Решение по делу № 33-1471/2017 от 23.01.2017

Судья Арбузова Н.В.                        Дело № 33-1471/2017

А-2.024

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 февраля 2017 года                      г. Красноярск

    Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Наприенковой О.Г.,

судей Корчинской И.Г., Маркатюк Г.В.,

при секретаре Толстихиной Е.Е.,

рассматривала в открытом судебном заседании по докладу судьи Корчинской И.Г.

гражданское дело по исковому заявлению Дойняка О.А. к Администрации Козульского района Красноярского края о предоставлении жилого помещения,

по апелляционной жалобе истца Дойняка О.А.,

на решение Козульского районного суда Красноярского края от 09 ноября 2016 года, которым постановлено:

«В удовлетворении иска отказать».

Заслушав докладчика, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Дойняк О.А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Козульского района Красноярского края о предоставлении жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что он является лицом из числа детей-сирот, поскольку его родители ФИО18 и ФИО19 умерли, когда он был в несовершеннолетнем возрасте. Согласно постановлению Козульской поселковой администрации № 21 от 29.01.2004 при назначении опеки за истцом было закреплено жилое помещение, расположенное в <данные изъяты>. При обращении в 2006 году в органы опеки и попечительства по этой причине ему было отказано в постановке на учёт и в получении жилья в Министерстве образования Красноярского края. В связи с юридической неграмотностью, истец с соответствующими заявлениями в уполномоченные органы обращаться не стал. Постановлением Администрации поселка Козулька от 13.05.2016 № 173 было отменено постановление № 21 от 29.01.2004 в части закрепления за истцом жилья. В настоящее время истец является нуждающимся в получении жилья, просит возложить на Администрацию Козульского района обязанность предоставить ему во внеочередном порядке благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец Дойняк О.А. просит решение отменить, как незаконное, и принять решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что в настоящее время он жильем не обеспечен, хотя является ребенком-сиротой. При этом в 2006 году он обращался в органы опеки и попечительства для постановки на учёт для получения жилья, что не учтено судом. Кроме того, при принятии истцом наследства в виде жилого дома по адресу: <данные изъяты>, имело бы место ущемление его права на жилище относительно нормы предоставления площади жилого помещения ему, как лицу, относившемуся к категории лиц из числа детей-сирот.

Представителем администрации Козульского района Красноярского края Коледовой М.А. поданы возражения, в которых указано на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.

Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли. Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.

Проверив материалы дела, решение суда, в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив её доводы, возражения, заслушав пояснения Дойняка О.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Положениями ч.1 ст.8 данного Федерального закона в ранее действовавшей редакции предусматривалось, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом, в соответствии со ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в новой редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

На основании со статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей сирот, которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель.

Как следует из преамбулы указанного Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159, а также из вышеприведенной ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, не обращалось с заявлением о постановке на учет и предоставлении жилого помещения в соответствующие органы, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из материалов дела и установлено судом, после смерти
родителей: отца ФИО20 и матери ФИО21,
постановлением Козульской поселковой администрации № 21 от 29.01.2004 г. несовершеннолетнему Дойняку О.А., <данные изъяты>, был назначен попечитель -ФИО22 Согласно пункту 3 данного постановления, за несовершеннолетним Дойняком О.А. закреплено жилье по адресу: <данные изъяты>

В связи с отсутствием на момент закрепления жилья данных о собственнике жилого помещения, указанное постановление администрации поселка в части закрепления жилья отменено постановлением Администрации поселка Козулька от 13 мая 2016 года.

Согласно представленной нотариусом Козульского нотариального округа копии наследственного дела <данные изъяты> в наследственное имущество умершего входил жилой дом по адресу: <данные изъяты>, принадлежавший ФИО23 на праве собственности. В заявлении от 28.08.2007 года истец Дойняк О.А. отказался принимать наследство после смерти отца ФИО24 в виде указанного жилого дома. Согласно свидетельству о праве на наследство от 26 ноября 2007 года наследницей имущества ФИО25 в виде жилого дома, площадью 28,8 кв.м., является дочь умершего ФИО26 (сестра истца).

Дойняк О.А. зарегистрирован по адресу: <данные изъяты> вместе со своей супругой ФИО27 и сыном ФИО28, в квартире, принадлежащей матери супруги - ФИО29 и брату супруги ФИО30

Постановлениями Администрации Балахтонского сельсовета от 19.04.2012 № 21 и 30.07.2015 № 46 семья ФИО32 в составе: супруга Дойняка О.А. и сына ФИО31 признана нуждающейся в жилом помещении для участия в целевой подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 года», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года№50б-П.

Сведения о зарегистрированных правах Дойняка О.А. на объекты недвижимости, расположенные на территории Красноярского края, отсутствуют.

Разрешая при таких обстоятельствах исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, дав оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, исходил из того, что истец Дойняк О.А. ранее имел статус лица, из числа детей-сирот, при этом до достижения им возраста 23 лет в уполномоченный орган с соответствующим заявлением об обеспечении его жилым помещением, как лица такой категории, не обратился, доказательств наличия уважительных объективных причин, препятствующих ему в таком обращении, не представил, при этом отказавшись от вступления в наследство на жилое помещение, оставшееся после смерти его отца, в период времени, когда Дойняк О.А. уже достиг совершеннолетия (20 лет), истец сам ухудшил свои жилищные условия.

Судом было правильно учтено, что в соответствии с положениями норм действующего законодательства, регулирующего вопросы обеспечения жилыми помещениями лиц, из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жилыми помещениями носят заявительный характер.

Указанное означает, что в период нахождения лица под опекой, законные представители обращаются в интересах такого лица в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет в целях получения государственной поддержки в виде получения жилого помещения. В случае если такие действия не были совершены, лицо, достигшее совершеннолетия, до достижения возраста 23 лет вправе самостоятельно обратиться по данному вопросу, предоставив необходимый пакет документов. Доказательств обращения какими-то лицами в уполномоченные органы по вопросу обеспечения Дойняк О.А. жилым помещением не представлено.

При этом добровольный отказ Дойняка О.А. от принятия наследства правомерно оценен судом как намеренные действия истца по ухудшению своих жилищных условий.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истец обращался в органы опеки и попечительства для постановки на учёт для получения жилья, опровергается материалами дела, в котором отсутствуют доказательства обращения с заявлением о постановке на учет как нуждающегося в жилом помещении, Дойняком О.А. до достижения им 23-летнего возраста.

На неверном толковании норм материального права основаны и доводы апелляционной жалобы, что за лицами, которые ранее относились к категории детей, оставшихся без попечения родителей, право на обеспечение жилым помещением по договорам найма специализированного жилого помещения сохраняется до фактического обеспечения ими жилого помещения.

Ссылка апелляционной жалобы на то, что даже при принятии истцом наследства в виде жилого дома по адресу: ФИО34ФИО33, имело бы место ущемление его права на жилище относительно нормы предоставления площади жилого помещения, как лицу, ранее относившемуся к категории лиц из числа детей-сирот, не может служить основанием отмены обжалуемого решения, поскольку они основаны на неверном толковании истцом норм материального права. Норма предоставления площади жилого помещения в 33 кв.м. с определенными допусками с учетом конструктивных особенностей жилого помещения применяется в случае реализации уполномоченными органами в установленном порядке дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определенных ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в то время как такие гарантии на истца не распространялись по указанным выше основаниям.

В целом доводы апелляционной жалобы Дойняка О.А. связаны с неверным толкованием её автора норм материального права, в связи с чем, судебная коллегия находит их несостоятельными.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменения постановленного судом решения по доводам жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Козульского районного суда Красноярского края от 09 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Дойняка О.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

    Судьи:

33-1471/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Дойняк Олег Александрович
Ответчики
Администрация Козульского района
Другие
Минитсрество образования и науки Красноярского края
Управление образования опеки и попечительства администрации Козульского района
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Корчинская Инесса Григорьевна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
01.08.2020Судебное заседание
01.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2020Передано в экспедицию
06.08.2020Судебное заседание
06.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2020Передано в экспедицию
06.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее