Судья Галицкая Е.Ю. Дело № 33-1144/2023
(№ 2-2571/2022)
64RS0044-01-2022-004030-81
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 февраля 2023 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего ФИО4,
судей ФИО10, Голубева И.А.,
при ведении протокола помощником судьи ФИО6,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, ФИО1 к Федеральному Государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Мичуринский государственный аграрный университет» о взыскании задолженности по заработной плате за выполненную научно-исследовательскую работу, стимулирующих выплат, компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе ФИО2, ФИО1 на решение Заводского районного суда г. Саратова от 29 сентября 2022 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи ФИО10, объяснения истцов ФИО2, ФИО1 и их представителя ФИО7, поддержавших доводы жалобы с учетом дополнений, представителей ответчика ФИО8 и ФИО9, возражавших по доводам жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы с учетом дополнений и поступивших возражений, судебная коллегия
установила:
ФИО2, ФИО1 (далее по тексту также - истцы) обратились в суд с исковыми требованиями к Федеральному Государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Мичуринский государственный аграрный университет» (далее по тексту также – ФГБОУ ВО Мичуринский государственный аграрный университет, работодатель, Университет, Учреждение, ответчик) о взыскании задолженности по заработной плате за выполненную научно-исследовательскую работу, стимулирующих выплат, компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что ФИО2 и ФИО1, работали в ФГБОУ ВО Мичуринский государственный аграрный университет в период с 21 октября 2019 года по 26 марта 2022 года, при этом с 01 января 2021 года по 01 января 2022 года ФИО1 совместно ФИО2 занимались научно-исследовательской работой на тему «Исследование молекулярных основ полигостальности возбудителя энзоотического лейкоза крупного рогатого скота с целью выявления его способности к межвидовому переносу». Данное научное исследование проводилось в рамках полученных работодателем государственных задании от Министерства Сельского хозяйства РФ, которые финансировались из федерального бюджета на конкретные работы (темы). Выполненная научно-исследовательская работа была завершена с предоставлением отчета в Министерство Сельского хозяйства РФ. Однако заработную плату за выполнение данного государственного задания истцы не получили, исходя из утвержденной ФГБОУ ВО Мичуринский государственный аграрный университет сметы расходования средств государственного от 20 декабря 2021 года в размере 1 176 612 руб. 90 коп.
Кроме того ФИО2 и ФИО1 указали, что в периоды работы с 2019 года по 2020 год и с 2020 года по 2021 год принимали участие в рейтинговой оценке показателей деятельности педагогических работников Университета, по результатам рейтинга имели высокие баллы, близкие к максимальным. Однако ответчик не ознакомил их с результатами рейтинга, нарушив право на получение стимулирующих выплат в размере по 15 000 руб. в месяц за интенсивность и высокие результаты в сфере учебной, научно-методической и воспитательной работы.
Полагая свои права на оплату труда нарушенными, ФИО2 и ФИО1 обратились в суд, который просили взыскать с ФГБОУ ВО Мичуринский государственный аграрный университет денежные средства за выполненную научно-исследовательскую работу в размере по 588 306 руб. 45 коп. в пользу каждого, стимулирующие выплаты по 330 000 руб. за интенсивность и высокие результаты в сфере учебной, научно-методической и воспитательной работы за периоды работы с 2019 года по 2020 и с 2020 по 2021 учебные года и компенсацию морального вреда по 100 000 руб.
Решением Заводского районного суда г. Саратова от 29 сентября 2022 года в удовлетворении исковых требований было отказано.
В апелляционной жалобе с учетом дополнений истцы ставят вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного. В обоснование жалобы заявители ссылаются на обстоятельства, аналогичные тем, которые указаны в исковом заявлении.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства РФ, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда не явился, в связи, с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе с учетом дополнений (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 21 октября 2019 года между ФГБОУ ВО Мичуринский государственный аграрный университет и ФИО1 был заключен трудовой договор № 401/19 по условиям которого ФИО1 принята в ФГБОУ ВО Мичуринский государственный аграрный университет на должность начальника Учебно-технологического центра «Ветеринарный госпиталь» и ей установлен оклад в размере 18 824 руб. 06 коп., стимулирующая выплата за интенсивность и высокие результаты работы по должности - 82 287 руб. 87 коп., стимулирующая выплата за высокий профессионализм - 7 301 руб.
21 октября 2019 года Университет заключил с ФИО1 трудовой договор № 400/19, по условиям которого истец принята на 0,25 ставки профессора на кафедру технологии производства, хранения и переработки продукции животноводства, что также подтверждается приказом № 1545-ОК/ЛС75 от 21 октября 2019 года, оклад установлен в размере 6 529 руб. 60 коп., установлена работа по совместительству, сокращенная рабочая неделя - 1,44 часа.
09 января 2020 года между ФГБОУ ВО Мичуринский государственный аграрный университет и ФИО1 был заключен трудовой договор № 2\20, по условиям которого истец принята на работу на 0,5 ставки на должность начальника Учебно-технологического центра «Ветеринарный госпиталь» по совместительству с окладом 9704 руб., стимулирующей выплатой за высокий профессионализм - 3 500 руб.
В связи с избранием по конкурсу 09 января 2020 года с ФИО1 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 21 октября 2019 года № 399/2019 и приказом № 14-ОК/ЛС75 от 09 января 2020 года ФИО1 переведена на должность профессора кафедры зоотехники и ветеринарии с окладом 26 928 руб. 60 коп., стимулирующей выплатой за интенсивность и высокие результаты работы по должности - 74 809 руб. 93 коп.
Дополнительным соглашением от 15 июня 2020 года срок действия трудового договора от 21 октября 2019 года № 399/19 продлен до 31 августа 2021 года.
Дополнительным соглашением от 23 июня 2021 года продлен срок трудового договора от 21 октября 2019 года № 399/19 в должности профессора кафедры зоотехнии и ветеринарии по 31 августа 2022 года.
Приказом ФГБОУ ВО Мичуринский государственный аграрный университет № 412-ОК/ЛС от 25 марта 2022 года ФИО1 уволена по собственному желанию.
21 октября 2019 года между ФГБОУ ВО Мичуринский государственный аграрный университет и ФИО2 был заключен трудовой договор № 401/19, по условиям которого ФИО2 принят в ФГБОУ ВО Мичуринский государственный аграрный университет на должность ветеринарного врача Учебно-технологического центра «Ветеринарный госпиталь», истцу установлен оклад - 17 647,56 руб., стимулирующая выплата за интенсивность и высокие результаты работы по должности - 94 683,13 руб.
21 октября 2019 года Университет заключил с ФИО2 трудовой договор № 402/19, по условиям которого истец принят на 0,1 ставки профессора на кафедру технологии производства, хранения и переработки продукции животноводства, ему установлен оклад 2 611,84 руб., установлена работа по совместительству, сокращенная рабочая неделя: 0,6 часа.
Дополнительным соглашением от 09 января 2020 года к трудовому договору от 21 октября 2019 года № 401/19 ФИО2 по результатам проведения выборов, переведен с должности ветеринарного врача на должность заведующего кафедрой зоотехнии и ветеринарии. Истцу установлена заработная плата, которая состоит из тарифной ставки (оклада) - 30 082,40 руб., стимулирующей выплаты за интенсивность и высокие результаты работы - 75 762,63 руб., что оформлено приказом № 12-ОК/ЛС75 от 09 января 2020 года и приказом № 12а-OК/ЛC75.
Согласно трудовому договору от 09 января 2020 года № 3/20 ФИО2 принят на 0,5 ставки ветеринарного врача Учебно-технологического центра «Ветеринарный госпиталь» по совместительству с окладом 9 097,50 руб.
Приказом ФГБОУ ВО Мичуринского государственного аграрного университета № 411-ОК/ЛС от 25 марта 2022 года ФИО2 уволен по собственному желанию.
21 января 2021 года ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ с Министерством сельского хозяйства России (далее – Минсельхоз России) заключено соглашение № 082-03-2021-240 (далее – Соглашение), предметом которого является предоставление Университету из федерального бюджета в 2021- 2023 годах субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) № 082-00283-21-00 от 12 января 2021 года.
Согласно пунктов 4.3.1, 4.3.3., 4.3. 4.1 заключенного Соглашения, Университет обязуется осуществлять в срок до 01 мая 2022 года возврат средств субсидии, подлежащих возврату в федеральный бюджет на 1 января 2022 года, в размере, указанном в расчете, представленном Учредителем в соответствии с пунктом 4.1.7 настоящего Соглашения; направлять средства субсидии на выплаты, установленные планом финансово-хозяйственной деятельности Учреждения (далее - план финансово-хозяйственной деятельности), сформированным и утвержденным в порядке, определенном приказом Минсельхоза России от 20 декабря 2019 года № 710 «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации»; представлять Учредителю в соответствии с Положением предварительный отчет об исполнении государственного задания, составленный по форме, предусмотренной для отчета о выполнении государственного задания (приложение № 2 к Положению), в срок до 1 октября 2021 года; отчет о выполнении государственного задания по форме, согласно приложению № 2 к Положению, в срок до 1 февраля 2022 года; обеспечивать исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в том числе поэтапного повышения оплаты труда.
В соответствии с пунктом 4.4 Соглашения Учреждение вправе направлять не использованный в 2021 году остаток субсидии на осуществление в 2022 году расходов в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности для достижения целей, предусмотренных уставом Учреждения, за исключением средств Субсидии, подлежащих возврату в федеральный бюджет в соответствии с пунктом 4.3.2 настоящего Соглашения.
02 августа 2021 года ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ с Минсельхозом России заключено дополнительное соглашение от № 082-03-2021-240/1 к соглашению № 082-03-2021-240 от 21 января 2021 года и выделении субсидии на 2021 год в объеме 7 327 800 руб. по коду раздела, подраздела 0708 (Прикладные научные исследования в области образования) и целевой статье 47 2 02 90059 (Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений)).
В соответствии с указанным дополнительным соглашением о выделении субсидии на 2021 год в объеме 7 327 800 руб. по коду раздела, подраздела 0708 (Прикладные научные исследования в области образования) не определен размер субсидии на изучение каждой темы, в том числе и субсидии научно-исследовательской работы на тему «Исследование молекулярных основ полигостальности возбудителя энзоотического лейкоза крупного рогатого скота с целью выявления его способности к межвидовому переносу», исполнителями которого являлись истцы.
Исходя из содержания Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета определяющим направления использования бюджетными и автономными учреждениями субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, является план финансово-хозяйственной деятельности ФГБОУ ВО Мичуринский государственный аграрный университет.
Составленная ФГБОУ ВО Мичуринский государственный аграрный университет смета расходования средств государственного задания Министерства сельского хозяйства на выполнение научно-исследовательских работ в 2021 году, с указанием расходов по заработной плате сотрудников, работающих по теме: «Исследование молекулярных основ полигостальности возбудителя энзоотического лейкоза крупного рогатого скота с целью выявления его способности к межвидовому переносу» составляет 1 176 612 руб. 90 коп., при этом смета является внутренним документом Учреждения, направлена на предварительное распределение Университетом поступивших денежных средств, учитывая содержание Соглашения от 21 января 2021 года № 082-03-2021-240 и дополнения к нему.
Источником финансирования ФГБОУ ВО Мичуринский государственный аграрный университет являются средства, получаемые из бюджета (субсидии, бюджетные инвестиции, средства внебюджетных фондов) и от осуществления операций в рамках приносящей доход деятельности. Учреждение вправе самостоятельно использовать получаемые им ресурсы и перераспределять их по своему усмотрению (за исключением средств субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций). В то же время руководитель Учреждения и его работники должны и осуществлять деятельность в соответствии с целями создания учреждения при выполнении задания учредителя. Средства субсидий на иные цели и средства бюджетных инвестиций расходов используются строго по их целевому назначению.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ, приказом Минфина России от 17 августа 2020 года № 168н «Об утверждении Порядка составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений», приказом Минсельхоза России от 1 декабря 2020 года № 723 «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации» запрета на перераспределение расходования средств субсидии в рамках выполнения государственного задания не установлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч. 1 ст. 196 ГПК РФ).
Согласно п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.
Согласно приведенным разъяснениям, суд апелляционной инстанции наделен процессуальными возможностями, которые позволяют ему с достаточной степенью достоверности установить обстоятельства, имеющие значение для дела.
Так, в апелляционную инстанцию по запросу судебной коллегии в целях проверки доводов апелляционной жалобы были представлены и приобщены к материалам дела в качестве новых доказательств: ответ ФГБОУ ВО Мичуринский государственный аграрный университет от 14 февраля 2023 года, из содержания которого следует, что по истцы относились к категории профессорско-преподавательского состава Университета, в должностные обязанности которых входили научные разработки и исследования, в связи с чем часть их заработной платы выплачена из бюджетных средств на прикладные научные исследования в области образования по Соглашению от 21 января 2021 года № 082-03-2021-240. До составления сметы заработная плата выплачивалась из других источников в соответствии с Положением об оплате труда работников ФГБОУ ВО Мичуринский государственный аграрный университет, в том числе от приносящей доход деятельности.
Денежные средства на выполнение государственного задания на прикладные научные исследования в области образования поступили в Университет по платежным поручениям на счет № 97328 от 6 августа 2021 года в сумме 5 495 850 руб., на счет № 382531 от 5 октября 2021 года в сумме 1 831 950 руб., на счет № 11565 от 29 декабря 2021 года в сумме 833 800 руб., по данной причине полностью освоить субсидию не представилось возможным.
Из денежных средств по смете ответчика по теме «Исследование молекулярных основ полигостальности возбудителя энзоотического лейкоза крупного рогатого скота с целью выявления его способности к межвидовому переносу» - 1 176 612 руб. 90 коп. фактически на 1 января 2022 года израсходовано на заработную плату 91 280, 54 руб. Поскольку истцы прекратили трудовые отношения с Университетом 25 марта 2022 года остатки средств субсидии по Соглашению от 21 января 2021 года № 082-03-2021-240 по коду раздела, подраздела 0708 в 2022 году перераспределены. В названном дополнительном Соглашении к субсидии не выделяют размер суммы на изучение определенной темы, в связи с чем невозможно выделить объем денежного финансирования учредителем научно-исследовательской работы на тему: «Исследование молекулярных основ полигостальности возбудителя энзоотического лейкоза крупного рогатого скота с целью выявления его способности к межвидовому переносу».
Документом, определяющим направления использования бюджетными и автономными учреждениями субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, является план финансово-хозяйственной деятельности.
Согласно форме № 0503779 (КФО 4) на конец отчетного года на л/с 20 по КИФ 4 сформировался остаток на общую сумму 9 295 761, 64 руб., из которых по разделу классификации расходов бюджетов 0704 (среднее профессиональное образование) 1 761 388, 38 руб., в том числе: 1 453 711, 81 руб. на обеспечение кредиторской задолженности; 307 676, 57 руб. на обеспечение договоров, заключенных в 2022 году, исполнение которых будет 2023 году; по разделу классификации расходов бюджетов 0706 (высшее образование) 4 278 395, 62 руб.; по разделу классификации расходов 0708 (прикладные научные исследования в области образования) 3 255 977, 64 руб. в том числе 106 391, 44 руб. на обеспечение кредиторской задолженности; 222 721, 41 руб. на обеспечение договоров, заключенных в 2021 году; 2 926 864, 79 руб. – остаток неисполненных запланированных расходов, при этом сумма в размере 1 176 612, 90 руб. перераспределена.
В подтверждение данной информации представлены: пояснительная записка к балансу Учреждения, сведения об остатках денежных средств Учреждения, информационная справка.
В ответ на судебный запрос Министерством сельского хозяйства РФ был представлен ответ от 14 февраля 2023 года № 13/290, из содержания которого следует, что отчет о выполнении научно-исследовательской работы на тему: «Исследование молекулярных основ полигостальности возбудителя энзоотического лейкоза крупного рогатого скота с целью выявления его способности к межвидовому переносу» ФГБОУ ВО Мичуринский государственный аграрный университет рассмотрен 3 марта 2022 года на заседании секции аграрного образования и сельскохозяйственного консультирования Научно-технического совета Министерства сельского хозяйства РФ и по результатам рассмотрения направлен на доработку для устранения замечаний. После устранения замечаний отчет одобрен и рекомендован к утверждению на заочном заседании секции аграрного образования и сельскохозяйственного консультирования Научно-технического совета Министерства сельского хозяйства РФ (протокол заочного заседания секции аграрного образования сельскохозяйственного консультирования Научно-технического совета Министерства сельского хозяйства РФ от 22 июля 2022 года № 14).
В соответствии с дополнительным соглашением от 2 августа 2021 года к Соглашению от 21 января 2021 года № 082-03-2021-240 до ФГБОУ ВО Мичуринский государственный аграрный университет было выделено 7 327 800 руб. на проведение 4 прикладных научно-исследовательских работ.
Разрешения спор, и отказывая в удовлетворении требований о взыскании задолженности по заработной плате в связи с выполнением истцами научно-исследовательской работы на тему: «Исследование молекулярных основ полигостальности возбудителя энзоотического лейкоза крупного рогатого скота с целью выявления его способности к межвидовому переносу», суд первой инстанции исходил из того, что выполнение указанной работы не выходит за рамки должностных обязанностей истцов, и не подлежит оплате дополнительно за счет за счет выделенной субсидии, при этом задолженности по заработной плате у ответчика перед истцами не имеется. Также не имеется данных о нецелевом использовании ФГБОУ ВО Мичуринский государственный аграрный университет денежных средств, выделенных в рамках соглашения и дополнения к нему.
Судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции обоснованно отсутствовали основания для возложения на ответчика обязанности по выплате истцам отдельной заработной платы за выполнение научно-исследовательской работы на тему: «Исследование молекулярных основ полигостальности возбудителя энзоотического лейкоза крупного рогатого скота с целью выявления его способности к межвидовому переносу», поскольку в соответствии с должностными инструкциями ФИО1, ФИО2, трудовыми обязанностями, закрепленными в трудовых договорах с ними, научные разработки входят в их должностные обязанности, за которые они получали заработную плату, в связи с чем нецелевого расходования денежных средств по смете в сумме 1 176 612 руб. 90 коп. не установлено.
При этом в соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
В соответствии с требованиями статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор заключается в письменной форме, а условие о размере оплаты труда является существенным условием трудового договора, любые изменения в размере оплаты труда должны быть оформлены в письменной форме.
Частью 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательными для включения в трудовой договор являются в том числе следующие условия: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда. В силу части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно Положению об оплате работников ФГБОУ ВО Мичуринский государственный аграрный университет, утвержденному 30 октября 2018 года, фонд оплаты труда работников Университета формируется на календарный год исходя из объема субсидии, выделяемой из Федерального бюджета на выполнение государственного задания, средств, уступающих от приносящей доход деятельности, и целевых средств.
Пунктом 7.5 Положения об оплате работников ФГБОУ ВО Мичуринский установлено, что источником формирования фонда оплаты труда по научно- исследовательской деятельности является: финансирование из средств федерального бюджета научно-исследовательских работ (НИР) по федеральным и ведомственным целевым программам; финансирование из средств бюджета научно-исследовательских работ (НИР), выполняемых в рамках государственного задания, определенного на соответствующий год; финансирование НИР по хозяйственным договорам с различными организациями.
Таким образом оснований полагать, что размер заработной платы истцов должен увеличиваться при выполнении определенной работы по заданной работодателем теме, у суда первой инстанции не имелось, доказательств обратного стороной истцов предоставлено не было, при этом трудовые договора и локальные нормативные акты Учреждения не содержат в себе условий об увеличении размера оплаты труда при выполнении работниками обязанностей, входящих в круг должностных.
Разрешая требования о взыскании стимулирующих выплат за интенсивность и высокие результаты работы в сфере учебной, научно-методической и воспитательной работы, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что по итогам заседания рейтинговой комиссии, с целью стимулирования качественных результатов и поощрения за интенсивность и высокие результаты работы сотрудников из профессорско-преподавательского состава, по итогам работы за 2019 - 2020 учебный год истцам была установлена стимулирующая выплата на период с 2 ноября 2020 года по 31 декабря 2020 года, в связи с чем для осуществления выплат было заключено дополнительное соглашение от 02 ноября 2020 года, по условиям которого ФИО1 и ФИО2 установлена стимулирующая выплата в размере по 15 000 руб. в месяц на указанный период. Вместе с тем с 1 января 2021 года по итогам рейтинга вышеназванная стимулирующая выплата истцам установлена не была, в связи с чем оснований для издания приказов ректора по материальному стимулированию не имелось. Кроме того, размеры материального стимулирования истцов были прямо предусмотрены в трудовых договорах и дополнительных соглашениях к ним, которые заключались с ними на протяжении их трудовой деятельности.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, находя их законными и обоснованными по следующим основаниям.
Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Согласно ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ).
Таким образом, в силу действующего трудового законодательства, материальное стимулирование производится на тех условиях, которые указаны в локальном нормативном акте, и эти условия, должны быть одинаковы для всех сотрудников.
Положением о рейтинговой оценке деятельности педагогических работников, утверждённым 24 декабря 2019 года, установлено, что рейтинговая оценка деятельности педагогических работников Университета проводится с целью: повышения эффективности системы оценки индивидуальных достижений педагогических работников и совершенствования системы оплаты их труда; стимулирования роста квалификации и профессионализма педагогических работников, развития инициативных видов деятельности; осуществления текущего мониторинга деятельности учебных подразделений по выполнению лицензионных требований и аккредитационных показателей; повышения конкурентоспособности университета в рамках мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования.
На основании приказа ректора в установленные сроки проводится сбор и обработка данных для проведения рейтинговой оценки деятельности педагогических работников.
Рейтинговая оценка деятельности педагогических работников осуществляется на основе анкет, всесторонне отражающих учебно-методическую, научно-исследовательскую и организационно-воспитательную деятельность педагогических работников Университета, содержащих верифицируемые сведения.
Каждая кафедра (цикловая методическая комиссия) формирует сводные анкеты и предоставляет их в центр аккредитации, лицензирования и мониторинга (далее - ЦАЛиМ) на электронном носителе (по электронной почте) и на бумажном носителе за подписью заведующего кафедрой, директора института (центра-колледжа прикладных квалификаций).
ЦАЛиМ проводит обработку полученных данных, составляет рейтинг педагогических работников за отчетный период и предоставляет его на рассмотрение рейтинговой комиссии. Рейтинговая комиссия проводит проверку достоверности представленных сведений, а также принимает решение по итогам рейтинговой оценки.
Положение в рейтинге (рейтинговый статус) педагогических работников является основанием для установления стимулирующих выплат за интенсивность и высокие результаты работы в сфере учебной, научно-методической и воспитательной работы к должностному окладу педагогических работников, осуществляющих свою деятельность по основному месту работы и/или по внутреннему совместительству в должностях, указанных в рейтинге, за исключением работников, занимающих следующие руководящие должности: ректор, главный бухгалтер, проректор, начальник управления, начальник центра/отдела, директор института.
Максимальные баллы рейтинговой оценки показателей по предложению руководства Университета и дирекций институтов (центра-колледжа прикладных квалификаций) могут ежегодно меняться в зависимости от приоритетов и направлений развития Университета в ближайшей и дальней перспективе.
Указанные рейтинги утверждаются на заседании Ученого совета Университета путем открытого голосования, согласно приказу № 42 от 28 января 2020 года «Об утверждении состава ученого совета».
Таким образом, именно решения научного совета являются основанием для издания ректором Университета приказа о материальном стимулировании того или иного работника и заключении дополнительных соглашений к трудовым договорам, при этом решения научного совета о не назначении стимулирующих выплат в спорный период истцами не оспаривались, о данных решениях им было известно, с учетом того, что ФИО2 входил в состав ученого совета.
Доказательств, свидетельствующих о допущении ответчиком в отношении истцов дискриминации по оплате труда, не представлено, а установление работодателем определенных условий при осуществлении выплат стимулирующего характера, не может рассматриваться как дискриминация в сфере оплаты труда.
Судебная коллегия не находит оснований для признания выводов суда первой инстанции незаконными, поскольку указанные выводы основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены материалами дела.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия,
определила:
решение Заводского районного суда г. Саратова от 29 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 февраля 2023 года.
Председательствующий:
Судьи: