Решение по делу № 2-109/2024 (2-3469/2023;) от 25.10.2023

    №2-109/2024

    №58RS0018-01-2023-004945-44

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июня 2024 года

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Егоровой И.Б.

при секретаре Чуватовой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мироновой В.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области о перерасчете размера пенсии и переводе на пенсионное обеспечение депутата Пензенского областного Совета,

У С Т А Н О В И Л:

Миронова В.В. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит восстановить нарушенное право на принятие в расчет размера пенсии периода работы с 1 января 1990 года по 31 декабря 1994 года, с учетом двух официальных видов заработка на основном месте работы в СПК «Кондольский» и в качестве депутата; произвести перерасчет размера пенсии и осуществить выплату за период с 10 июня 2012 года по 31 января 2021 года с удержанием выплаченных сумм; с 1 февраля 2021 года перевести на пенсионное обеспечение депутата Пензенского областного Совета созыва 1990-1995 на основании п. 5 Указа №1435, с удержанием сумм, выплаченных для трудовой пенсии.

Истец полагает, что размер ее пенсии должен быть исчислен из двух официальных размеров ее заработка по месту работы с 1 января 1990 года по 31 декабря 1994 года в СПК «Кондольский» и за тот же период осуществления деятельности в качестве неосвобожденного депутата Пензенского областного Совета созыва 1990-1995 годов.

В связи с чем 25 сентября 2023 года Миронова В.В. обратилась к руководителю ФПС по Пензенской области ФИО14 считая действия сотрудников УПФР в г.Пензе неправомерными в части самовольного исчисления размера назначенной Мироновой В.В. в 2012 году пенсии из периода с 1 января 1986 года по 31 декабря 1990 года, вопреки заявленному ею периоду работы с 1 января 1990 года по 31 декабря 1994 года, а также в части рассмотрения ее заявления от 15 февраля 2021 года относительно перехода на пенсионное обеспечение, гарантированное Указом Президента РФ №1435 от 23 сентября 1983 года.

С ответом за подписью ФИО15 от 24 октября 2023 года она не согласна, считает данный ответ формальной отпиской и уклонением от перерасчета ее пенсии исходя из официального депутатского заработка, обязанность по получению сведений о котором возложена в соответствии со ст.1.2 Закона РСФСР «О статусе народного депутата» на сотрудников УПФР.

Истец Миронова В.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области по доверенности Улиткина Т.С. с иском не согласилась, просила оставить его без удовлетворения.

Представитель третьего лица Социального управления города Пензы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы гражданских дел №2-3134/2013, №2-4760/2016, №2-3872/2018, №2-328/2022, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Миронова В.В. является получателем страховой пенсии по старости с 10 июня 2012 года.

Для исчисления размера пенсии приняты как более выгодный вариант сведения о заработной плате за период с 1 января 1986 года по 31 декабря 1990 года в СПК «Кондольский» на основании справки №234 от 3 мая 2012 года, выданной администрацией Пензенского района Пензенской области.

В заявлении от 15 февраля 2021 года, адресованном начальнику УПФР в г. Пензе, Миронова В.В. просила перевести ее, как депутата Пензенского областного Совета созыва 1990-1995 гг., на другой вид пенсии (л.д.30).

Данное заявление Мироновой В.В. в соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направлено по принадлежности в Социальное управление города Пензы (л.д.40).

В сообщении от 11 марта 2021 года №М-272, направленном в адрес Мироновой В.В., Социальное управление города Пензы указало, что предоставление социальных гарантий, в том числе пенсионное обеспечение, предусмотренное Указом Президента Российской Федерации от 23 сентября 1993 года №1435 «О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990-1995 годов», не относится к компетенции органов местного самоуправления (л.д.64-65).

Миронова В.В. обратилась 12 апреля 2021 года в УПФР в г. Пензе Пензенской области с заявлением о перерасчете страховой пенсии за периоды до 1 января 2015 года в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, а также с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

К заявлению истцом приложены Инструкция Минфина РФ и Минсоцзащиты РФ от 16 декабря 1993 года №1-49-У, архивные справки Государственного архива Пензенской области от 13 апреля 2012 года №1279 и от 1 февраля 2021 года №435, сообщение Государственного архива Пензенской области от 29 января 2021 года №436.

