Судья – Калганова С.В. № 2-811/2022
(суд первой инстанции)
№ 33-1969/2022
(суд апелляционной инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июня 2022 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Григоровой Ж.В.,
судей Донсковой М.А. и Анашкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Дубравской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Травкиной О. И. к Государственному учреждению -Отделение Пенсионного фона России по г. Севастополю о признании решения незаконным и об обязании совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Травкиной О. И. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 10 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Донсковой М.А., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда
установила:
Истец Травкина О.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению -Отделение Пенсионного фона России по г. Севастополю о признании незаконным решения ГУ -ОПФ Российской Федерации по городу Севастополю от 11 ноября 2021 года №1175455/21 об отказе Травкиной О.И. в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19.ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ.
В обоснование заявленных требований указала, что 14 октября 2021 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, однако, ответчик отказал в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19.ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием необходимого специального стажа 25 лет. С данным решением истец не согласна, считает его незаконным.
С учетом изложенного, истец Травкина О.И. просила суд, признать незаконным решение ГУ ОПФ РФ по г. Севастополю от 11.11.2021 г. №1175455/21 об отказе Травкиной О.И. в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19.ч.1 ст.30 ФЗ 400 в связи с отсутствием необходимого специального стажа на соответствующих видах работ (25 лет), обязать ответчика включить с специальный стаж истца по осуществлению педагогической деятельности, периоды отпуска по уходу за ребенком с 18.12.1993 г. по 31.08.1995 г., с 17.08.2000 по 19.06.2003 г., периоды работы с 20.06.2003 по 31.08.2007 и обязать ответчика назначить Травкиной О.М. в соответствии с п.19.ч.1 ст.30 ФЗ 400 досрочную страховую пенсию как лицу более 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность с 11 мая 2020 г.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 10 марта 2022 года в удовлетворении исковых требований Травкиной О.И. отказано.
Не согласившись с указанным решением, Травкиной О.И. подана апелляционная жалоба, в которой она ставит вопрос об отмене решения суда и удовлетворении иска, ссылаясь в обоснование жалобы на то, что спорные периоды относятся к периоду действия норм трудового законодательства Украины, в связи с чем выводы суда об отсутствии оснований для включения в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком после 06 октября 1992 года, со ссылкой на нормы трудового законодательства Украины, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном понимании и толковании подлежащих применению норм материального права. Ссылаясь на положения Закона Украины «О пенсионном обеспечении», действовавшего на момент трудовых отношений истца в спорные периоды, апеллянт полагает, что указанные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Кроме того апеллянт не согласна решением суда в части отказа во включении в ее стаж на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность) периода ее работы с 17.08.2000 по 19.06.2003 г., по причине не выполнения в указанный период нормы педагогической нагрузки. Указанный период работы истца подпадает под действе Закона Украины «О пенсионном обеспечении», который не содержал требований к объему педагогической нагрузки. С учетом изложенного, Травкина О.И. просит решение решением Ленинского районного суда города Севастополя от 10 марта 2022 года отменить, иск удовлетворить в полном объеме.
В представленных возражениях ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю просит обжалуемое решение оставить без изменения, поскольку оно является законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением нор материального и процессуального права.
По мнению представителя ответчика, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцом в период работы с 20 июня 2003 года по 31 августа 2007 года в должности учителя начальных классов не выполнялась норма педагогической нагрузки - 14 часов, 17 часов в неделю при установленной норме – 18 часов в неделю; Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости применены судом верно. Так же являются обоснованными выводы суда об отсутствии оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком. При этом, ссылки истца о применении к спорным правоотношениям законодательства Украины, ответчик полагает некорректным.
В судебное заседание истец Травкина О.И. надлежащим образом извещенная о месте времени рассмотрения дела не явилась.
Представитель ответчика ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю Лебедев МС., возражал против удовлетворения апелляционной жлобы, полагал обжалуемое решение законным и обоснованным.
Судебной коллегией по гражданским делам Севастопольского городского суда дело рассмотрено в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии истца.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика Лебедева МС., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19.12.2003 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судом первой инстанции.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Травкина О.И., 14.10.2021 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон № 400-ФЗ).
Решением ГУ-ОПФР по г. Севастополю №117545/2021 от 11.11.2021, в досрочном назначении страховой пенсии истцу было отказано, в связи с отсутствием необходимого специального стажа на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность) 25 лет.
Из указанного решения ответчика следует, что на дату обращения истца, то есть по состоянию на 14.10.2021 стаж истца на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность) составляет 21 год 05 месяцев, страховой стаж- 32 года 06 месяцев 11 дней.
Ответчиком отказано во включении в стаж истца на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность) периодов работы:
- с 18.12.1993 г. по 31.08.1995 г., с 17.08.2000 по 19.06.2003 г.- отпуск по уходу за ребенком;
- с 20.06.2003 по 31.08.2007-в должности учителя начальных классов в Севастопольской общеобразовательной школе -интернат I-III ступеней №5 Севастопольского городского совета, так как в указанный период не выполнялась норма педагогической (учебной) нагрузки.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 21.07.2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", пришел к выводу об отказе удовлетворении иска, поскольку отпуск истца по уходу за ребенком имел место после 06.10.1992, а в период работы с 20.06.2003 по 31.08.2007 в должности учителя начальных классов в Севастопольской общеобразовательной школе -интернат I-III ступеней №5 Севастопольского городского совета, истцом не выполнялась норма педагогической (учебной) нагрузки.
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда находит приведенные выводы суда первой инстанций в указанной части основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный федеральный закон.
Подпунктом 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ устанавливает, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п.п. "м" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным конституционным законом N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Частью 6 ст. 11 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 01.01.2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Как предусмотрено п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 05 мая 2014 года N 84-ФЗ - лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.
В соответствии с п.п. 5 п. 5 ст. 47 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники имеют, в частности, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание то, что предметом иска является, в частности, включение в специальный трудовой стаж периодов работы истца до 18 марта 2014 года в государстве Украина, с учетом положений ст. 4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", при обсуждении вопроса о характере трудовой деятельности истца в спорные периоды подлежат применению нормы материального права Украины, что соответствует принципу правовой определенности.
Вместе с тем, подлежат применению правовые нормы Российской Федерации, поскольку спорные правоотношения носят длящийся характер и назначение истице пенсии досрочно производится по законодательству Российской Федерации.
Частями 3 - 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с пунктом "е" статьи 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении", право на пенсию за выслугу лет имеют работники образования, здравоохранения и социального обеспечения, при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, утверждаемому в порядке, который определяется Кабинетом министров Украины, независимо от возраста.
В соответствии с п. "е" статьи 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" право на пенсию за выслугу лет имеют работники образования, здравоохранения и социального обеспечения при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, утверждаемому в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
Постановлением Кабинета Министров Украины N 909 от 04.11.1993 г. "О перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет" утвержден соответствующий Перечень в котором указано, что право на пенсию за выслугу лет имеют работники общеобразовательных учебных заведений, военных общеобразовательных учебных заведений, музыкальных и художественных школ (учителя, логопеды, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, преподаватели, сурдопедагоги, тифлопедагоги, воспитатели, заведующие и инструкторы слуховых кабинетов, директора, заведующие, их заместители по учебно-воспитательной, учебно-производственной части или работы по производственному обучения, заведующие учебной и учебно-воспитательной частью, социальные педагоги (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми), практические психологи, педагоги-организаторы, мастера производственного обучения, руководители кружков, секций, студий и других форм кружковой работы.
Из письменных материалов дела следует, что истец Травкина О.И., 14.10.2021 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон № 400-ФЗ).
Решением ГУ-ОПФР по г. Севастополю №117545/2021 от 11.11.2021, в досрочном назначении страховой пенсии истцу было отказано, в связи с отсутствием необходимого специального стажа на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность) 25 лет.
Из указанного решения ответчика следует, что на дату обращения истца, то есть по состоянию на 14.10.2021 стаж истца на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность) составляет 21 год 05 месяцев, страховой стаж- 32 года 06 месяцев 11 дней.
Ответчиком отказано во включении в стаж истца на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность) периодов работы:
- с 18.12.1993 г. по 31.08.1995 г., с 17.08.2000 по 19.06.2003 г.- отпуск по уходу за ребенком;
- с 20.06.2003 по 31.08.2007-в должности учителя начальных классов в Севастопольской общеобразовательной школе -интернат I-III ступеней №5 Севастопольского городского совета, так как в указанный период не выполнялась норма педагогической (учебной) нагрузки.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в стаж истца на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность) периодов отпуска по уходу за ребенком с 18.12.1993 г. по 31.08.1995 г., с 17.08.2000 по 19.06.2003 г., суд первой инстанции указал, что отпуск по уходу за ребенком имел место после 06.10.1992, и с учетом, разъяснений, изложенных в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указанные периоды не подлежат включению в специальный стаж.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции в указанной части и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в указанной части.
В силу положений ч. 1 ст. 11 Федерального Конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 5 названных Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно разъяснениям, данным в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Поскольку отпуск по уходу за ребенком имел место после 06.10.1992, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения указанных периодов в специальный стаж.
Доводы апелляционной жалобы истца о применении норм законодательства Украины противоречат положениям материального права, а также не соответствуют обязательным к применению разъяснениям вышестоящего суда, основаны на субъективном и ошибочном восприятии истцом спорных правоотношений и их правового регулирования.
Согласно статье 181 Кодекса законов о труде Украины отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы предоставляются по заявлению женщины или лиц, указанных в части 7 статьи 179 Кодекса законов о труде Украины, полностью или частично в пределах установленного периода и оформляются приказом (распоряжением) владельца или уполномоченного им органа. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы засчитываются как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
Однако указанные акты не содержат положений о включении спорных периодов в целях исчисления досрочной страховой пенсии по старости, а указание в статьях 179, 181 Кодекса законов о труде Украины на зачет таких периодов, как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, не означает необходимость включения данных периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии. Понятия "стаж работы по специальности" и "специальный страховой стаж" не являются тождественными понятиями.
Отказывая истцу во включении в стаж на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность) периода работы истца с 20.06.2003 по 31.08.2007 -в должности учителя начальных классов в Севастопольской общеобразовательной школе -интернат I-III ступеней №5 Севастопольского городского совета, суд указал что, согласно имеющимся в деле доказательствам, в указанный период истцом не выполнялась норма педагогической (учебной) нагрузки.
Судебная коллегия с указанными вводами суда первой инстанции оглашается.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени, (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В материалах дела имеется справка №501-1 от 09.11.2018 утоняющая характер работы истца в указанный спорный период, согласно которой, истцом в период с 20.06.2003 по 31.08.2007 вырабатывалась норма педагогической нагрузки (19часов).
Вместе с тем, ответчиком была проведена проверка, на предмет обоснованности выдачи справки, в ходе которого, в результате анализа первичных документов было установлено, что истцом в период работы с 20.06.2003 по 31.08.2007, норма педагогической нагрузки не вырабатывалась (14 и 17часов) (л.д. 114-115).
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для включения периода работы истца с 20.06.2003 по 31.08.2007 -в должности учителя начальных классов в Севастопольской общеобразовательной школе -интернат I-III ступеней №5 Севастопольского городского совета в стаж по осуществлению педагогической деятельности.
При этом доводы апелляционной жалобы о применении к указанному периоду норм законодательства Украины противоречат положениям материального права, а также не соответствуют обязательным к применению разъяснениям вышестоящего суда, основаны на субъективном и ошибочном восприятии истцом спорных правоотношений и их правового регулирования.
Так, в соответствии с п.п. 5 п. 5 ст. 47 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", педагогические работники имеют, в частности, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, право на досочное пенсионное обеспечение имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований. Периоды их работы после 01.09.2000 г. по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (п. 4 Правил от 29.10.2002 г. N 781).
Из материалов дела усматривается, что Травкина О.И. является гражданкой Российской Федерации, была зарегистрирована на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 г.
В настоящее время при рассмотрении вопроса о досрочном назначении страховой пенсии по старости на истца распространяется пенсионное законодательство Российской Федерации, в противном случае, граждане Российской Федерации при реализации своих пенсионных прав будут поставлены в неравное положение с лицами. Реализующими свои пенсионные права.
Установив отсутствие у истца необходимого специального стажа на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность). Суд первой инстанции обоснованно принял решения об отказе в удовлетворении иска в части досрочного назначения истцу страховой пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Оснований не согласиться с выводом суда судебная коллегия не усматривает, поскольку установленные судом обстоятельства и выводы подтверждаются собранными по делу доказательствами, в частности, представленной в материалы дела копией пенсионного дела.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии со статьями 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и фактически основаны на несогласии ответчика с существом вынесенного решения, что само по себе не может служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 10 марта 2022 года без изменения, апелляционную жалобу Травкиной О. И. без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 01 июля 2022 года.
Председательствующий: Ж.В. Григорова
Судьи: М.А. Донскова
И.А. Анашкина