№2-3627/2024
УИД 30RS0002-01-2024-005559-57
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 октября 2024 года г. Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Лисицыной Ю.А.,
при секретаре Фроловой В.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района г. Астрахани в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО УК «Союз МКД», ТСЖ «Импульс» об обязании привести контейнерную площадку в соответствии с требованиями,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО УК «Союз МКД», ТСЖ «Импульс»о необходимости приведения в соответствие с требованиями законодательства место сбора и накопления отходов по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления при содержании и эксплуатации контейнерных площадок на территории Ленинского района г. Астрахани. В ходе проверки установлено, что по адресу: <адрес> расположено место накопления твердых коммунальных отходов, которое закреплено за собственниками многоквартирных домов <№> <адрес>, 37 <адрес>. Управление многоквартирными домами <№> <адрес> осуществляет ООО УК «Союз МКД», управление многоквартирным домом <№> <адрес> осуществляет ТСЖ «Импульс».
Просит обязать ООО УК «Союз МКД», ОО ТСЖ «Импульс», в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести указанную контейнерную площадку в соответствии с требованиями Постановления министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Астраханской области от 24.06.2019 № 29 «О порядке накопления твердых коммунальных отходов (в том числе из раздельного накопления) на территории Астраханской области», а именно оборудовать контейнерную площадку, расположенную по адресу: <адрес> ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения ТКО за пределы контейнерной площадки, а также маркировкой и графиком вывоза ТКО.
Представитель истца, помощник прокурора Ленинского района г. Астрахани Тихонова А.А. требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ООО УК «Союз МКД» по доверенности Амбурцева И.В. с требованиями не согласилась, просила в удовлетворении отказать, по доводам указанным в письменных пояснениях.
Представитель ТСЖ «Импульс» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Третьи лица – администрация МО «Городской округ город Астрахань», администрация Ленинского района г. Астрахани, ООО «ЭкоЦентр», управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО «<адрес>» о дне, времени рассмотрения дела извещены, надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причина неявки суду не известна.
Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускается злоупотребления правом гражданами.
В силу пункта 2 статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
Неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права.
Кроме того, информация о дате и времени очередного судебного заседания в соответствии со статьями 14 и 16 ФЗ от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" заблаговременно размещается на интернет-сайте суда.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно статьям 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а также каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.
В соответствии с абзацем вторым статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Положениями ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского поселения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 3 Правил обращения с отходами накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно пункту 10 Правил обращения с отходами в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Абзац пятый пункта 2 Правил обращения с отходами определяет контейнерную площадку как место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, предусматривает, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается соответствующим органом местного самоуправления (п. 4 указанных Правил).
Реестры мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке (п. п. 15 - 19 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов). Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а при их отсутствии - на официальном сайте соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 13 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов).
Как следует ч. 1 и ч. 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, которые должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Такие санитарно-эпидемиологические требования установлены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (который включает в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов).
В соответствии с пунктами 3, 4, 10 СанПиН 2.1.3684-21 контейнерные и специальные площадки, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, иметь место для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки твердых коммунальных и крупногабаритных отходов в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 этого Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусмотрена Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
В соответствии с пунктом 11 названных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 данных Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Согласно пункту 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Таким образом, в силу приведенных положений действующего законодательства, управляющая организация, обслуживающая многоквартирный дом обязана содержать общее имущество собственников помещений многоквартирного дома, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, а также иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с п.12.2. Постановления Министерства строительства и ЖКХ Астраханской области № 19 от 24.06.2019 «О порядке накопления твердых коммунальных отходов» контейнеры должны быть изготовлены из пластика или металла, иметь крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнерная площадка, на которой расположен контейнер, оборудована крышей (в этом случае контейнеры должны быть оборудованы колесиками). Контейнеры должны быть промаркированы с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО, и графика вывоза отходов.
В соответствии с п.14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.
Судом установлено и следует из материалов дела, что распоряжением администрации Ленинского района г. Астрахани от 09 марта 2021 года № 48-р, согласовано создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных жилых домов <№> <адрес> на ранее созданном месте (площадке) накопления ТКО на 2 контейнера с географическими координатами: 46.364710, 48.049142, по адресному ориентиру <адрес>.
Обязанность по организации и содержанию в надлежащем санитарном и техническом состоянии места накопления ТКО по адресу: <адрес> прилегающей территории на расстоянии 5 м по периметру возложить на собственников многоквартирных жилых домов <№> <адрес>.
Управление многоквартирными домами <№> <адрес> осуществляет ООО УК «Союз МКД» управление многоквартирным домом <№>, <адрес> осуществляет ТСЖ «Импульс».
В ходе проверки установлено, что на контейнерной площадке отсутствует ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения ТКО за пределы контейнерной площадки, а также отсутствует маркировка и график вывоза ТКО.
Обязанность по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, образующихся при эксплуатации многоквартирного дома, возложена на управляющую организацию в целях реализации прав и законных интересов собственников соответствующих жилых помещений, оказания им надлежащих коммунальных услуг. В связи с чем, при осуществлении данной деятельности управляющие организации обязаны соблюдать установленные в муниципальном образовании правила благоустройства территории, в том числе, в части оборудования и содержания контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов, как элементов такого благоустройства в целях обеспечения публичных, общественных интересов населения городского поселения, поддержания комфортной городской среды.
При этом не имеет правового значения факт того, что в договоре управления эта обязанность прямо не предусмотрена, поскольку она лежит на управляющих компаниях в силу норм жилищного законодательства, в том числе п. 2.2 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, пдп. "в" п. 40 и п. 42 Правил N 491, согласно которым именно управляющие компании отвечают за надлежащее содержание общего имущества вышеуказанных многоквартирных домов, а последнее включает в себя организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Таким образом, с учетом вышеназванных положений закона, суд приходит к выводу, что обязанность организовать места сбора и вывоза твердых коммунальных отходов в рамках определенных органом местного самоуправления площадок должна быть возложена на управляющую организацию ООО УК «Союз МКД», ТСЖ «Импульс», учитывая, что интересы потребителей (собственников помещений в <адрес>) в данном случае представляют именно данные организации.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку организация мест накопления твердых коммунальных отходов является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, ответчики как управляющие организации в силу закона и договора управления многоквартирным домом обязаны надлежащим образом организовывать и содержать места (площадки) накопления отходов для обслуживания многоквартирных домов. Непринятие ООО УК «Союз МКД», ТСЖ «Импульс» мер по обустройству контейнерной площадки приводит к нарушению прав и законных интересов собственников и пользователей помещений многоквартирного дома. Несоблюдение ответчиками требований санитарного и природоохранного законодательства нарушает гарантированные государством права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.
Доводы ответчиков о том, что Российская Федерация является собственником земельного участка, где располагаются контейнеры, и орган местного самоуправления обязан осуществлять надлежащее содержание данного имущества, являются ошибочными, подлежат отклонению, поскольку противоречат установленным судом обстоятельствам и основаны на неверном толковании приведенных выше норм права.
Суд исходит из того, что ответственность и контроль за сбором отходов в контейнеры, уборка площадок, на которых они размещаются, возложена на собственников многоквартирного дома, управляющая организация ООО УК «Союз МКД», ТСЖ «Импульс» в данном случае ненадлежащим образом выполнили свои обязательства по управлению многоквартирным домом. При этом, не имеет правового значения то обстоятельство, что данная площадка для размещения контейнеров находится на не придомовой территории, поскольку именно на управляющую организацию возложены ответственность и контроль за сбором отходов в контейнеры.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (с изменениями от 31.12.2017), действительно к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относят, среди прочего создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, но за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая деятельность лежит на других лицах.
Вопреки доводам ответчиков то обстоятельство, что к полномочиям органов местного самоуправления относится создание и содержание мест накоплений ТКО, определением схем размещения мест накоплений ТКО и осуществление ведения реестра мест накопления ТКО, само по себе не свидетельствует о наличии обязанности по содержанию и обслуживанию контейнерных площадок.
Основаны на неправильном толковании норм права и ссылка ответчиков на то, что в силу действующего законодательства управляющие компании не вправе самостоятельно производить ремонт контейнерных площадок в отсутствие решения собрания собственников общего имущества и соответствующего финансирования, поскольку работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов включены в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, то указанные работы должны выполняться независимо от наличия решения общего собрания собственников многоквартирного жилого дома.
Суд считает необходимым определить срок исполнения решения суда – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая указанный срок разумным и достаточным для исполнения.
Поскольку истец, действующий в интересах неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, что предусмотрено в Налоговом кодексе Российской Федерации, то в соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с Гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц - 300 рублей, для юридических лиц - 6 000 рублей.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, в данном случае следует определять исходя из размера государственной пошлины, которую должно уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск. В связи с этим при разрешении вопроса о размере государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в случае удовлетворения иска государственного органа, поданного в интересах других лиц, необходимо исходить из субъективного состава лиц, в интересах которого государственным органом подано заявление в суд.
Из материалов дела следует, что заместитель прокурора района обратился в суд с требованиями неимущественного характера в защиту прав и законных интересов неопределенного круга физических лиц.
При таком положении в силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО УК «Союз МКД» (ИНН 3015111125), ТСЖ «Импульс» (ИНН 3016055900) в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести указанную контейнерную площадку в соответствии с требованиями Постановления министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Астраханской области от 24.06.2019 № 29 «О порядке накопления твердых коммунальных отходов (в том числе из раздельного накопления) на территории Астраханской области», а именно оборудовать контейнерную площадку, расположенную по адресу: <адрес>, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения ТКО за пределы контейнерной площадки, а также маркировкой и графиком вывоза ТКО.
Взыскать с ООО УК «Союз МКД» (ИНН 3015111125), в доход бюджета муниципального образования «Городской округ город Астрахань» государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Взыскать с ТСЖ «Импульс» (ИНН 3016055900), в доход бюджета муниципального образования «Городской округ город Астрахань» государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Астраханский областной суд через районный суд, вынесший решение.
Резолютивная часть решения вынесена и отпечатана в совещательной комнате.
Судья Ю.А.Лисицына
Мотивированное решение изготовлено 05 ноября 2024 года
Судья