Решением УПФР в г. Пензе Пензенской области от 16 апреля 2021 года истице отказано в перерасчете страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия сведений о заработке за выполнение депутатских полномочий в 1990-1994 гг. (перерасчет по заработной плате за период работы в СПК «Кондольский» с 1990 года по 1994 год произведен с 1 марта 2021 года по заявлению №52062/21 от 3 февраля 2021 года) (л.д.23).

На основании решения УПФР в г. Пензе Пензенской области от 8 июня 2021 года Мироновой В.В. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, ввиду отсутствия сведений в Законодательном Собрании Пензенской области и в Правительстве Пензенской области (куда пенсионным органом по ходатайству Мироновой В.В. направлены запросы) о заработной плате за период исполнения ею в 1990-1994 гг. обязанностей депутата областного Совета народных депутатов от избирательного округа №174 (л.д.29).

На обращение Мироновой В.В. от 25 сентября 2023 года на имя управляющего Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Пензенской области ФИО1 (л.д.6-7), письмом от 24 октября 2023 года №МБ-20-11/7941л, №МБ-20-11/8235л истцу разъяснено об отсутствии оснований для исчисления пенсии в более высоком размере (л.д.8-9).

Решением ОСФР по Пензенской области от 6 декабря 2023 года №338856/23 истцу отказано в удовлетворении ее заявления от 4 декабря 2023 года о переводе на пенсионное обеспечение в соответствии с Указом Президента РФ №1435 от 23.09.1993 г., поскольку Миронова В.В. являлась депутатом Областного Совета народных депутатов от избирательного округа №174 в 1990-1994 и состояла в комиссии по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства (л.д.28).

Обращаясь с иском в суд, Миронова В.В. просит произвести перерасчет размера пенсии за период с 10 июня 2012 года (момента назначения пенсии) по 31 января 2021 года исходя из размера заработной платы, начисленной за период работы 1990-1994 гг. в СПК «Кондольский», и заработной платы за тот же период, полученной ею в связи с осуществлением деятельности депутата Пензенского областного Совета народных депутатов созыва 1990-1995 годов.

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях в РФ» заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

    Частью 3 статьи 36 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 1 января 2015 года) Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

    Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2022 года пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.

    Из пункта 2 статьи 30 указанного Федерального закона следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Судом установлено, что решением Ленинского районного суда г. Пензы (гражданское дело №2-328/2022) исковые требования Мироновой В.В. к ОПФР (ГУ) в Пензенской области о перерасчете пенсии оставлены без удовлетворения.

На основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 12 июля 2022 года решение Ленинского районного суда г. Пензы от 19 апреля 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Мироновой В.В. – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 31 октября 2022 года решение Ленинского районного суда г. Пензы от 19 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 12 июля 2022 года оставлены без изменения, кассационная жалоба Мироновой В.В. – без удовлетворения.

Согласно определению Ленинского районного суда г. Пензы от 1 августа 2023 года, оставленному без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 17 октября 2023 года, в удовлетворении заявления Мироновой В.В. о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Ленинского районного суда г. Пензы от 19 апреля 2022 года по иску Мироновой В.В. к ОПФР (ГУ) в Пензенской области о перерасчете пенсии отказано.

Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2024 года вышеуказанные судебные акты от 1 августа 2023 года и от 17 октября 2023 года оставлены без изменения, кассационная жалоба Мироновой В.В. – без удовлетворения.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Вышеуказанными судебными актами установлено, что Миронова В.В. выполняла депутатскую деятельность в Пензенском областном Совете народных депутатов созыва 1990-1995 годов.

Так, в ходе рассмотрения гражданского дела №2-328/2022 установлено, что Миронова В.В. являлась депутатом Пензенского областного Совета народных депутатов созыва 1990-1995 годов, на момент избрания работала телятницей совхоза (АО) «Кондольский» Кондольского района Пензенской области. Данные о заработной плате Мироновой В.В. за 1990-1994 годы соответствуют сведениям о заработной плате, имеющимся в материалах пенсионного дела, на основании которых УПФР в г. Пензе Пензенской области истцу произведен расчет размера ее пенсии.

При назначении пенсии Мироновой В.В. учитывался период работы в совхозе «Кондольский» с 24 ноября 1984 года по 6 января 1997 года, который совпадает по времени с периодом исполнения полномочий народного депутата областного Совета 21 созыва.

Размер пенсии Мироновой В.В. исчислен из заработной платы с 1 января 1986 года по 31 декабря 1990 года, отношение которой к среднемесячной зарплате по стране за аналогичный период работы составляет 0,647. Заработок за указанный период выбран как наиболее высокий из имеющихся сведений с 10 октября 1974 года по 11 апреля 2000 года, а применение заработка за период с 1 января 1990 года по 1 января 1994 года, имеющегося в распоряжении пенсионного органа, нецелесообразно, поскольку приведет к уменьшению размера получаемой пенсии.

Поскольку за Мироновой В.В. сохранялось основное место работы, о чем должна быть сделана запись в трудовой книжке, а также ей выплачивалась гарантированная средняя заработная плата, с которой производились пенсионные отчисления, на период исполнения депутатских полномочий из расчета за последних 12 месяцев по основному месту работы телятницей совхоза, Указ Президента Российской Федерации от 23 сентября 1993 года №1435 «О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990-1995 годов» на нее не распространяется.

Также Ленинским районным судом г. Пензы при рассмотрении гражданского дела №2-328/2022 установлено, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Пензы от 25 июля 2013 года Мироновой В.В. отказано в удовлетворении исковых требований к Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о понуждении к назначению доплаты пенсии.

Решением Ленинского районного суда г. Пензы от 22 декабря 2016 года Мироновой В.В. отказано в иске к Правительству Пензенской области о восстановлении нарушенного права на получение пенсии в размере, рассчитанном со всех видов заработка, понуждении к устранению допущенных нарушений гражданских, конституционных и трудовых прав и установлению размера оплаты депутатского труда.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Пензы от 26 мая 2016 года отказано в удовлетворении исковых требований Мироновой В.В. к Правительству Пензенской области о понуждении к принятию мер по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 сентября 1993 года №1435 «О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990-1995 годов».

Решением Ленинского районного суда г. Пензы от 18 декабря 2018 года с учетом определения того же суда от 21 января 2019 года исковые требования Мироновой В.В. к ГУ УПФР в г. Пензе Пензенской области о восстановлении нарушенного права на пенсионное обеспечение народному депутату созыва 1990-1995 годов, возложении обязанности исполнить Указ Президента Российской Федерации от 23 сентября 1993 года №1435 и статью 90 Конституции Российской Федерации оставлены без удовлетворения.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Мироновой В.В. об отмене решений УПФР в г. Пензе Пензенской области от 16 апреля 2021 года и от 8 июня 2021 года, перерасчете размера пенсии с учетом депутатского заработка и выплаты незаконно удержанных сумм с даты подачи заявления (19 апреля 2012 года), то есть с момента получения пенсии с 10 июня 2012 года по дату постановления настоящего решения, суд первой инстанции, руководствуясь п. 2 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», пришел к выводу, с которым согласились суды апелляционной и кассационной инстанций, что пенсия назначена Мироновой В.В. по наиболее выгодному варианту, поскольку исчислена из заработной платы с 1 января 1986 года по 31 декабря 1990 года, при назначении пенсии учитывался период работы истца с 24 ноября 1984 года по 6 января 1997 года, который совпадает по времени с периодом работы народным депутатом областного Совета 21 созыва, следовательно, применение заработка за период с 1 января 1990 года по 1 января 1994 года приведет к уменьшению размера получаемой пенсии.

Поскольку заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, и в отсутствие доказательств, подтверждающих оплату труда Мироновой В.В. за выполнение депутатских полномочий, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для перерасчета размера пенсии.

Более того, судами установлено, что Закон РСФСР от 30 октября 1990 года «О статусе народных депутатов местного совета народных депутатов РСФСР», предусматривающий установление денежного вознаграждения депутатам, освобожденным от выполнения служебных обязанностей по основному месту работы, в данном случае применению не подлежит, поскольку в период выполнения депутатских полномочий Миронова В.В. от выполнения работы по основному месту работы не освобождалась.

Суд, руководствуясь ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, не находит оснований для повторной оценки вышеуказанных обстоятельств и доводов истца при рассмотрении настоящего гражданского дела.

С учетом преюдициальности выводов по вышеуказанному гражданскому делу №2-328/2022 суд считает необходимым отказать Мироновой В.В. в удовлетворении требований о перерасчете размера пенсии за период с 10 июня 2012 года (момента назначения пенсии) по 31 января 2021 года исходя из размера заработной платы, начисленной за период работы 1990-1994 гг. в СПК «Кондольский», и заработной платы за тот же период, начисленной в связи с осуществлением деятельности депутата Пензенского областного Совета народных депутатов созыва 1990-1995 годов.

Требование Мироновой В.В. о переводе на пенсионное обеспечение депутата Пензенского областного Совета созыва 1990-1995 на основании п. 5 Указа №1435 также не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

С целью обеспечения государственных гарантий социальной защиты народных депутатов Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 23 сентября 1993 года №1435 «О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990-1995 годов» постановлено, что народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов предоставляются социальные гарантии, в том числе, народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов, имеющим стаж работы, дающий право на полную пенсию по старости ( включая пенсии на льготных условиях), с их согласия пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за 2 года до установленного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию. При этом размер пенсии не может быть ниже 75 процентов заработной платы члена комитета Верховного Совета Российской Федерации на момент прекращения депутатских полномочий (21 сентября 1993 г.). Размер указанной пенсии подлежит перерасчету при индексации (повышении) в централизованном порядке денежного вознаграждения депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации со дня индексации (повышения) указанного денежного вознаграждения.

Выплата государственных пенсий вышеперечисленным лицам производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В соответствии с Инструкцией о порядке назначения пенсий народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов, утвержденной Минсоцзащиты Российской Федерации 16 декабря 1993 года №1-49-у, бывшим народным депутатам Российской Федерации предоставляются социальные гарантии в области пенсионного обеспечения (подпункт «з» пункта 1).

Такие гарантии предоставляются в соответствии с Указом тем народным депутатам Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов, которые приобрели право на полную пенсию по старости (включая пенсию на льготных условиях) до 30 июня 1995 года, т.е. до истечения депутатских полномочий (п. 1 Инструкции).

Пунктом 8 Инструкции предусмотрено, что пенсия в соответствии с Указом назначается местными органами социальной защиты населения по месту жительства пенсионера со сроков, предусмотренных статьями 118, 119 Закона «О государственных пенсиях в РСФСР».

Пенсия в соответствии с Указом не назначается тем бывшим народным депутатам Российской Федерации, на которых по решению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 6 октября 1993 года №1590 «О нераспространении государственных гарантий социальной защиты на отдельных бывших народных депутатов Российской Федерации».

Предварительное заключение о праве на пенсию по Указу от 23 сентября 1993 года дает Минсоцзащиты России.

Как установлено ранее, Миронова В.В. выполняла депутатскую деятельность в Пензенском областном Совете народных депутатов созыва 1990-1995 годов. При этом Указ Президента Российской Федерации от 23 сентября 1993 года №1435 «О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990-1995 годов» предоставляет социальные гарантии непосредственно народным депутатам Российской Федерации созыва 1990-1995 годов, в списках которых Миронова В.В. не значится.

Довод Мироновой В.В. о том, что данный Указ Президента Российской Федерации распространяется и на народных депутатов областных Советов, в том числе и на нее, был предметом рассмотрения при разрешении исковых требований Мироновой В.В. в рамках вышеприведенных гражданских дел №2-3133/2013, №2-4760/2016, №2-3872/2018 и №2-328/2022 и был признан ошибочным.

С учетом положений ч. 2 ст. 61 ГПК РФ основания для повторной оценки права истца на пенсионное обеспечение депутата Пензенского областного Совета созыва 1990-1995 на основании Указа №1435 и доводов истца при рассмотрении настоящего гражданского дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах исковые требования Мироновой В.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области о переводе на пенсионное обеспечение депутата Пензенского областного Совета удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мироновой В.В. (СНИЛС Номер , ИНН Номер к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области (ИНН 5836011565, ОГРН 1025801358186) о перерасчете размера пенсии и переводе на пенсионное обеспечение депутата Пензенского областного Совета оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2024 года.

Судья                                И.Б. Егорова

2-109/2024 (2-3469/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Миронова Валентина Владимировна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пензенской области
Другие
Социальное управление города Пензы
Суд
Ленинский районный суд г. Пенза
Судья
Егорова Ирина Борисовна
Дело на сайте суда
leninsky.pnz.sudrf.ru
25.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.10.2023Передача материалов судье
27.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.11.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2023Подготовка дела (собеседование)
12.12.2023Подготовка дела (собеседование)
27.12.2023Подготовка дела (собеседование)
27.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2024Судебное заседание
25.04.2024Производство по делу возобновлено
25.04.2024Судебное заседание
28.05.2024Судебное заседание
28.05.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
10.06.2024Судебное заседание
13.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее