Дело №
24RS0028-01-2022-001864-85
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 сентября 2022 года город Красноярск
Кировский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Хорошевской О.В.,
при секретаре Филипповой В.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Красноярский жилищно - коммунальный комплекс» к Коняшкину Андрею Геннадьевичу, Лященко Галине Евгеньевне о взыскании задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Красноярский жилищно - коммунальный комплекс» (ООО КрасКом») обратилось с иском в суд к наследственному имуществу ФИО11 о взыскании задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг, судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что ООО УК «ЖСК» (ранее ООО ГУК «Жилищный фонд») осуществляет управление многоквартирным жилым домом № по <адрес>. Жилое помещение - <адрес> принадлежала на праве собственности ФИО12 которая 12 июля 2020 умерла. За период с 01 мая 2018 года по 31 августа 2019 года по оплате жилищных и коммунальных услуг в отношении указанной квартиры образовалась задолженность в размере 67 247 рублей 69 копеек. На основании мирового соглашения, заключенного между ООО «ЖСК» и ООО «Красноярский жилищно - коммунальный комплекс» от 30 апреля 2020 года, управляющая компания передала право требования задолженности в размере 67 247 рублей 69 копеек, образовавшейся в отношении <адрес> ресурсоснабжающей компании ООО «КрасКом». Наследником после смерти ФИО10 является ее сын Коняшкин А.Г., который обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследственного имущества, в связи с чем должен отвечать по обязательствам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. Кроме того, в спорный период на регистрационном учете по адресу спорной квартиры состояла не только собственник ФИО5, но и Коняшкин А.Г., Лященко Г.Е. Истец, уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования, просит взыскать Коняшкина А.Г. задолженность по оплате жилищных и коммунальных услуг за период с 01 мая 2018 года по 31 августа 2019 года, пени в общем размере 58 259 рублей 11 копеек, взыскать с Ляшенко Г.Е. задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01 мая 2018 года по 31 августа 2019 года и пени в общем размере 8 988 рублей 58 копеек, а также взыскать с Коняшкина А.Г., Ляшенко Г.Е. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2217 рублей 43 копейки.
Определением суда от 22 июня 2022 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Коняшкин А.Г., Лященко Г.Е. (л.д. 179).
Представитель истца ООО «Красноярский жилищно - коммунальный комплекс» Глотова В.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала.
Ответчик Лященко Г.Е. в судебном заседании относительно исковых требований возражала, указав, что в спорный период хоть и состояла на регистрационном учете по адресу: <адрес>, при этом в указанной квартире фактически не проживала, коммунальные услуги не использовала, в связи с чем не должна нести обязанность по их оплате. Представленный истцом расчет исковых требований Лященко Г.Е. не оспаривала.
Представитель третьего лица ООО УК «ЖСК» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения был извещен своевременно и надлежащим образом (л.д. 208).
Ответчик Коняшкин А.Г. в судебное заседание не явился, содержится к ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю, о судебном заседании извещался своевременно и надлежащим образом, что подтверждается его распиской, об обеспечении его участия в судебном заседании посредством видеоконференц-связи не просил, относительно исковых требований ООО «Красноярский жилищно - коммунальный комплекс» возражений не выразил, представленный истцом расчет исковых требований не оспаривал (л.д. 213).
Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя истца и ответчика Лященко Г.Е., разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно ч. 3 ст. 31 ЖК РФ солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, несут дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно п. 1 ст. 292 ГК РФ члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением.
Как разъяснено в п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением (часть 3 статьи 31 и статья 153 ЖК РФ).
При возникновении спора о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг с собственника и членов его семьи, между которыми имеется соглашение, определяющее порядок и размер участия членов семьи в расходах по внесению платы за коммунальные услуги, такая задолженность определяется судом с учетом данного соглашения.
Обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт несет только собственник жилого помещения (статьи 30, 158 ЖК РФ и статья 210 ГК РФ).
Таким образом, по смыслу приведенных положений норм права обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения несет собственник жилого помещения единолично, а по оплате коммунальных услуг собственник, а также дееспособные члены его семьи в солидарном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Согласно п.1 и п.2 ст.382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 11 сентября 2008 года <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО5, что подтверждено выпиской их ЕГРН (л.д.114).
Согласно выписке из домовой книги, в указанном жилом помещении на регистрационном учете состояла ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (снята с регистрационного учета в связи со смертью), Лященко Г.Е. в период с 23 апреля 2018 года по 30 октября 2019 года, Коняшкин А.Г. с 20 августа 1996 года по настоящее время (л.д.9, 65, 66, 171).
ООО УК «ЖСК» (ранее ООО ГУК «Жилищный фонд») осуществляло управление многоквартирным жилым домом № по <адрес> на основании договора управления (л.д. 30-32, 75-92).
Обращаясь с настоящим иском в суд истец указал, что за собственником <адрес> за предоставленные жилищные и коммунальные услуги числится задолженности, размер которой за период с 01 мая 2018 года по 31 августа 2019 года составляет 67 247 рублей 69 копеек (л.д. 195-196).
Представленный истцом расчет задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг за период с 01 мая 2018 года по 31 августа 2019 года подтвержден детализацией начислений, выписками из лицевого счета, платёжными документами, выставленными собственнику за указанный период; данный расчет проверен судом, признан соответствующим требованиям действующего законодательства, является арифметически верным и не опровергнут ответчиками. Сомнений в правильности и объективности расчета задолженности за потребленные жилищные и коммунальные услуги у суда не имеется (л.д.11-22, 195-196, 218-248).
Соглашение о порядке участия в расходах по оплате жилищных и коммунальных услуг между ФИО5 и Коняшкиным А.Г., Ляшенко Г.Е. не заключалось.
Факт неисполнения обязанности по оплате жилищных и коммунальных услуг ответчиками не опровергнут.На основании мирового соглашения от 30 апреля 2020 года, утвержденного определением Арбитражного суда Красноярского края от 09 июля 2020 года, ООО УК «ЖСК» уступило ООО «Красноярский жилищно - коммунальный комплекс» право требования задолженности к третьим лицам, в том числе в отношении <адрес>, по оплате жилищных и коммунальных услуг в общем размере 68 356 рублей 41 копейка, что отражено в реестре уступаемых прав (л.д. 23-29).
Задолженность по оплате жилищных и коммунальных услуг в отношении <адрес> за период с 01 мая 2018 года по 31 августа 2019 года в размере 67 247 рублей 69 копеек до настоящего времени не погашена, что ответчиками в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Судебный приказ мирового судьи судебного участка № в <адрес> от 09 декабря 2019 года, которым с ФИО5, Коняшкина А.Г., Лященко Г.Е. в солидарном порядке была взыскана задолженность по оплате жилищных и коммунальных услуг в отношении <адрес> за период с 01 мая 2018 года по 31 августа 2019 года был отменен 21 января 2022 года (л.д. 37).
Исходя из положений Жилищного кодекса РФ и разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», в рассматриваемом случае обязанность по оплате жилищных услуг должна нести собственник жилого помещения ФИО5, по оплате коммунальных услуг наравне с собственником жилого помещения ФИО5 - Коняшкин А.Г., Лященко Г.Е., которые состояли в спорный период на регистрационном учете в <адрес>.
Статьей 418 ГК РФ предусмотрено, что обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника, либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
На основании ст.1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Наследник, подавший заявление о принятии наследства либо заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство без указания основания призвания к наследованию, считается принявшим наследство, причитающееся ему по всем основаниям (п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9).
Неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, приобретших наследство, в том числе при наследовании выморочного имущества, от возникших в связи с этим обязанностей (выплаты долгов наследодателя, исполнения завещательного отказа, возложения и т.п.) (п. 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9).
Ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Российская Федерация, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону (п. 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9).
Из дела следует, что 12 июля 2020 года ФИО5 умерла (л.д. 63).
По сообщению нотариуса Багрий Г.А. после смерти ФИО5 было открыто наследственное дело, с заявлением о принятии наследства по всем основаниям обратился сын наследодателя – Коняшкин А.Г., что последний в ходе рассмотрения дела не оспаривал; иных наследников не имеется. Свидетельства о праве на наследство Коняшкину А.Г. до настоящего времени не выданы (л.д. 149-168).
После смерти ФИО5 открылось наследство в виде <адрес>, кадастровая стоимость которой на дату открытия наследства составляла 1 727 608 рублей 36 копеек; денежных средств, оставшихся на счету, открытом в ПАО «Сбербанк России», в размере 858 рублей 81 копейка, (л.д. 155, 158-159).
Обстоятельства того, что стоимость перешедшего к Коняшкину А.Г. наследственного имущества превышает размер предъявленной ко взысканию суммы долга по оплате жилищных и коммунальных услуг за период с 01 мая 2018 года по 31 августа 2019 года, Коняшкин А.Г. не оспаривал.
Таким образом, учитывая, что ФИО5 умела, не исполнив обязательства по оплате жилищных и коммунальных услуг в отношении <адрес>, ее обязательства по оплате жилищных и коммунальных услуг в связи со смертью не прекратились, а перешли в порядке универсального правопреемства к ее наследнику Коняшкину А.Г., принявшему наследство.
Принимая во внимание, что ответчик Коняшкин А.Г. принял наследство после смерти ФИО5, а требуемая истцом ко взысканию задолженность по оплате ЖКУ, образовавшаяся за период с 01 мая 2018 года по 31 августа 2019 года, укладывается в стоимость перешедшего к наследнику имущества, достаточного для погашения долга наследодателя, что ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца, предъявленных к Коняшкину А.Г., и взыскания с Коняшкина А.Г. задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг за период с 01 мая 2018 года по 31 августа 2019 года, в заявленном размере 53 664 рубля 96 копеек, а также пени в сумме 4 594 рубля 15 копеек.
Кроме того, учитывая что в период с 01 мая 2018 года по 31 августа 2019 года Лященко Г.Е. состояла на регистрационном учете в <адрес>, она обязана нести расходы по оплате коммунальных услуг, в связи с чем требования ООО «Красноярский жилищно - коммунальный комплекс» о взыскании с Ляшенко Г.Е. задолженности по оплате коммунальных услуг в размере 8279 рублей 77 копеек, а также пени - 708 рублей 81 копейка за заявленный период подлежат удовлетворению в общей сумме 8 988 рублей 58 копеек.
Вопреки доводам Ляшенко Г.Е. обстоятельства того, что в указанный период она фактически не проживала в <адрес> не являются основанием для ее освобождения от несения обязанности по оплате коммунальных услуг за период с 01 мая 2018 года по 31 августа 2019 года. Доказательств тому, что ответчик Ляшенко Г.Е. не проживала в указанном выше жилом помещении в период своей регистрации в нем, производила оплату потребленных коммунальных услуг по иному адресу, где (с ее слов) фактически проживала, последняя не представила. Кроме того Ляшенко Г.Е. в судебном заседании пояснила, что в управляющую компанию с заявлением о перерасчете платежей за период ее отсутствия в спорной квартире не обращалась.
Также в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Коняшкина А.Г. в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 817 рублей 43 копейки, с Ляшенко Г.Е. в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей, то есть пропорционально удовлетворенным исковым требованиям (л.д. 6).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ООО «Красноярский жилищно - коммунальный комплекс» к Коняшкину Андрею Геннадьевичу, Лященко Галине Евгеньевне о взыскании задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг, судебных расходов, удовлетворить.
Взыскать с Коняшкина Андрея Геннадьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, в пользу ООО «Красноярский жилищно - коммунальный комплекс» задолженность по оплате жилищных и коммунальных услуг за период с 01 мая 2018 года по 31 августа 2019 года в отношении жилого помещения - <адрес> в размере 53 664 рубля 96 копеек, пени - 4 594 рубля 15 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 817 рублей 43 копейки, всего взыскать 60 076 рублей 54 копейки.
Взыскать с Ляшенко Галины Евгеньевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ур. <адрес>, в пользу ООО «Красноярский жилищно - коммунальный комплекс» задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01 мая 2018 года по 31 августа 2019 года в отношении жилого помещения - <адрес> в размере 8 279 рублей 77 копеек, пени - 708 рублей 81 копейка, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 рублей, всего взыскать 9 388 рублей 58 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Красноярска.
Председательствующий Хорошевская О.В.
Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2022 года.