Дело №57RS0022-01-2021-003401-92 Производство №2а-2102/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2021 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Каверина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Касторновой О.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Инспекции федеральной налоговой службы России по г.Орлу к Упоровой Ирине Васильевне о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Инспекция федеральной налоговой службы по г. Орлу (далее – ИФНС России по г. Орлу) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Упоровой И.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование заявленных требований указала, что Упорова И.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 30.06.2014 по 07.05.2019.
В соответствии со ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее ОПС) и обязательное медицинское страхование (далее ОМС).
За 2018 г. сумма страховых взносов на ОПС в фиксированном размере составляет 26545 руб., на ОМС – 5840 руб.
По страховым взносам на ОМС за 2018 г. у Упоровой И.В. имелась переплата 640 руб. Таким образом, задолженность по взносам на ОМС за 2018 г. составила 5150 руб.
На основании ст. 69, 70 НК РФ в адрес Упоровой И.В. было направлено требование №3041 по состоянию на 18.01.2019 об уплате за 2018 г. страховых взносов на ОПС в размере 26545 руб., страховых взносов на ОМС в размере 5150,85 руб., а также пени, начисленные на данные недоимки, в размере 0,82 руб. и 4,16 руб., со сроком уплаты до 07.02.2019.
Руководствуясь абзацем 2 п. 1 ст. 47 НК РФ налоговым органом на основании требования №3041 в отношении Упоровой И.В. было вынесено постановление №4692 от 27.03.2019, на основании которого было возбуждено исполнительное производство, которое в дальнейшем было окончено, и исполнительный документ был возвращен взыскателю без исполнения.
В связи с тем, что Упорова И.В. утратила статус индивидуального предпринимателя, повторные основания для предъявления к исполнению постановления №4692 у налогового органа отсутствуют, ИФНС Росси по г.Орлу обратилась к мировому судье судебного участка №4 Заводского района г. Орла с заявлением о вынесении судебного приказа, однако 26.05.2021 в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано.
Ссылаясь на то, что у ИФНС России по г. Орлу отсутствовала техническая возможность формирования списка налогоплательщиков, имеющих непогашенную задолженность по оконченным исполнительным производствам, ранее имевших статус индивидуального предпринимателя, административный истец просил суд восстановить срок для подачи административного искового заявления; взыскать с Упоровой И.В. в пользу ИФНС России по г. Орлу задолженность в размере 31699,98 руб., из которых недоимка по страховым взносам на ОМС за 2018 г. в размере 5150 руб.; пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на ОМС за 2018 г., начисленные за период с 04.09.2018 по 18.01.2019, в размере 0,82 руб.; недоимка по страховым взносам на ОПС за 2018 г. в размере 26545 руб.; пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на ОПС за 2018 г., начисленные за период с 10.01.2019 по 18.01.2019 в размере 4,16 руб.
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по г. Орлу – Картина Е.М. административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила суд восстановить срок на подачу административного искового заявления.
Административный ответчик Упорова И.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, о невозможности явки и причинах неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляла.
В соответствии со ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 и ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность платить налоги – это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 №381-О-П).
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части 2 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 указанные полномочия принадлежат налоговым органам.
Согласно п. 1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
В соответствии с п. 2 ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 23 НК РФ невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ст. 47 НК РФ предусмотрено право налогового органа взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика.
Исходя из положений абз. 2 п. 1 ст. 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Из представленных материалов следует, что Упорова И.В. (ОГРНИП 314554318100122) была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 30.06.2014.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей административный ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя 07.05.2019, прекратив свою деятельность в связи с принятием соответствующего решения.
В связи с тем, что за индивидуальным предпринимателем Упоровой И.В. числилась задолженность по уплате недоимок и пеней, налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено требование №3041 по состоянию на 18.01.2019 об уплате за 2018 г. страховых взносов на ОПС в размере 26545 руб., страховых взносов на ОМС в размере 5150,85 руб., а также пени, начисленные на данные недоимки, в размере 0,82 руб. и 4,16 руб., со сроком уплаты до 07.02.2019.
Указанное требование было направлено Упоровой И.В. по адресу её регистрации заказными письмами, что подтверждается справками об отправке/доставке почтового отправления.
Поскольку административный ответчик в установленный срок недоимки по страховым взносам и пени не оплатил, межрайонной ИФНС России № 8 по Орловской области было вынесено постановление №4692 от 27.03.2019 на основании требования №3041 от 18.01.2019.
Указанное постановление налоговый орган направил на исполнение в Заводское РОСП г. Орла.
Исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем Заводского РОСП г. Орла на основании постановления, принятого межрайонной ИФНС России №8 по Орловской области в отношении Упоровой И.В., окончено 30.05.2019 в соответствии с п. п. 3 п. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» ввиду невозможности установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.
В связи с тем, что Упорова И.В. утратила статус индивидуального предпринимателя с 07.05.2019, у налогового органа отсутствовали правовые основания для повторного предъявления к исполнению вышеуказанного постановления.
Поэтому ИФНС России по г. Орлу подало заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Упоровой И.В. задолженности по недоимкам и пени.
26.05.2021 мировым судьёй судебного участка №5 Заводского района г.Орла было отказано в принятии заявления ИФНС России по г. Орлу о вынесении судебного приказа о взыскании с Упоровой И.В. задолженности по страховым взносам и пени по тем основаниям, что требования заявлены с пропуском установленного статей 48 НК РФ срока.
В соответствии со статьей 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
В силу пункта 2 указанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В то же время согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в законе общего срока исковой давности, т.е. срока для защиты интересов лица, право которого нарушено (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации), начала его течения (статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и последствий пропуска такого срока (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации) обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права (Определения от 03.10.2006 № 439-О, от 18.12.2007 № 890-О-О, от 20.11.2008 № 823-О-О, от 24.09.2013 № 1257-О, от 29.01.2015 № 212-О и др.).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).
Таким образом, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.
Исходя из положений ч. 5 ст. 138, ч. 5 ст. 180 КАС РФ, установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке гл. 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Учитывая изложенное, при вынесении мировым судьей определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа шестимесячный срок на подачу административного иска исчисляется с даты окончания срока исполнения соответствующего требования, а не с даты вынесения указанного определения.
Факт отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа мировым судьей течение процессуального срока не прерывает, а также не может служить основанием для восстановления процессуального срока.
Обосновывая причину пропуска срока на обращение в суд с настоящим иском, ИФНС России по г.Орлу ссылается на отсутствие технической возможности формирования списка налогоплательщиков, имеющих непогашенную задолженность по оконченным исполнительным производствам, ранее имевших статус индивидуального предпринимателя, в отношении которых применялись меры, предусмотренные ст. 47 НК РФ.
Вместе с тем, суд полагает, что такие обстоятельства не могут являться уважительными, поскольку вызваны не объективными причинами, а связаны исключительно с действиями налогового органа, в связи с чем не имеют правового значения при разрешении вопроса о восстановлении пропущенного процессуального срока и не могут служить основанием для его восстановления.
Доказательств наличия обстоятельств, препятствующих административному истцу своевременно обратиться за судебной защитой, суду не представлено и в судебном заседании не установлено.
Административный истец является юридическим лицом, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе соблюдения правил подсудности при подаче процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административным истцом пропущен установленный срок для обращения в суд при отсутствии уважительных причин такого пропуска, в связи с чем административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Инспекции федеральной налоговой службы России по г.Орлу к Упоровой Ирине Васильевне о взыскании обязательных платежей и санкций оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 27.09.2021.
Судья В.В. Каверин