
Ответчики
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Севастополю
Другие
Филиал ФКУ Управление Черноморского флота - 91 Финансово-экономическая служба
ФКУ Управление Черноморского Флота
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Донскова Мария Александровна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
05.12.2022Передача дела судье
12.01.2023Судебное заседание
25.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2023Передано в экспедицию
12.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее