Дело № 33-9633/2022
№ 2-813/2022 (УИД 59RS0011-01-2022-002430-62)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 12 октября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Рубан О.Н.,
судей Цыбиной И.Н., Безматерных О.В.,
при секретаре Ибрагимовой Н.Ю.,
рассмотрела дело по апелляционной жалобе администрации города Березники на решение Березниковского городского суда Пермского края от 22.07.2022, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора г. Березники, действующего в защиту прав и законных интересов Суслова Руслана Николаевича, к администрации г. Березники о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда, удовлетворить.
Возложить на администрацию города Березники Пермского края обязанность предоставить Суслову Руслану Николаевичу, ** года рождения, как лицу, включенному в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в черте муниципального образования - город Березники Пермского края, по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 28 кв.м., в том числе жилой площадью не менее 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям».
Заслушав доклад судьи Цыбиной И.Н., пояснение представителя истца Бухтоярова П.В., возражавшего против отмены решения суда, представителя ответчика Десятовой Н.С., настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор города Березники, действующий в защиту прав и законных интересов Суслова Р.Н., обратился в суд с иском к администрации города Березники о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда. В обосновании требований указал, что прокуратурой города Березники в связи с поступившим обращением Суслова Р.Н. была проведена проверка, в ходе которой установлено, что Суслов Р.Н. является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать С1., лишена родительских прав решением Березниковского городского суда Пермского края от 20.02.2012. Приказом органа опеки и попечительства от 20.03.2013 Суслов Р.Н. передан под опеку С2. По информации администрации города Березники Суслов Р.Н.. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по состоянию на 01.05.2022 номер в очереди – **, с 15.07.2019. Жилое помещение будет предоставлено Суслову Р.Н. после удовлетворения требований лиц, у которых право на получение жилья возникло раньше. В ЕГРН имеется информация о праве Суслова Р.Н. на жилое помещение 1/3 доли в праве по адресу: г. Березники, ул. ****. Суслов Р.Н. зарегистрирован по данному адресу. МТУ № 6 Министерства социального развития Пермского края 19.04.2017 выдано заключение № ** об установлении факта невозможности проживания Суслова Р.Н. в ранее занимаемом жилом помещении. Суслов Р.Н., как лицо из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени жилым помещение не обеспечен. Прокурор просит возложить на администрацию города Березники обязанность предоставить Суслову Р.Н. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м. общей площади жилого помещения, жилой площадью не менее 14 квадратных метров в черте муниципального образования город Березники.
Судом постановлено приведенное выше решение об удовлетворении иска.
Не согласившись с решением, администрация города Березники обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Ссылается на то, что ответчиком осуществлялись все действия по обеспечению Суслова Р.Н. жильем в порядке, установленном законодательством, установленные законодателем сроки не были нарушены. Со стороны ответчика не имелось нарушений прав Суслова Р.Н. Само по себе то обстоятельство, что с момента постановки на учет до настоящего времени Суслову Р.Н. не предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, не свидетельствует о нарушении ответчиком прав Суслова Р.Н., подлежащих восстановлению, посредством возложения обязанности ответчика предоставить указанное жилое помещение, поскольку ответчиком исполнены обязанности, предусмотренные законом. Ответчиком не отказано в предоставлении жилья, Суслов Р.Н. не утратил право на получение жилья в установленном законом порядке. Поскольку Правительством края не исполнена обязанность по исчерпывающему финансированию на приобретение жилых помещений для детей-сирот, администрацией города Березники не может быть принято решение о предоставлении жилого помещения Суслову Р.Н. без нарушения законных прав и интересов остальных лиц, включенных в список детей-сирот.
Представителем истца - прокурором г. Березники поданы письменные возражения на апелляционную жалобу с просьбой оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Бухтояров П.В. поддержал письменные возражения, просил решение суда оставить без изменения, жалобу ответчика – без удовлетворения.
Представитель ответчика Десятова Н.С. в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.
Истец Суслов Р.Н., третьи лица в суд апелляционной инстанции не явились, извещались о времени и месте заседания своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, руководствуясь положениями ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.
В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в ч. 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:
1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с ч.3 ст. 6 Закона № 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 № 322-п, от 01.06.2022 № 464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 № 464-п).
Судом первой инстанции установлено, что Суслов Руслан Николаевич, ** года рождения, является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать С1., решением Березниковского городского суда Пермского края от 20.02.2013 дело № ** лишена родительских прав, сведения об отце ребенка записаны со слов матери (л.д. 34,33,23-25).
Приказом территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Березниковскому городскому округу и Усольскому муниципальному району от 20.03.2013 № ** Суслов Р.Н. передан под опеку С2. (л.д. 21-22).
21.02.2017 Суслов Р.Н. обратился в орган опеки и попечительства с заявлением о включении его в список детей о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам социального найма (далее – Список) (л.д. 15).
Приказом МТУ № 6 Министерства социального развития Пермского края от 30.06.2017 № ** Суслов Р.Н. включен в Список (л.д. 17-18).
Согласно выписки из ЕГРН Суслов Р.Н. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Березники, ул. ****, также собственниками по 1/3 доли являются С1. и К.
19.04.2017 МТУ № 6 Министерства социального развития Пермского края дано заключение об установлении факта невозможности проживания Суслова Р.Н. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ****, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящееся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении менее учетной нормы (л.д. 19).
Суслов Р.Г. не является нанимателем либо членом семьи нанимателя по договору социального найма. Суслов Р.Н. зарегистрирован по адресу: г.Березники, ул. ****, также в судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривалось, что по данному адресу зарегистрированы С1., - мать, лишенная родительских прав.
До настоящего времени жилое помещение Суслову Р.Н. не предоставлено.
Принимая во внимание, что на момент рассмотрения настоящего дела Суслов Р.Н. проживает в городе Березники, при этом не обеспечен жилым помещением, поскольку, является собственником 1/3 доли в праве общей собственности на жилое помещение по адресу: ****, общей площадью 18 кв.м., (на одного человека 9 кв.м.), учитывая, что норма площади жилого помещения на территории муниципального образования «Город Березники» установлена решением Березниковской городской Думы от 31.05.2016 №116 в размере 10 кв.м., проживание в вышеуказанном жилом помещении признано невозможным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований истца о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд первой инстанции верно руководствовался вышеназванными положениями ст. 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
Поскольку в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, требования истца о возложении на администрацию города Березники обязанности по предоставлению жилого помещения, являются законными и обоснованными.
При этом, данное жилое помещение должно быть благоустроенным, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений.
В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 01.06.2022 № 464-п внесены изменения в отдельные постановления Правительства Пермского края в сфере обеспечения жильем детей-сирот и лиц из их числа, в частности, из абзаца 3 п. 3.3 Порядка формирования муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 12.07.2017 № 665-п, исключены слова: «при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров».
В постановлении Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п в п. 1.4 в абзаце 2 исключены слова: «при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров».
Соответствующие изменения вступили в законную силу с 01.07.2022.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о предоставлении Суслову Р.Н. специализированного жилого помещения, в том числе жилой площадью не менее 14 кв.м., подлежит исключению из резолютивной части решения.
Вместе с тем, исключение ограничений по минимальной жилой площади жилого помещения в размере 14 кв.м. из числа требований к жилым помещениям, предоставляемым детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, не лишает указанных выше лиц права на получение жилого помещения.
Суслов Р.Н., относящийся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть обеспечен жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при ее наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.
Решение суда первой инстанции подлежит исполнению за счет субвенций бюджету муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Необходимость выполнения ответчиком обязанности по обеспечению жилыми помещениями граждан указанной льготной категории должна быть исполнена вне зависимости от получения ответчиком денежных средств, выделяемых для приобретения жилых помещений.
Довод апелляционной жалобы о том, что Суслов Р.Н. уже включен в необходимые списки и будет обеспечен жильем, а само по себе обстоятельство, что с момента постановки на учет до настоящего времени Суслову Р.Н. не представлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, не свидетельствует о нарушении ответчиком прав Суслова Р.Н., судебной коллегией не принимается, поскольку ответчиком исполнены обязанности, предусмотренные законом, по постановке истца на учет, однако жилье до настоящего времени не предоставлено, соответственно не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору социального найма специализированного жилого помещения.
Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Апелляционную жалобу администрации г. Березники на решение Березниковского городского суда Пермского края от 22 июля 2022 года оставить без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения Березниковского городского суда Пермского края от 22 июля 2022 года, исключить из резолютивной части решения указание на предоставление жилого помещения, в том числе жилой площадью не менее 14 кв.м.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.10.2022.