Дело № 2а-1801/2021
УИД: 22RS0№-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 августа 2021 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе
судьи Баньковского А.Е.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налоговым платежам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 15 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере <данные изъяты> руб., начисление пени по транспортному налогу за период 2018 год в размере <данные изъяты> руб., недоимку по налогу на имущество физических лиц, за 2018 год в размере <данные изъяты> руб., начисления пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере <данные изъяты> руб., на общую сумму <данные изъяты> руб.
В обоснование требований указано, что согласно данным органов ГИБДД ФИО1 на праве собственности принадлежит транспортное средство марки <данные изъяты>. Исходя из мощности двигателя автомобиля сумма транспортного налога за 2018 год составила <данные изъяты> руб.
Кроме того в обосновании требований указано, что ФИО1 на праве собственности принадлежит недвижимое имущество – ? доли квартиры по .... в ..... Указанное имущество является объектом налогообложения, а ответчик - плательщиком налога на имущество физических лиц, размер которого за 2018 год составляет <данные изъяты> руб. В настоящее время задолженность по указанному налогу ответчиком не оплачена, в связи с чем, произведено начисление пени. Судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению должника.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в иске просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО1, её представитель в судебное заседание не явились, извещены. В материалы дела представлены возражения в которых представитель возражает против удовлетворения заявленных требований, вместе с тем имеется ходатайство произвести расчет налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости и применить наиболее благоприятный для налогоплательщика вариант.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
В соответствии со статьей 1 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства: до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 10 руб., свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 20 руб., свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 25 руб., свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 60 руб., свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 120 руб.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 363 НК РФ).
Положениям статьи 357 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей нормой.
Согласно ответа ФИО8 в 2018 году ФИО1 на праве собственности принадлежало транспортное средство:
- ФИО9 ФИО3, р/з №, № г.в., мощность двигателя <данные изъяты> л.с., право собственности с ДД.ММ.ГГГГ;
Следовательно, размер транспортного налога за 2018 год за составляет:
- в отношении ФИО10, р/з № <данные изъяты> руб. из расчета: (152 (мощность двигателя)*25 (налоговая ставка)*12/12 (количество месяцев владения).
Учитывая изложенное, сумма транспортного налога, подлежащая взысканию с налогоплательщика, составляет <данные изъяты> руб.
Расчет суммы транспортного налога судом проверен, признан верным, налогоплательщиком не оспорен, владение вышеуказанным транспортным средством не отрицалось.
В соответствии со ст. ст. 399, 400, 401 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ч. 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (ст. 404 НК РФ).
Поскольку в Алтайском крае решение об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на момент исчисления налога за 2018 год не принималось, налоговая база определена налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости объектов.
Согласно Приказу Минэкономразвития России от 30.10.2017 № 579 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2018 год» коэффициент-дефлятор в 2018 году составил 1,481.
Налоговые ставки установлены Решением Барнаульской городской Думы от 07.11.2014 № 375 "О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края" (в редакции на дату возникновения правоотношений). Налоговые ставки зависят от суммарной инвентаризационной стоимости и вида объекта налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) и составляют по жилым помещениям от суммы свыше 800 000 рублей до 1 500 000 рублей включительно 0,88 %.
Согласно сведениям, представленным налоговым органом ФИО1 в 2018 году принадлежали на праве собственности ? квартиры, кадастровый №, .....
Принадлежность административному ответчику указанной квартиры в 2018 году подтверждается сведениями ЕГРН и сведениями налогового органа.
Налоговым органом расчет налога на указанное имущество произведен в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ исходя из инвентаризационной стоимости объекта в сумме <данные изъяты> руб.
Административным ответчиком заявлено ходатайство о перерасчете налога на имущество за 2018 год исходя из кадастровой стоимости данного имущества.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2019 № 10-П «По делу о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки О.Ф. Низамовой» (далее по тексту - Постановление) признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации пункты 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно - правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - они не исключают права налогоплательщика требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора), в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости. Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл пунктов 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Согласно сведениям ФКП Росреестра по АК кадастровая стоимость квартиры, кадастровый №, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб.
Частью 3 ст. 403 НК РФ (в редакции, на момент возникновения спорных правоотношении) предусмотрено, что налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома.
Соответственно, налоговая база в отношении указанной выше квартиры, принадлежащей административному ответчику, общей площадью <данные изъяты> кв.м., определяется следующим образом: 4 <данные изъяты> руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 406 НК РФ в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат.
Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения - по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 настоящей статьи (п. 6 ст. 406 НК РФ).
Как указано выше, на момент исчисления налога на имущество физических лиц за 2018 год в отношении ФИО1, на территории Алтайского края налоговые ставки в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения установлены не были.
Такие ставки установлены решением Барнаульской городской Думы от 09.10.2019 № 381 "О налоге на имущество физических лиц на территории города Барнаула", вступившим в силу с 01.01.2020.
В связи с изложенным по данному спору в отношении квартиры подлежат применению налоговые ставки, предусмотренные п. 2 ст. 406 НК РФ, в размере 0,1 % от налоговой базы.
Соответственно сумма налога на имущество, исчисленная исходя из кадастровой стоимости квартиры, составит: 4 061 092,2 руб. х 0,1 % х 1/2 = 2 030,55 руб.
Таким образом, сумма налога, рассчитанная из кадастровой стоимости объектов недвижимости, существенно меньше размера налога, исчисленного из инвентаризационной стоимости объекта.
Соответственно, с учетом положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2019 №10-П ФИО1 вправе требовать в индивидуальном порядке в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц в отношении квартиры использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки, поскольку сумма налога, исчисленная налоговым органом исхода из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости.
Таким образом, сумма налога на имущество физических лиц за 2018 год составляет <данные изъяты> руб.
Проверяя соблюдение налоговым органом предусмотренного законом порядка взыскания задолженности по налоговым платежам, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ч.4 ст.57, п.6 ст.58 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В соответствии с положениями статей 69,70 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с пунктами 1, 2, 10 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что уведомление об уплате налогов за 2018 год от ДД.ММ.ГГГГ № с расчетом налогов и сроком уплаты налогов до ДД.ММ.ГГГГ направлено административному ответчику по почте, что подтверждается списком заказной корреспонденции № от ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный срок ФИО1 не произвела уплату налога. В связи с чем, в ее адрес по почте было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налогов за 2018 год, пени, что подтверждается списком заказной корреспонденции № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что налоговым органом соблюден порядок направления административному ответчику налогового уведомления и требования.
Согласно требованию срок оплаты недоимки установлен до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок оплата налогов административным ответчиком не произведена.
В течение 6-ти месяцев по истечении установленного в требовании срока административный истец обратился за выдачей судебного приказа (ДД.ММ.ГГГГ).
Выданный ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании недоимки по налогам отменен по заявлению должника определением мирового судьи судебного участка №.... от ДД.ММ.ГГГГ.
В суд с настоящим иском налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа.
Таким образом, установленный ст. 48 НК РФ срок принудительного взыскания недоимки соблюден, в связи с чем имеются фактические и правовые основания для взыскания с административного ответчика налогов за 2018 год.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Размер пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отражен в требовании № от ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, он подлежит перерасчету с учетом изменения судом размера основного платежа: <данные изъяты>
Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании с ответчика пени на сумму задолженности по транспортному налогу за 2018 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10,70 руб., а так же пени на сумму задолженности по транспортному налогу за 2018 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб.
Расчет суммы пени по транспортному налогу судом проверен, признан верным, налогоплательщиком не оспорен.
Довод представителя ответчика о том, что в просительной части административного искового заявления указано взыскать задолженность с ФИО2, в связи с чем требования не могут быть удовлетворены, не принимается судом во внимание так как данное указание в просительной части административного искового заявления расценивается судом как техническая ошибка. Из описательной части административного искового заявления и всей совокупности представленных документов однозначно следует, что речь идёт о ФИО1, более того, в просительной части указан ИНН ФИО1, который позволяет достоверно определить административного ответчика.
С учетом изложенного требования налоговой инспекции подлежат удовлетворению частично. Со ФИО1 в пользу административного истца подлежит взысканию задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере <данные изъяты> руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере <данные изъяты> руб., транспортный налог за 2018 год в размере <данные изъяты> руб., пени по транспортному налогу за период 2018 год в размере <данные изъяты> руб., в общей сумме <данные изъяты> руб.
В соответствии со ст.103 КАС РФ с административного ответчика в бюджет муниципального образования городского округа – города Барнаула подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в размере <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю с зачислением в соответствующий бюджет налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере <данные изъяты> руб. сумму по налогу, пени в размере <данные изъяты> руб., транспортный налог в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб. в общей сумме <данные изъяты> руб.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования – городской округ г. Барнаул государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Баньковский А.Е.
Мотивированное решение изготовлено 18 августа 2021 года.