Решение по делу № 2-3976/2022 от 04.08.2022

66RS0006-01-2022-004037-84

2-3976/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 29 ноября 2022 года

Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Лащеновой Е.А. при секретаре Коноваловой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга к Захаровой Е. С. о взыскании необоснованно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга (далее – Управление) обратилось с иском к Захаровой Е.С. о взыскании необоснованно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В обоснование иска указано, что Законом Свердловской области от 29 октября 2007 года №135-ОЗ органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных на территории Свердловской области, наделены государственным полномочием Свердловской области по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Постановлением Главы Екатеринбурга от 17 мая 2006 года №421 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» определен уполномоченный орган по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее – Правила от 14 декабря 2005 года №761).

В связи с пандемией COVID-19 Уполномоченным органом в беззаявительном порядке было принято решение < № > от 25 февраля 2021 года о предоставлении Захаровой Е.С. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: < адрес > на период с февраля по июль 2021 года в размере 31 857 рублей 73 копейки. В связи с изменением прогнозной суммы расходов, стандарта стоимости ЖКУ с уточнением сроков отопительного периода, учетом фактических расходов уполномоченным органом были приняты решения < № > от 17 мая 2021 года, < № > от 27 июля 2021 года о перерасчете суммы субсидии, предоставляемой на период с февраля по июль 2021 года, при этом размер субсидии составил 30376 рублей 29 копеек.

На основании заявления ответчика от 06 августа 2021 года Управлением было принято решение < № > от 18 августа 2021 года о предоставлении заявителю субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с августа 2021 года по январь 2022 года в размере 26 309 рублей 50 копеек. С учетом перерасчетов, проведенных в период предоставления субсидии, окончательный размер начисленной субсидии составил 33 451 рубль 55 копеек.

Кроме того, на основании заявления Захаровой Е.С. от 03 февраля 2022 года Управлением было принято решение < № > от 16 февраля 2022 года о предоставлении заявителю субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с февраля по июль 2022 года в размере 32 224 рубля 77 копеек.

В подтверждение своих доходов ответчиком предоставлены справки о доходах выданных ПК «Марлин» за период с августа 2020 года по июль 2021 года, за период с августа 2021 года по январь 2022 года. На основании сведений, указанных в данных справках Управлением был определен размер предоставляемой субсидии и выплачено субсидий на сумму 77 045 рублей 50 копеек.

С целью проверки сведений о доходах заявителя и членов его семьи истцом были сделаны запросы в ФНС, из ответов следует, что сведения о доходах ответчика за 2019, 2020, 2021 год отсутствуют. С учетом полученной из ФНС информации Управлением был произведен перерасчет субсидии за спорные периоды, с учетом которого размер субсидии составил 0 рублей 0 копеек. Сумма переплаты составила 77 045 рублей 50 копеек.

08 апреля 2022 года ответчику направлено требование о необходимости возврата излишне, полученной суммы субсидии. До настоящего времени необоснованно полученная сумма субсидии заявителем в бюджет не возвращена, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением и просит взыскать с ответчика денежные средства в размере 77045 рублей 50 копеек.

Определением суда от 01 ноября 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен ПК «Марлин».

В судебном заседании представитель истца – Корзухин И.В., действующий на основании доверенности, на удовлетворении требований настаивал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Захарова Е.С. и ее представитель Мартюшина Д.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями иска не согласились по доводам, изложенным в письменных возражениях.

В письменных возражениях ответчик указала, что не знала, что ПК «Марлин» не делал никаких отчислений, не предоставлял информацию в ФНС, до момента обращения Администрации в письменном виде с требованием о возврате денежных средств. После получения данной информации ответчик незамедлительно обратилась с претензией к ПК «Марлин» и жалобой в ФНС. Тот факт, что ответчик не знала, что кооперативом не делаются отчисления, исключает недобросовестное поведение с ее стороны. Справки предоставлялись исходя из действительных доходов полученных ответчиком. Отсутствие недобросовестности со стороны ответчика в силу п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации исключает возможности взыскания сумм субсидий как неосновательного обогащения. Кроме того, истец мог сделать соответствующие запросы до предоставления субсидии, однако сделал это уже после ее предоставления. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Третье лицо ПК «Марлин» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причины неявки не сообщил.

С учетом мнения представителей сторон, ответчика, суд определил рассмотреть дело в отсутствие третьего лица в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав представителей сторон, ответчика, исследовав материалы гражданского дела, оценив все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В силу п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила от 14 декабря 2005 года №761).

Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в п. 8 указанных Правил (в редакции, действующей в спорный период). Среди них сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии.

Порядок определения размера субсидии установлен п. п. 20-31 Правил от 14 декабря 2005 года №761. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты) (п. 20 Правил).

Размер субсидии определяется уполномоченным органом по соответствующим формулам, указанным в п. п. 23-25 Правил, в зависимости от среднедушевого дохода семьи по отношению к прожиточному минимуму, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии урегулирован пунктами 32 - 35 Правил от 14 декабря 2005 года №761, которые содержат перечень видов доходов граждан, как учитываемых, так и не учитываемых при исчислении совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина, в целях предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно п. 34 Правил от 14 декабря 2005 года №761, совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона от 05.04.2003 №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Во исполнение этого Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года №512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

В соответствии с п. 11 Правил, уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.

В силу п. 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (подп. «в» п. 60 Правил).

В п. 61 Правил указано, что при наличии условий, указанных в подпункте «в» пункта 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из вышеприведенных норм следует, что возврату в бюджет подлежит неосновательно полученная сумма, то есть разница между суммой субсидии, подлежащей начислению в случае предоставления полных сведений о размере совокупного дохода, и суммой, фактически начисленной и выплаченной.

Судом установлено, что Захарова Е.С. являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в периоды с февраля по июль 2021 года, с августа 2021 года по январь 2022 года, с февраля по июль 2022 года. За указанные периоды ей начислено и выплачено субсидий на сумму 77 045 рублей 50 копеек.

С целью проверки достоверности предоставленных ответчиком сведений о доходах истцом направлены запросы в ФНС, из полученного ответа следует, что сведения о доходах в отношении Захаровой Е.С. отсутствуют.

Вместе с тем, как следует из пояснений ответчика, ей не было известно о неисполнении ПК «Марлин» обязанностей по проведению отчислений и предоставлении информации в отношении ответчика, в том числе и в ФНС.

Как следует из материалов дела, при обращении с заявлениями о предоставлении субсидий ответчиком были предоставлены справки о доходах из ПК «Марлин» (л.д. 115, 16).

Факт получения ответчиком дохода от участия в ПК «Марлин» подтверждается также представленным в материалы дела договором < № > об участии в производственном кооперативе от 01 июля 2015 года, который регулирует гражданско-правовые отношения между пайщиком и производственным кооперативом, при этом пайщик принимает на себя обязательства трудового характера, в виде принятия трудового участия в деятельности кооператива. Трудовое участие в деятельности производственного кооператива осуществляется по разнарядкам, по производственным заданиям, в режиме с учетом графика выполнения работ по заказам (л.д. 37-38).

Названным договором предусмотрена ежемесячная выплата компенсаций за трудовое участие, выплата компенсаций по больничным листам за счет фонда социального страхования. Кроме того, предусмотрена обязанность кооператива производить расчет и удержание налога на доходы физических лиц с суммой прибыли.

В соответствии с п. 1 ст. 107 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 1 Федерального закона от 08 мая 1996 года № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Производственный кооператив является юридическим лицом - коммерческой организацией.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 08 мая 1996 года № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» прибыль производственного кооператива распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым и (или) иным участием, размером паевого взноса, а между членами кооператива, не принимающими личного трудового участия в деятельности кооператива, соответственно размеру их паевого взноса. Распределению между членами производственного кооператива подлежит часть прибыли кооператива, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а также после направления прибыли на иные цели, определяемые общим собранием членов кооператива.

Статья 19 Федерального закона от 08 мая 1996 года № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» предусматривает, что трудовые отношения членов кооператива регулируются настоящим Федеральным законом и уставом кооператива, а наемных работников законодательством о труде Российской Федерации. Кооператив самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда членов кооператива и его наемных работников. Оплата труда в кооперативе может производиться в денежной и (или) натуральной формах на основании положения об оплате труда, разрабатываемого непосредственно кооперативом. Члены кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности, подлежат социальному и обязательному медицинскому страхованию и социальному обеспечению наравне с наемными работниками кооператива. Время работы в кооперативе включается в трудовой стаж. Информация о трудовой деятельности и трудовом стаже члена кооператива вносится в сведения о его трудовой деятельности, а также в его трудовую книжку (при наличии).

Из положений ст. 20 Федерального закона от 08 мая 1996 года № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» следует, что продолжительность и распорядок рабочего дня в кооперативе, порядок предоставления выходных дней, отпусков, в том числе дополнительных, а также другие условия труда определяются правилами внутреннего распорядка кооператива. При этом продолжительность отпусков должна быть не менее установленной законодательством о труде Российской Федерации. Кооператив осуществляет меры по обеспечению охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии в соответствии с положениями и нормами, установленными для государственных унитарных предприятий.

Согласно ст. 24 Федерального закона от 08 мая 1996 года № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» кооператив ведет бухгалтерский учет и отчетность, а также статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для коммерческих организаций. Информация о деятельности кооператива предоставляется органам государственной власти и органам местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу п. 4 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов.

Согласно п. 1 ст. 43 Налогового кодекса Российской Федерации дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

Таким образом, если прибыль потребительского кооператива распределяется в соответствии с действующим законодательством между участниками пропорционально размеру их паевого взноса, то такой доход признается дивидендом и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 9 процентов. При распределения прибыли потребительского кооператива между его членами с учетом личного трудового вклада и (или) иного участия, то есть непропорционально паевым взносам, такой доход участников кооператива не может быть признан дивидендом и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов на основании п. 1 ст. 224 Кодекса.

Обязанность по ведению бухгалтерского учета и отчетности, в том числе статистической в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по предоставлению информация о деятельности кооператива органам государственной власти и органам местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установлена ст. 24 Федерального закона от 08 мая 1996 года № 41-ФЗ «О производственных кооперативах».

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что в данном случае обязанности по предоставлению сведений о доходах Захаровой Е.С. в органы ФНС лежала на ПК «Марлин» с которым у Захаровой Е.С. заключен договор, однако исполнена своевременно не была, в связи с чем у ФНС не имелось сведений о доходах ответчика.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях ответчика признаком недобросовестности, и как следствие об отсутствии оснований для взыскания с Захаровой Е.С. выплаченных сумм субсидии.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что по смыслу положений п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Предоставление мер социальной поддержки предполагает соблюдение принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а именно предоставление гражданам гарантий, что решения о применении соответствующих мер социальной поддержки принимаются уполномоченными органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения такой субсидии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин, как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании сумм неосновательного обогащения вследствие необоснованного получения им субсидий презюмируется, бремя доказывания недобросовестности Захаровой Е.С. при получении в период с февраля 2021 года по июль 2022 года субсидий в истребуемом размере, в данном случае возложена на истца, требующего их возврата.

При этом, в соответствии с действующим правовым регулированием порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в порядке межведомственного информационного взаимодействия, уполномоченный орган на протяжении всего времени предоставления Захаровой Е.С. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с февраля 2021 года по июль 2022 года, имел возможность запросить необходимую информацию, однако в отсутствие объективных причин, препятствующих реализации им соответствующих правомочий, этого не сделал.

Довод истца о том, что проверка подлинности представленных заявителем документов, является правом уполномоченного органа, а не обязанностью отклоняются судом, поскольку данным правом истец не воспользовался, в связи с чем, указанное суждение не может быть положено в основу для удовлетворения иска.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований и взыскания с ответчика в пользу истца денежных средств 77045 рублей 50 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 12, 56, 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга (ОГРН 1026605246876) к Захаровой Е. С. (паспорт серии < данные изъяты > < № >) о взыскании необоснованно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга.

Мотивированное заочное решение будет изготовлено в течение пяти дней.

Судья Е.А. Лащенова

Мотивированное заочное решение изготовлено 06 декабря 2022 года.

Судья Е.А. Лащенова
66RS0006-01-2022-004037-84

2-3976/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 29 ноября 2022 года

Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Лащеновой Е.А. при секретаре Коноваловой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга к Захаровой Е. С. о взыскании необоснованно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга (далее – Управление) обратилось с иском к Захаровой Е.С. о взыскании необоснованно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В обоснование иска указано, что Законом Свердловской области от 29 октября 2007 года №135-ОЗ органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных на территории Свердловской области, наделены государственным полномочием Свердловской области по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Постановлением Главы Екатеринбурга от 17 мая 2006 года №421 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» определен уполномоченный орган по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее – Правила от 14 декабря 2005 года №761).

В связи с пандемией COVID-19 Уполномоченным органом в беззаявительном порядке было принято решение < № > от 25 февраля 2021 года о предоставлении Захаровой Е.С. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: < адрес > на период с февраля по июль 2021 года в размере 31 857 рублей 73 копейки. В связи с изменением прогнозной суммы расходов, стандарта стоимости ЖКУ с уточнением сроков отопительного периода, учетом фактических расходов уполномоченным органом были приняты решения < № > от 17 мая 2021 года, < № > от 27 июля 2021 года о перерасчете суммы субсидии, предоставляемой на период с февраля по июль 2021 года, при этом размер субсидии составил 30376 рублей 29 копеек.

На основании заявления ответчика от 06 августа 2021 года Управлением было принято решение < № > от 18 августа 2021 года о предоставлении заявителю субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с августа 2021 года по январь 2022 года в размере 26 309 рублей 50 копеек. С учетом перерасчетов, проведенных в период предоставления субсидии, окончательный размер начисленной субсидии составил 33 451 рубль 55 копеек.

Кроме того, на основании заявления Захаровой Е.С. от 03 февраля 2022 года Управлением было принято решение < № > от 16 февраля 2022 года о предоставлении заявителю субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с февраля по июль 2022 года в размере 32 224 рубля 77 копеек.

В подтверждение своих доходов ответчиком предоставлены справки о доходах выданных ПК «Марлин» за период с августа 2020 года по июль 2021 года, за период с августа 2021 года по январь 2022 года. На основании сведений, указанных в данных справках Управлением был определен размер предоставляемой субсидии и выплачено субсидий на сумму 77 045 рублей 50 копеек.

С целью проверки сведений о доходах заявителя и членов его семьи истцом были сделаны запросы в ФНС, из ответов следует, что сведения о доходах ответчика за 2019, 2020, 2021 год отсутствуют. С учетом полученной из ФНС информации Управлением был произведен перерасчет субсидии за спорные периоды, с учетом которого размер субсидии составил 0 рублей 0 копеек. Сумма переплаты составила 77 045 рублей 50 копеек.

08 апреля 2022 года ответчику направлено требование о необходимости возврата излишне, полученной суммы субсидии. До настоящего времени необоснованно полученная сумма субсидии заявителем в бюджет не возвращена, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением и просит взыскать с ответчика денежные средства в размере 77045 рублей 50 копеек.

Определением суда от 01 ноября 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен ПК «Марлин».

В судебном заседании представитель истца – Корзухин И.В., действующий на основании доверенности, на удовлетворении требований настаивал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Захарова Е.С. и ее представитель Мартюшина Д.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями иска не согласились по доводам, изложенным в письменных возражениях.

В письменных возражениях ответчик указала, что не знала, что ПК «Марлин» не делал никаких отчислений, не предоставлял информацию в ФНС, до момента обращения Администрации в письменном виде с требованием о возврате денежных средств. После получения данной информации ответчик незамедлительно обратилась с претензией к ПК «Марлин» и жалобой в ФНС. Тот факт, что ответчик не знала, что кооперативом не делаются отчисления, исключает недобросовестное поведение с ее стороны. Справки предоставлялись исходя из действительных доходов полученных ответчиком. Отсутствие недобросовестности со стороны ответчика в силу п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации исключает возможности взыскания сумм субсидий как неосновательного обогащения. Кроме того, истец мог сделать соответствующие запросы до предоставления субсидии, однако сделал это уже после ее предоставления. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Третье лицо ПК «Марлин» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причины неявки не сообщил.

С учетом мнения представителей сторон, ответчика, суд определил рассмотреть дело в отсутствие третьего лица в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав представителей сторон, ответчика, исследовав материалы гражданского дела, оценив все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В силу п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила от 14 декабря 2005 года №761).

Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в п. 8 указанных Правил (в редакции, действующей в спорный период). Среди них сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии.

Порядок определения размера субсидии установлен п. п. 20-31 Правил от 14 декабря 2005 года №761. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты) (п. 20 Правил).

Размер субсидии определяется уполномоченным органом по соответствующим формулам, указанным в п. п. 23-25 Правил, в зависимости от среднедушевого дохода семьи по отношению к прожиточному минимуму, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии урегулирован пунктами 32 - 35 Правил от 14 декабря 2005 года №761, которые содержат перечень видов доходов граждан, как учитываемых, так и не учитываемых при исчислении совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина, в целях предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно п. 34 Правил от 14 декабря 2005 года №761, совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона от 05.04.2003 №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Во исполнение этого Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года №512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

В соответствии с п. 11 Правил, уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.

В силу п. 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (подп. «в» п. 60 Правил).

В п. 61 Правил указано, что при наличии условий, указанных в подпункте «в» пункта 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из вышеприведенных норм следует, что возврату в бюджет подлежит неосновательно полученная сумма, то есть разница между суммой субсидии, подлежащей начислению в случае предоставления полных сведений о размере совокупного дохода, и суммой, фактически начисленной и выплаченной.

Судом установлено, что Захарова Е.С. являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в периоды с февраля по июль 2021 года, с августа 2021 года по январь 2022 года, с февраля по июль 2022 года. За указанные периоды ей начислено и выплачено субсидий на сумму 77 045 рублей 50 копеек.

С целью проверки достоверности предоставленных ответчиком сведений о доходах истцом направлены запросы в ФНС, из полученного ответа следует, что сведения о доходах в отношении Захаровой Е.С. отсутствуют.

Вместе с тем, как следует из пояснений ответчика, ей не было известно о неисполнении ПК «Марлин» обязанностей по проведению отчислений и предоставлении информации в отношении ответчика, в том числе и в ФНС.

Как следует из материалов дела, при обращении с заявлениями о предоставлении субсидий ответчиком были предоставлены справки о доходах из ПК «Марлин» (л.д. 115, 16).

Факт получения ответчиком дохода от участия в ПК «Марлин» подтверждается также представленным в материалы дела договором < № > об участии в производственном кооперативе от 01 июля 2015 года, который регулирует гражданско-правовые отношения между пайщиком и производственным кооперативом, при этом пайщик принимает на себя обязательства трудового характера, в виде принятия трудового участия в деятельности кооператива. Трудовое участие в деятельности производственного кооператива осуществляется по разнарядкам, по производственным заданиям, в режиме с учетом графика выполнения работ по заказам (л.д. 37-38).

Названным договором предусмотрена ежемесячная выплата компенсаций за трудовое участие, выплата компенсаций по больничным листам за счет фонда социального страхования. Кроме того, предусмотрена обязанность кооператива производить расчет и удержание налога на доходы физических лиц с суммой прибыли.

В соответствии с п. 1 ст. 107 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 1 Федерального закона от 08 мая 1996 года № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Производственный кооператив является юридическим лицом - коммерческой организацией.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 08 мая 1996 года № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» прибыль производственного кооператива распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым и (или) иным участием, размером паевого взноса, а между членами кооператива, не принимающими личного трудового участия в деятельности кооператива, соответственно размеру их паевого взноса. Распределению между членами производственного кооператива подлежит часть прибыли кооператива, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а также после направления прибыли на иные цели, определяемые общим собранием членов кооператива.

Статья 19 Федерального закона от 08 мая 1996 года № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» предусматривает, что трудовые отношения членов кооператива регулируются настоящим Федеральным законом и уставом кооператива, а наемных работников законодательством о труде Российской Федерации. Кооператив самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда членов кооператива и его наемных работников. Оплата труда в кооперативе может производиться в денежной и (или) натуральной формах на основании положения об оплате труда, разрабатываемого непосредственно кооперативом. Члены кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности, подлежат социальному и обязательному медицинскому страхованию и социальному обеспечению наравне с наемными работниками кооператива. Время работы в кооперативе включается в трудовой стаж. Информация о трудовой деятельности и трудовом стаже члена кооператива вносится в сведения о его трудовой деятельности, а также в его трудовую книжку (при наличии).

Из положений ст. 20 Федерального закона от 08 мая 1996 года № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» следует, что продолжительность и распорядок рабочего дня в кооперативе, порядок предоставления выходных дней, отпусков, в том числе дополнительных, а также другие условия труда определяются правилами внутреннего распорядка кооператива. При этом продолжительность отпусков должна быть не менее установленной законодательством о труде Российской Федерации. Кооператив осуществляет меры по обеспечению охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии в соответствии с положениями и нормами, установленными для государственных унитарных предприятий.

Согласно ст. 24 Федерального закона от 08 мая 1996 года № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» кооператив ведет бухгалтерский учет и отчетность, а также статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для коммерческих организаций. Информация о деятельности кооператива предоставляется органам государственной власти и органам местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу п. 4 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов.

Согласно п. 1 ст. 43 Налогового кодекса Российской Федерации дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

Таким образом, если прибыль потребительского кооператива распределяется в соответствии с действующим законодательством между участниками пропорционально размеру их паевого взноса, то такой доход признается дивидендом и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 9 процентов. При распределения прибыли потребительского кооператива между его членами с учетом личного трудового вклада и (или) иного участия, то есть непропорционально паевым взносам, такой доход участников кооператива не может быть признан дивидендом и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов на основании п. 1 ст. 224 Кодекса.

Обязанность по ведению бухгалтерского учета и отчетности, в том числе статистической в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по предоставлению информация о деятельности кооператива органам государственной власти и органам местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установлена ст. 24 Федерального закона от 08 мая 1996 года № 41-ФЗ «О производственных кооперативах».

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что в данном случае обязанности по предоставлению сведений о доходах Захаровой Е.С. в органы ФНС лежала на ПК «Марлин» с которым у Захаровой Е.С. заключен договор, однако исполнена своевременно не была, в связи с чем у ФНС не имелось сведений о доходах ответчика.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях ответчика признаком недобросовестности, и как следствие об отсутствии оснований для взыскания с Захаровой Е.С. выплаченных сумм субсидии.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что по смыслу положений п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Предоставление мер социальной поддержки предполагает соблюдение принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а именно предоставление гражданам гарантий, что решения о применении соответствующих мер социальной поддержки принимаются уполномоченными органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения такой субсидии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин, как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании сумм неосновательного обогащения вследствие необоснованного получения им субсидий презюмируется, бремя доказывания недобросовестности Захаровой Е.С. при получении в период с февраля 2021 года по июль 2022 года субсидий в истребуемом размере, в данном случае возложена на истца, требующего их возврата.

При этом, в соответствии с действующим правовым регулированием порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в порядке межведомственного информационного взаимодействия, уполномоченный орган на протяжении всего времени предоставления Захаровой Е.С. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с февраля 2021 года по июль 2022 года, имел возможность запросить необходимую информацию, однако в отсутствие объективных причин, препятствующих реализации им соответствующих правомочий, этого не сделал.

Довод истца о том, что проверка подлинности представленных заявителем документов, является правом уполномоченного органа, а не обязанностью отклоняются судом, поскольку данным правом истец не воспользовался, в связи с чем, указанное суждение не может быть положено в основу для удовлетворения иска.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований и взыскания с ответчика в пользу истца денежных средств 77045 рублей 50 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 12, 56, 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга (ОГРН 1026605246876) к Захаровой Е. С. (паспорт серии < данные изъяты > < № >) о взыскании необоснованно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга.

Мотивированное заочное решение будет изготовлено в течение пяти дней.

Судья Е.А. Лащенова

Мотивированное заочное решение изготовлено 06 декабря 2022 года.

Судья Е.А. Лащенова

2-3976/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга
Ответчики
Захарова Елена Сергеевна
Другие
ПК "МАРЛИН"
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на сайте суда
ordzhonikidzevsky.svd.sudrf.ru
04.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2022Передача материалов судье
08.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2022Переход к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства
03.10.2022Вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства
01.11.2022Судебное заседание
29.11.2022Судебное заседание
06.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
27.01.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
20.02.2023Судебное заседание
02.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
29.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее